3708
Где тонкая грань между душой и нервной системой? Мешает ли психическое расстройство спасению души? Как относятся к психиатрии святые отцы и современные старцы? Поможет ли вера психически больному человеку? Приходят ли бесноватые к врачу? Психиатрия и психология: что нужнее священнику?
Эти и другие вопросы задал автору руководства по пастырской психиатрии священник Стахий Колотвин.
— Всем нам постоянно приходится сталкиваться с людьми, у которых есть проблемы. По данным, которые приводит Центр психического здоровья РАН — основное место моей работы — примерно 14% населения и в нашей стране, и в мире имеют
Помимо этого, мы нередко встречаемся с людьми, у которых отмечается депрессивное состояние — им не просто тоскливо («
— В Издательстве Московской Патриархии недавно вышла Ваша книга «Основы пастырской психиатрии», расскажите подробнее, о чем она?
— Она посвящена именно пастырской психиатрии, поэтому она так и названа, и это неслучайно. У меня не было задачи изложить весь курс психиатрии, изложить его классическим образом, фундаментально и обстоятельно, как это делается в учебниках и руководствах для студентов медицинских вузов и
— Почему, излагая базовые понятия психиатрии, Вы решили сконцентрироваться именно на такой целевой аудитории?
— Церковь всегда была, есть и будет врачебницей, куда люди приходят со своими проблемами, со своими немощами, со своими горестями. И поэтому священник является одним из первых, к кому люди приходят со своей бедой, он должен уметь дифференцировать, где психологическая, а где духовная проблема, которая нуждается в помощи именно священника, где сфера именно его компетенции и где сфера чисто медицинская, в которой священник один не справится. Об этом недавно на епархиальном собрании Московской епархии говорил Святейший Патриарх Кирилл. Священник не может брать на себя ответственность за такие случаи и обязательно должен обращаться за помощью к психиатру и направлять к нему людей, которые нуждаются именно в медицинской помощи. При этом люди с психическими расстройствами, как никто другой, нуждаются в помощи и поддержке священника и церковной общины.
— Вы православный человек, как Вы считаете: может ли психическое заболевание препятствовать спасению души? И будет ли легче спасать свою душу, если психическое заболевание преодолеваешь? Или это не влияет на духовные проблемы?
— Врачебный опыт и опыт многих пастырей говорит о том, что психическое расстройство
Отец Владимир потрясающе сформулировал задачу, стоящую перед священником в такой ситуации: священник должен набраться мужества и найти нужные слова, чтобы переадресовать больного человека к психиатру. Его задача, говорит отец Владимир, помочь больному человеку принять крест душевной болезни точно так же, как и крест любой другой болезни, принять его со смирением, научиться слушаться, научиться послушанию. Если священник сможет найти эти слова, тогда будет все нормально. Если не сможет этого сделать, — тогда плохо будет этому больному человеку. Он не сможет справиться со своей болезнью, не сможет жить с ней спокойно, смириться и принять её.
— Почему люди боятся идти к психиатру, предпочтение отдается
— Должен сказать, что во всем мире есть определенный страх обращения к психиатру. Якобы если человек обратился к врачу за психиатрической помощью, то его признают отверженным от общества. В одном американском романе есть очень хороший пример: если у человека сломаны ноги, то ни у кого не возникает сомнения в том, что нужно идти к
Нужно сразу сказать, что у нас и не только у нас люди стараются нечасто обращаться к врачам. К врачам обращаются только в последний момент, когда уже деваться некуда, когда та или иная болезнь имеет уже выраженные проявления. К сожалению, это общая тенденция. Может, более ярко она выражена в психиатрии.
Понятно, что существует целый ряд мифов о психиатрии, о психиатрах, о психических болезнях, что это некое клеймо на всю жизнь, что человеку будут закрыты все дороги в жизни, что психические заболевания не лечатся. Священники — служители истины, они могут помочь эти мифы рассеять, а для этого они сами должны знать, что многие люди с психиатрическими диагнозами благополучно идут по жизни при помощи врачей, получают образование, делают достаточно успешно карьеру в своей профессии, кто в бизнесе, кто в науке, у многих из них благополучно складываются семьи.
