Доцент СДА принял участие в издании новой книги Жан-Клода Ларше «Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании»

Московская Сретенская  Духовная Академия

Доцент СДА принял участие в издании новой книги Жан-Клода Ларше «Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании»

24



В православном издательстве «Паломник» в рамках издательской деятельности членов научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА вышла книга известного православного богослова и патролога Жан-Клода Ларше «Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании». Перевод с французского осуществили Н. Петухова, О. Арсеньева, С. Чернов, У. Рахновская, П. Доброцветов, М. Вдовиченко, А. Вавилова, В. Лепахин, иерод. Петр (Ахматханов), С. Кузнецова. Научный редактор и руководитель проекта — секретарь научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА, доцент Сретенской духовной академии и МДА, профессор Перервинской духовной семинарии, кандидат философских наук, кандидат богословия П.К. Доброцветов.

    
Цель книги — опираясь на Православное Предание, вновь определить природу и конкретные методы православного богословия в целом и в различных его областях: догматическом богословии, библеистике и герменевтике, патрологии, истории Церкви, нравственном богословии и биоэтике, агиографии, иконологии, канонике и пастырском богословии.

Жан-Клод Ларше (Jean-Claude Larchet; род. 1949) — православный французский богослов и патролог, известный и за пределами Франции. Им издано более 30 книг, которые переведены на 18 языков, и около 150 статей, где он рассматривает различные области православного богословия, сочетая в своем подходе уважение к Священному Преданию Православной Церкви и стремление дать ответ на вопросы и потребности современного человека. О нем было написано, что он «является одним из редких современных авторов, способных совмещать научную строгость с живым ощущением внутренней жизни Церкви». Автор неоднократно посещал Сретенский монастырь, Сретенскую семинарию и выступал с докладами. Ряд книг автора изданы в издательстве Сретенского монастыря.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I
БОГОСЛОВИЕ: ИСТОКИ, РАЗВИТИЕ И ФОРМЫ
1. БОГОСЛОВИЕ В ЕГО НАИВЫСШЕМ ЗНАЧЕНИИ: МИСТИЧЕСКОЕ
БОГОСЛОВИЕ
2. ПРИМЕНЕНИЕ БОГОСЛОВИЯ В ЦЕРКВИ: БОГОСЛОВИЕ
КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ, АПОЛОГЕТИЧЕСКОЕ И ДОКСОЛОГИЧЕСКОЕ
А. К истокам богословия: катехизическое богословие
Б. Историческая потребность в апологетическом богословии
В. Доксологическое богословие
3. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПЕКУЛЯТИВНОГО БОГОСЛОВИЯ
А. Появление богословия
Б. Богословие и философия
В. Богословие и литература
4. УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ БОГОСЛОВИЯ В РАМКАХ ПРАВОСЛАВИЯ
А. Быть верным Преданию есть необходимость для богословия
Б. Значение и пределы творчества в богословии
В. Духовные условия для богословствования
5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО БОГОСЛОВИЯ
Глава II
ПОЛЬЗА НАУЧНЫХ МЕТОДОВ В БОГОСЛОВИИ
1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2. КРИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ТЕКСТОВ (БИБЛЕЙСКИХ, СВЯТООТЕЧЕСКИХ, ЖИТИЙНЫХ, КАНОНИЧЕСКИХ И Т.Д.)
И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНКРЕТНЫХ И ТОЧНЫХ ССЫЛОК
5. РАЦИОНАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Глава III
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Глава IV
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И ЕГО ЭКЗЕГЕЗА
1. СТАТУС СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
2. ВРЕДОНОСНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ
И СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ
А. Пределы текстуальной критики
Б. Ослабление интереса к каноническим текстам и интерес к апокрифам
В. Избыток историзма
Г. Разобщенность Ветхого и Нового Завета
Д. Гебраизм и его бесполезность. Септуагинта как опорный текст
Е. Два главных отравляющих результата западной историкофилологической методологии: разрушение целостности Писания; подрыв доверия к Писанию и разрушение его авторитета
3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ
А. Авторитет Священного Писания
Б. Scriptura non sola: интегрированность Священного Писания в жизнь Церкви и в ее Предание
В. Нерасторжимая связь Ветхого Завета с Новым Заветом. Типологичность как основная отличительная черта Ветхого Завета
Г. Святоотеческие основы православной экзегезы. Формы и уровни интерпретации
Глава V
ПАТРОЛОГИЯ. О ПРИНЦИПАХ ПРАВИЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАТРИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ
1. СУЩНОСТНОЕ МЕСТО ПАТРОЛОГИИ В НАУЧЕНИИ ПРАВОСЛАВНОМУ БОГОСЛОВИЮ
2. ВАЖНОСТЬ НАСЛЕДИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ В БОГОСЛОВСКОМ ПОЗНАНИИ
3. НЕОБХОДИМОСТЬ ССЫЛОК НА СВЯТЫХ ОТЦОВ В ПРАКТИКЕ БОГОСЛОВСТВОВАНИЯ
4. О ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СВЯТЫХ ОТЦОВ В ПРАКТИКЕ БОГОСЛОВСТВОВАНИЯ
5. МЫСЛИТЬ В ДУХЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ
6. АКТУАЛЬНОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ
7. СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПО ИХ СОБСТВЕННЫМ ТРУДАМ, А НЕ ПО ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ
8. МЕТОДОЛОГИЯ ПАТРИСТИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава VI
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Глава VII
НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ И БИОЭТИКА
1. НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ
2. БИОЭТИКА
Глава VIII
АГИОЛОГИЯ
Глава IX
ИКОНОЛОГИЯ
Глава X
ИЗУЧЕНИЕ КАНОНОВ
Глава XI
ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И ГОМИЛЕТИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