Встреча-беседа «Неписаные законы нравственной жизни». Часть 4

Московская Сретенская  Духовная Академия

Встреча-беседа «Неписаные законы нравственной жизни». Часть 4

529



Встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары, которая прошла 25 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.

К сожалению, существуют и угрозы нашему нравственному закону. Мы уже в некоторой степени коснулись этого вопроса, когда говорили о том, как подменяются понятия, так что можно плохого героя представить героем хорошим, сказать: «Нет, на самом деле, если внимательно посмотреть и порассуждать, он не очень плохой». И сейчас появляются такие непонятные герои. Да, можно сказать, что такие герои более приближены к нам, потому что у нас есть как добрые, так и какие-то неположительные качества, но у каждого человека есть способность быть завтра лучше, чем был вчераМы же стремимся к хорошемукаждый человек ставит перед собой цель быть хорошим. К этому нас направляет и наша совесть, которая не даст нам покоя, если мы пойдем по другому пути.

Размышляя над словами апостола «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12), святитель Феодорит Кирский говорит: «“Все мне позволительно?” Сие должно читать, как вопрос; а потом, как ответ: “но не все полезно”. Также и следующие слова: “Все мне позволительно? но ничто не должно обладать мною”. Ты говоришь это, потому что живешь не под законом, но свободен и имеешь полное право выбирать. Впрочем, неполезно тебе во всяком случае пользоваться сим правом. Ибо, как скоро сделаешь что-нибудь неприличное, утратишь сие право и соделаешься рабом греха». Вот самое страшное, что человек, став плохим, может потерять, – право опираться на свой нравственный закон, жить по совести.

Категории «хороший» и «плохой», «положительный» и «отрицательный» для нас привычны, понятны, но мы с вами живем уже в эпоху искусственного интеллекта. А он – хороший или плохой, от чего это зависит? Мы можем воспринимать его как инструмент, как некую технологию, но какими законами искусственный интеллект будет руководствоваться?

Искусственный интеллект управляется разработчиками, но заложен ли в него нравственный закон, который, как указывал И. Кант, есть внутри каждого из нас? Будет ли способен искусственный интеллект видеть прекрасное, будет ли он восхищаться, глядя на звездное небо и говорить: «Ах, как прекрасно! Как меня восхищает звездное небо»? Нет, он будет жить по законам робототехники, которые сформулировал Айзек Азимов:

  •             Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

  •             Робот должен подчиняться приказам человека, если только эти приказы не противоречат Первому закону.

  •             Робот должен заботиться о своей безопасности, пока это не противоречит Первому и Второму законам. 

Это и есть те принципы, которые будут руководством для искусственного интеллекта, по сути своей они, конечно, правильны. И, посмотрите, искусственный интеллект не будет с нами конфликтовать (мы не сможем, например, поссориться с голосовым помощником Алисой или Siri), и, казалось бы, как удобно! Ведь, если проанализировать свой день, то обязательно поймешь, что вышла какая-то недомолвка с домашними, недопонимание на работе, а со своим голосовым помощником – ни разу не поссорился, и так день за днем. У него нет эмоций, справедливо, но это и хорошо: эмоций у нас и в жизни достаточно (родители журят за что-то, ребенок капризничает…), а здесь как удобно: буду разговаривать с искусственным интеллектом, он никогда не будет на меня ругаться, он никогда не будет мне перечить, скажу ему: «Делай так», и он будет делать именно так. А представим себе человека, который вырос, будучи существом нравственным, в общении только с искусственным интеллектом. Вырастет так одно поколение, другое… Что будет? На самом деле не будет ничего в буквальном смысле этого слова, так как если все будут воспитываться искусственным интеллектом и роботами, никакого поколения следующего просто не будет. А если у роботов (управляемых искусственным интеллектом) и будут какие-то эмоции, то они будут запрограммированы, это будет маска, это не внутренний закон, потому что в искусственном интеллекте нет той самой Божественной частицы – совести, нет души.

Потому и задумались программисты, как же быть?

Это наглядно можно увидеть на примере беспилотного транспорта, о чем сейчас все так много говорят, а в Арабских Эмиратах уже начинают использовать воздушное такси, управляемое искусственным интеллектом, которое сможет нас доставить из одного пункта в другой. Недавно ехал со своим знакомым на его автомобиле: он даже не ставит ноги на педали, просто нажал кнопку и поехал, только пока руль чуть-чуть придерживает, а скоро, наверное, и это не потребуется.