— Условно говоря, если ты пришел к психиатру, вовсе не обязательно, что тебя«закроют» в лечебнице?
— Это совсем не обязательно! Более того, «закрыть» человека в лечебнице далеко не просто, должны быть очень жесткие показания, которые оговариваются законом о психиатрической помощи.
— Получается, если прислушаться к священнику, который направляет к психиатру, и пойти сразу, то шансов попасть в лечебницу значительно меньше, чем если отвергнуть совет священника и подождать еще пару лет?
— Конечно, потому что любое заболевание всегда лучше лечится на начальных этапах. Психиатрическая наука за последние десятилетия сильно продвинулась в плане понимания фундаментальных основ психических болезней. В любом случае, есть некие биологические основы их возникновения, это процесс биологический, он движется, он прогрессирует. Чем быстрее мы сможем вмешаться в этот процесс, тем благоприятнее будет течение заболевания и его общий исход.
— Однако можно встретить мнение и со стороны священников, в том числе священников заслуженных, возрастных, которые скажут: «Вот, святые отцы ни про депрессию не говорили, ни про маниакальное расстройство. Они из бесноватых бесов изгоняли, других постом и молитвой лечили, почему нам нельзя по старинке?» Православный мир веками жил без психиатрии, а сейчас еще и батюшкам предлагается в этом разбираться…
— Одни из первых описаний психических болезней, психических отклонений мы находим именно у святых отцов, в древних патериках. И эти описания на самом деле совершенно потрясающие. Например, у святых отцов описание греха печали и уныния — это классическое описание депрессии. Описывается вся симптоматика депрессии: у человека не только настроение упавшее, у него нет сил, у него упадок духа, он не получает удовольствия от выполнения привычных действий, от которых обычно его получает, у него отягчение тела, пропадает аппетит, у него возникает состояние, когда он уже готов наложить на себя руки. Это классическое описание всех элементов классической депрессии, которые зафиксированы в современной науке.
— Можно сказать, диагностика уже многовековая…
— Да, причем описывается именно медицинское состояние депрессии, описывается обособленно от того, что мы понимаем как грех печали и уныния! Для меня удивительны слова, написанные более полутора тысяч лет назад преподобным Иоанном Кассианом Римлянином, в которых он анализирует, что причиной печали бывает утрата желаемого в широком смысле слова, то есть некое психогенное состояние. Преподобный видит, что печаль бывает и от гнева, и от воздействия бесов, печаль бывает и беспричинная, когда нет видимой причины печали, а человек печалится. Это совершенно потрясающее для нас, психиатров, описание. Дело в том, что есть эндогенная депрессия, когда причина идет чисто на биологическом уровне и никаких внешних факторов мы не находим. У человека в жизни все благополучно, в жизни все хорошо, замечательно, и вдруг возникает такая беспричинная
Например, встречающиеся чуть ли не в 20% случаев так называемые послеродовые депрессии, когда молодая счастливая женщина, живущая в счастливом браке — у нее все замечательно в семье, все условия для благополучной жизни существуют, родился долгожданный ребенок, женщина держит на руках чудо, которое появилось на свет, и — о, удивление! — грустит, ей печально, тоскливо, её ничто не радует, она находится в депрессии. Такая парадоксальная ситуация.
— И в древности лечение было не только постом и молитвой?
— Было четкое понимание, что пост и молитва — это очень важно, но это не исключает необходимость врачебной помощи. В книге Иисуса сына Сирахова есть потрясающие слова: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание…» Апостол Лука, целитель Пантелеймон были врачами. Было и четкое понимание, что эти люди больные, больные психически, что они нуждаются в совершенно особом подходе. Так, в Патерике
Мне близка личность старца Данилова монастыря Георгия (Лаврова), который стал исповедником веры в советские годы и прославлен сейчас в лике святых. Он четко дифференцировал, какого рода проблемы у приходящего к нему человека, поэтому
— А какой диапазон мнений Вы видите в наши дни?
