Иеромонах Афанасий (Дерюгин) 21689
Значение церковной молитвы трудно переоценить. Но не всегда люди могут получить от нее тот плод, который она должна приносить. Богослужебные тексты направлены в первую очередь на освящение и просвещение разума человека. Одной из таких важнейших богослужебных книг является Октоих. Рассмотрим общие данные об этой книге, а также ее роль в деле покаяния.
Содержание:
Общие сведение об Октоихе
Октоих (греч. Octoechos, Осмогласник) ― одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а в воскресные дни кроме этого еще и песнопения малой Вечерни и Полунощницы[1].
Октоих составлялся в течение нескольких столетий. Первые каноны и стихиры были написаны преподобным Иоанном Дамаскиным для воскресных дней. Дальше разные части Октоиха были написаны Феодором Студитом, Павлом Аморрейским, Митрофаном Смирнским, Феодором Начертанным и другими песнотворцами[2].
Каждый день недели в Октоихе посвящён той или иной теме. В церковной практике были разные посвящения дней седмицы[3], но в настоящее время сложилась следующая система:
Понедельник: покаяние и Ангельские силы.
Вторник: покаяние и Иоанн Предтеча.
Среда: Крест и Богородица.
Четверг: Апостолы и святитель Николай.
Пятница: Крест и Богородица.
Суббота: все святые и молитва за усопших.
Воскресенье: Воскресение Христово.
Итак, непосредственно покаянию посвящены понедельник и вторник. Поэтому наиболее ярко данная тема раскрывается в службах этих дней (начиная с вечерни в воскресенье). Покаянные каноны на эти дни составлены преподобным Иосифом Песнописцем. «Преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния. Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного ― дело всей его жизни, всех устремлений его души»[4]. Также покаянный характер имеет большая часть канонов Пресвятой Богородице на повечериях.
Но и в текстах других дней седмицы также встречаются важные покаянные мысли. Часто покаянный характер имеют каноны Иоанну Предтече (на утрени во вторник), апостолам и святителю Николаю Чудотворцу (на утрени в четверг). В воскресных службах нередко говорится о спасении и избавлении от грехов через страдания и Воскресение Христа. В заупокойных службах, помещённых в Октоихе в субботы, встречаются мысли, важные с точки зрения учения о прощении грехов. В целом в Октоихе «нравственные правила жизни христианской выражены в разных молитвенных чувствованиях и песнях к Богу» и «нет песни Октоиха, из которой бы нельзя было извлечь для себя назидания»[5].В Октоихе «нравственные правила жизни христианской выражены в разных молитвенных чувствованиях и песнях к Богу».
Здесь нельзя не сказать о некоторых принципах, связанных с рассмотрением богослужебных текстов. С одной стороны, «богослужебные книги содержат стройную систему православного богословия и обладают для православного христианина безусловным и непререкаемым авторитетом. Говоря о догматической значимости богослужебных текстов, не следует забывать о том, что эти тексты читались и пелись в храмах на протяжении более десяти столетий, так что возможность присутствия в них каких-либо чуждых православному вероучению идей практически исключена: все чуждое было отсеяно Церковью»[6]. С другой стороны, эти тексты являются поэтическими, а в такого рода произведениях могут быть применены и гиперболы, и другие литературные приёмы. В связи с этим в рамках данного исследования важен святоотеческий контекст.
Также важно отметить библейскую укорененность текстов Октоиха. Православное богослужение в большинстве своём основывается на Священном Писании. Кроме того, что чтение Священного Писания составляет немалую часть богослужения (Евангелие, Апостол, чтения из Ветхого Завета, Псалтирь) – те части, которые не заимствованы напрямую из Библии, так или иначе на ней основаны. Многие молитвы, составленные святыми, представляют собой компиляцию библейских цитат. В стихирах и канонах постоянно встречаются аллюзии на примеры Священного Писания.Для того, чтобы приступить к покаянию, необходимо начать с осознания своего падения.
