Сретенская академия 30369
Что значат слова, которые народ кричал Христу при въезде Его в Иерусалим – «Осанна в вышних»? Почему Господь воссел на ослицу и молодого осленка, а не на одно животное? Кто научил детей славить Христа? И какие обычаи на Руси были связаны с празднованием этого события? Разбираемся в смысле и нюансах праздника Входа Господня в Иерусалим.
Знаете ли вы, что символизирует собой праздник Входа Господня в Иерусалим?
Святые отцы объясняют Вход Господень в Иерусалим как торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть. Об этой связи говорит святитель Амвросий Медиоланский: он видит ее в том, что Христос вступил в Иерусалим в день избрания агнца, которого, согласно иудейской традиции, надлежало заколоть на Пасху.
Святитель Иоанн Златоуст отмечает связь этого события с чудом воскрешения Лазаря и с Воскресением Иисуса Христа. Он обращает внимание на Царское достоинство Иисуса, явленное в событии праздника. А также подчеркивает торжественность вхождения Христа в Иерусалим, которая резко выделяла это событие на фоне других случаев прибытия Христа в Иерусалим во время Его земной жизни.
Святитель Григорий Палама подчеркивает сверхъестественный характер события праздника, поскольку было явлено чудо – Сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал о Христе: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?». В богослужебных текстах недели ваий говорится, что Сам Всесвятой Дух научил детей воспевать хвалебную песнь Сыну Давидову при торжественном входе Его в Иерусалим [1]. А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети». Святой также присовокупляет, что «приступающие к божественному учению должны быть детьми в душе своей» [2] подобно тем детям, встречавшим Христа в Иерусалиме.
В событии Входа Господня в Иерусалим исполнился ряд пророчеств о Мессии. Например, народ восклицал слова мессианского псалма: «Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21: 9 – ср. Пс. 117: 26). Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Сын благословен не потому, что получил благословение от Отца, а потому, что от нас Ему приносится благословение, подобающее только Богу. Святой Ириней Лионский, размышляя на эту тему, обращает внимание, что если Господь Иисус Христос «есть Тот Самый, Который предвозвещен пророками, и если пришествие Его доставило принявшим Его обильнейшую благодать и большие дары, то очевидно, что и Отец есть Тот же Самый, Который возвещен пророками, и пришедший Сын преподал познание не о другом Отце, но о Том, Который изначала был проповедан, от Которого Он и принес свободу» [3].117 псалом был у евреев в числе молитв, посредством которых испрашивалось пришествие Мессии
Архиепископ Никанор (Каменский), однако, смещает акцент в понимании этого пророчества на торжественное вступление в Сион Давида и отождествляет слова «Благословен грядый во имя Господне» с приветствием Давида ликующей толпой. Он говорит, что это вхождение Давида соответствует торжественному вступлению в Иерусалим Иисуса Христа. Из его рассуждения следует, что простой народ провозглашал слова 117 псалма, которые хранились в их умах и сердцах, вероятно, как результат «школьного научения, из которого народ мог знать о мессианском значении этого места 117 псалма» [4]. Здесь нужно добавить, что, по свидетельству блаженного Иеронима, 117 псалом был у древних евреев в числе молитв, посредством которых испрашивалось пришествие Мессии [5].
Кроме того, святитель Кирилл Александрийский, отмечая исполнение содержащихся в Ветхом Завете мессианских пророчеств, указывает на величайшее смирение Сына Божия, с которым Он вступил в Иерусалим.
Существует обычай класть освященные вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть
Знаете ли вы, какими народными традициями характерен этот праздник на Руси?
Почему принято приносить в храм и освящать вербу? Едва тает снег, как среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с пальмовыми ветвями, с которыми встречали Христа в Иерусалиме.
Это любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл своеобразные черты. Например, широко распространено языческое суеверие «битье вербой», когда хлестали после праздничной службы, а после освящения вербы, приходя домой, хлестали вербой друг друга, детей: чтобы росли и были здоровыми, с той же целью хлестали скотину, пчелиные ульи, а затем шли в огород и на озимом поле после того, как трижды били землю вербой, втыкали ее в землю. И даже ходили хлестать вербой могилы близких. Такой обычай, хотя и отличающийся в деталях, был распространен среди многих славянских народов: в Польше, Чехии, Славонии (территория Хорватии). Отсюда и поговорки: «Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья»; «Не верба бьёт, а старый грех» и др.
Помимо традиций, носящих суеверный характер, есть и благочестивые христианские обычаи, например хранить освященные вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. А также в некоторых местах существует обычай класть освященные вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освященными ветвями.Знаете ли вы, что означают вербы, которые мы освящаем и храним в память об этом празднике?
Употребление ветвей и свечей относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие отцы Церкви. Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.
«Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому – мы встречаем вербами. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является начатком всего живого, знаком того, что все – от Бога. Верба – одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку» (протоиерей Вячеслав Харинов).
«Ослица, порабощенная, влачившая бремя закона, есть синагога, а осленок, игривый и свободный, – народы языческие…»
Святой Андрей Критский пишет: «Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и сретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему?... Вместо ваий принеси добродетельную жизнь; ветвями масличными соделай свои руки, простертые к милостыне».
