«Что это за такой Бог, который призывает следовать за Ним по пути отсутствия популярности?»

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Что это за такой Бог, который призывает следовать за Ним по пути отсутствия популярности?»

Епископ Зеленоградский Савва 1143



«“Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет”. Так Святая Церковь наставляет нас в тот день, когда Господь, Спаситель наш, пребывает во Гробе.

Конечно, под сводами наших храмов в страстные дни Спасителя нашего раздаются величественные и глубокие песнопения, проповеди священников… Но ведь все человеческие слова несоразмерны с великим и страшным делом, совершенным ради нас Христом Распятым, Христом Страдавшим, Христом Погребенным. И поэтому Церковь говорит нам: “Да молчит всяка плоть человеча”.

Но наш век – не век молчания. Молчание в наше время – это выдающаяся добродетель. Прежде, наверное, было проще молчать, когда люди жили не столь компактно, а главное, когда не было современных средств коммуникации, которые делают общение беспрерывным. Мы прерываемся разве что ради сна, и то не всегда. Наши мысли постоянно касаются чего-то земного, перескакивают от новостей к житейским делам, от житейских дел к развлечениям и снова к новостям. Очень трудно пребывать в страхе и трепете в таком состоянии, даже предстоя перед Богом, распятым Спасителем.

Проповедь о Христе Распятом, — как говорит в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел, — была юродством для его современников, ибо, пояснял он: “Иудеи требуют чудес, и Еллины [представители некогда самой мощной греко-римской цивилизации] ищут мудрости”. Конечно, не Божественной мудрости, воспетой в книге Притчей, которую мы читали за богослужениями весь пост, но мудрости надмевающей.  Святитель Феофан Затворник поясняет, что эллины требовали стройной философской системы, которая была бы представлена в некой привлекательной форме.

Нынешнее время не-молчания представляет нам много новых форм того требования чудес и искания мудрости. Конечно, современный человек, воспитанный на материалистическом восприятии мира, не ищет тех чудес, о которых говорит апостол Павел, — явлений, выходящих за рамки законов бытия. Хотя, мы знаем, что и сейчас есть суеверия, в том числе околоцерковные, которые похожи на требование чудес.

Что такое “требование чудес”, по мысли апостола Павла? Это когда люди, чтобы придать значимость чему-то, хотят ощутить, осязать и увидеть. И это стремление глубоко укоренено в человеке. Не случайно самые популярные приложения для современных телефонов — это те приложения, где можно посмотреть или разместить видеоролики, фотографии. Не-молчание уст превращается в не-молчание зрительное.

Значимым, ценным становится только то, что человек показал или посмотрел, то, что сделало его, таким образом, популярным. И конечно, как для иудея была соблазном проповедь о Мессии распятом, ведь они хотели Мессию популярного, мощного, земного, точно так же сейчас для тех, кто носит такое мировоззрение, соблазном является проповедь о Христе, которая говорит о непопулярных вещах, что нужно пострадать и понести свой крест.

Наш век социальных сетей — это время, когда каждый сам себе мудрец, каждый сам себе учитель, каждый сам себе мерило интеллекта и нравственности. Мудрость сегодня — это не производная от вдумчивого и молчаливого созерцания жизни, ее истин или хотя бы величия творения. Сегодня мудрость — это производная от многословия и праздных споров, в которых, как правило, люди стремятся уязвить своего собеседника, показать его личную несостоятельность. И конечно, при таком мировосприятии проповедь о Христе Распятом — это безумие. Безумно для человека с таким мировосприятием говорить: “Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!”

Ближе всего, может быть, к поиску эллинской мудрости современная идеология, которая пронзает наше общество. А что такое идеология? Это система, которая стремится захватить весь ум, все чувства, все стороны жизни человека. И где здесь остается место Христу? Крайне редко бывает такое, что идеология склоняется перед Распятым Христом. Но, как правило, даже когда идеология использует какие-то евангельские мысли, слова Церкви о Христе, они рассматриваются как инструменты, но не как преклонение перед Ним. Мы это хорошо видим, когда носители разных идеологий говорят о Церкви, о том, как она должна жить. Мы видим, что эти рассуждения являются производными не от Евангельского слова, а от идеологических установок. Для носителя идеологии проповедь Христа Распятого станет безумием, как только идеологические установки столкнутся с Евангельским словом: о любви к ближнему, о самоотречении… Поэтому будем учиться молчать! Завтрашний день Великой Субботы, так сложилось в нашем быту, — день суеты и не-молчания. Поэтому особенно сегодня, предстоя пред гробом Господним, да стоим со страхом и трепетом в молчании. Будем внимать словам канона, который будет сейчас читаться, именуемый “на плачь Богородицы” и будем молить Пресвятую Владычицу нашу, да дарует Она нам научиться хоть немного молчать в созерцании Господа и Спасителя наша, Ее Божественного Сына».

Источник: Ильинский приход