

Виталий Ляховский 6302
О жизни и подвигах насельников Глинской пустыни написано немало книг и статей, составленных в самой пустыни. Огромный вклад в составление жизнеописаний внесли Глинские иноки, воспитанники и духовные чада старцев, о которых и писали воспоминания, распространяя их душепопечительные наставления и поучения последующим поколениям. Благодаря их трудам нам в полной мере предоставлена возможность почерпнуть из сокровищницы Глинской обители и поучиться на примере жизни некоторых ее насельников – духоносных старцев, подвизавшихся в святой обители, и воспользоваться их пастырскими советами и руководством в духовной жизни.
Игумен Филарет (Данилевский) (1817–1841)
Игумен Филарет явился выдающимся Глинским подвижником XIX в., он стал живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Софрониевой пустынью, с Киево-Печерской Лаврой, а через них и с Афонским монашеством. Мудрый старец Филарет возобновил, духовно возродил обитель. Благодаря его трудам крепла и утверждалась великая пустынь, широко известная в нашей стране и за ее пределами. Высокая оценка обители, ее значимость и известность стали возможны благодаря Уставу, составленному игуменом Филаретом и введенному в монастырскую жизнь по образцу Уставу Афонской Горы. Строгий Глинский Устав впоследствии заимствовали многие другие монастыри. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества. Старческое окормление было утверждено Уставом Глинской пустыни.
В деле старческого руководства настоятель уделял особое внимание ежедневному откровению помыслов учеников своему старцу, что является главным способом искоренения страстей.
Строгие требования он предъявлял и к себе и к братии, и, обращаясь к вопросам духовнонравственной жизни, наставлял братию в Иисусовой молитве, иноческих духовных подвигах, добродетелях, послушании и в исполнении заповедей Божиих. Вместе с тем он советовал инокам держаться среднего, царского пути ― середины в подвигах, предостерегая их от самообольщения.
Под его мудрым, исполненным любовью и умеренной строгостью руководством, сформировалось новое поколение опытных подвижников, многие из которых стяжали глубокое смирение, кротость, милосердие и даже получили от Бога духовные дары прозрения, исцеления, назидания ближних. Затем число таких подвижников возрастало из поколения в поколение.
Старец прославился как защитник Православия, выступая против еретических лжеучений и защищая перед высшим светским обществом устои монашеской жизни, святоотеческое учение о высших степенях богообщения и, напоминая всем об умно-сердечной Иисусовой молитве. Участвуя в дискуссиях, он сумел отстоять православное святоотеческое учение, победить неверие и ложные религиозные воззрения.
Старца Филарета знал по духу преподобный Серафим Саровский и направлял в его обитель тех, кто желал вступить на монашеский путь, указывая на великую школу монашеской жизни в пустыни.
Настоятель Филарет проявил заботу об устройстве ближнего скита на месте явления Глинской Чудотворной иконы Божией Матери. Сюда поселился братский духовник― иеросхимонах Пантелеимон, а вскоре к нему переселились и еще несколько братьев, стремящихся к безмолвию.
Отеческое попечение старца о духовной, хозяйственной, просветительской деятельности обители привело к увеличению числа иноков, которых, вместо положенных по штату двадцати, стало более ста человек.
Все успехи наружного благоустройства обители, как и внутренние, духовные успехи братии, старец приписывал, конечно, не своей преобразовательной деятельности, но благодати Господа нашего Иисуса Христа и помощи Пресвятой Богородицы.
Последним его предсмертным завещанием было: «Имейте, братие, мир и любовь между собою, а я, если обрету у Господа дерзновение, то верую, яко обитель наша не оскудеет. Вы же сотворите любовь, поминайте меня отцом своим, аще аз и не достойный, и обрящете благодать от Бога»[1]. Скончался старец 31 марта 1841 года, на второй день Пасхи. Но не оставил он своих духовных чад и по смерти, предстательствует о них пред Богом. Он неоднократно являлся своим ученикам и предсказывал день их смерти, подавая необходимые советы и наставления.![]()
Настоятель Филарет проявил заботу об устройстве ближнего скита на месте явления Глинской Чудотворной иконы Божией Матери
![]()
И как при жизни святой старец прославлял Бога, так и Господь прославил его не только в Царствии Небесном, но и здесь, по смерти, нетлением и благоуханием тела, нетлением его одежд и гроба[2].
