Фарисейская праведность или живая вера?

Московская Сретенская  Духовная Академия

Фарисейская праведность или живая вера?

Андрей Матвеев 9787




Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Евангелия, где Господь Иисус Христос обличает фарисеев за их мнимую праведность. Что актуального мы можем найти для себя в сегодняшнем чтении? Божие Слово живо и действенно в любое время, поэтому все, сказанное Им 2000 лет назад, можно смело и с уверенностью применить и к нынешнему времени. Фарисей – это не вымерший мифический персонаж, он живет и доныне в нашей с вами церковной жизни, и подчас настолько врастает в нее, что порой без встряски свыше обнаружить его нам самим в себе не удается. Чтобы разобраться, за что именно обличал Христос фарисеев и какую цель Он преследовал, обратимся к строкам Писания.

Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15).

По слову святителя Игнатия Брянчанинова, Господь обличает фарисеев за то, что те «замешаны на тщеславии» и «все делают для похвалы людей»[1]. Фарисеи старались внешне быть благочестивыми, не столько заботясь о том, чтобы исполнить нравственный закон и через это обрести счастье в исполнении заповедей, сколько о том, чтобы получить лестные похвалы от окружающих, почет, славу, незаслуженное звание «праведника». Такое человекоугодие Спаситель называет «мерзостью перед Богом», чем дает понять Свое отношение к такому лживому лицемерию. Господь как бы говорит: «Я вижу вас насквозь, неужели вы думаете обмануть Меня? Того, Кто вас создал? И мне омерзительна та лживость, которой пропитано ваше сердце, ищущее пустых почестей, не соответствующих действительности. Вы рабы, зависимые от человеческого суждения, нет в вас искренности, верности. Вы мне противны».

Задумаемся над тем, нет ли в нас схожего человекоугодия? Всё ли мы делаем исключительно ради Бога? Не ждем ли мы того, чтобы кому-то понравится?

Если мы будем честными, то непременно обнаружим, что тончайшее тщеславие всегда сопутствует нам: в поведении, разговоре с окружающими, одежде, поступках.

Святые отцы рекомендуют всегда при всяком деле иметь память о Боге с тем, чтобы каждое совершаемое дело было угодно Богу

Можем ли мы если не избавиться полностью от тщеславия, то хотя бы не быть его рабами? Святые отцы рекомендуют всегда при всяком деле иметь память о Боге с тем, чтобы каждое совершаемое дело «было угодно Богу»[2].

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16:16–18).

Далее Спаситель говорит о том, что наступает новое время, в которое открывается вход в Царствие Небесное. Поэтому недостаточно формального исполнения заповедей Ветхого Завета, носящих скорее юридический, нежели духовно-нравственный характер. Отныне человеку заповедуется прилагать собственные усилия для духовного совершенствования и преображения, для борьбы со страстями и греховными привычками, для  борьбы с поврежденной грехом волей. Об этом говорит праведный Иоанн Кронштадский: «Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или с духами злобы поднебесной (Еф. 6:12), борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога»[3].

Господь не отменяет заповедей Ветхого Завета, но дополняет их живой силой Завета Нового, призывающей к понуждению себя на жертву, которой в общем смысле является наше самолюбие, гордость. В качестве примера он приводит ветхую заповедь о том, что муж имеет право развестись с женой, если она ему надоела. Это заповедь дана была человеку грубому, недуховному с тем, чтобы избежать возможного насилия в семье, где царит не любовь и забота, а ссоры, ненависть и похоть. И дает новую заповедь о семье, где муж и жена связаны в «плоть едину» и должны научиться любить друг друга, жертвовать собой ради другого, уметь мириться, общаться, понимать друг друга, стараться сделать другого счастливым. Господь называет само расторжение брака – поводом к прелюбодеянию, что является смертным грехом.

Исполняем ли мы заповеди Нового Завета о любви? Или довольствуемся лишь частичным исполнением ветхозаветного Закона? Чтобы понять, насколько необходима нам духовная, а не формальная сторона заповедей, Христос со строгостью обращается к нам: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). Его слова истолковывает преподобный Исидор Пелусиот: «Если вы, для служения Богу признающее достаточною одну наружность, того, чем хвалитесь, не обратите в самое дело, то царствие Божие не будет для вас открыто, потому что Царствие сие истинно и открывается истинно ищущим его»[4]. Нами должна двигать не нужда формально отдать дань закону, чтобы «задобрить Бога», но истинное и пламенное желание попасть в Царствие Божие и приложить для этого все возможные усилия.