Нередко непонятность православного богослужения связывается с церковнославянским языком, с тем, что богослужение совершается тихо и невнятно, и т.д. С этим нельзя не согласиться. Однако не менее важным для понимания богослужения является изучение Священного Писания, на котором построены многие гимнографические тексты.
Например. В каноне Бесплотным Силам 6-го гласа читаем: «Дв7ду прbр0ку твоемY, ћкw престaти сотвори1лъ є3си2, тво‰ лю1ди поражaюща nрyжіемъ ти2 ѓгGла: ћкw щeдръ подaждь ми1ръ хrтE, всBмъ цRквамъ, надлежaщаz нhнэ њблегчaz и3скушє1ніz, ћкw многомлcтивъ»[7]. Для понимания этого отрывка важен не столько перевод на русский язык, сколько знакомство с эпизодом из Ветхого Завета, повествующим о наказании царя Давида за проведение переписи (2 Цар. 24:11-18).
В каноне недели Крестопоклонной есть тропарь: «Грzди2 є3ліссeе прbр0че, рцы2 ћвэ, что2 дрeво џное, є4же въ в0ду вложи1лъ є3си2; кrтъ хrт0въ, и4мже t глубины2 тли2 и3звлек0хомсz, томY покланsющесz вёрнw во вёки»[8]. Имеется перевод этого тропаря: «Иди, Елисей пророк, скажи открыто, что это за дерево, которое в воду ты вложил? Это Крест Христов, которым мы извлечены были из глубины тления и поклоняемся Ему с верою вовеки»[9]. Лексическое значение этого текста стало понятнее – но суть его невозможно понять без знания данного эпизода Священного Писания (4 Цар. 6:1-7).
Говоря о добродетели покаяния, мы также обращаемся к Священному Писанию. Прекрасным примером библейского обоснования покаяния в богослужении является Великий Канон преподобного Андрея Критского, который весь построен на примерах Священной истории. Но и в текстах Октоиха встречается немало библейских примеров покаяния. На протяжении всего рассмотрения этой богослужебной книги будет обращаться внимание на связь её с книгами Ветхого и Нового Завета.
Общие свойства греховного состояния
Говоря о покаянных текстах Октоиха, необходимо начать с того, что они особо ярко описывают состояние грешника. Можно привести такой пример: «Ви1ждь тво‰ пребеззакHннаz дэлA, q душE моS! и3 почуди1сz, кaкw тS землS н0ситъ; кaкw не разсёдесz; кaкw ди1віи ѕвёріе не снэдaютъ тебE; кaкw же и3 сlнце незаходи1мое сіsти тебЁ не престA;»[10].
Такого рода описания даются для осознания своего греховного состояния. Для того, чтобы приступить к покаянию, необходимо начать с осознания своего падения. Против этого особенно восстаёт диавол, стараясь скрыть от человека его грехи, показать их незначительными.
Игумен Никон (Воробьёв) пишет: «Признаком правильности духовного делания является все усиливающееся сокрушение духа, сознание своей греховности, испорченности, бессилия, — словом нищета духа»[11]. Тексты Октоиха уделяют немалое внимание описанию состояния грешника, что должно помочь христианам «прийти в себя» (Лк. 15:17), осознать свою греховность – и с этого начать обращение к Богу.
Первое, о чём свидетельствуют нам тексты богослужения ― это общая греховность рода человеческого. После падения Адама и Евы люди получили непреодолимую склонность ко греху, которая и передаётся из поколения в поколение как смертельная наследственная болезнь. По словам священноисповедника Николая Алма-Атинского «грехопадение наших прародителей для жизни всего последующего человечества имело принципиальное значение: им определяется вся последующая жизнь в ее основном направлении и существенном содержании»[12].
