Иоанн Ткаченко 11557
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь предлагает нам для чтения и размышления отрывок из Евангелия от Луки о подати кесарю.
Фарисеи, посовещавшись, послали к Господу нашему Иисусу Христу лукавых людей, как пишет апостол и евангелист Лука, чтобы уловить Его в слове и наложить на Него руки.
И говорят ему: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? (Лк. 20:21–22).
Лукавство этого вопроса заключалось в том, что если бы Христос ответил, что нужно давать подать кесарю, то фарисеи и законники возмутили бы стоящий вокруг Христа народ и разнесли бы по Иудее весть, что Иисус является пособником римских оккупантов, а не Мессией и, следовательно, не несет Израилю никакого освобождения. А если бы Христос ответил, что подать давать не следует, а нужно следовать только иудейским законам, данных Моисеем, тогда фарисеи отвели бы его на суд сначала к Ироду, а потом и к римскому прокуратору, обвинив Христа в том, что Тот находится в состоянии мятежа по отношению к римской власти и призывает народ не платить налоги.
В Палестинском государстве того времени имели хождение два вида монет: обиходная, которую евреи использовали для торговых отношений, и монета, использовавшаяся для подати в храм. Почему так? На обиходных монетах было написано, что императоры – боги, и по сути сама по себе такая монета уже являлась идолом для иудеев. Такую монету непозволительно было вносить в Храм, и очевидно, что элита еврейского народа очень четко донесла до римской власти, что если им не будет дано разрешение чеканить свою монету для храмовых нужд, то еврейский народ взбунтуется.
Потому и чеканились священные сикли или шекели, как называют их в современности. И во дворе Храма всегда сидели менялы, которые конвертировал нечистые, светские деньги в религиозно-чистые для храмового употребления.
Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Лк. 20:23–25).
Христос просит иудеев показать, какими именно деньгами уплачивается налог. Для уплаты налога использовался, конечно, обычный римский динарий с изображением императора, потому как все вообще золотые запасы, а, следовательно, и все вообще римские монеты считались собственностью императора. Так почему бы не отдать императору то, что ему принадлежит?
Суть в том, что Христос держал в руках монету, на которой было написано: Tiberius Caesar Divi Augusti Filius Augustus Pontifex Maximus. В переводе на русский с латыни это звучит так: «Тиберий Цезарь, сын божественного Августа, Август, верховный понтифик».
То есть, по сути, Истинному Сыну Божию фарисеи дали монету, на которой была надпись о том, что сыном Бога является император Тиберий. И если бы Христос ограничился лишь ответом, что следует отдать императору то, что ему принадлежит, то это бы не десакрализовало императора в сознании истинного римлянина и дало бы, возможно, повод к новым лукавым вопросам со стороны иудеев. Но Господь отвечает исчерпывающе: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Таким образом, Христос не только мудро ответил на вопрос о том, стоит ли платить налог кесарю, но и показал римскому сознанию, Кто есть Истинный Бог и где Его искать.
Чму же нас учит Господь в этом Евангельском отрывке? В нашей жизни часто бывают ситуации, когда мир требует от христианина «отдать кесарю кесарево». Например, та же воинская обязанность, те же какие-то новые паспорта с «печатью антихриста», ИНН и прочие насущные и так волнующие многих из нас вопросы, требующие от нас усилий и каких-либо физических и материальных затрат. И часто у нас возникает вопрос: а зачем это? Как это приближает меня к Богу? Или же «почему государство вынуждает меня принимать печать антихриста»?
Христос говорит нам: отдавайте кесарю кесарево. Ведь, по сути, на римской монете была та же «печать антихриста», надпись, говорящая о том, что Сын Божий не Христос, а какой-то там Тиберий и, вероятно, у благочестивых иудеев могли возникнуть мысли о том, что они признают Богом римского императора и тем самым отрекаются от Истинного Бога.
Однако Христос проводит четкую грань: Божие отдавайте Богу, а все, что берете и используете от мира сего, отдавайте миру и не имейте волнений в душе по этому поводу, не засоряйте мысли и не теряйте душевный покой.
Так не будем же терзать себя, и создавать самим себе новые мирские проблемы, и увеличивать и так гнетущую души суету современного мира: как раз эта суета и страхи отдаляют нас от Христа, а не новые паспорта, штрих коды или ИНН. Аминь.
Иоанн Ткаченко
Студент 4 курса бакалавриата
Ключевые слова: проповедь, Христос, ИНН, штрих-код, паспорт, печать антихриста.
Список использованной литературы
1. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие от Луки.
2. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Луки.
3. Лопухин А.П. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета.
4. Андрей Бердышев. Что означает: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»?// URL: http://www.foru.ru/slovo.43371.1.html(дата обращения: 10.09.2017).
5. Феодор Студит, прп. Огласительные поучения и завещание.
6. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки.