Московская Сретенская Духовная Академия
Встреча-беседа «Неписаные законы нравственной жизни». Часть 4
4 апреля 2025
Встреча-беседа «Неписаные законы нравственной жизни». Часть 4
Встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары, которая прошла 25 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
К сожалению, существуют и угрозы нашему нравственному закону. Мы уже в некоторой степени коснулись этого вопроса, когда говорили о том, как подменяются понятия, так что можно плохого героя представить героем хорошим, сказать: «Нет, на самом деле, если внимательно посмотреть и порассуждать, он не очень плохой». И сейчас появляются такие непонятные герои. Да, можно сказать, что такие герои более приближены к нам, потому что у нас есть как добрые, так и какие-то неположительные качества, но у каждого человека есть способность быть завтра лучше, чем был вчера. Мы же стремимся к хорошему, каждый человек ставит перед собой цель быть хорошим. К этому нас направляет и наша совесть, которая не даст нам покоя, если мы пойдем по другому пути.
Размышляя над словами апостола «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12), святитель Феодорит Кирский говорит: «“Все мне позволительно?” Сие должно читать, как вопрос; а потом, как ответ: “но не все полезно”. Также и следующие слова: “Все мне позволительно? но ничто не должно обладать мною”. Ты говоришь это, потому что живешь не под законом, но свободен и имеешь полное право выбирать. Впрочем, неполезно тебе во всяком случае пользоваться сим правом. Ибо, как скоро сделаешь что-нибудь неприличное, утратишь сие право и соделаешься рабом греха». Вот самое страшное, что человек, став плохим, может потерять, – право опираться на свой нравственный закон, жить по совести.
Категории «хороший» и «плохой», «положительный» и «отрицательный» для нас привычны, понятны, но мы с вами живем уже в эпоху искусственного интеллекта. А он – хороший или плохой, от чего это зависит? Мы можем воспринимать его как инструмент, как некую технологию, но какими законами искусственный интеллект будет руководствоваться?
Искусственный интеллект управляется разработчиками, но заложен ли в него нравственный закон, который, как указывал И. Кант, есть внутри каждого из нас? Будет ли способен искусственный интеллект видеть прекрасное, будет ли он восхищаться, глядя на звездное небо и говорить: «Ах, как прекрасно! Как меня восхищает звездное небо»? Нет, он будет жить по законам робототехники, которые сформулировал Айзек Азимов:
-
Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
-
Робот должен подчиняться приказам человека, если только эти приказы не противоречат Первому закону.
-
Робот должен заботиться о своей безопасности, пока это не противоречит Первому и Второму законам.
Это и есть те принципы, которые будут руководством для искусственного интеллекта, по сути своей они, конечно, правильны. И, посмотрите, искусственный интеллект не будет с нами конфликтовать (мы не сможем, например, поссориться с голосовым помощником Алисой или Siri), и, казалось бы, как удобно! Ведь, если проанализировать свой день, то обязательно поймешь, что вышла какая-то недомолвка с домашними, недопонимание на работе, а со своим голосовым помощником – ни разу не поссорился, и так день за днем. У него нет эмоций, справедливо, но это и хорошо: эмоций у нас и в жизни достаточно (родители журят за что-то, ребенок капризничает…), а здесь как удобно: буду разговаривать с искусственным интеллектом, он никогда не будет на меня ругаться, он никогда не будет мне перечить, скажу ему: «Делай так», и он будет делать именно так. А представим себе человека, который вырос, будучи существом нравственным, в общении только с искусственным интеллектом. Вырастет так одно поколение, другое… Что будет? На самом деле не будет ничего в буквальном смысле этого слова, так как если все будут воспитываться искусственным интеллектом и роботами, никакого поколения следующего просто не будет. А если у роботов (управляемых искусственным интеллектом) и будут какие-то эмоции, то они будут запрограммированы, это будет маска, это не внутренний закон, потому что в искусственном интеллекте нет той самой Божественной частицы – совести, нет души.
Потому и задумались программисты, как же быть?
Это наглядно можно увидеть на примере беспилотного транспорта, о чем сейчас все так много говорят, а в Арабских Эмиратах уже начинают использовать воздушное такси, управляемое искусственным интеллектом, которое сможет нас доставить из одного пункта в другой. Недавно ехал со своим знакомым на его автомобиле: он даже не ставит ноги на педали, просто нажал кнопку и поехал, только пока руль чуть-чуть придерживает, а скоро, наверное, и это не потребуется.
И разработчики программ для беспилотников столкнулись с проблемой. Искусственный интеллект, то есть робот, должен следовать тем самым законам, о которые сформулировал в 1942 году Айзек Азимов. Он должен защищать человека, который сидит у него как пассажир, ведь его основная задача – доставить его безопасно в пункт назначения. Движется этот беспилотный транспорт с пассажиром, и вдруг возникает ситуация, которая грозит столкновением: впереди машина, сзади машина, слева машина, и только справа есть место для маневра, но там автобусная остановка, на которой стоят люди. Что будет делать искусственный интеллект: пойдет на таран, неизбежно сталкиваясь с другой машиной, или, спасая пассажира, въедет в людей, ожидающих автобус на остановке?
Человеку трудно в таком случае принять решение и сделать тот или иной выбор, а как это сделает искусственный интеллект? Только если будет программа: у него должен быть заложен алгоритм, которому он будет следовать, при этом из всех возможных вариантов он выберет наиболее безопасный. Но какая должна быть заложена программа: чтобы это беспилотное такси поехало вперед и врезалось во впереди стоящий автомобиль, или дало задний ход и столкнулось с машиной, следующей за ним, и в том, и в другом случае может пострадать пассажир, тогда, может быть, выехать на автобусную остановку, где стоят другие люди, но пассажир в этом случае будет большей безопасности?
И таких ситуаций может быть великое множество, все их невозможно предугадать, а, следовательно, невозможно и прописать в программе, потому что каждый человек принимает свое решение. А сколько ситуаций на войне: накрыть прилетевшую гранату собой или попытаться успеть отбросить от себя, но подвергнуть опасности сослуживцев? Может быть, вы знаете о поступке майора Сергея Солнечникова, который он совершил даже не во время боевых действий, а на учебных стрельбах. Командир батальона связи майор Сергей Солнечников геройский погиб, накрыв собой боевую гранату упавшую прямо в окопе, где находились солдаты, и тем самым спас и этих солдат, и несколько коллег-офицеров. Разве робот это сделает?
С этой проблемой выбора человечество уже столкнулось на современном этапе, но решать ее – вам.
Специально сейчас это озвучил для вас, чтобы вы понимали, что это – задача будущих поколений. Как эффективно защищать наши моральные ценности, которые нигде не прописаны, только отражены в фольклоре и литературе, передаются из поколения в поколение, но, в общем-то, нигде законодательно не закреплены. А при этом на них основывается закон, без них не будет справедливости. Вам об этом нужно думать, потому что в эпоху искусственного интеллекта эти вопросы становятся самыми острыми.
Антон Павлович Чехов сказал: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, и опрятным физически», «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь».
Мы неслучайно обращаемся с вами к мыслям людей известных, великих, которых мы вспоминаем спустя столетия, потому что они (и это подтвердило время!) действительно были людьми талантливыми, заслуживающими уважения и того, чтобы мы к ним прислушивались, не совершая собственных ошибок. Они сами порой их могли допускать, но из этого сделали вывод и нам, следующим поколениям, уже предлагали правильные решения.
Какие же советы можно дать всем нам, чтобы нам быть и оставаться людьми нравственными, понимающими, что такое хорошо и плохо, как развивать в себе чувство нравственной осознанности, поддерживать тот самый нравственный иммунитет, чтобы ничего недоброе нас никогда не одолело?
-
Основан этот нравственный иммунитет будет конечно на нормах закона, потому что закон надо соблюдать, он должен быть нашим другом.
-
Читайте больше классической литературы, слушайте больше классической музыки. Знаете, чем полезна классическая музыка? Когда вокруг нас гармоничное звучание, когда и зрительно мы видим гармонию, то и внутри нас наступает гармония.
-
Занимайтесь спортом, потому что, как говорили еще в древности, «в здоровом теле – здоровый дух».
-
Закрепляйте полезные привычки, отказывайтесь от вредных, потому что «хорошо» должно быть не дополнением, а неотъемлемой частью нашей жизни. Вот так эти добрые дела видят дети и изображают добрые дела, которые они сделали, на своих рисунках: «Каждый день и каждый час дело доброе у нас».
-
Соблюдайте законы и заповеди.
-
Читайте правовые новости, следите за развитием законов нашей страны.
-
Занимайтесь благотворительность.
-
Помогайте слабым и нуждающимся. Это сделать легко, конечно, вы не можете дать копеечку, поскольку сами еще не зарабатываете, но всегда можно просто подойти и поговорить с человеком, узнать, почему ему так плохо, помочь физически, например, можно помочь пожилому одинокому человеку убраться дома. Но и дома важно не забывать поддерживать чистоту и порядок. Надо постараться прожить жизнь так, чтобы каждое мгновение нашей жизни было занято добрым делом.