— Сейчас мы можем найти тех современных подвижников XXI века, кто признает психиатрию, а есть те, кто относится к ней резко отрицательно. Если взять двух наиболее известных в Центральной России ныне здравствующих старцев, то один из них полностью отрицает психиатрию, другой всячески поддерживает. Первый просто запрещает обращаться к психиатрам. Были случаи, когда он велел выкидывать очень дорогостоящие лекарства, и мать больного, которая с трудом собрала нужную сумму на их покупку, была вынуждена приезжать искать таблетки на монастырском огороде.
Зато другой старец, который тоже не менее уважаем, наоборот, четко видит появление психического расстройства и направляет к психиатрам. У меня с ним существует многолетнее заочное сотрудничество. Вспоминаю одну девушку, которую он направил ко мне
Когда есть такое заболевание, то рекомендуется, чтобы больной или больная жили рядом с родителями, получали образование
— Что Вы можете сказать о таком феномене, как беснование?
— То, с чем сталкиваются психиатры, — это непосредственно психические заболевания, психические расстройства, описанные в международных классификациях. Не так давно по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии мы провели международную конференцию«Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье» (2019). Там обсуждался этот вопрос. И участники конференции пришли к мнению, что случаи одержимости бесами — это
— А если, наоборот, человек говорит, что с ним общаются ангелы, святые его наставляют, Богородица ему открывает, Господь ему говорит, что так надо сделать, а так не надо. Как понять — это ангелы или все то же самое нездоровое психическое состояние?
— Здесь нужно обратиться к святым отцам, например, к святителю Игнатию Брянчанинову, которые четко говорят, что, как только человек почти визуально представляет некий образ того, с кем он общается, — это искушение, состояние прелести, которого человек должен избегать.
— Может ли в этом состоянии помочь психиатр?
— Думаю, что описание, которое есть у Игнатия Брянчанинова, это по сути описание бредовых психотических состояний. Точно так же, когда человек заявляет, что он является Богородицей, является Спасителем, или, наоборот, антихристом — понятно, что это все относится к сфере компетенции психиатрии. Когда к священнику приходит очаровательная девушка и говорит о том, что она является Богородицей, находится в состоянии эйфории, говорит, что она пришла в мир, чтобы помочь людям, у священника не возникнет никаких сомнений, что это душевнобольная.
— А если человеку является Богородица, как Она явилась преподобному Сергию Радонежскому?
— Когда придет человек, который скажет, что
Другое дело, если человек говорит о том, что с ним постоянно общается Божия Матерь, а, исходя из духовного опыта Церкви, мы знаем, что явления Божией Матери — это совершенно уникальные чудеса в истории всего человечества, что Божия Матерь являлась всегда особым людям, особым подвижникам, которыми абсолютное большинство из нас не является. И предположить, что мы с Вами в жизни встретимся с преподобным Сергием или с преподобным Серафимом Саровским или с
Неслучайно многие явления, которые были описаны в XX веке в католическом мире: и Фатима, и явление Божией Матери в Междугорье, в Югославии, когда Божия Матерь являлась в определенное время чуть ли не по расписанию, мы, как люди православные,
— У меня, как священника, в связи с этим возникает вопрос не теоретический, а по ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в пастырской деятельности. Если вдруг человеку
— Есть четкие понятия, когда мы говорим про психическую патологию. Все руководства по психиатрии говорят о том, что, когда человек говорит, что он слышит некий голос, мы должны у него
— Вы уже более 15 лет ведете в
— Скажу так. В подготовке психологов, то есть тех специалистов, которые направлены на работу с людьми, на работу с решением
Если мы возьмем руководство по пастырскому богословию архимандрита Киприана Керна, изданное еще в далеком 1957 году, там есть глава, которая называется «Пастырская психиатрия». Если мы возьмем современное
руководство по пастырскому богословию, которое только будет издано в ближайшее время и в издании которого принимает активное участие
Мне хочется особо отметить, что в прошлом году комиссией Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии был принят документ, который был одобрен Президиумом Межсоборного присутствия, — «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных». В этом документе говорится о необходимости преподавания основ пастырской психиатрии в духовных школах и на курсах повышения квалификации духовенства. Такой опыт уже имеется. Особо хочу отметить, что изданное руководство для священнослужителей одобрено как Издательским советом Русской Православной Церкви, так и Учебным комитетом.