В текстах Октоиха мы не раз встречаем упоминания о том, что согрешили все, что нет ни одного безгрешного, кроме Самого Бога. «Согрэши1хомъ вси2, млcрдіемъ твои1мъ не прeзри нaсъ»[13], «никт0же бо безгрёшенъ, т0кмw ты»[14]. Причём особенно часто такого рода упоминания встречаются в субботней службе, связанной с поминовением усопших. Мы видим такие молитвенные воззвания: «Никт0же безгрёшенъ, никт0же t человBкъ бhвъ, т0кмw ты2 є3ди1не безсмeртне: тёмже рабы6 тво‰ ћкw бGъ щeдрый, во свётэ со ѓгGльскими ликостоsніи твои1ми ўчини2, бlгоутр0біемъ твои1мъ, презирaz беззакHніz»[15], «Ты2 є3ди1нъ kви1лсz є3си2 на земли2, сп7се м0й безгрёшенъ, и4же грэхи2 мjра взeмлzй ћкw млcрдъ: t мjра сегw2 престaвльшихсz вёрою, дyшы ўпок0й во дв0рэхъ с™hхъ твои1хъ»[16]. Мы просим о прощении грехов усопших, апеллируя к тому, что человек не может быть безгрешным.Используя тексты Октоиха, священник может объяснять человеку, что Господь видит всеобщую греховность, и поэтому милостиво относится ко грешникам, обращающимся к Нему.
Об этом пишут и святые отцы, например: «Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того Единого, кто нас ради обнищал богат Сый. Безгрешен Он один – вземляющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников <...>. К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, получали спасение. Потому и мы, братья мои, не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы? - Покаемся. Тысячекратно согрешили? - Тысячекратно принесем покаяние»[17].
Используя приведённые выше тексты Октоиха, священник может помочь людям избегать отчаяния. Человек, видя постоянно повторяющиеся грехи и порой совершенную бесполезность борьбы с ними, нередко впадает в уныние, начинает сомневаться в возможности спасения. Используя тексты Октоиха, священник может объяснять человеку, что Господь видит всеобщую греховность, и поэтому милостиво относится ко грешникам, обращающимся к Нему.
Но в то же время такое осознание не должно стать причиной беспечности. Святые отцы замечали, что лёгкость прощения грехов может привести к духовной расслабленности, и предостерегали от этого: «Не греши постоянно в ожидании получить прощение, но ищи безопасности в том, чтобы не грешить. Многие, в ожидании прощения сделав много дурного, обманулись в надежде, и себя не исправив, и прощения не получив»[18]. Богослужебные тексты предостерегают нас от этой мысли разными способами. Один из них ― свидетельство о том, что лично я являюсь самым большим грешником из всех.
Эту мысль непросто принять. Сравнивая себя с другими людьми, человек нередко видит свои достоинства и чужие недостатки – и не может признать себя первым грешником. Но богослужение свидетельствует нам: «Е#ди1нъ пaче всёхъ согрэши1хъ на земли2 р0ждшихсz, є3ди1нъ бhхъ престyпникъ твои1хъ зак0нwвъ гDи»[19], «сп7си1 мz є3ди1наго тво‰ сп7си1тєльныz престyпльша зак0ны, и3 всsкій грёхъ безсловeснw скончaвша»[20], «Грэхолюби1въ въ житіи2 бhвъ, ћкоже и4нъ никт0же»[21], «Согрэши1хъ къ тебЁ чlвэколю1бче, не по є3стествY ћкw человёкъ, да и3спрошY прощeніе: но пaче человёка, и3 вhше є3стествA, и3 пaче прощeніz»[22], «Пaче всёхъ человBкъ на земли2 ѓзъ согрэши1хъ»[23], «Ћкw въ беззак0ніихъ зачaтъ и3 роди1хсz, щeдре, согрэши1хъ пaче всёхъ человBкъ»[24]. Здесь приведена лишь небольшая часть цитат из Октоиха на эту тему. Почему богослужение призывает нас к такому пониманию?
