Алексей Андреев 11080
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Следуя по пути ко спасению, нам необходимо иметь в виду, что главная наша задача – не исправить мир вокруг нас, а исправиться самим, и тогда мы действительно сможем принести настоящую пользу людям.
Ежегодно в России увеличивается число верующих и воцерковленных людей. Очень часто в личной беседе приходится слышать, как многие уверенно называют себя христианами. И действительно, в нашем государстве с наибольшим преобладанием в религиозной сфере лидирует ортодоксальное христианство, а многие граждане в самом сущностном понимании именуют себя христианами.
Но, как показывает объективная реальность, ситуация с реальным возложением на себя имени христианина обстоит иначе. Речь идет о тех людях, которые восприняли на себя великое звание христианина, исполняют все религиозные предписания, живут церковной жизнью: посещают богослужения, соблюдают посты, – но в своих делах и поступках придерживаются далеких от Христова учения взглядов. Но, как говорит Господь, дерево познается по плодам своим (Мф. 12:33).
В нашей обыденной жизни каждый предмет получает наименование от своего создателя и, соответственно, имеет свое назначение. Отсюда исходит понимание того, что каждый предмет должен соответствовать своему назначению, чтобы исполнить волю своего создателя. Христос есть Создатель особого народа, именующего себя христианами. И, конечно же, априори, жизнь этого народа должна выстраиваться по тем предписаниям и заповедям, которые были положены в основании Христова учения.
Но давайте посмотрим правде в лицо. Давайте поставим себя перед Богом и в глубине своей души спросим: «Христиане ли мы? Живем ли мы так, как заповедовал нам Христос? Следуем ли мы той же дорогой, что и Он? Какие усилия предпринимаем, чтобы не отбиться от Его стада? Какому богу мы теперь служим?» И если мы проведем тщательный анализ нашей христианской жизни, то увидим, что мы давно уже отошли от тех стандартов, которые были нам заповеданы.
Современный христианин ищет комфорта, приспособленчества и компромисса с современным миром. Куда не посмотришь, одни служат самим себе, другие деньгам, третьи человеку. Многие христиане не хотят осознать то, что путь их земной жизни лежит через Голгофу, а кульминацией этого пути станет восшествие на крест.Наше христианство – лишь одно сплошное эгоистичное чувство, направленное на удовлетворение своих религиозных потребностей
Само по себе путешествие для путешественника не является чем-то комфортным: он скрывается от палящего солнечного зноя, он постоянно находится в поисках пропитания, чтобы не околеть от голода, он ищет утепленного места, чтобы не замерзнуть насмерть, он пытается найти чистые источники, чтобы не умереть от жажды. Так и христиане постоянно находятся под палящими лучами трудностей, скорбей, испытаний. Ощущают на себе постоянный холод человеческих сердец и равнодушия. И находят особое утешение в упоении из источников воды жизни, исходящей от Бога и его святых угодников.
Всякий христианин, собирающийся в путешествие, делает это исключительно по своей воле и понимает, какое дальнее расстояние ему предстоит преодолеть и с какими трудностями столкнуться. Но он также осознает, что дорога эта проторена стопами миллионов святых и праведных людей, и поэтому дорожные препятствия не должны вызывать у него смущения.
Но сегодня мы видим абсолютно обратное. Христиане с легкостью отказываются от своего великого призвания и, уж если и хотят следовать за Христом, то с наименьшими затратами времени и усилий. С какой легкостью забыли мы слова Спасителя: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33)! Где наше мужество, где наша отвага в этой нелегкой битве? А ведь преподобный Никодим Святогорец рекомендует непрестанно и мужественно вести невидимую брань – то есть войну[1]. Именно мужество предполагает стойкость, крепость духа, отважность не только в перенесении внешних жизненных факторов, но и во внутренней борьбе со своими страстями, в борьбе за обладание собой.
Мало того, что мы отказываемся от Христа, мы своими действиями и поступками пытаемся растоптать сокровище Божественного учения. Давайте вспомним жизнь Христа. Хоть один вопль остался Им неуслышанным? Хоть одна просьба осталась Им невыполненной? Нет, Христос был отзывчив в отношении каждого человека. Скорбь и болезнь другого человека Он воспринимал как Свою личную трагедию. Он поистине радовался с радующимися и плакал с плачущими. Ни одна трагедия, ни одна скорбь, ни одна болезнь не утаилась от Его Всемогущего взора. Во время Своего пребывания на земле Христос настолько был занят проблемами людей, что порой ни Ему, ни его ученикам не хватало времени на личный досуг, да и что там говорить, даже на выполнение своих естественных потребностей в пище, питии и сне.Голос Христа так и остается неуслышанным, растворяясь в гуле восторженных голосов христиан
Найдем ли мы сегодня среди людей, называющих себя христианами, подобное самоотвержение и любовь к ближнему? А ведь не любящий своего брата не любит и Бога по слову святого апостола Иоанна Богослова: Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). И тогда что же получается? Остается от нашего христианства лишь одно сплошное эгоистичное чувство, направленное на удовлетворение своих религиозных потребностей.
Храмы переполнены, торжественно идет богослужение, слезы радости и умиления вызывают прекрасные духовные песнопения, слово пастыря вдохновляет прихожан. Со страниц Божественного Евангелия снова оживает могущественный и кроткий голос Христа. Как и две тысячи лет назад, Он снова говорит с нами лицом к лицу. Он учит нас любви, милосердию и состраданию к ближнему. И, казалось бы, чего здесь непонятного? Закончилась служба, и, по идее, услышанная теория должна быть закреплена на практике. Сам Господь нисходит в образе нищего, страждущего, плачущего, бездомного. Он с протянутой рукой и жалостной мольбой о помощи слезно взывает к христианам: «Помогите люди добрые, во славу Божию! Помогите ради Христа!» Но, к сожалению, Его голос так и остается неуслышанным, растворяясь в гуле восторженных голосов христиан. А неоказание помощи больному или голодному, по слову праведного Иоанна Кронштадтского, сродно убийству[2].
И это не самый яркий пример. В обыденной жизни (и это проверено на практике) бесполезно обращаться к христианину за помощью. В 99 случаях из 100 он не поможет. Единственное, что можно от него услышать, так это всем известные слова: «Смиряйся, брат, значит, это твой крест». Порой доходит до невероятной банальности – нецерковные люди оказываются более отзывчивыми, чем те, которые ходят в храм. А как бы поступил Христос? А Он бы непременно, безотлагательно помог!В обыденной жизни бесполезно обращаться к христианину за помощью. В 99 случаях из 100 он не поможет
Христианство есть религия любви, и это вечная аксиома! Христиане всегда будут плыть против течения. Жизнь христианина всегда оканчивается распятием. Хотелось бы, чтобы христианское возрождение было ознаменовано обращением к личности Христа и Его вечным непреходящим истинам и было бы удалено от всех человеческих заблуждений, приспособлений и искажений.Порой нецерковные люди оказываются более отзывчивыми, чем те, которые ходят в храм
Хотелось бы, чтобы христианин во всех своих словах, поступках и действиях поступал исключительно с позиции Евангелия и личного примера Христа. А также учился на примере святых, ведь, как пишет псалмопевец Давид, с преподобным преподобен будеши (Пс. 17:26).
Своими силами исполнить миссию христианина до конца невозможно. Но невозможное человеку возможно Всемогущему Богу, поэтому верующий во Христа и Его Всемогущую силу всегда будет спокоен, потому что он не один, с ним Его Спаситель! С ним Пресвятая Богородица! С ним святой архиепископ Савва Сербский, память которого сегодня празднует Святая Церковь! И с ним все святые! Аминь.
Алексей Андреев
Студент 3 курса бакалавриата
Ключевые слова: Христос, Евангелие, любовь, милосердие, христианство, православие, богослужение, храм, Церковь, проповедь, крест, Никодим Святогорец, Иоанн Кронштадтский, христианин.
[1] Никодим Святогорец, преп. Невидимая брань / Пер. с греч. свт. Феофана Затворника . – 7-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – С.74.
[2] Азбука.ру. Праведный Иоанн Кронштадтский. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского (URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-k..., дата обращения: 15.01.2018 года