— Вы упомянули, что в подготовке психологов тоже есть раздел психиатрии. Вы, как психиатр, как относитесь к психологии как дисциплине вообще и ее востребованности для священников, в частности?
— Я к этой дисциплине отношусь с самым большим и глубоким уважением. Да, святые отцы великолепно знали все дуновения души человека, в том числе и многое из того, что разбирает психология. Понятно, что в психологии существуют разные разделы. Существует возрастная психология, существует специальная психология, которая ориентирована именно на определенный контингент людей с определенными расстройства психического спектра или на людей, которые страдают тяжелыми соматическими заболеваниями. Но иметь общее представление о современных наработках в психологии будет для священника нелишним, особенно в области возрастной психологии.
— Василий Глебович, Ваша книга охватывает курс по пастырской психиатрии, который Вы читаете в
— Эта книга как раз обобщает мой опыт преподавания пастырской психиатрии в стенах нашего
Это руководство для священнослужителей и учебное пособие для студентов. В предисловии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, председатель экспертного совета по пастырскому попечению о душевнобольных Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии, пишет, что она будет полезна не только священникам и студентам, но также и родственникам душевнобольных и всем, кто интересуется данной проблемой.
Психиатрия такая область, что для постановки диагноза необходимы профессиональное образование, профессиональная подготовка. Задача священника состоит не в постановке диагноза, а в определении состояния человека, насколько оно является патологическим и в каком случае нужно направить больного к психиатру. В
Мы хотели в этой книге, с одной стороны, описать основные психические расстройства, с другой — дать некоторые практические рекомендации священнику, как поступать в том или ином случае.
— Мы сегодня поговорили о том, как психиатрия может помочь священнику. А может ли православный священник помочь психиатру в его профессиональной деятельности?
— Мы говорим о том, может ли православный священник помочь психиатру в его личной духовной жизни? Однозначно. Если говорить о его профессиональной деятельности, то и здесь, конечно, тоже. Задача священника не только выявить психическую патологию, направить к психиатру, но и дальше помочь нести это бремя, этот крест болезни у своего пасомого.
Можно привести удивительные примеры, когда священники направляли своих духовных чад в наш Центр, где есть свой храм, где регулярно совершается богослужение, есть свои замечательные батюшки, но при этом все равно считали своим долгом навещать своих чад. Они не просто отправили прихожанина к
Хочу особо отметить, что в нашем Центре, который является ведущим научным учреждением в области психиатрии в нашей стране еще с советских времен, больничный храм был открыт в 1992 году по решению Ученого совета. Это был второй больничный храм в нашей стране. То есть уже тогда ведущие отечественные психиатры четко осознавали значение духовных ценностей для наших пациентов.
— Как, по Вашему мнению, вера может помочь человеку с психиатрическим диагнозом?
— Некоторые болезни действительно очень тяжелые, некоторые приводят к инвалидности. Вот, например, молодой человек,
Но, если у такого больного религиозный взгляд на жизнь, он в своей болезни находит некий религиозный смысл. Он понимает, что Господь именно таким образом ведет его ко спасению. Один из пациентов
— Василий Глебович, большое спасибо за интересную беседу. Хочется завершить ее более личным вопросом. Вы и сын священника, и брат священников. Как Вам лично вера помогает в работе?
— Должен сказать честно, что я пришел в психиатрию, наверное, выполняя некий завет своего
Психиатру, как и священнику, тоже приходится сталкиваться с большим количеством горестей и проблем, которые есть у его пациента. И здесь есть тонкий момент, когда нужно принимать каждого человека близко к сердцу, но при этом не выгореть. И вера является тем стержнем, который помогает мне не отступать от этой тонкой грани и идти по жизни, выполняя свой профессиональный долг.
Беседовал священник Стахий Колотвин
Источник: Пастырь.today