Границы использования искусственного интеллекта в современном мире

Московская Сретенская  Духовная Академия

Границы использования искусственного интеллекта в современном мире

467



Участник Международной конференции «Бог — человек — мир» кандидат богословия доцент МФТИ, МГЛУ, ПСТГУ, СДА и модератор секции, посвященной природе человека и границам ее модификации, Виктор Петрович Лега поделился впечатлением о прошедшей конференции и ответил на вопросы о совместимости биомедицинских технологий с замыслом Бога о человеке.

Виктор Петрович, опишите, пожалуйста, какие испытали эмоции, когда узнали, что будете модератором секции?

Я почувствовал ответственность и осознание того, что мне доверяют, что мне поручают ответственное серьезное дело, считают специалистом в нем. Поэтому эмоций очень много.

Все ли темы были Вам интересны и держали Ваше внимание до самого конца?

Да. Все темы были интересны. В этом мне помогает наличие нескольких образований. Я с интересом слушал доклады. В чем-то я, может быть, больше разбирался, в чем-то — меньше. Доклады по физике или философские доклады мне были ближе, а доклады в области медицины мне были просто интересны с точки зрения обычного современного человека, которого волнуют вопросы здоровья, биотехнологий и прочие вопросы, связанные с трансгуманизмом. Поэтому, конечно, всё интересно.

Мне очень понравилась конференция. Чувствовал себя на ней как на празднике — в прямом смысле. Потому что мы год сидели дома и в лучшем случае общались по компьютеру, а тут — живое общение. Это просто огромная удача, большой праздник для всех нас.

Не является ли печать органов для пересадки вмешательством в первоначальный замысел Бога?

Что значит замысел Бога? Замысел Бога один — сотворить человека, который будет творцом и помощником Богу. Именно помощником, а не господином. Поэтому человек должен понимать меру своей свободы, своей ответственности и не переступать границы этой меры. Найти эти границы, я думаю, и являлось одной из главных задач прошедшей конференции.

Могу ли я назвать вмешательством в замысел то, что мы прививаем человека от оспы, туберкулеза, полиомиелита? Сейчас от некоторых людей слышишь, что прививка от COVID — это разновидность какого-то трансгуманизма. 

А может быть, вмешательство в замысел Божий — это и простая таблетка от головной боли? Может, просто смириться и терпеть боль? Может быть, и мосты строить не надо через реки? Ведь Господь по воде ходил. Может, это тоже вмешательство в замысел? Бог мосты не строил, мы мосты строим. Понимаете, до какого абсурда можно дойти?

Мы должны заботиться о Божием творении, при этом понимать, что мы все-таки рабы. Рабы не в том смысле, что безвольные, а в том, что мы соработники Бога.

Может ли верующий человек принимать участие в разработке искусственного интеллекта? Насколько совместима эта сфера с Божественным началом?

Опять же, что такое искусственный интеллект? Столько проблем в его определении, столько проблем в его возможности осуществления. Являются ли искусственным интеллектом счеты, которыми пользовались еще в XVI веке? Они ведь тоже помогают нам вычислять.

Потом появился калькулятор,компьютер, потом мобильный телефон-прекрасная вещь. Вы на него сейчас записываете мои слова. Является ли это хорошим или нет? Это ведь тоже в некотором смысле искусственный интеллект.

В принципе, вопрос о возможностях полного копирования человеческого интеллекта сложный. Моя точка зрения состоит в том, что это невозможно. Возможно только создание всё более и более мощного помощника человеку. Этот помощник может делать ошибки. Например, автомобиль тоже может вдруг перестать слушаться руля или тормозов. Где границы возможностей этого искусственного интеллекта? Когда он из помощника становится опасным врагом для человека?

Думаю, это одна из задач прошедшей конференции. А то, что искусственный интеллект — помощник в нашей творческой, интеллектуальной деятельности, — я в этом не сомневаюсь.

Беседовал Сергей Архутич