«Да будет плодом знания добродетель». Наставления святителя Филарета (Дроздова)

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Да будет плодом знания добродетель». Наставления святителя Филарета (Дроздова)

Сретенская академия 8011



Святитель Филарет Московский, чью память Православная Церковь чтит 19 ноября / 2 декабря, много потрудился на ниве образования в Российской империи. Чтобы это понять, стоит только взглянуть на его должности и награды. Он был действительным членом Императорской Российской академии, почетным членом Императорской Академии наук и впоследствии ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности. Ректор Московской духовной академии, президент Русского Библейского общества. Помимо прочего – крупнейший русский православный богослов XIX века.

В день памяти святителя Филарета Московского сайт Сретенской семинарии публикует высказывания святого на тему духовного воспитания и образования. 

«Имеете наставников, учение, книги. Это – сокровище для юности. Но земное учение требует помощи Небесного Наставника, подобно как семя и прозябение требуют солнца, чтобы возрасти и принести плод».

*

«Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум (см.: Притч. 2: 6). К Нему возводите взор ума, к Нему простирайте воздыхания сердца, когда приступаете к учению или когда встречаете трудности в учении. К Нему возносите благодарное сердце, когда разумеваете учение и обретаете успех. Наипаче же храните чистоту и непорочность сердца, дабы, не затмеваясь, входил в душу свет Божий».

Земное учение требует помощи Небесного Наставника, подобно как семя и прозябение требуют солнца, чтобы возрасти и принести плод

«Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проницающее от ума до сердца, и да будет плодом знания добродетель и истинное благо, частное и общее»

*

«Подражание есть одно из самых употребительных орудий для образования и направления жизни и деятельности во всех видах. Это есть средство, не менее действующее, как слово учения, иногда еще более, а иногда почти единственное. Подражание старее слова учения, и самое слово раскрывается и образуется посредством подражания».

«Христос есть Свет и древнего мира – так же, как нового! И отдаленный древний мир указует не на иной свет, как на сияющий нам так близко во Христе! Куда же и теперь приглашать любителей просвещения, как не к сему Свету? Приступите к Нему и просветитесь».

*

«Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним».

Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоит, чтобы перестроение не обратить в разрушение

«Для иных семинарий не нужно, а для иных не излишне было бы сказать и сие: посмотрите в книгу поведения и, если найдутся замеченные неоднократно в предосудительных поступках, обнаруживающих повреждение нравственности, и не оказавшие совершенного исправления, – измите злое от вас самих»

*

«Учение грамоте по церковным книгам, без сомнения, пришло к нам из Греции. Думаю, и везде в христианстве так было прежде. Жаль, что суетный век не понял важности сего и сбился с сего пути так, что теперь трудно возвратить от глупых распутий тех, кто более других имеют притязания на просвещение».

*

«Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоит, чтобы перестроение не обратить в разрушение. Бог да просветит тех, кому суждено из разнообразия мнений извлечь твердую истину».

*

«Дивлюсь я нередко нынешнему времени, в которое люди, при возрастающей, по-видимому, образованности, оказываются не так осмотрительными в поступках, как в прежнее время; и даже те же люди, при возрастающей опытности, являются менее основательными, нежели за несколько лет. Это примечается и в малом, и в великом».

И отдаленный древний мир указует не на иной свет, как на сияющий нам так близко во Христе!

«Любопытно было бы знать, как мог Пальмер не предпочесть Востока Западу? Это, думаю, потому, что политические облака останавливали глаз, чтобы он не проникал в духовный свет, потому что на Западе более образована способность искать и привлекать; и, наконец, потому, что благовиднее и удобнее отчалить от Англии и причалить к Ирландии, нежели представиться одиноким сыном Востока посреди Запада. Что будет с добрым Пальмером? – Да посетит его Восток свыше, когда земной Восток может быть недовольно деятелен, чтобы принять его в свои объятия».

*

«Вам предоставляется жилище, устроенное покойно, благолепно, величественно; и нам открывается совсем новая надобность напоминать вам, чтобы вы были в нем как обласканные, но скромные гости и чтобы не слишком привыкали утешаться оным. Надлежит вам помышлять и приучать себя помышлять с любовию, что после сего, можно сказать, вельможеского дома множайшим из вас должно будет вновь обитать в смиренных жилищах, посещать убогие хижины, и к сему должно вам перейти не с чувством тяготящей нужды, но с чувством священного и вожделенного долга».

2 декабря 2015 года

Новости по теме

ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАШЕСТВО И ВЫХОД ИЗ НЕГО. ЧАСТЬ 1 Иеродиакон Никон (Горохов) Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии, начатую несколько лет назад и вызвавшую большой интерес у читателей. Предлагаем вниманию работу иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него», которая посвящена чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ. «ПО СВОЕМУ ПРОИСХОЖДЕНИЮ Я ПРИНАДЛЕЖУ К ДУХОВНОЙ СЕМЬЕ...» Иерей Петр Михалев Владыка Никодим – святой новейшего времени; ещё недавно жили люди, знавшие его, сохранились храмы, в которых он совершал богослужения, дома, в которых жил святитель. Поэтому его образ нам особенно близок и в то же время исполнен духовного величия: ведь в его архиерейском служении и мученическом подвиге мы видим отражение всей истории Русской Православной Церкви XX века…

Оля

Хочу написать про то, что прежде, чем создать семью, прежде, чем родить человека, нужно как в шахматах просчитать все условия, в которых будет жить семья и дети. Первое, - это церковь, когда ждущим малыша женщинам необходимо Причастие и священники, не думающие о том, как ты училась в школе, какой была 7 лет назад? нужен сам человек в качестве мужа такой, который будет совместим по интересам. нужен роддом и женская консультация, где не причинят вреда точно и на 100%. 3. нужно имя ребенку, где в школе и саду не задразнят даже воспитатели и в школе дети - что за имя Дорофея? Дора?4. нужно жить в такой семье, где тебе не будет завидовать вся Москва и родной подмосковный Клин есть людей сплетнями. из чему-то завидно..чему?6. Интернет не пишет о детях Прохорова, Абрамовича, Интернету с ними все ясно. их детям не завидно. Собчак может родить - ее детям также не завидно. А вот когда в деревне рождаются дети, воспитанные на молитве, похожие на меня в детстве (хотя имена все самые распространенные, но по церковным датам) - такие дети покажись в Москве...их маме маленького вырастить не дадут. Родила столько детей своих и которым вся Москва позавидует? родителей на тот свет отправят...из какой-то деревни реальной в московской области 6 девочек и 1 мальчик в Москве просто еще не учились. Покажутся в МПГУ - их род - они сами - станут последними людьми в своей семье. и глубокая вера? нищая семья, богатая своими хорошими детьми? их маме маленькую вырастить Москва не даст. Если посмотрит на старшую в таком институте как МПГУ. внуков уже не дождутся. дети больно хороши!

Ответить