Научный Центр патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова подготовил к изданию книгу Ж.-К. Ларше о протоиерее Георгии Флоровском

Московская Сретенская  Духовная Академия

Версия для слабовидящих

Научный Центр патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова подготовил к изданию книгу Ж.-К. Ларше о протоиерее Георгии Флоровском

1221



Обложка Ларше о Флоровском.jpg

В рамках издательской деятельности Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской духовной академии в православном издательстве «Паломник» вышла новая книга известного православного богослова и патролога Жана-Клода Ларше «”Последуя святым отцам…” Жизнь и труды протоиерея Георгия Флоровского» / Перевод с французского А. Курочкина,  У. Рахновской, М. Вдовиченко, А. Вавиловой, П. Доброцветова; науч. ред. П. Доброцветов. — М.: «Паломник, 2022.

Предлагаемая ныне читателю книга Ж.-К. Ларше о протоиерее Георгии Флоровском является переводом на русский язык крупного авторского предисловия к изданию на французском языке избранных работ о. Георгия. В нем автор подробно прослеживает жизнь, деятельность, а также сочинения Флоровского, затрагивает богословские взгляды о. Георгия и касается острых и проблемных моментов в его отношениях с течением «Русского религиозного возрождения» (прот. С. Булгаков, Н. Бердяев и др.). Немаловажным является также авторский анализ влияния (и его степени в конкретных случаях) личности и идей прот. Георгия Флоровского на православное богословие и богословов XX–XXI вв. (в связи с такими фигурами, как В. Лосский, П. Евдокимов, прот. И. Мейендорф, прот. А. Шмеман, прот. И. Романидис, митр. Иоанн (Зизиулас), Х. Яннарас) и их оценку современниками.

Справка: Жан-Клод Ларше (Jean-Claude Larchet; род. 1949) — православный французский богослов и патролог, известный и за пределами Франции. Им издано более 30 книг, переведенных на 18 языков, и около 150 статей, в которых он рассматривает различные области православного богословия, сочетая в своем подходе уважение к Священному Преданию Православной Церкви и стремление дать ответы на вопросы  и потребности современного человека. Автор неоднократно посещал Сретенский монастырь, Сретенскую духовную семинарию и выступал с докладами. Ряд книг автора изданы в издательстве Сретенского монастыря. 

Всего на русский язык переведены и изданы четырнадцать книг автора: «Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом» (предисл. А. И. Сидорова; М., 2004); «Старец Сергий» (М., 2006, 2013); «Исцеление психических болезней: опыт христианского Востока первых веков» (М., 2007, 2008, 2011); «Бог не хочет страдания людей» (М., 2014); «Преподобный Силуан Афонский» (M., 2015); «Патриарх Павел. Святой наших дней» (М., 2015); «Болезнь в свете православного вероучения» (М., 2016); «Жизнь после смерти согласно Православной Традиции» (М., 2017); «Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви» (Сергиев Посад, 2018); «Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа» (М., 2021); «Человеческое тело в свете православного вероучения» (М., 2021); «Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании» (М., 2021); «Духовное бессознательное» (М., 2021), «”Последуя святым отцам…” Жизнь и труды протоиерея Георгия Флоровского» (М., 2022).

Оглавление 

Введение

Глава I. Жизнь о. Георгия Флоровского 

  1. Детство, юношество и первое образование (1893–1911)
  2. Высшее образование (1911–1919)
  3. Эмиграция из России. София (1919–1921)
  4. Прага (1921–1926)
  5. Париж (1926–1948)
    Первые годы
    Спор о Софии
    «Пути русского богословия»
    Отход от Свято-Сергиевского института
    Югославия (1939–1944) и Чехословакия (1944–1945)
    Возвращение в Париж (1945–1948)
  6. Нью-Йорк — Свято-Владимирская духовная семинария (1948–1955)
  7. Бостон, Греческий колледж Святого Креста (1955)
  8. Кембридж, Гарвардский университет (1956–1964)
  9. Принстон (1964–1979)
Глава II. Труды о. Георгия Флоровского
  1. Жанр
  2. Форма и стиль

Глава III. Ключевые темы богословской мысли о. Георгия Флоровского 
  1. Два основных направления
  2. Критика «псевдоморфоз» русского богословия
  3. Критика Булгакова
  4. Критика «религиозной философии»
  5. Возвращение к отцам Церкви
  6. Ре-эллинизация богословия
  7. Призыв к нео-патристическому синтезу
  8. Связь богословия с Откровением и богослужебной и духовной жизнью в Церкви
  9. Кафоличность Церкви
  10. Церковь как общинная реальность
  11. Предание
  12. Статус Соборов
  13. Статус догмата.
  14. Статус Священного Писания и отношения между Ветхим и Новым Заветом. 
  15. Подлинный смысл экуменизма.

Глава IV. Рецепция мысли о. Георгия Флоровского
  1. Крупнейший богослов
  2. Флоровский и «Парижская школа»
  3. Плодотворность мысли Флоровского в Православном мире
  4. Влияние за пределами Православного мира
  5. Пределы влияния Флоровского
  6. Главный ориентир православной мысли в XXI веке 

Как писал сам прот. Георгий Флоровский, «у меня не было никогда такого периода, когда бы я был недоволен Церковью как столпом и утверждением истины. Для меня истина всегда пребывала в Церкви».

«Откровение дано и доступно только в Церкви, только в Церкви оно познаваемо, — то есть только через жизнь в Церкви, только через живую и действенную принадлежность к мистическому организму Тела Христова».

«Как член и служитель Православной Церкви, я верю, что Церковь, в которой я был крещен и воспитан, есть воистину Церковь, то есть истинная Церковь, единственная истинная Церковь… Таким образом, я вынужден считать все прочие христианские церкви недостаточными… Следовательно, для меня христианское воссоединение есть просто всеобщее обращение в Православие».

«В историческом смысле все прочие христианские организации возникали с собственными отличительными признаками в более позднее время и именно в результате разногласия или отделения от традиционного наследия Древней Церкви».

«Когда я читаю древних классиков христианского богословия, отцов Церкви, я нахожу, что они более актуальны для моего времени с его бедствиями и проблемами, чем продукция современных богословов».