И тогда вы, как этот мальчик, радостно пойдете и скажете: «Буду делать хорошо и не буду плохо».
Сегодня мы много говорили о нравственности и о законности, подводя итог этому разговору, мы можем обратиться к интересным словам из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в 2017 году.
«Нравственность всегда первична, а закон вторичен», – говорит Предстоятель Русской Православной Церкви в Государственной Думе (!), к ведению которой относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, то есть это – законодательный орган нашей страны. Таким образом, Святейший Патриарх в речи, обращенной к законодателям, которые разрабатывают законы, принимают их, заботятся о людях, подчеркивает, что нравственность всегда первична, потому что если будет наоборот, ждать чего-то хорошего вряд ли стоит.
Бережное отношение к истории и сохранение исторического наследия – это зримое свидетельство готовности общества к усвоению уроков прошлого. Если мы будем учитывать опыт наших предков, и в частности, что очень важно для нашей страны, осознаем причины войн, междоусобиц, революций, мы сможем и в будущем не повторить роковых ошибок.
Мы с вами начали наш разговор с того, что нравственные принципы непосредственно не закреплены в законах, но они сопровождают закон, помогают юридической норме жить и быть справедливой. Но несколько лет назад был принят уникальный, на мой взгляд, Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809, который закрепил основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента – это форма закона, согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 стати 90), «указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации».
И, обратите внимание, в этом Указе закрепляются все те понятия, о которых мы сегодня говорили. «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Поэтому, когда с вами будет кто-то спорить и говорить: «А никто мне не указ», вы всегда должны знать, что такой Указ есть!
Отвечая на вопрос о творчестве, могу сказать, что это – некоторые из моих книг, книги о чудесах, о пути к вере, о Промысле Божием в нашей жизни. Но на самом деле у меня разные книги, есть и книги по юриспруденции, которой занимаюсь уже почти сорок лет, пишу и детективные романы. У меня есть любимый герой – адвокат Артем Павлов. Скоро шестнадцатый роман выйдет, который называется «Мигрант».
А книги о чудесах мне хотелось бы отнести к теме душевной, в этой серии вышло уже четыре книги, а сейчас к изданию готовится новая книга – «Чудо на войне». В ней приведены истории ребят, наших бойцов, собранные во время командировок в зону боевых действий, где уже два года воюет и один из моих сыновей. Мне кажется, что очень важно собирать эти истории, они очень интересные, необычные, люди, находясь на грани жизни и смерти, вдруг понимают, что Бог был рядом, и Он есть рядом, Он помог, спас, произошло чудо. Никак по-другому не объяснить, когда пуля снайпера застревает в деревянном нательном крестике: деревянный крестик останавливает пулю, при этом калибр снайперской винтовки как минимум 7,62 мм.
Мне довелось видеть маленькую бумажную (!) иконочку, которая вместе с военным билетом лежала в нагрудном кармане у бойца, осколок насквозь прошил военный билет, а иконочка осталась целой, и она спасла парню жизнь. А у другого нашего воина иконочка висела на заднем стекле машины, и ее не смогла пробить пуля крупнокалиберного пулемета. Это тоже чудо. И такие истории происходят в жизни наших бойцов, укрепляют их в вере.
А вообще начало книгам о чудесах положила история, которая произошла в 2019 году в Лазареву субботу (совсем скоро, 12 апреля, будет этот праздник). Почему суббота называется Лазаревой, это память о ком? Лазарь, как мы читаем в Священном Писании, был «другом Божиим», другом Господа Иисуса Христа. И случилось так, что Лазарь, живший в своем доме в Вифании вместе с сестрами, Марфой и Марией, заболел, и сестры послали известить об этом Спасителя. И происходит удивительное, получив это известие, Спаситель не сразу пошел в Вифанию, при этом Он говорит такие слова: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Бoжий» (Ин. 11:4). Когда же Господь пришел, Лазарь уже четыре дня находился во гробе (умерший был положен в пещере, вход в которую был заложен камнем), то есть смерть его была абсолютно реальна, важно еще и то, что, согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом три дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить.
Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и громко возгласил: «Лазарь! иди вон»(Ин. 11:43). И совершилось чудо – Четверодневный, как его именуют, Лазарь воскрес, и все присутствующие увидели его у входа в пещеру. Казалось бы, это было почти две тысячи лет назад, в это сложно поверить, тем более, если мы настроены скептически. И вот накануне Лазаревой субботы 2019 года мой маленький сын, которому тогда было девять лет, спросил у меня, кто такой этот Лазарь и почему установлен такой праздник?. Мы с ним поговорили об этом чуде, совершенном Господом. И он задался вопросом: «А может ли такое чудо произойти в наше время?» Ответил ему, что, конечно, все по воле Божией, но мы должны верить, что да. Утром мы поехали в храм, который находится на северной окраине Москвы, по дороге меня водитель тоже спрашивает: «Павел Алексеевич, а что за праздник сегодня?» – «Лазарева суббота». – «А о чем это?» Начинаю второй раз рассказывать историю о Лазаре Четверодневном, как воскресил Его Господь. Согласно церковному Преданию, впоследствии он был епископом на Кипре, где и скончался. Мощи праведного Лазаря находятся в церкви, названной в честь его имени, в городе Ларнака.
Очень важные слова содержатся в Евангелии от Иоанна: Многие из Иудеев узнали, что Он [Иисус] там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин. 12:9-11).
Такие вопросы задавали мне перед этим праздником, и вот начинается служба и в первой ее половине, наш алтарник (а мы, по благословению, находились с сыном в алтаре) Владимир Иванович, ему шестьдесят пять лет, тоже стоял на богослужении, а потом упал и умер. Все сначала растерялись, служба продолжается, потому что священник, что бы ни случилось, не имеет права прекращать совершение Божественной литургии (много историй о том, что в храмах Донбасса, даже когда начинались обстрелы, продолжалась служба). Потом, тоже придя в себя, я бросился к нему, попытался привести его в чувство, стал делать ему искусственное дыхание. Но зрачки у него были расширены, пульс не прощупывался, то есть по всем признакам – человек умер. Батюшка смотрит и спрашивает: «Павел Алексеевич, что?», я говорю: «Все». А тем временем уже побежали вызывать скорую помощь. Несколько минут прошло, и вдруг он так дернулся, как будто душа обратно «вернулась» в его тело (физически у меня было такое ощущение, что это происходит), и очнулся. Мы с ним сели, я его обнял, говорю: «Владимир Иванович, все хорошо, сейчас врачи приедут …», а он только сидит и стонет. Приехали врачи, мы его вынесли к машине скорой помощи. Врач спрашивает: «Что случилось?», я говорю: «Вы знаете, мне сложно это объяснить, но он умер и воскрес». Врач смотрит на меня и говорит: «Павел Алексеевич, мы вас знаем, уважаем, конечно, но то, что Вы говорите, как-то несерьезно…» Что еще можно было тогда подумать, может быть, такой глубокий обморок.
Проходит год. Через год на такой же службе в Лазареву субботу мы встречаемся с Владимиром Ивановичем. Он говорит: «Павел Алексеевич, спасибо вам большое, меня шесть месяцев держали в реанимации. Да, врачи мне сказали: “Вы умерли”, правда, одновременно произошла закупорка всех сосудов, ведущих к сердцу». То есть к сердцу перестала поступать кровь, наступила клиническая смерть. Но совершенно чудесным образом жизнь вернулась к нему. Уже потом ему поставили какое-то невероятное количество стентов, которые расширяют сосуды, шесть месяцев наблюдали за ним, потому что врачи не понимали, что же с этим человеком произошло и как он вновь оказался жив. Как к этому относиться: чудо, совпадение, счастливый случай или что еще?
Пережив это с учетом всей предыстории, когда мой сын, водитель спрашивали об этом празднике, я некоторое время спустя написал рассказ «Лазарева суббота». Но и это не все, неслучайно в своем рассказе сейчас упомянул, что этот наш разговор с Владимиров Ивановичем произошел ровно через год на праздничном богослужении в тот же день Лазаревой субботы. Литургия заканчивается, идет причастие, моя жена подходит к Чаше причащаться, перед ней стоит женщина, она делает шаг к Чаше и вдруг падает, моя жена подхватывает эту женщину, ее потом положили, слава Богу, она была жива, просто потеряла сознание. Но это же тоже, наверное, какой-то знак, даже не знаю, почему это происходит в один и тот же день величайшего чуда Христова?
С этого рассказа и началась моя первая книга. Прочитав мой рассказ, друзья сказали: «А у нас была похожая история», и со временем их истории тоже вошли в книги о чудесах. Некоторые случаи особенно пронзительные, один из них описан в рассказе «Воскресение Анны».
