Твердость и настойчивость – основополагающие факторы молитвы

Московская Сретенская  Духовная Академия

Твердость и настойчивость – основополагающие факторы молитвы

Георгий Ермилов 5983



Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят! (Лк. 11:9-10).

Сегодня, возлюбленные о Господе, мы с вами слышали Евангельский отрывок, в котором Господь учит нас правильной молитве. Он приводит всем теперь известную молитву «Отче наш» и показывает на жизненных примерах, что прося у Бога в молитве что-либо, нужно быть твердым и настойчивым, с верой и надеждой ожидая просимого.

Итак, Господь говорит: Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе (Лк. 11:5-7).

Спаситель не случайно приводит именно этот пример. Ведь в этой притче другу просителя пришлось ночью встать, открыть хранилища с хлебом и дать своему приятелю для угощения неожиданно приехавшего к нему друга[1].

А ведь у этого человека, ночью вставшего и давшего просимое, были уже уложены дети, как он сам свидетельствует и ему, возможно, пришлось потревожить их сон, оставить жену и теплую постель.

Почему он так поступает? Господь показывает нам: Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит (Лк. 11:8).

В греческом оригинале употреблено более сильное слово, там вместо слов «по неотступности» сказано «по назойливости»

Профессор Лопухин здесь замечает, что в греческом оригинале употреблено более сильное слово, там вместо слов «по неотступности» сказано «по назойливости». Но в данном случае эта назойливость не является эгоистической, она пылает любовью к ближнему, пронизана древним законом гостеприимства[2]

Будем же, возлюбленные о Господе, всегда устремляться к Богу и просить у него с кротостью и смирением духовных и телесных благ. Будем стараться нашу молитву подкреплять смиренной настойчивостью и надеждой на милость Всеблагого Бога.

Будем стараться чаще просить благ не для себя, но для своих ближних, и Господь не оставит и нас без утешения, как сказал о том святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать»[3].

И после Господь говорит: Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11:9-10).

Сам Спаситель повелевает нам просить, искать и стучать. Но почему именно эти слова Господь использует для научения нас истинной молитве?

Потому что в молитве человек должен не просто просить, но умолять, по слову святителя Иоанна Златоуста, «с великим тщанием и усилием, — что и выражается словом: ищите. В самом деле, кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет»[4].

Почему же Христос призывает стучать в небеса? Потому, что христиане «должны приступать к Богу с силою и теплою мыслию»[5]. Прилагать большие усилия к добродетели, стараться подобно земным богачам стяжать свое небесное богатство. Наконец, Христос сказал «стучите» для того, чтобы показать, что если Он и не скоро откроет, все равно истинный христианин должен ждать.

Постараемся же, дорогие братья и сестры, со всяким усердием и настойчивостью общаться к Богу, зная, что Он для нашей пользы и упражнения в молитве иногда медлит помогать нам (Лк. 18:7).

Да не будем ослаблять молитву, видя, что она не приносит желаемого результата, будем всегда искать Бога и Его всеблагой воли, всегда стучать и просить духовных и телесных благ у Всемилостивого Спаса.

Наконец, Господь завершая свое повествование, приводит еще один пример с поучением: Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:11-13).

Этой притчей Господь предостерегает нас от мысли о том, что Бога можно просить о чем угодно и обязательно это получить

Этой притчей Господь предостерегает нас от мысли о том, что Бога можно просить о чем угодно и обязательно это получить при условии должной твердости и настойчивости в прошении.

Господь наглядно показывает, что если ты сын Божий по благодати, то просить ты должен то, что будет полезно для тебя. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Как эти предметы составляют пищу человека, так и наши прошения должны быть полезны нам и служить в помощь»[6].

Но почему Господь говорит: Итак, если вы, будучи злы… (Лк. 11:13)? Здесь Христос не упрекает во грехе и зле человеческое естество, но здесь Он, по слову  Иоанна Златоуста, «называет отеческую любовь злобою для различия от Своей благости»[7].