И разработчики программ для беспилотников столкнулись с проблемой. Искусственный интеллект, то есть робот, должен следовать тем самым законам, о которые сформулировал в 1942 году Айзек Азимов. Он должен защищать человека, который сидит у него как пассажир, ведь его основная задача – доставить его безопасно в пункт назначения. Движется этот беспилотный транспорт с пассажиром, и вдруг возникает ситуация, которая грозит столкновением: впереди машина, сзади машина, слева машина, и только справа есть место для маневра, но там автобусная остановка, на которой стоят люди. Что будет делать искусственный интеллект: пойдет на таран, неизбежно сталкиваясь с другой машиной, или, спасая пассажира, въедет в людей, ожидающих автобус на остановке?

Человеку трудно в таком случае принять решение и сделать тот или иной выбор, а как это сделает искусственный интеллект? Только если будет программа: у него должен быть заложен алгоритм, которому он будет следовать, при этом из всех возможных вариантов он выберет наиболее безопасный. Но какая должна быть заложена программа: чтобы это беспилотное такси поехало вперед и врезалось во впереди стоящий автомобиль, или дало задний ход и столкнулось с машиной, следующей за ним, и в том, и в другом случае может пострадать пассажир, тогда, может быть, выехать на автобусную остановку, где стоят другие люди, но пассажир в этом случае будет большей безопасности?

И таких ситуаций может быть великое множество, все их невозможно предугадать, а, следовательно, невозможно и прописать в программе, потому что каждый человек принимает свое решение. А сколько ситуаций на войне: накрыть прилетевшую гранату собой или попытаться успеть отбросить от себя, но подвергнуть опасности сослуживцев? Может быть, вы знаете о поступке майора Сергея Солнечникова, который он совершил даже не во время боевых действий, а на учебных стрельбах. Командир батальона связи майор Сергей Солнечников геройский погиб, накрыв собой боевую гранату упавшую прямо в окопе, где находились солдаты, и тем самым спас и этих солдат, и несколько коллег-офицеров. Разве робот это сделает?

С этой проблемой выбора человечество уже столкнулось на современном этапе, но решать ее – вам.

Специально сейчас это озвучил для вас, чтобы вы понимали, что это – задача будущих поколений. Как эффективно защищать наши моральные ценности, которые нигде не прописаны, только отражены в фольклоре и литературе, передаются из поколения в поколение, но, в общем-то, нигде законодательно не закреплены. А при этом на них основывается закон, без них не будет справедливости. Вам об этом нужно думать, потому что в эпоху искусственного интеллекта эти вопросы становятся самыми острыми.

Антон Павлович Чехов сказал: «Надо быть ясным умственночистым нравственно, и опрятным физически», «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь».

Мы неслучайно обращаемся с вами к мыслям людей известных, великих, которых мы вспоминаем спустя столетия, потому что они (и это подтвердило время!) действительно были людьми талантливыми, заслуживающими уважения и того, чтобы мы к ним прислушивались, не совершая собственных ошибок. Они сами порой их могли допускать, но из этого сделали вывод и нам, следующим поколениям, уже предлагали правильные решения.

Какие же советы можно дать всем нам, чтобы нам быть и оставаться людьми нравственными, понимающими, что такое хорошо и плохо, как развивать в себе чувство нравственной осознанностиподдерживать тот самый нравственный иммунитет, чтобы ничего недоброе нас никогда не одолело?

  •             Основан этот нравственный иммунитет будет конечно на нормах закона, потому что закон надо соблюдать, он должен быть нашим другом.

  •             Читайте больше классической литературы, слушайте больше классической музыки. Знаете, чем полезна классическая музыка? Когда вокруг нас гармоничное звучание, когда и зрительно мы видим гармонию, то и внутри нас наступает гармония. 

  •             Занимайтесь спортом, потому что, как говорили еще в древности, «в здоровом теле – здоровый дух».

  •             Закрепляйте полезные привычки, отказывайтесь от вредных, потому что «хорошо» должно быть не дополнением, а неотъемлемой частью нашей жизни. Вот так эти добрые дела видят дети и изображают добрые дела, которые они сделали, на своих рисунках: «Каждый день и каждый час дело доброе у нас».

  •             Соблюдайте законы и заповеди.

  •             Читайте правовые новости, следите за развитием законов нашей страны.

  •             Занимайтесь благотворительность.

  •             Помогайте слабым и нуждающимся. Это сделать легко, конечно, вы не можете дать копеечку, поскольку сами еще не зарабатываете, но всегда можно просто подойти и поговорить с человеком, узнать, почему ему так плохо, помочь физически, например, можно помочь пожилому одинокому человеку убраться дома. Но и дома важно не забывать поддерживать чистоту и порядок. Надо постараться прожить жизнь так, чтобы каждое мгновение нашей жизни было занято добрым делом.

И тогда вы, как этот мальчик, радостно пойдете и скажете: «Буду делать хорошо и не буду плохо».

Сегодня мы много говорили о нравственности и о законности, подводя итог этому разговору, мы можем обратиться к интересным словам из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в 2017 году.

«Нравственность всегда первична, а закон вторичен», – говорит Предстоятель Русской Православной Церкви в Государственной Думе (!), к ведению которой относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, то есть это – законодательный орган нашей страны. Таким образом, Святейший Патриарх в речи, обращенной к законодателям, которые разрабатывают законы, принимают их, заботятся о людях, подчеркивает, что нравственность всегда первична, потому что если будет наоборот, ждать чего-то хорошего вряд ли стоит.

Бережное отношение к истории и сохранение исторического наследия – это зримое свидетельство готовности общества к усвоению уроков прошлого. Если мы будем учитывать опыт наших предков, и в частности, что очень важно для нашей страны, осознаем причины войн, междоусобиц, революций, мы сможем и в будущем не повторить роковых ошибок.

Мы с вами начали наш разговор с того, что нравственные принципы непосредственно не закреплены в законах, но они сопровождают закон, помогают юридической норме жить и быть справедливой. Но несколько лет назад был принят уникальный, на мой взгляд, Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809, который закрепил основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента – это форма закона, согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 стати 90), «указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации».

И, обратите внимание, в этом Указе закрепляются все те понятия, о которых мы сегодня говорили. «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Поэтому, когда с вами будет кто-то спорить и говорить: «А никто мне не указ», вы всегда должны знать, что такой Указ есть!

Отвечая на вопрос о творчестве, могу сказать, что это – некоторые из моих книг, книги о чудесах, о пути к вере, о Промысле Божием в нашей жизни. Но на самом деле у меня разные книги, есть и книги по юриспруденции, которой занимаюсь уже почти сорок лет, пишу и детективные романы. У меня есть любимый герой – адвокат Артем Павлов. Скоро шестнадцатый роман выйдет, который называется «Мигрант». 

А книги о чудесах мне хотелось бы отнести к теме душевной, в этой серии вышло уже четыре книги, а сейчас к изданию готовится новая книга – «Чудо на войне». В ней приведены истории ребят, наших бойцов, собранные во время командировок в зону боевых действий, где уже два года воюет и один из моих сыновей. Мне кажется, что очень важно собирать эти истории, они очень интересные, необычные, люди, находясь на грани жизни и смерти, вдруг понимают, что Бог был рядом, и Он есть рядом, Он помог, спас, произошло чудо. Никак по-другому не объяснить, когда пуля снайпера застревает в деревянном нательном крестике: деревянный крестик останавливает пулю, при этом калибр снайперской винтовки как минимум 7,62 мм.

Мне довелось видеть маленькую бумажную (!) иконочку, которая вместе с военным билетом лежала в нагрудном кармане у бойца, осколок насквозь прошил военный билет, а иконочка осталась целой, и она спасла парню жизнь. А у другого нашего воина иконочка висела на заднем стекле машины, и ее не смогла пробить пуля крупнокалиберного пулемета. Это тоже чудо. И такие истории происходят в жизни наших бойцов, укрепляют их в вере.

А вообще начало книгам о чудесах положила история, которая произошла в 2019 году в Лазареву субботу (совсем скоро, 12 апреля, будет этот праздник). Почему суббота называется Лазаревой, это память о ком? Лазарь, как мы читаем в Священном Писании, был «другом Божиим», другом Господа Иисуса Христа. И случилось так, что Лазарь, живший в своем доме в Вифании вместе с сестрами, Марфой и Марией, заболел, и сестры послали известить об этом Спасителя. И происходит удивительное, получив это известие, Спаситель не сразу пошел в Вифанию, при этом Он говорит такие слова: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Бoжий» (Ин. 11:4). Когда же Господь пришел, Лазарь уже четыре дня находился во гробе (умерший был положен в пещере, вход в которую был заложен камнем), то есть смерть его была абсолютно реальна, важно еще и то, что, согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом три дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить.

Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и громко возгласил: «Лазарь! иди вон»(Ин. 11:43). И совершилось чудо – Четверодневный, как его именуют, Лазарь воскрес, и все присутствующие увидели его у входа в пещеру. Казалось бы, это было почти две тысячи лет назад, в это сложно поверить, тем более, если мы настроены скептически. И вот накануне Лазаревой субботы 2019 года мой маленький сын, которому тогда было девять лет, спросил у меня, кто такой этот Лазарь и почему установлен такой праздник?. Мы с ним поговорили об этом чуде, совершенном Господом. И он задался вопросом: «А может ли такое чудо произойти в наше время?» Ответил ему, что, конечно, все по воле Божией, но мы должны верить, что да. Утром мы поехали в храм, который находится на северной окраине Москвы, по дороге меня водитель тоже спрашивает: «Павел Алексеевич, а что за праздник сегодня?» – «Лазарева суббота». – «А о чем это?» Начинаю второй раз рассказывать историю о Лазаре Четверодневном, как воскресил Его Господь. Согласно церковному Преданию, впоследствии он был епископом на Кипре, где и скончался. Мощи праведного Лазаря находятся в церкви, названной в честь его имени, в городе Ларнака.

Очень важные слова содержатся в Евангелии от Иоанна: Многие из Иудеев узнали, что Он [Иисус] там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвыхПервосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин. 12:9-11).

Такие вопросы задавали мне перед этим праздником, и вот начинается служба и в первой ее половине, наш алтарник (а мы, по благословению, находились с сыном в алтаре) Владимир Иванович, ему шестьдесят пять лет, тоже стоял на богослужении, а потом упал и умер. Все сначала растерялись, служба продолжается, потому что священник, что бы ни случилось, не имеет права прекращать совершение Божественной литургии (много историй о том, что в храмах Донбасса, даже когда начинались обстрелы, продолжалась служба). Потом, тоже придя в себя, я бросился к нему, попытался привести его в чувство, стал делать ему искусственное дыхание. Но зрачки у него были расширены, пульс не прощупывался, то есть по всем признакам – человек умер. Батюшка смотрит и спрашивает: «Павел Алексеевич, что?», я говорю: «Все». А тем временем уже побежали вызывать скорую помощь. Несколько минут прошло, и вдруг он так дернулся, как будто душа обратно «вернулась» в его тело (физически у меня было такое ощущение, что это происходит), и очнулся. Мы с ним сели, я его обнял, говорю: «Владимир Иванович, все хорошо, сейчас врачи приедут …», а он только сидит и стонет. Приехали врачи, мы его вынесли к машине скорой помощи. Врач спрашивает: «Что случилось?», я говорю: «Вы знаете, мне сложно это объяснить, но он умер и воскрес». Врач смотрит на меня и говорит: «Павел Алексеевич, мы вас знаем, уважаем, конечно, но то, что Вы говорите, как-то несерьезно…» Что еще можно было тогда подумать, может быть, такой глубокий обморок.

Проходит год. Через год на такой же службе в Лазареву субботу мы встречаемся с Владимиром Ивановичем. Он говорит: «Павел Алексеевич, спасибо вам большое, меня шесть месяцев держали в реанимации. Да, врачи мне сказали: “Вы умерли”, правда, одновременно произошла закупорка всех сосудов, ведущих к сердцу». То есть к сердцу перестала поступать кровь, наступила клиническая смерть. Но совершенно чудесным образом жизнь вернулась к нему. Уже потом ему поставили какое-то невероятное количество стентов, которые расширяют сосуды, шесть месяцев наблюдали за ним, потому что врачи не понимали, что же с этим человеком произошло и как он вновь оказался жив. Как к этому относиться: чудо, совпадение, счастливый случай или что еще?

Пережив это с учетом всей предыстории, когда мой сын, водитель спрашивали об этом празднике, я некоторое время спустя написал рассказ «Лазарева суббота». Но и это не все, неслучайно в своем рассказе сейчас упомянул, что этот наш разговор с Владимиров Ивановичем произошел ровно через год на праздничном богослужении в тот же день Лазаревой субботы. Литургия заканчивается, идет причастие, моя жена подходит к Чаше причащаться, перед ней стоит женщина, она делает шаг к Чаше и вдруг падает, моя жена подхватывает эту женщину, ее потом положили, слава Богу, она была жива, просто потеряла сознание. Но это же тоже, наверное, какой-то знак, даже не знаю, почему это происходит в один и тот же день величайшего чуда Христова?

С этого рассказа и началась моя первая книга. Прочитав мой рассказ, друзья сказали: «А у нас была похожая история», и со временем их истории тоже вошли в книги о чудесах. Некоторые случаи особенно пронзительные, один из них описан в рассказе «Воскресение Анны».

