«В ближайшем будущем будут новые пандемии». Интервью с Александром Михайловичем Кудрявцевым

Московская Сретенская  Духовная Академия

«В ближайшем будущем будут новые пандемии». Интервью с Александром Михайловичем Кудрявцевым

Сергей Витязев 3834



В Сретенской семинарии проходит Международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир», которая посвящена богословским, философским и этическим аспектам внедрения передовых технологий в жизнь человека. Член-корреспондент РАН, директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, доктор биологических наук Александр Михайлович Кудрявцев представил на пленарном заседании доклад о биотехнологиях. Мы поговорили с Александром Михайловичем о возможностях генетики, о вызовах и о том, как с ними справляться.

Александр Михайлович, Вы обозначили много проблем, таких серьезных, волнующих. У Вас в связи с тем, что Вы изучаете и чем занимаетесь, какие-то есть личные страхи? Что-то вызывает у Вас особый страх или опасение?

Страхов нет, потому что вообще бояться — это дело последнее самое, но озабоченность, безусловно, есть. Прежде всего, я понимаю, что у нас будут пандемии в ближайшее время, с которыми надо будет бороться. COVID — это только первый звонок. 

Главное, о чем я пытался сказать на этой конференции, — нам надо сформулировать отношение ко всему тому, что происходит в области новейших биотехнологий. Я еще раз хочу подчеркнуть, что те технологии, о которых я говорил, — это реальность ближайшего будущего. Хорошо это или плохо — другой вопрос.

Вот ЭКО — это хорошо или плохо? Есть очень много аспектов, много нюансов, это действительно поле решений, причем в разных конкретных случаях может быть и разное решение. Важный момент еще заключается в том, что, когда сейчас мы даем моральные оценки, нам надо внимательно прислушиваться к своему сердцу — голосу Бога, чтобы не сделать ошибку, чтобы в будущем мы не были вынуждены пересматривать эти свои решения. Истина, она едина и пребывает во век. Поэтому надо слушать истину. Я почему говорю, что Церковь должна дать эти оценки, — потому что не умом моим, не умом ученого, но действительно благодатью Божией это можно сделать, когда Господь откроет чистым сердцам эту истину, правильное отношение ко всему тому, что происходит. Вот что важно. 

При формировании этой позиции, этого отношения, как Вы думаете, чем мы должны в первую очередь пользоваться? Какими методами, может быть, на что ссылаться, чтобы получить эти ответы? У вас есть представление?

Чтобы получить эти ответы, для начала нужно иметь некоторую такую базовую информацию, которую может дать наука, и в принципе понимать, о чем вообще идет речь, не быть темным в этом отношении.

Ответ надо просить у Бога в молитвенной практике. Но будет лучше, если такую молитву будет возносить человек, который имеет базовую подготовку и понимает, о чем вообще идет речь, — чтобы понять ответ. Ведь мы можем получить ответ, но не понять его.

Может ли генетика создать неуязвимого человека и победить смерть?

Задача современной биомедицины — не то чтобы победить смерть, но, по крайней мере, отсрочить ее. Сейчас говорят о том, что 120 лет — это не предел биологический.

Неуязвимость? Нет в сотворенном мире ничего вечного и неуязвимого. Поэтому, конечно, смерть останется и уязвимость будет. Понятное дело, что человек может быть физически более развит. Сейчас уже спортсмены, например, отбираются по генетическим маркерам, то есть прямо говорят: «Этот может быть спортсменом, а этот не может, потому что у него будут физические проблемы». Во всём мире это делается. Это не неуязвимость, но уже некий отбор: этого бесполезно тренировать, у него не будет успехов.

Вы знаете ответы на многие вопросы о растениях и людях. Остаются ли сейчас какие-то вопросы, которые представляются сложными, неподъемными?

Конечно, тайн много. Самое поразительное, что 10–15 лет назад мы даже не предполагали, как эти вопросы задавать, о чем спрашивать природу и генетику? Сейчас это всё уже ясно, сейчас уже не сомневаемся, что ответы будут получены, — мы их еще не имеем, но они будут получены.

Вообще, генетика очень близка к информационным технологиям. Генетика — это тоже чистая информация, которая записана в ДНК и реализуется по определенным законам. Поэтому сейчас и смыкается генетика и информационные технологии, и есть такая наука «биоинформатика».

Геном человека — это три миллиарда букв, и причем у каждого человека набор своих букв, по-своему записан этот текст. Чтобы эти объемы данных описывать и обрабатывать, нужны информационные технологии, суперкомпьютеры и так далее, поэтому здесь всё очень перемешано.

Какая для Вас самая большая тайна?

Биологическая тайна. Где душа человеческая формируется? Это действительно тайна, одна из самых больших. Потому что как реализуется генетика, как формируется тело как таковое — это уже не очень большая тайна. А вот как формируется душа, дух и всё прочее — это тайна.

Беседовал С.В. Витязев