У моего близкого друга в день похорон его тестя, когда они выходили с кладбища, машина сбила его тещу (которая только что похоронила мужа) и дочку, которую та вела за руку. Женщина погибла под колесами грузовика, за рулем которого оказался водитель в состоянии алкогольного опьянения, а у девочки открытый перелом костей черепа. Это очень страшно. И этот мой товарищ, в прошлом военный офицер, а ныне – мэр города, который казалось бы на своем уровне может решить очень многое, здесь оказывается совершенно беспомощным. Врачи в больнице, куда увезли девочку, говорят честно: «Мы ничего не можем сделать, ваша дочь умирает». И транспортировать девочку нельзя с таким переломом, проходит неделя – никаких изменений, и не умирает ребенок, и в себя не приходит. И кто-то посоветовал: «Съезди к Серафиму Саровскому», и он поехал в Дивеево, не зная ничего, кроме того, что там ему нужно найти Серафима Саровского.
Он потом рассказывал: «Я как был в костюме, сидел в больнице, плакал над дочкой, так и встал, взял такси и в аэропорт на рейс до Москвы, потом от Москвы до Нижнего Новгорода, там снова взял такси до Дивеево, захожу в храм, а народу полным-полно (оказалось, он приехал в обитель накануне столетия прославления преподобного Серафима Саровского, тоже такое удивительное совпадение!)». Он и не знает, к кому подойти, с кем поговорить, что у него такое горе, но вот батюшка его какой-то взял на исповедь, два часа с ним разговаривал и сказал: «Утром приходи», а утром его причастил. А у него все как во сне, людей много, ничего толком не понимает. После Литургии начинается торжественный крестный ход, ему дают хоругвь, и несколько километров он идет вместе со всеми этим крестным ходом. Потом обратный путь: снова такси, аэропорт, самолет Нижний Новгород – Москва, потом прилетел в свой город, опять такси, и вот он уже в больнице у дочки (третий день уже фактически на ногах), а в больнице ему навстречу бежит главный врач и говорит: «Александр Георгиевич, Александр Георгиевич, мы не можем понять, что случилось, у нее гематома рассосалась в мозгу, Ваша дочка приходит в себя». Он подходит к дочери, она очнулась. А ему в Дивеево подарили книжечку с акафистом преподобному Серафиму Саровского с его иконкой на обложке, и он как пришел, так в руках и продолжает ее держать, а девочка очнулась, смотрит на отца, заметила книжечку в руках, и говорит: «А этого дедушку я во сне видела».
И этот мой друг после этого всегда говорит: «Мне ничего не надо рассказывать про Бога и про мою веру. Я верю так, как я верю. Кто хочет, пусть верит, кто не хочет, пусть не верит. Но у меня дочку спасли». Его дочке теперь уже 26 лет. Вот такое чудо происходит с человеком, как об этом не рассказать?
А, даст Бог, к концу года мы еще одну книгу подготовим в издательстве Сретенского монастыря – «Дети о чуде», потому что рассказы детей о чуде тоже очень интересные. Расскажу вам историю, которая произошла с одним из моих внуков. У меня всего шесть внуков, одного из них, с которым мы больше всего времени проводим вместе, я называю Сашка-друг. Он очень любит истории о чудесах, любит перед сном молиться, когда приезжает к нам, всегда вечером говорит: «Дед, пойдем молиться, давай на колени», и вот мы встаем на колени и молимся с ним вечером перед сном. А он уже привык, вечером помолился – хорошо спит.
Сейчас ему уже шесть лет, а когда случилась эта история, было пять. Произошла она на море, которое Сашка очень любит, ему нравится кормить чаек, он им бросает хлебушек, а они этот хлеб хватают. И вдруг он увидел, что чайка схватила не хлеб, а, нырнув, поймала рыбку, взлетает и пытается ее унести. Чтобы спасти рыбку, Сашка бежит, кричит, прогоняет чайку, та бросает рыбку на землю, а рыбка уже умерла. И он, зная истории о чудесах, помня, как мы молимся с ним перед сном, начинает молиться над этой рыбкой, чтобы она ожила. И происходит невероятное: рыбка оживает, радостный Сашка отпускает ее в воду, и она уплывает. Ему уже ничего о чуде объяснять не нужно, ведь чудо на его глазах уже произошло.
Вот такие истории, мне кажется, важно собирать, чтобы потом рассказывать их вам.
Спасибо вам большое за внимание!
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 592
Теги: