Московская Сретенская Духовная Академия
«Что это за такой Бог, который призывает следовать за Ним по пути отсутствия популярности?»
1 мая 2021
Публикации
«Что это за такой Бог, который призывает следовать за Ним по пути отсутствия популярности?»
«“Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет”. Так Святая Церковь наставляет нас в тот день, когда Господь, Спаситель наш, пребывает во Гробе.
Конечно, под сводами наших храмов в страстные дни Спасителя нашего раздаются величественные и глубокие песнопения, проповеди священников… Но ведь все человеческие слова несоразмерны с великим и страшным делом, совершенным ради нас Христом Распятым, Христом Страдавшим, Христом Погребенным. И поэтому Церковь говорит нам: “Да молчит всяка плоть человеча”.
Но наш век – не век молчания. Молчание в наше время – это выдающаяся добродетель. Прежде, наверное, было проще молчать, когда люди жили не столь компактно, а главное, когда не было современных средств коммуникации, которые делают общение беспрерывным. Мы прерываемся разве что ради сна, и то не всегда. Наши мысли постоянно касаются чего-то земного, перескакивают от новостей к житейским делам, от житейских дел к развлечениям и снова к новостям. Очень трудно пребывать в страхе и трепете в таком состоянии, даже предстоя перед Богом, распятым Спасителем.
Проповедь о Христе Распятом, — как говорит в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел, — была юродством для его современников, ибо, пояснял он: “Иудеи требуют чудес, и Еллины [представители некогда самой мощной греко-римской цивилизации] ищут мудрости”. Конечно, не Божественной мудрости, воспетой в книге Притчей, которую мы читали за богослужениями весь пост, но мудрости надмевающей. Святитель Феофан Затворник поясняет, что эллины требовали стройной философской системы, которая была бы представлена в некой привлекательной форме.
Нынешнее время не-молчания представляет нам много новых форм того требования чудес и искания мудрости. Конечно, современный человек, воспитанный на материалистическом восприятии мира, не ищет тех чудес, о которых говорит апостол Павел, — явлений, выходящих за рамки законов бытия. Хотя, мы знаем, что и сейчас есть суеверия, в том числе околоцерковные, которые похожи на требование чудес.
Что такое “требование чудес”, по мысли апостола Павла? Это когда люди, чтобы придать значимость чему-то, хотят ощутить, осязать и увидеть. И это стремление глубоко укоренено в человеке. Не случайно самые популярные приложения для современных телефонов — это те приложения, где можно посмотреть или разместить видеоролики, фотографии. Не-молчание уст превращается в не-молчание зрительное.
Значимым, ценным становится только то, что человек показал или посмотрел, то, что сделало его, таким образом, популярным. И конечно, как для иудея была соблазном проповедь о Мессии распятом, ведь они хотели Мессию популярного, мощного, земного, точно так же сейчас для тех, кто носит такое мировоззрение, соблазном является проповедь о Христе, которая говорит о непопулярных вещах, что нужно пострадать и понести свой крест.
Наш век социальных сетей — это время, когда каждый сам себе мудрец, каждый сам себе учитель, каждый сам себе мерило интеллекта и нравственности. Мудрость сегодня — это не производная от вдумчивого и молчаливого созерцания жизни, ее истин или хотя бы величия творения. Сегодня мудрость — это производная от многословия и праздных споров, в которых, как правило, люди стремятся уязвить своего собеседника, показать его личную несостоятельность. И конечно, при таком мировосприятии проповедь о Христе Распятом — это безумие. Безумно для человека с таким мировосприятием говорить: “Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!”
Ближе всего, может быть, к поиску эллинской мудрости современная идеология, которая пронзает наше общество. А что такое идеология? Это система, которая стремится захватить весь ум, все чувства, все стороны жизни человека. И где здесь остается место Христу? Крайне редко бывает такое, что идеология склоняется перед Распятым Христом. Но, как правило, даже когда идеология использует какие-то евангельские мысли, слова Церкви о Христе, они рассматриваются как инструменты, но не как преклонение перед Ним. Мы это хорошо видим, когда носители разных идеологий говорят о Церкви, о том, как она должна жить. Мы видим, что эти рассуждения являются производными не от Евангельского слова, а от идеологических установок. Для носителя идеологии проповедь Христа Распятого станет безумием, как только идеологические установки столкнутся с Евангельским словом: о любви к ближнему, о самоотречении… Поэтому будем учиться молчать! Завтрашний день Великой Субботы, так сложилось в нашем быту, — день суеты и не-молчания. Поэтому особенно сегодня, предстоя пред гробом Господним, да стоим со страхом и трепетом в молчании. Будем внимать словам канона, который будет сейчас читаться, именуемый “на плачь Богородицы” и будем молить Пресвятую Владычицу нашу, да дарует Она нам научиться хоть немного молчать в созерцании Господа и Спасителя наша, Ее Божественного Сына».
Источник: Ильинский приход
Автор: Епископ Зеленоградский Савва
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 5476
Теги: