Состоялись Первые Сидоровские чтения

Московская Сретенская  Духовная Академия

Состоялись Первые Сидоровские чтения

1461



23 февраля на платформе Zoom прошла первая богословско-патрологическая конференция научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА — Сидоровские чтения. Она была посвящена первой годовщине со дня кончины профессора Алексея Ивановича Сидорова.

Конференция открылась вступительным словом организатора конференции, секретаря научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА, доцента кафедр богословия Московской духовной академии и богословских дисциплин Сретенской духовной семинарии, профессора Николо-Перервинской духовной семинарии Павла Доброцветова. Он приветствовал участников конференции, а затем предоставил слово назначенному ректором МДА епископом Звенигородским Феодоритом ведущему конференции — проректору по научной работе МДА, заведующему кафедрой церковно-практических и общих гуманитарных дисциплин Сретенской семинарии протоиерею Александру Задорнову, отметив известное всегдашнее теплое дружеское отношение профессора Алексея Сидорова к отцу Александру и замечательную проповедь отца Александра год назад на отпевании профессора в Сретенском монастыре. 

Протоиерей Александр Задорнов поприветствовал участников конференции и возгласил «Вечную память» почившему профессору.

Затем со вступительным словом от научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА выступил Павел Доброцветов, отметив, что ровно год назад, 23 февраля 2020 года, утром — во время возгласа, начинающего Божественную литургию, «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — на 76-м году жизни, после относительно непродолжительной (несколько месяцев), но тяжелой и мучительной болезни от нас безвременно ушел любимый и дорогой профессор Алексей Иванович Сидоров, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории, по праву считавшийся ведущим и авторитетным ученым-патрологом в современной, постсоветской, России и несомненно оказавший большое влияние на развитие отечественной богословской и патрологической науки. 

Павел Кириллович рассказал о том, как общим решением ее нынешних участников возникла задумка Сидоровских чтений и их формата. И хотя они будут прежде всего касаться наследия профессора Сидорова, которое весьма обширно и является предметом пристального внимания и открытия вновь и вновь его актуальности в новой и постоянно развивающейся богословской и церковной ситуации, однако, доклады на Чтениях будут не только об Алексее Ивановиче непосредственно, но также и в духе научных и мировоззренческих принципов профессора — на различные актуальные темы патрологии, богословия и церковной жизни.

Далее выступил доцент кафедры теологии Севастопольского государственного университета, директор Научно-образовательного центра «Международные политические исследования Большего Средиземноморья» Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета Павел Кузенков с докладом «Униональная политика императора Ираклия в свете источников и современных исследований». Докладчик отметил, что в 1988 году в Историко-филологическом журнале Армянской АН была опубликована статья Алексея Ивановича Сидорова «“Монофелитская” уния по свидетельству “Повествования о делах армянских”». В ней, на основе анализа текста основного источника о Каринском Соборе 632/633 года, было показано, что воссоединение Армянской Церкви во главе с Езром I с Православием было достигнуто под давлением императора Ираклия и без богословского компромисса, аналогичного монофелитской формуле Александрийской унии патриарха Кира в 633 году. Это оказалось возможным по двум причинам: 1) авторитет Ираклия как победителя персов в Армении был особенно велик, и католикосу Езру было нетрудно объяснить акт воссоединения пастве; 2) главный противник Халкидонского Собора в Армении того времени Иованнес Майрагомеци был юлианистом и находился в оппозиции к учению Севира Антиохийского, последователям которого и были адресованы «моноэнергетическая» и монофелитская унии. Таким образом, Каринская уния означала полное и безоговорочное признания Армянской Апостольской Церковью на одном из этапов ее истории халкидонского христологического догмата — что служит хорошей базой для современных богословских собеседований.

А.В. Храпов, старший преподаватель кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета, в докладе «“Неохалкидонизм” императора Юстиниана: к вопросу о рецепции богословской терминологии в IV–VI веках» продолжил тему христологических споров, начатую предыдущим докладчиком. Его доклад касался восприятия богословских терминов «природа», «сущность» и «ипостась» в учении о Святой Троице и в христологии в IV–VI веках. В нем рассматривались особенности возникновения и использования в современной церковно-исторической науке понятия «неохалкидонизм». Значительное место было посвящено изучению влияния богословского языка святого Кирилла Александрийского на формирование халкидонской традиции, в том числе на некоторые богословские работы святого императора Юстиниана.

С завершающим докладом на тему «Богословский и исторический анализ Церкви Востока и несторианства в исследованиях профессора А.И. Сидорова» выступил студент 5 курса бакалавриата ПСТГУ А.С. Биджамов. В докладе рассматривались богословские и церковно-исторические исследования профессора А.И. Сидорова в отношении Нестория и несторианства, Церкви Востока и ее отпадения от Православия. В своих работах А.И. Сидоров критиковал современных защитников Нестория и его христологию, проводил апологию учения о Богородице, показывая, что признание термина «Богородица» Несторием не являлось признанием им православного учения о Воплощении Бога Слова. По словам докладчика, А.И. Сидоров защищал святителя Кирилла Александрийского от нападок со стороны критиков, указывая, что вина за возникшие в связи с Несторием церковно-политические и догматические нестроения лежит не на святителе Кирилле, а на Нестории. Кроме этого, по словам докладчика, профессор А.И. Сидоров представил последовательный процесс отпадения «Церкви Востока» от Православной Церкви, разделив его на 4 этапа, а также выступал с защитой православности преподобного Исаака Сирина. По словам докладчика, рассмотрение богословских и церковно-исторических взглядов А.И. Сидорова по обозначенным темам имеет большую актуальность, ибо тот критиковал популярные и распространенные сегодня идеи «несторианских апологетов» XX века.

Конференция собрала 25 участников. Доклады участников вызвали продолжительную и оживленную дискуссию и потому вместо запланированных двух часов конференция продлилась три часа. 

В заключение организатор Сидоровских чтений доцент П.К. Доброцветов поблагодарил ректора МДА епископа Звенигородского Феодорита за возможность провести Первые Сидоровские чтения в МДА; ведущего конференции протоиерея Александра Задорнова — за доброжелательное и конструктивное ведение конференции; участников — за интересные и содержательные доклады, а технических сотрудников — диакона Сергия Гимонова и студента бакалавриата МДА Сергея Дейкуна — за прекрасное техническое обеспечение конференции в программе Zoom.