Что можно противопоставить фарисейской праведности? Только любовь

Что можно противопоставить фарисейской праведности? Только любовь, потому что по слову апостола Павла любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10); любовь – совокупность совершенств (Кол. 3:14).

Назревает своевременный вопрос – как же нам стяжать любовь? Узнать это можно у тех, кто опытным путем достиг этой добродетели, наполнился ею и может поделиться знанием о ней – у святых отцов, которые знали Бога не только по книгам, но лично беседовали с Ним, как мы сейчас общаемся друг с другом.

О том, как возгреть в себе любовь, пишет преподобный Амвросий Оптинский: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». Это значит, что любовь, не только к Богу, но и к ближнему, не дается нам сама по себе. Нам нужно первоначально принести плод своего труда, показать наше твердое намерение идти путем Евангельских Заповедей. И Бог, видя наше намерение, обязательно даст нам силу любить Его, Своею совершенной любовью зажжет в нас любовь.

Преподобный Силуан Афонский, стяжавший за свою жизнь высочайшую любовь к Творцу, говорит о том, что ее нужно искать, испрашивать в молитвах, всем своим существом показать нашу потребность в любви, устраняя собственное самолюбие, непрестанно понуждая себя на исполнение заповедей. Обрести любовь к Богу возможно через смиренную деятельную любовь к ближнему – через дела милосердия, сострадания, через искреннюю молитву за обижающих нас, нелицемерную заботу о всяком человеке без пристрастия. Он пишет: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге» [5]

Обрести любовь к Богу возможно через смиренную деятельную любовь к ближнему

Итак, что полезного мы вынесем для себя из всего сказанного? Нужно очень внимательно следить за собой, за своим душевным состоянием, чтобы понять, не охладели ли мы в живой вере и любви. Не подменили ли мы любовь формальным исполнением обрядовой стороной, привычкой, снисканием уважения окружающих? Сохранилось ли в нас то первоначальное желание стать лучше, ближе к Богу, стать Его друзьями?

И если мы в себе заметим такое окаменение, а при внимательном рассмотрении себя этого нельзя не заметить, то обратим все свои силы на то, чтобы найти Бога и  воспитать в себе любовь к Нему. Через понуждение себя, жертвенность, отказ от комфортного самолюбия, привычек. Будем молиться Богу о вразумлении и даровании нам, немощным, сил для этого. Не будем страшиться собственных немощей и страстей, но возложим твердое упование на Бога, помня, что невозможное человеку возможно Богу (Лк. 18:27). Аминь.

Андрей Матвеев 
Студент 4 курса бакалавриата

Ключевые слова: проповедь, Евангелие, праведность, вера.

[1] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Т.1. https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/48


[2] Феофан Затворник, свт. цит по: Филарет Вознесенский, митр. Главная задача человека – спасти свою душу. https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznesenskij/propovedi/7


[3] Иоанн Кронштадский, прав.Последний дневник (1908 г.) http://bible.optina.ru/new:mf:11:12#prav_ioann_kronshtadtskij


[4] Исидор Пелусиот, прп. Письма. Книга I. http://bible.optina.ru/new:mf:05:20#prp_isidor_pelusiot


[5]Силуан Афонский, прп. Творения. https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/2_2



Новости по теме

Теология или богословие? Михаил Бычков Теология и богословие – это одно и то же слово или принципиально разные понятия? В чем заключается сходство и различия между ними? И могут ли они взаимодействовать? Над этими и другими вопросами рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.
Заповеди блаженства по Евангелию от Луки Алексей Кириллин Да, Христос творил чудеса. Да, они совершаются в Его Церкви и по сей день. Но главным чудом Христа, перевернувшим жизнь античного мира и продолжающим переворачивать жизнь людей, приходящих к Нему с открытым сердцем, является тот путь стяжания Царства Божия, который Он указал в Нагорной проповеди.
Принять правильное решение Владислав Ершов Что увидим мы, перенеся свой мысленный взор ровно на сто лет назад в столицу России? В то время, когда сотрясались основы великой страны – восстанавливалась древняя честь патриаршего престола, когда пресеклась династическая линия царской власти – процвел крин власти духовной, когда неверие становилось нормой – было явлено «правило веры». Ровно сто лет назад в храме Христа Спасителя Первосвятителем Руси стал митрополит Московский Тихон.