Такие свидетельства есть и в Священном Писании. Праведный Авраам называл себя «землёй и пеплом» (Быт. 18; 27), апостол Павел говорит: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). Объяснение этому можно найти в святоотеческих творениях. В «Душеполезных поучениях» описывается как некий софист спрашивал у аввы Зосимы: «Как ты считаешь себя грешным, разве ты не знаешь, что ты свят? Разве не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди: как же ты, поступая так, считаешь себя грешным?». Авва Зосима на это ответил, что не знает, как, но действительно считает себя грешным. И авва Дорофей поясняет: «От исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словом»[25].
Здесь мы видим, что считать себя самым грешным – это состояние, которое приходит от привычки к смирению. Невозможно заставить себя так считать, убедить себя в этом. Но, постоянно упражняясь в смирении, человек приходит к такому осознанию.Считать себя самым грешным – это состояние, которое приходит от привычки к смирению.
В приведённых выше цитатах богослужебные тексты показывают нам христианский идеал. Как ни парадоксально это звучит, идеал христианина ― считать себя самым грешным. Об этом же сказано у аввы Дорофея: «не всякий, но только смиренномудрствующий и уничижающий себя может сказать: я осёл, ибо сказать это не есть бесчестие, но, напротив, величайшая честь»[26]. Богослужебные тексты могут помочь священнику напоминать прихожанам об этом идеале.
Тем не менее, тексты Октоиха указывают не только на то, что мы согрешили больше всех. Через покаянные песнопения Церковь призывает нас признать, во-первых, что мы согрешаем постоянно, а во-вторых, что творим буквально все виды грехов и не творим никаких добрых дел.
«На всsкъ дeнь согрэшaюща и3 преступaюща тво‰ зaпwвэди, њбрати1 мz б9е»[27], «Послyшахъ врагA прогнёвающагw, и3 всsкъ грёхъ соверши1хъ»[28], «Не пребhхъ во стрaсэ твоeмъ, не послyшахъ зaповэдей твои1хъ, и3 в0лю твою2 никогдaже сотвори1хъ»[29], «Всsку зaповэдь честнyю ўничижи1хъ, стрaхъ тв0й tри1нухъ хrтE»[30], «Нёсть въ житіи2 сeмъ грэхA, є3гHже ѓзъ є3ди1нъ не сотвори1хъ nкаsнный»[31], «Ниеди1ну на земли2 зaповэдь твою2 сотвори1хъ»[32].
Такого рода цитат очень много. Они схожи по своему смыслу с прошлым блоком цитат, и также показывают нам правильное устроение христианской жизни.
Эти мысли могут показаться слишком мрачными. Однако, деятельно проходя путь духовной жизни, христианин замечает правоту богослужебных текстов. Каждый из нас согрешает постоянно. В каждом человеке содержатся все страсти. Не все они в данный момент реализуются в конкретных грехах, но в зачатках они есть все, и в любой момент могут проявиться. «В первородном грехе заключается семя всех страстей, мы родимся с наклонностью ко всем видам греха»[33]. «Если я не согрешил в чем-то делом, то согрешил словом; если не словом, то мыслью; а если не мыслью, то тайными пожеланиями сердца. Если по факту я не согрешил в том или ином, то только потому, что Бог сохранил от такой ситуации, в которой я бы не выдержал искушения и пал»[34].
Такие примеры из Октоиха показывают всю серьёзность, всю высоту духовной жизни, к которой должен стремиться христианин. «Кот0рыми ўзрю1 тz тогдA, хrтE сп7се, nчи1ма, ниеди1ну на земли2 зaповэдь твою2 сотвори1въ; кaкw нестерпи1мому твоемY предстaну пrт0лу, безмёрныхъ ми2 ѕHлъ творsщу tвётъ;»[35] – в такое недоумение приходит человек, видя свои грехи. Это является началом покаяния. Применяя тексты Октоиха, священник легче может помочь своим прихожанам стяжать это правильное недоумение от зрения своих грехов.
иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Ключевые слова: Октоих, покаяние, песнопение, смирение, грех, Священное Писание, примеры.
[1]Крашенинникова О.А. Октоих // URL: https://azbyka.ru/oktoix-krasheninnikov (дата обращения: 25.10.2017)
[2]Иларион (Алфеев), еп. Христос – победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. ― СПб, 2005. ― С. 201-202.
