Международная конференция «Бог — человек — мир»: обзор докладов

Московская Сретенская  Духовная Академия

Международная конференция «Бог — человек — мир»: обзор докладов

4037



2 и 3 марта на базе Сретенской духовной семинарии, при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, состоялась Международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир».

На конференции обсуждали богословские, философские и этические аспекты внедрения передовых технологий в жизнь человека. Цель конференции состояла в построении взаимодействия ученых, богословов и философов в решении актуальных гуманитарных проблем.

После пленарного заседания участники конференции разделились на секции:

1.         Образ Божий — сознание — искусственный интеллект. 

2.         Природа человека: возможности и границы ее модификации. 

3.         Перспективы и опасности трансгуманизма. 

4.         Гендерная идентификация: Божественные замыслы и человеческие возможности. 

5.         Медиасреда: искушение — манипуляция — просвещение.

Представляем обзор некоторых докладов конференции.

Профессор Виктор Веденяпин, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, выступил с докладом «Наука и религия: искусственный интеллект и образовательные программы». В докладе ученый представил соотношение библейского описания творения мира и данных современной науки, размышлял об искусственном интеллекте и пределах его возможностей.

Доклад на тему «Внедрение искусственного интеллекта: возможность для Церкви» представил протоиерей Григорий Джойс, проректор Чикагского училища РПЦЗ. По мнению протоиерея Григория, развитие технологий приведет к глобальным изменениям. Многие люди потеряют работу. Отец Григорий убежден, что Церковь должна готовиться к этим переменам. Людям потребуются новые ответы на возникшие вызовы и слова утешения. Нужно готовить катехизаторов и миссионеров для этих целей.

Олег Резник, доктор медицинских наук, профессор кафедры сердечно-сосудистой хирургии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, выступил с докладом на тему «Теология и современные биомедицинские технологии». Олег Николаевич отметил быстрое развитие биотехнологий, которые позволяют «улучшать» человека: трансплантации, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства, технологий редактирования генома. По мнению ученого, развитие технологий ставит перед человечеством ряд этических вызовов и создает необходимость разработки критериев применения технологий.

Доктор географических наук Института географии РАН, профессор ПСТГУ Алексей Гуня представил доклад на тему «Изменения человека и ландшафта под влиянием цифровизации». Человек взаимодействует с окружающей природой, природа оказывает влияние на человека на различных уровнях. Развитие технологий и стремление людей попасть в виртуальную реальность — попытка избавиться от «кожаных одежд», естественной связи с миром. Исследователь видит в этом большую опасность. По мнению Алексея Николаевича, зависимость человека от среды — «удобный» канал влияния на человека и на его поведение. Конструируя «заменитель» природы и предлагая его человеку, можно изменить самого человека, сделав его унифицированным и контролируемым. Так считает ученый.

Мария Ефименко, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой библеистики и богословия Оренбургской духовной семинарии, профессор кафедры истории России ОГПУ, выступила с докладом «Антропология трансгуманизма: “увеличение человечности” или “расчеловечивание” личности?». Профессор рассказала о последствиях, к которым может привести реализация идеи трансгуманизма. Она вспомнила Германию XX века, в которой активно транслировались идеи создания новой расы, и к чему они привели, провела параллель между трансгуманизмом и космополитизмом. По ее мнению, попытки создания нового человека приводят к потере идентичности: как культурной, так и религиозной.

Сергей Худиев, православный писатель, публицист, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, представил доклад на тему «Религиозное измерение проблемы искусственного интеллекта — обзор англоязычный источников». По мнению автора доклада, вера в искусственный интеллект постепенно превращается в религию. Люди верят в искусственный интеллект, как в спасителя, который будет вездесущим благодаря интернету. Эта «религия» хочет создать бессмертного человека. В будущем люди смогут переносить свое сознание на электронный носитель и совмещать его с искусственным интеллектом. Человек будет обладать совершенной памятью.

Священник Владимир Духович, кандидат биологических наук, представил доклад на тему «Современные методы генной инженерии в свете православной веры. Этические проблемы». Отец Владимир разобрал идею трансгуманизма с точки зрения медицинской науки. Он рассказал об открытиях в области генной инженерии и отношении к ним Православной Церкви. По словам докладчика, основная идея — наделение человека неограниченными физическими возможностями — противоречит православному богословию, однако в некоторых конкретных примерах Церковь может и идет на уступки. К примеру, есть единичные случаи, когда православное духовенство благословляет искусственное оплодотворение, если при этом не происходит уничтожение уже зародившейся жизни.

Протоиерей Павел Великанов, кандидат богословия, доцент МДА, заведующий кафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной семинарии, выступил с докладом на тему «Рукотворное бессмертие человеческого тела и сознания в свете христианской антропологии». Отец Павел высветил некоторые моменты в области трансгуманизма, которые могут быть рассмотрены как позитивные с христианской точки зрения. Он привел случай, когда новейшие исследования в области хирургии на этапе эмбриона спасли жизнь ребенка:

«Мы недавно приглашали Даниила Медведева на занятия по апологетической практике в Московскую духовную академию. Я понял для себя удивительную вещь: на самом деле лидеры трансгуманистов не предстают сатанистами, которые обеспокоены уничтожением религии и нравственности. Для них первейшим является мощный посыл в помощи человеку сегодня».