Знаете ли вы, что праздник Входа Господня в Иерусалим знаменует собой окончание Великого поста и начало Страстной седмицы?
Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Четыредесятницы к Страстной Седмице. В пятницу, накануне Лазаревой субботы, оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в знак окончания поста поется стихира: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое».
Знаете ли вы, что ослик, на которого воссел Господь, был не один, но животных было два?
Сама поездка Христа на ослике, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9: 9). У евангелиста Матфея пророчество Захарии описано как осуществленное вплоть до мельчайших подробностей, т.к. говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке, принимавших участие во Входе Господнем в Иерусалим. При этом из текста Евангелия можно понять, что Господь воссел на двух животных сразу: «и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне» (Мф. 21: 2-3, 5, 7). Как такое могло быть?
Было предложено несколько вариантов решения вопроса о смысле этих строк, из которых наиболее вероятны два: текст этого стиха мог быть испорчен (в рукописях действительно есть расхождения), и в действительности Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» в этом стихе относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие евангелисты однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой, необъезженный осел шел через толпу спокойно. Евангелисты подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился – это указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу (Числ. 19: 2 слл.; Втор. 21: 3; 1 Цар. 6: 7;).
Знаете ли вы, что поездка на осле Христа, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии?Множество людей, потрясенные воскресением Лазаря, спешили увидеть его своими глазами
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9) – это пророчество цитируется у евангелистов Матфея и Иоанна, а у Марка – подразумевается.
«Мы переносимся к более возвышенному смыслу, чтобы уразуметь, что эта ходившая под ярмом ослица, порабощенная, влачившая бремя закона, есть синагога [или народ иудейский]; а осленок, игривый и свободный, – народы языческие, на которых воссел Иисус; к ним двоим послал Он и двух учеников Своих: одного – к обрезанным, а другого – к язычникам» (блаженный Иероним Стридонский – символическое толкование).
Знаете ли вы, что Вход Господень в Иерусалим и воскрешение Лазаря связаны между собой?
Торжественная встреча Христа при входе в Иерусалим была обоснована, главным образом, недавним чудом воскрешения четверодневного Лазаря. Большинство людей, встречавших Христа («множество народа, пришедшего на праздник» (Ин. 12: 12)) – это люди, потрясенные чудесами Господа, в том числе и воскресением Лазаря, и спешившие увидеть его своими глазами. В этом усматривается связь между этими событиями и, как следствие, между соответствующими им церковными праздниками. В литургической практике эти два события связаны некоторыми общими песнопениями. Событие воскрешения Лазаря, согласно учению Церкви, предвозвещало Воскресение Христово, так же, как и Вход Господень в Иерусалим предвозвещал крестные страдания, смерть и воскресение Спасителя.
Знаете ли вы, что в Иерусалим верхом въезжали только цари?Традиционно все паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения
События Входа Господня в Иерусалим понималось всеми как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что люди подстилали Христу под ноги свою одежду (Мф. 21: 8; Мк. 11: 8; Лк. 19: 36; ср.: 4 Цар. 9: 13). Впрочем, передвижение на осле было характерным для еврейских учителей. Однако традиционно все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения и почитания Святого града и храма. Ослик говорит о мирном характере вступления Мессии-Царя в Его город (Мф. 21: 5), контрастирующий с обычными для торжественного входа царей и полководцев боевыми скакунами, слонами и колесницами. Подтверждением этого служит и тот факт, что въезд Христа в Иерусалим как Царя не привел к восстанию или серьезным волнениям; Он не был арестован немедленно, а лишь спустя какое-то время, хотя событие Входа Господня вызвало подозрения и опасения у иудейской верхушки.
Знаете ли вы, что значат слова, которые народ кричал Христу: «Осанна в вышних»?
Сопровождая Христа, народ и ученики восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» Это возглас – слова из псалма 117, который пелся по большим праздникам: «О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши же! Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня» (Пс. 117: 25-26).
Еврейское выражение «осанна» буквально означает «спаси же» – это мольба о помощи, обращенная к Богу. Например, на осеннем празднике Кущей люди восклицали «осанна», чтобы Бог послал дождь, и земля за зиму напиталась влагой. «Осанна», в первую очередь, выражает не мысль, а эмоцию – подобно слову «ура» в русском языке. А продолжение – «в вышних» – это обращение к Богу: «Спаси Ты, Который в вышних», то есть на высоте от земли, на небе.Еврейское выражение «осанна» буквально означает «спаси же»
Редакция сайта Сретенской семинарии
Впервые опубликовано 23.04.2016 г.
Примечания:
[1] Разумовский Г., прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. – С. 48.
[2] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. – СПб: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1899. – С. 94
[3] Ириней Лионский, свщмч. Творения. – М.: Православный паломник, 1996. – С. 343.
[4] Никанор (Каменский), архиеп. Изображение Мессии в Псалтири. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1901. – С. 148.
[5] Там же.