«Добродетель, которую Оригену не удалось стяжать – смиренномудрие»

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Добродетель, которую Оригену не удалось стяжать – смиренномудрие»

Алексей Сидоров 5871



Ориген – один из самых продуктивных (по числу выпущенных трудов) учителей Церкви и один из самых ученейших мужей (по глубине богословской мысли). Почему же итог его трудов столь печален – он осужден Церковью. Об этом мы говорим с профессором Алексеем Ивановичем Сидоровым. 

– Беседуя со своими учениками, Ориген говорил: «Изучая науки, стремись постигать сущность вещей». Алексей Иванович, как нам, учащимся, понимать эти слова и применять их на деле?

– Это – святоотеческий принцип. Ориген только наметил этот путь поиска смысла, сути вещей. А как понимать и воплощать это студентам? В Евангелии ведь сказано: «в начале было Слово» – по-гречески буквально: «логос», а в русском переводе это значит и «слово», и «разум», и «смысл». А раз смысл был вначале, то как мы можем в своей жизни не искать его? Если в нас не будет этого смысла, то мы будем жить не по Слову, не по Логосу, не по Господу, не по Христу, но будем все время уклоняться. Без смысла мы не можем жить, и главная задача нашей жизни состоит в том, чтобы его найти.

Без смысла мы не можем жить

Человек все время убегает от этого слова, его увлекают всякие мелочи, хлопоты жизни, житейские попечения. Есть такой термин у святых отцов – περισπασμός, буквально означает «отвлечение». Эта так называемая «проза жизни», она нас развлекает. А мы должны, в том числе, путем молитвы, все время соединяться с Богом-Словом. А когда человек с Богом соединяется, то ум с сердцем соединяется, освящается тело.

– Выходит, познание сути вещей совершается путем сосредоточенного молитвенного делания?

– Да, потому что через молитву мы соединяемся с Богом, Который открывает нам смысл вещей и путь их познания. Вот многие говорят: «День прошел – и слава Богу!». Конечно, слава Богу, но только день нужно провести так, чтобы времяпрепровождение имело в себе разумное начало, и не просто разумное, но божественное. Все в нашей жизни, каждый ее день, должно быть наполнено смыслом. Еще раз повторюсь, что без смысла мы не можем жить. Главный вопрос всегда оставался актуальным: «В чем смысл жизни?»

Я как-то был в Тире Сидонском, проходил по некрополю и увидел памятник одному человеку. Судя по надписи на этом памятнике, когда-то это был богатый и влиятельный человек. Но была ли его жизнь наполнена смыслом, принял ли его Господь к Себе? Вот что действительно имеет значение для каждого!<

br>

Человек всегда должен знать, что талант, который у него есть, он получил от Бога.

– Несмотря на то, что Ориген отличался выдающимся умом и пользовался огромным авторитетом среди современников, он все же был осужден Церковью. Какую ошибку совершил Ориген, и как нам ее избежать?

– Мне кажется, единственная добродетель, которую ему не удалось стяжать – это то, что у святых отцов называется смиренномудрием. Апостол Павел в своем послании говорит: «Что ты имеешь, чего бы ты не получил?» Человек всегда должен знать, что талант, который у него есть, он получил от Бога. А чем, собственно говоря, гордиться талантливому человеку? Ведь главная его задача состоит в том, чтобы свой талант из состояния возможности перевести в состояние реальности. А гордиться просто наличием таланта – бессмысленно. А если человек не выполнил своего предназначения, наподобие человека из притчи, который зарыл данные ему таланты (см. Мф. 25: 24-25)? Если ты приносишь прибыль в 5 талантов – хорошо, в 10 – еще лучше, но ведь это все для Господа, а не для себя лично! Ориген был талантливейшим человеком своего времени, а итог его трудов – печальный, поскольку он высокомудрствовал...

 

Беседовал Андрей Головач

Новости по теме

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ЕВГЕНИЙ РОМАНЦОВ: «ПРАВИЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ» Евгений Романцов Больше всего, конечно, вспоминаю свое детство – это были золотые годы. Учась в восьмом классе школы, я впервые, пусть еще тогда из любопытства, переступил порог храма. Его настоятель, молодой священник, встретил меня так, как будто я ходил туда много лет. И на следующий день (это было зимнее воскресное утро) я уже стоял в алтаре, облаченный в стихарь. С тех пор моя жизнь оказалась связанной с Церковью.