Иеромонах Афанасий (Дерюгин) 4425
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша», — писал апостол Иоанн Богослов в конце первого века. Тогда римские императоры уже начинали гнать христиан, уже были преданы насильственной смерти все апостолы. Христиане были горсткой безумцев, выступавших против всесильной Римской империи. Но после того как три сотни лет их убивали, жгли на кострах, заточали в тюрьмы и принуждали к отречению, на трон вступил христианский император. И вера наша, как и предсказал апостол Иоанн, победила мир.
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» — мог вспоминать, сидя в заточении, святитель Афанасий Александрийский. Он остался единственным православным архиереем на всю вселенную – все остальные так или иначе приняли арианство. Но через несколько лет собор епископов подтвердил правоту Афанасия. И вера наша, как и предсказал апостол Иоанн, победила мир.
Сия есть победа, победившая мир, вера наша
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» — мог вспоминать преподобный Максим Исповедник, находясь в ссылке за догмат о двух волях во Христе. В то время и патриарх, и император приняли монофелитскую ересь, а защитников истинного учения можно было пересчитать по пальцам. Но VI Вселенский собор подтвердил правоту Максима и его сторонников, а их противников предал анафеме. И вера наша, как и предсказал апостол Иоанн, победила мир.
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» — могли вспоминать варяги Феодор и Иоанн, когда киевские язычники поджигали их дом за отказ поклониться Перуну. Весь город во главе с князем был против этих двух человек. Но через несколько лет тот же самый князь крестился сам, крестил весь свой народ, а кровь этих двух мучеников была положена в основание молодой Русской Церкви. И вера наша, как и предсказал апостол Иоанн, победила мир.
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» — мог вспоминать патриарх Геннадий Схоларий, когда мусульмане врывались в его патриаршие покои. Тогда, когда пала великая христианская империя, когда кровь христиан лилась рекой, никто и не думал, что через несколько сотен лет греки добьются освобождения от турецкого ига, и православная вера снова восторжествует в их народе. И вера наша, как и предсказал апостол Иоанн, победила мир.
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» — мог вспоминать Ростовский митрополит Арсений, сидя в Ревельской тюрьме без еды, без одежды, лишённый сана и монашества императрицей Екатериной II. Правительница православного государства мучила архиерея Христова. Но в итоге уже после кончины митрополит Арсений был восстановлен в сане, а потом и прославлен в лике священномучеников. И вера наша, как и предсказал апостол Иоанн, победила мир.
И вера наша, как и предсказал апостол Иоанн, победила мир
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» — мог думать патриарх Тихон, находясь под арестом в Донском монастыре. Могли вспоминать эти слова и все те сотни и тысячи мучеников, которых расстреливали, топили, заживо хоронили, сжигали, обливали водой на морозе, морили голодом, «причащали» расплавленным свинцом. А через 60–70 лет снова открылись храмы, стали воцерковляться люди, Церковь получила свободу. И вера наша, как и предсказал апостол Иоанн, победила мир.
Пусть также и каждый из нас, когда услышит выпады атеистов против Церкви, когда узнает об осквернении православного храма или убийстве православного священника — не смущается, не боится, а вспомнит слова апостола Иоанна: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша».
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Преподаватель Сретенской духовной семинарии
Ключевые слова: победа, апостол Иоанн Богослов, мученики, христианство, Церковь.