[3]См. Крашенинникова О.А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха // Богословские труды. Сб. 32. ― М., 1996. ― С. 260-268.
[4]Игнатия (Пузик), схим. Церковные песнотворцы. ― М, 2006. ― С. 188.
[5]Модест (Стрельбицкий), еп. Екатеринбургский. О Церковном Октоихе. ― Екатеринбург, 1878. ― С. 88. См. также: Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Исторический обзор пенопевцев и песнопения Греческой Церкви. ― Чернигов, 1894.
[6]Иларион (Алфеев), еп. Христос – победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. ― СПб, 2005. ― С. 200.
[7]Октоих, глас 6, в понедельник на утрени, 2-й канон, 9-я песнь, 1-й тропарь.
[8]Триодь Постная, Неделя Крестопоклонная, утреня, канон, песнь 8-я, 4-й тропарь.
[9]Неделя третья Великого поста. Перевод иером. Амвросия (Тимрота) // URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post3u.shtml (дата обращения: 25.10.2017)
[10]Октоих, глас 7, в неделю на вечерни, 2-я стихира на «Господи воззвах».
[11]Никон Воробьёв, иг. Письма о духовной жизни. ― М, 2015. ― С. 205.
[12]Николай Алма-Атинский, сщисп. Тайна души человеческой. Святоотеческое учение о борьбе со страстями. ― СПб, 2006. ― С. 8.
[13]Октоих, глас 1, в понедельник на утрени, 2-й седален по 1-м стихословии.
[14]Октоих, глас 2, в субботу на утрени, 3-й седален по 2-м стихословии.
[15]Октоих, глас 1, в пяток на вечерни, 3-я стихира на стиховне.
[16]Октоих, глас 1, в субботу на утрени, 2-й канон, 3-я песнь, 2-й тропарь.
[17]Ефрем Сирин, прп. Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. // Творения. Т. 2. ― М, 1993. ― С. 233.
[18] Исидор Пелусиот, прп. Письма. ― М, 2000. Т. 1. ― С. 623.
[19] Октоих, глас 1, во вторник на утрени, 2-й канон, 8-я песнь, 1-й тропарь.
[20] Октоих, глас 1, во вторник на утрени, 1-й канон, 3-я песнь, 2-й тропарь.
[21] Октоих, глас 3, в понедельник на утрени, 1-й канон, 6-я песнь, 2-й тропарь.
[22] Октоих, глас 4, в понедельник на вечерни, 1-я стихира на «Господи воззвах».
[23] Октоих, глас 4, в понедельник на Литургии, 2-й тропарь на блаженнах.
[24] Октоих, глас 8, во вторник на утрени, 1-й канон, 7-я песнь, 1-й тропарь.
[25]Дорофей, прп. Душеполезные поучения. ― М, 2007. ― С. 70-71.
[26]Дорофей, прп. Душеполезные поучения. М, 2007. С. 331.
[27]Октоих, глас 1, во вторник на Литургии, 2-й тропарь на блаженнах.
[28]Октоих, глас 2, в понедельник на утрени, 1-й канон, 3-я песнь, 2-й тропарь.
[29]Октоих, глас 4, во вторник на утрени, 1-й канон, 3-я песнь, 1-й тропарь.
[30]Октоих, глас 5, в понедельник на утрени, 1-й канон, 4-я песнь, 2-й тропарь.
[31]Октоих, глас 5, в понедельник на утрени, 1-й канон, 6-я песнь, 1-й тропарь.
[32]Октоих, глас 6, в неделю на вечерни, 3-я стихира на «Господи воззвах».
[33]Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. ― М, 2010. ― С. 734.
[34]Комаров С. Триодь Постная – проводник по Великому Посту // URL: http://www.pravoslavie.ru/ 101499.html (дата обращения: 25.10.2017)
[35]Октоих, глас 8, в понедельник на утрени, 1-й канон, 3-я песнь, 1-й тропарь.