Также отец Павел рассказал о двух путях преодоления бессмертия: с помощью физического совершенствования тела человека и создания виртуального сознания, когда человеческая личность записывается на внешний носитель.

Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент, проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии, представил доклад на тему «Перспективы христианской антропологии в эпоху трансгуманизма». Отец Вадим показал историческое развитие идей трансгуманизма. По его словам, еще в античности прослеживались идеи усовершенствования человека. Потом, в средневековье, античные мифы нашли себя в лабораториях алхимиков, затем, в период ренессанса, появились первые гуманисты, провозглашавшие индивида как высшую ценность. Сегодня трансгуманисты говорят о невероятных усовершенствованиях человеческого тела как о реальных научных открытиях будущего.

Светлана Оводова, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии, философии и культурологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, рассказала о рецепции этики русского космизма в трансгуманизме. Она провела параллель между русским космизмом и современным трансгуманизмом. Идеи Фёдорова, Циолковского, Вернадского, прозвучавшие в XX веке, можно проследить в трудах современных трансгуманистов. Лектор отметила огромное влияние, которое оказали эти идеи не только на науку, но и на культуру.

Священник Вячеслав Патрин, кандидат богословия, доктор (PhD) греческой истории и культуры, выступил с докладом на тему «Вызовы трансгуманизма и развитие православного богословия: трансгуманизм в контексте христианского персонализма и синергийной антропологии». Отец Вячеслав рассказал о влиянии трансгуманизма на православное богословие. По его мнению, новые вызовы позволят более системно подойти к некоторым неясным моментам в христианской антропологии.

Алина Колесникова, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Новосибирского ГАУ, прочитала доклад на тему «О бытийном статусе человека в предельных вопрошаниях современности». Доклад был посвящен обществу потребления. В середине XX века данное явление рассматривалось в контексте потери себя человеком. Сейчас речь идет о том, остается ли человек человеком на биологическом уровне. Проблема связана с трансгуманизмом. Современное общество нуждается в том, чтобы человек осознал свое влияние на мир. Это осмысление даст силу противостоять.

Диакон Валерий Переверзев, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, рассказал о мировоззрении трансгуманизма и оценил идею переноса сознания. Отец Валерий произвел экскурс в историю вопроса. Упомянул иранского фантаста, который писал под псевдонимом «FM-2030». Писатель многих вдохновлял идеей о сверхчеловеке, имея в виду, что человек есть только звено в цепочке, после которого придет сверхчеловек, высший человек. Сама эволюция в данном контексте мыслится как негативный феномен. Потому что присутствует фактор случайности.

Трансгуманисты желают победить случайность. Постчеловек — это новое существо, которое должно превосходить нынешних людей. Одна из центральных идей — победа над смертью. На данном камне строятся все трансгуманистические движения. Главная возможность обрести бессмертие есть перенос сознания в другое тело или компьютер. Либо в цифровую реальность, либо во что-то кибернезированное. Получится ли перенести сознание? Работы ведутся, но значительных успехов пока нет.

Священник Максим Кузнецов, магистр теологии, выступил с докладом на тему «Человек цифрового общества: новый антропологический вызов эпохи». Отец Максим говорил о возрастающей роли компьютеров и технологий и о тех вызовах, которые ставит перед нами эта тенденция.

Людмила Павлова, магистр богословия, аспирант Русской христианской гуманитарной академии, представила доклад на тему «Богословие свободы и риск творения человека по трудам архимандрита Софрония (Сахарова)». Архимандрит Софроний говорит о свободе как принадлежащей персональному началу. Основное его богословие — это богословие личности. Он часто говорит о Боге как о носителе персонального бытия.

Господь желает людям спасения, но мы, обладая самовластием и свободой, направляем отрицательно свои векторы, в негативные стороны. В том числе и в отношении технологий. Бог подвергает риску Свое создание, чтоб оно стало совершеннее. Творец словно отдаляется от человека, ожидая его подвига в вере и свободе. Именно в этот момент в нас активизируется персональное начало.

С докладом «Гендерная теория в контексте православного персонализма» выступил Константин Мацан, аспирант философского факультета МГУ им. Ломоносова, преподаватель Сретенской духовной семинарии. Доклад был посвящен теме православного персонализма и тому, как персонализм используют в целях обоснования гендерной теории. По его мнению, важно понимать риски этой методологии. Ошибки могут иметь место, когда представление о личности отрывают от корней.

Алексей Меркулов, старший преподаватель Коломенской духовной семинарии, представил доклад на тему «Гендерная проблематика в аффирмативном богословии». Алексей Владимирович рассказал о гендерной теории и о том, как многие искажают христианскую антропологию через неверную трактовку Священного Писания и по иным причинам.

Максим Коденев, магистр теологии, преподаватель Минской духовной академии, старший преподаватель Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, рассказал о влиянии идей феминизма на психологические и эзотерические практики использования карт Таро. Максим Алексеевич рассказал, что последователи феминизма разделены на несколько течений. Классический феминизм идет по конструктивному пути. Часть представителей феминизма, которая прибегает к использованию карт Таро для поиска женского предназначения, освобождения, иррациональна. По мнению Максима Алексеевича, современному человеку интересно практическое применение сакрального.