Будем же, возлюбленные о Господе, стараться с особой настойчивостью и твердостью просить только того, что действительно было бы полезно в перспективе нашей вечной жизни, по слову Спасителя: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6:27). И тогда, несомненно, получим. Ибо если мы усердно просим и не получаем, то мы просим камня[8].

Будем же, дорогие братья и сестры, со всяким усердием и твердостью молиться ко Господу за себя и с тем же прилежанием за ближних, зная, что это и нам принесет пользу на небе.

 Не будем малодушествовать, когда не сразу получим просимое, зная, что Бог иногда медлит нам помогать для нашей же духовной пользы. Будем всегда с непоколебимой надеждой просить, искать и стучаться в двери к Небесному Владыке.

Будем же испытывать характер наших прошений к Богу. Постараемся  не просить Бога о даровании нам камня, змеи или скорпиона, но взглянем на то, что просили угодники Божии и, устремив ум к Богу, станем умолять его о даровании нам полезных для нашей души.

Станем же стараться, братья и сестры, всячески подкреплять нашу немощную молитву, твердым упованием на Бога, вспоминанием уже дарованных благ и примером святых, чтобы, вооружившись твердостью, терпением и непоколебимой надеждой, ждать помощи от Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.


Георгий Ермилов

Студент 4 курса бакалавриата


Ключевые слова: проповедь, Христос, молитва, притча, толкование


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  

1.                     Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2013. – 1296 с.

2.                     Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:23:37 (дата обращения 8.11.2017 года).

3.                      Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея творения. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. – 435 с.

4.                     Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/moja_gizn_vo_hriste/1_3 (дата обращения 8.11.2017 года).

5.                     Толковая Библия Лопухина А.П. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&tolk=%D2%EE%EB%EA%EE%E2%E0%FF%20%C1%E8%E1%EB%E8%FF%20%C0.%CF.%20%CB%EE%EF%F3%F5%E8%ED%E0 (дата обращения 8.11.2017 года).

6.                     Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&id_tolk=39 (дата обращения 8.11.2017 года).



[1] Толковая Библия Лопухина А.П. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&tolk=%D2%EE%EB%EA%EE%E2%E0%FF%20%C1%E8%E1%EB%E8%FF%20%... (дата обращения 8.11.2017 года).


[2] Толковая Библия Лопухина А.П. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&tolk=%D2%EE%EB%EA%EE%E2%E0%FF%20%C1%E8%E1%EB%E8%FF%20%... (дата обращения 8.11.2017 года).


[3] Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/moja_gizn_vo_hriste/1_3 (дата обращения 8.11.2017 года).


[4] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея творения. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. С. 186.


[5] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея творения. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. С. 187.


[6] Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&id_tolk=39 (дата обращения 8.11.2017 года).


[7] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:23:37 (дата обращения 8.11.2017 года).


[8] Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&id_tolk=39 (дата обращения 8.11.2017 года).



Новости по теме

Подвиг духовной борьбы на примере святых мучеников Андрей Головач Сегодня святая Церковь чтит память святых мучеников, претерпевших страдания от персидского царя Сапора. Их житие повествует о потрясающих сознание чудесах Божиих, которые всемогущий Господь явил в своих верных последователях за их мужественное исповедание христианства. Для нас важно увидеть, какими добродетелями святые просияли в своем подвиге, чтобы понять, какие из них особенно важны в духовной борьбе.
Откуда берутся Я Александр Громотков Священное Писание предлагает нам богооткровенный взгляд внутрь себя в поисках источника и причины своего Я. Данное эссе является умозрительным путем от зеркала в ванной до просторов природы, путем от естественного богопознания до сверхъестественного, через многотысячелетнюю историю грехопадения к проблемам современности, до спасения в Иисусе Христе, который стал для нас единственным зеркалом, в котором мы можем истинно обрести себя.
О невнимании к делам Божиим и необходимости покаяния Алексей Бородай Христос говорит, что самым ярким доказательствам Его Божества будет воскресение из мертвых после трех дней смерти. Это будет самое главное чудо, а других знамений, именно для доказательства Своего Божества – Он делать не будет.