У моего близкого друга в день похорон его тестя, когда они выходили с кладбища, машина сбила его тещу (которая только что похоронила мужа) и дочку, которую та вела за руку. Женщина погибла под колесами грузовика, за рулем которого оказался водитель в состоянии алкогольного опьянения, а у девочки открытый перелом костей черепа. Это очень страшно. И этот мой товарищ, в прошлом военный офицер, а ныне – мэр города, который казалось бы на своем уровне может решить очень многое, здесь оказывается совершенно беспомощным. Врачи в больнице, куда увезли девочку, говорят честно: «Мы ничего не можем сделать, ваша дочь умирает». И транспортировать девочку нельзя с таким переломом, проходит неделя – никаких изменений, и не умирает ребенок, и в себя не приходит. И кто-то посоветовал: «Съезди к Серафиму Саровскому», и он поехал в Дивеево, не зная ничего, кроме того, что там ему нужно найти Серафима Саровского.

Он потом рассказывал: «Я как был в костюме, сидел в больнице, плакал над дочкой, так и встал, взял такси и в аэропорт на рейс до Москвы, потом от Москвы до Нижнего Новгорода, там снова взял такси до Дивеево, захожу в храм, а народу полным-полно (оказалось, он приехал в обитель накануне столетия прославления преподобного Серафима Саровского, тоже такое удивительное совпадение!)». Он и не знает, к кому подойти, с кем поговорить, что у него такое горе, но вот батюшка его какой-то взял на исповедь, два часа с ним разговаривал и сказал: «Утром приходи», а утром его причастил. А у него все как во сне, людей много, ничего толком не понимает. После Литургии начинается торжественный крестный ход, ему дают хоругвь, и несколько километров он идет вместе со всеми этим крестным ходом. Потом обратный путь: снова такси, аэропорт, самолет Нижний Новгород – Москва, потом прилетел в свой город, опять такси, и вот он уже в больнице у дочки (третий день уже фактически на ногах), а в больнице ему навстречу бежит главный врач и говорит: «Александр Георгиевич, Александр Георгиевич, мы не можем понять, что случилось, у нее гематома рассосалась в мозгу, Ваша дочка приходит в себя». Он подходит к дочери, она очнулась. А ему в Дивеево подарили книжечку с акафистом преподобному Серафиму Саровского с его иконкой на обложке, и он как пришел, так в руках и продолжает ее держать, а девочка очнулась, смотрит на отца, заметила книжечку в руках, и говорит: «А этого дедушку я во сне видела».

И этот мой друг после этого всегда говорит: «Мне ничего не надо рассказывать про Бога и про мою веру. Я верю так, как я верю. Кто хочет, пусть верит, кто не хочет, пусть не верит. Но у меня дочку спасли». Его дочке теперь уже 26 лет. Вот такое чудо происходит с человеком, как об этом не рассказать? 

А, даст Бог, к концу года мы еще одну книгу подготовим в издательстве Сретенского монастыря – «Дети о чуде», потому что рассказы детей о чуде тоже очень интересные. Расскажу вам историю, которая произошла с одним из моих внуков. У меня всего шесть внуков, одного из них, с которым мы больше всего времени проводим вместе, я называю Сашка-друг. Он очень любит истории о чудесах, любит перед сном молиться, когда приезжает к нам, всегда вечером говорит: «Дед, пойдем молиться, давай на колени», и вот мы встаем на колени и молимся с ним вечером перед сном. А он уже привык, вечером помолился – хорошо спит.

Сейчас ему уже шесть лет, а когда случилась эта история, было пять. Произошла она на море, которое Сашка очень любит, ему нравится кормить чаек, он им бросает хлебушек, а они этот хлеб хватают. И вдруг он увидел, что чайка схватила не хлеб, а, нырнув, поймала рыбку, взлетает и пытается ее унести. Чтобы спасти рыбку, Сашка бежит, кричит, прогоняет чайку, та бросает рыбку на землю, а рыбка уже умерла. И он, зная истории о чудесах, помня, как мы молимся с ним перед сном, начинает молиться над этой рыбкой, чтобы она ожила. И происходит невероятное: рыбка оживает, радостный Сашка отпускает ее в воду, и она уплывает. Ему уже ничего о чуде объяснять не нужно, ведь чудо на его глазах уже произошло.

Вот такие истории, мне кажется, важно собирать, чтобы потом рассказывать их вам.

Спасибо вам большое за внимание!