3725
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, профессора и преподаватели, учащие и учащиеся Сретенской духовной академии, мы стоим на пороге нового учебного года. Скоро начнется очередной виток академической жизни, где вам, дорогие студенты, будут преподноситься знания из разных областей богословских и светских наук. Будут происходить интересный встречи, разнообразные мероприятия, жизненный поток понесет вас в русле большой академической реки. В такой ситуации люди очень часто теряют главное, хватаются за яркое, новое, привлекательное, постоянно что-то меняют, пытаются идти по множеству дорог одновременно и у них это, естественно, не получается. Широта и разнообразие выбора не всегда позволяют увидеть главное на жизненном пути и усвоить его. Проблема выбора для многих людей решается непросто.
Как здесь не вспомнить преподобного Максима Исповедника, который утверждал, что выбор стал проблемой для человека после грехопадения, когда человек утратил главное – Бога. В этом случае все жизненные варианты теряют ясные духовные критерии для различения. У Бога нет проблемы выбора, более того, как говорит этот же святой отец, Бог не выбирает, потому что знает истину и осуществляет ее Своим Всемогущим Промыслом.
К этому призваны и все христиане – к познанию истины, которая, помимо всего прочего, позволяет сразу отличить свет от тьмы, правду от лжи, полезное от вредного, первостепенное от второстепенного. Конечно, в нашей духовной школе процесс обучения выстроен так, что здесь нет ничего плохого или вредного, но различение главного и второстепенного необходимо всем учащимся. И что же здесь главное?
Кто-то скажет, что главное – это изучение Священного Писания, вероучительных дисциплин и богослужебных. Другой отметит, что главное – это хорошее воспитание и поведение. Третий обратит свой взор на молитвенное участие в богослужении. Могут быть и другие варианты, но эти ответы верны лишь отчасти. Главное в духовном образовании – другое.
Есть несколько принципиальных граней-ступеней, которые отделяют духовно образованного человека от всех остальных. Первая ступень, когда для человека Бог из абстрактного богословского понятия становится реальной Личностью, с Которой возникает опыт взаимодействия, может быть, кратковременный, но реальный. Вторая ступень, когда человек обретает опыт восстановления в себе утраченной связи с Богом, которую никто не может сохранять непрестанно. И третья ступень, когда он способен помогать людям возрождать в их сердцах реальную жизнь с Богом.
Чтобы это лучше понять, представьте человеческое сердце как лампаду, которую еще никогда никто не использовал по назначению, и вдруг в ней засиял огонь, освещающий тихим, мягким светом все вокруг… Это и есть первая ступень встречи с Богом, когда благодать касается человеческого сердца, и он обретает первый опыт общения с Ним. Однако лампада не может гореть долго, если не чистить ее фитиль и не подливать масла… Это вторая ступень, когда человек периодически утрачивает благодать, но обретает навык духовного восстановления. И третья ступень, когда человек от этой лампады научится зажигать другие погасшие светильники, то есть научится помогать другим людям возрождать утраченную связь с Богом, в чем и заключается суть пастырского призвания.
Кто-нибудь скажет, а зачем тогда мы изучаем многочисленные богословские науки, посещаем богослужения, ходим на послушания? Именно для этого, дорогие мои, чтобы воспользоваться этими средствами для создания единой жизни с Богом и пройти по всем трем ступеням. Сами по себе преподаваемые вам знания и учебный опыт большой ценности не имеют, могут даже принести вред, став основанием для гордости. Только если они применяются для достижения этих главных целей, открывается их подлинное предназначение, сила, польза, именно для этого они вам и даются. А их многообразие обусловлено тем, что место встречи с Богом у каждого уникальное: для кого-то на страницах Библии или в творениях святых отцов, кто-то встретится с Ним молитве или в церковных таинствах, кому-то Он откроется в доброделании и церковных послушаниях, кому-то в скорбях, кому-то в радостях. Вариантов много, и все они предоставляются вам, чтобы Ваша встреча и жизнь в единстве со Христом обязательно состоялись.
Если после окончания духовной школы кто-то взошел на первую ступень, то он вполне заслуживает оценку «удовлетворительно». Тому, кто взошел на вторую, можно поставить оценку «хорошо». Кто же оказался на третьей ступени, тот не только заслуживает оценку «отлично», но и готов к пастырскому служению, ради чего вы и приняты в нашу духовную школу.
Однако это невозможно совершить за счет только человеческих усилий. Поэтому мы с вами и совершим сейчас молебен, чтобы Господь помог вам получить в Сретенской духовной академии не просто документ об образовании, но живой ясный опыт жизни в единстве с Ним, то есть самое лучшее, что есть в этой жизни. Аминь.