Игумен Иассон († 1879)
Об отце Иассоне известно следующее: он в святую обитель поступил еще будучи юношей в 1863 году. Там он проходил различные послушания и получал духовные наставления. Например, когда о. Иассон проходил послушание по уборке сена, то старец Мартирий (Кириченко) поучал его, как надо избегать празднословия, и учил молитвенному подвигу. А старец Евфимий наставлял в правилах благоговейного поведения в монастыре. Вскоре юный послушник был назначен на новое послушание, прислуживать старцу Илиодору, и, будучи его духовным чадом, научался от него подвигам монашеской жизни. Так он сам писал о своем наставнике: «Имея к нему полное доверие и любовь, я старался напечатлеть в своей памяти все его деяния и все то, что мне довелось не раз слышать от него»[3] и, конечно, все старческие наставления и примеры богоугодной жизни, молодой послушник применял к себе[4].
Архимандрит Иннокентий (Степанов) (1825–1888)
В 1862 году он был назначен настоятелем пустыни. Архимандрит Иннокентий занялся внешним обустройством обители, построил мельницы, каменную больницу, достроил соборный храм. Заботился он и о большом семействе Глинского братства, которое нужно было не только пропитать, но и держать в мире, любви, богоугождении. Он во всем подавал пример собственной жизнью, всегда умел утешить, дать мудрый совет.
Старец учил о молитве: «Надо молиться, без молитвы нельзя ничего начинать. О всяком деле прежде молись и успех его предай Богу... Если у нас нет в душе мира, истины и правоты, то наша молитва сомнительна и не получаем мы от Бога утешения... Молись до тех пор, пока не почувствуешь в себе особенной небесной отрады, имея которую ты способен все встретить, все вынести, все сделать»[5]. Конечно, все о чем учил отец Иннокентий, он пережил сам. Он молился обо всех даже в ночное время, для чего уходил в лес. Милостыню раздавал не считая. Иногда снимал с себя одежду и отдавал нуждающемуся, так как во всем уповал на Бога. И Бог не оставлял праведника, но во всем помогал ему и прославлял уже при жизни. Одна женщина видела вокруг головы старца золотой венец, и лицо его было, как она сама выражалась, словно у ангела, так, что она трепетала от страха, на что отец Иннокентий ей ответил: «Молись, и ты то же получить можешь»[6].
За его щедрость, любовь ко всем, люди называли старца благоутробным, чадолюбивым, милосердным и сострадательным. По молитвам старца исцелялись многие люди, но сам он никогда не лечился и болезни свои принимал с благодарностью Богу, так как видел в них духовное здоровье тела.
Почил праведный старец на 64-м году жизни во время пения «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко» на Всенощном бдении. Его тело в течение четырех дней не подавало признаков тления, и после смерти он являлся многим, исцелял приходивших людей, утешал их, так что они уходили успокоенные и умиротворенные[7].
Иеромонах Софроний (Юденков) (1843 – ок.1911)
Отец Софроний (Семен Юденков) 1843 года рождения происходил из семьи крестьян Курской губернии. С молодых лет Семен хотел стяжать дар любви к Богу и людям, и Господь наделил его этим даром. В 25 лет он поступил в пустынь, где ревностно проходил послушания под мудрым старческим руководством и через 6 лет был пострижен в монашество с именем Софроний. В 1895 году его рукоположили в иеромонаха. Служа у Престола Божия, отец Софроний поражал людей своим глубоким благоговением и сосредоточенностью. Вскоре он достиг высокой степени духовной жизни и стал способен руководить новоначальными иноками. Как свидетельствовали сами иноки, жившие в то время в Глинской пустыни, отец Софроний был великим старцем. Согласно традиции старчества Глинской пустыни, да и других монашеских обителей, старец Софроний приучал своих духовных чад к откровению помыслов, что, хотя и трудно было для новоначальных, но помогало им преуспевать в духовной жизни и избегать тяжких грехов.
Он учил, что чувство ложного стыда в откровении старцу своих помыслов возбуждает враг нашего спасения, препятствуя искреннему раскаянию, и чтобы избавиться от ложного стыда, надо прилагать усилие в откровении, и оно вскоре перейдет в навык. Иноки, приобретшие этот полезный для души навык, через какое-то время сами начинали помогать своим братьям в преуспеянии их духовного состояния, продолжая старческую традицию. В деле воспитания у отца Софрония к каждому был свой подход, смотря по силам и способностям человека. Но Божий дар любви он в одинаковой степени изливал на всех. Старец снисходил к немощам духовных чад, однако требовал осознания своих слабостей и раскаяния в них, и советовал, как можно чаще прибегать к Таинству Покаяния, и не впадать в уныние. Всех христиан, а особенно монашествующих, старец призывал всю жизнь вести войну против врагов нашего спасения с помощью слова Божия, молитвы и покаяния. О любви старец учил, что ею нужно разбавлять все добрые дела, а чтобы ее обрести, нужно сначала очиститься от греховной скверны и отвергнуться своего ума и воли, и руководствоваться во всем только волей Божией. Уподобляться Богу — цель каждого христианина, ибо Бог есть любовь (Ин. 4:16). Любовь, является важным качеством пастыря. Пастырям он говорил, что любовь к пастве вытекает из любви к Богу, а любовь к ней должна быть жертвенной. Также он советовал будущим пастырям испытывать себя, смогут ли они понести это сложное и важное дело, требующее чистоты жизни, силы духа и жертвенного служения Господу и Его святой Церкви, ведь дело это — спасение человека.![]()
Отец Софроний советовал будущим пастырям испытывать себя, смогут ли они понести это сложное и важное дело, требующее чистоты жизни, силы духа и жертвенного служения Господу и Его святой Церкви, ведь дело это — спасение человека.
![]()
Конечно, кротко и с отеческой любовью, научая людей жизни в Боге, старец сам жил в строгом соблюдении церковных установлений, исполняя заповедь Христа: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16).
Когда скончался Отец Софроний — точно не известно[8].
Иеромонах Феоктист (Бородин) (1831 – ок.1911)
Отца Феоктиста в миру звали Филипп Бородин. Родился он в 1831 году в городе Козлове Тамбовской губернии. В 1866 году поступил в Глинскую пустынь, где, благодаря правильному духовному воспитанию, в нем вскоре развились, заложенные в сердце, добродетели. В 1894 году его рукоположили в иеромонаха. За высокодуховную жизнь о. Феоктиста назначили сначала братским духовником, а потом и начальником Спасо-Илиодоровского скита святой обители. Старец заботился о внешнем состоянии скита, но больше всего, конечно, заботился о спасении душ, вверенной ему скитской братии. Как и в самой Глинской пустыни, отец Феоктист ввел в скит откровение помыслов, что является основанием монашеской жизни. Скитянам в свободное время он советовал заниматься чтением святых отцов, каждому по его высоте духовной жизни.
Много внимания старец уделял точности и порядку богослужения. Обладал одновременно и разумной строгостью, и пастырской любовью. Скитская братия, объединившись под его душепопечительством, представляла собой единую семью с общим для всех стремлением к высшей Ангельской жизни. Отец Феоктист во всем был примером для своих пасомых.
Желая жизни созерцательной (то есть высшей ступени в духовном возрастании, благодаря чему достигается видение таин Божиих, и человек получает особые духовные дарования) и уединенной, в 1906 году с него была снята должность начальника скита. Но старческого служения отец Феоктист не оставил до самой смерти. Когда точно наступила кончина старца, остается неизвестным[9].
Иеромонах Иулиан (Гагарин) (1853 – ок.1911)
Отец Иулиан, а в миру Иосиф Гагарин, родился в 1853 году в городе Мещевске Калужской губернии. В Глинскую пустынь Иосиф ушел в 1882 году, а в 1889 году был пострижен в монашеский чин с именем Иулиан. В 1897 году состоялось его рукоположение во иеромонаха. Через определенное время, за строгие монашеские подвиги, его надзору поручили новоначальных иноков, обучавшихся у отца Иулиана монашеской жизни, и как, добрый пастырь, он заботился о правильном ее прохождении. Отец Иулиан, как и другие Глинские старцы, учил отсекать свою волю, вручая ее воле духовного руководителя, то есть во всем быть послушным ему. Но смирение он вырабатывал через их уничижение. Другими словами, преднамеренно, заботясь о духовном преуспеянии своих чад, он смирял их, ругая и по делу, и не по делу. Но, конечно, старец делал это с умом, сам опытно испытав такое послушание и уничижение под мудрым надзором богоносных старцев Глинской пустыни. Старец Иулиан, также учил, что спасение происходит через борьбу с грехами, сопряженной со смирением, и осознанием своей немощи. Отец Иулиан призывал всех, и монашествующих и мирян, к постоянному вниманию над своими делами и словами. Еще он учил, что слова Спасителя: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3) относятся не только к теоретическому, но и к практическому познанию Бога, с участием в Его познании любящего сердца, ума, и преданной Ему воли[10].
Схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) (1842–1912)
Отец Исаия (в миру Иоанн Гомолко), а в схиме схиархимандрит Иоанникий прославился как строгий ревнитель церковной и монашеской жизни, благоустроитель монастыря и скита, основатель издательской деятельности Глинской обители.
Родился Иоанн в Могилеве в 1842 году. С детства он отличался глубокой верой, сосредоточенностью и самоуглублением. В 1865 году, после окончания Гомельского уездного училища, он поступил в Глинскую обитель. С помощью Божией, многими трудами, молодой подвижник стяжал собранность помыслов и непрестанное памятование Бога.
В 1874 году Иоанн принимает постриг от архимандрита Иннокентия с именем Исаия. В 1880 году его рукополагают во иеродиакона, в 1884 году — во иеромонаха. Вскоре отца Исаию назначают письмоводителем и поверенным по делам монастыря. Находясь под духовным руководством игумена Иннокентия, отец Исаия становится и его главным помощником в монастырском хозяйстве, а как письмоводитель еще и отвечает на многочисленные письма богомольцев, стараясь каждого поддержать и дать душеспасительный совет.
После кончины игумена Иннокентия отца Исаию избирают на должность настоятеля обители и в ноябре 1888 года возводят в сан игумена.
Во время настоятельства отца Исаии обитель процветала как внутренне, так и внешне. Он облагораживает и строит храмы, скит, больницу и новые корпуса, для братии и богомольцев. Поднимает монастырское хозяйство, открывает новые мастерские, в которых закаляют себя в труде и учатся терпению послушники. Чтобы приютить сирот и дать им образование, строится Дом Трудолюбия, где кроме изучения разных ремесел, преподается Закон Божий, чтение, церковное пение и чистописание. Заботясь о духовном просвещении многочисленного народа, посещавшего Глинскую обитель, отец Исаия стал издавать духовнонравственную литературу. В целях борьбы с лжеучениями сектантов, в 1908 году он организовывает миссионерский кружок, в обязанности которого входило каждодневное чтение поучений святых отцов в храмах, гостиницах, столовых, монастырях Курской епархии.
Из уважения к подвижнической жизни настоятеля и иноков у Глинской пустыни появляется много жертвователей и благотворителей. Численность братии увеличивается и к 1909 году достигает почти 600 человек.![]()
Сохраняя преемственность древней иноческой традиции, отец Исаия ввел в обитель не соблюдавшееся до того правило — каждому поступившему в обитель назначался старец не по собственному выбору новоявленного.
![]()
Заботясь много о внешнем состоянии Глинской пустыни, старец, как и все богомудрые правители святой обители, более всего уделял внимание и внутренней, духовной жизни братии. Для тех, высоко преуспевших в духовных подвигах, иноков, кто уже «чувствовал сильное влечение внутрь, чтобы быть там с единым Господом»[11], он устроил при обители скит и сам написал для него Устав.
Преуспев в трезвении, то есть, по учению святых отцов вниманию к себе, к своему уму, он поучал этому делу и врученную его управлению братию. О. Исаия учил всех быть внимательными к своей душе и телу, учил охранению ума, чувств и памяти от греховных помыслов, что помогает избавиться от самого греха. Кроме трезвения, отец Исаия самым лучшим средством для борьбы с греховными помыслами называл причащение Святых Таин, а также молитву, чтение и изучение Священного Писания, и покаяние в помыслах своему старцу.
Сохраняя преемственность древней иноческой традиции, отец Исаия ввел в обитель не соблюдавшееся до того правило — каждому поступившему в обитель назначался старец не по собственному выбору новоявленного. И в дальнейшем, только этому старцу, начинающий должен был каждый день открывать свои помыслы и во всем поступать только с его благословения.
Отец Исаия управлял обителью с 1888 года по 1912 год. В 1906 году он принимает схиму с именем Иоанникий.
При столь высокодуховном и многоопытном настоятеле в обители были созданы все условия для развития старчества, и под его душепопечительством возросло множество старцев, одним из которых был следующий настоятель Глинской пустыни ― архимандрит Нектарий[12].
Иеромонах Македоний (Жиров) (1850–1914)
Отец Македоний (в миру Максим Жиров) родился в 1850 году. В Глинскую пустынь поступил в двадцать семь лет, здесь он проходил различные послушания. В 1887 году был пострижен в мантию и, приняв монашество, от всей души и всем сердцем старался угодить Владыке Христу.
Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а потом в иеромонаха. Отец Македоний научился у старцев послушанию, смирению и другим монашеским подвигам. В 1900 году его назначают настоятелем Чуркинской Успенско-Николаевской пустыни Астраханской епархии, где с самого начала он вводит устав Глинской обители. За отцом Македонием сюда последовали и некоторые насельники самой пустыни, благодаря которым, богослужения во вверенной ему обители стали особенно торжественны, улучшилось и монастырское хозяйство. Введение строгого Глинского устава умножило и упорядочило духовный рост живущих и подвизающихся в святой обители, а также приумножило их количество. Для братии высоко духовной жизни Отец Македоний построил скит. Таким образом, традиция старчества Глинской пустыни распространялась и в других монастырях.
После многочисленных жизненных трудов, проведенных в руководстве и душепопечении иночествующих, и благоустроив Чуркинскую пустынь, отец Македоний в 1914 году в сане архимандрита перешел в жизнь вечную к пастыреначальнику Христу[13].
Как сказано в православном катехизисе: «Та любовь, которая не сопровождается добрыми делами, не истинна. Ибо истинная любовь естественно проявляет себя через добрые дела»[14]. И, как мы видим, старцы святой обители заботились в первую очередь о ее духовном состоянии, о возрастании в братии монашеской добродетели, о нравственном совершенствовании, как монахов, так и всех приходящих в Глинскую пустынь. Но, также, старцы-настоятели заботились и о внешнем благополучии пустыни, о ее благотворительной деятельности, материально помогая и в тяжелые времена, и в мирные, тем, кто нуждался в какой-либо помощи.
Виталий Ляховский
Ключевые слова: Глинская пустынь, скит, старчество, преемственность, духовное состояние, наставление, борьба с грехом, спасение, душепопечительство
[1]Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. — М.: Изд. «Самшит», 1997. — С. 77.
[2]Там же. С.53-71.
[3]Там же. С. 537.
[4]Там же. С. 537-539.
[5]Там же. С. 229.
[6]Там же. С. 232.
[7]Там же. С. 225-234.
[8]Там же. С. 541-543
[9]Там же. С. 544-547.
[10]Там же. С. 551-552.
[11]Там же. С. 381.
[12]Там же. С. 370-384.
[13]Там же. С. 530-531.
[14]Свт. Филарет, митр. Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – С.171.