Михаил Первушин и Павел Доброцветов приняли участие в Пятых Международных Рупышевских чтениях в Москве

Московская Сретенская  Духовная Академия

Михаил Первушин и Павел Доброцветов приняли участие в Пятых Международных Рупышевских чтениях в Москве

1677



В Москве, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, 21 января состоялись Пятые Международные Рупышевские чтения, посвященные жизни и духовному наследию протоиерея Понтия Рупышева (1877–1939) и жизни основанной им и уже около века непрерывно существующей уникальной церковной общины в селе Михново в Литве.

Доцент Сретенской семинарии Михаил Первушин выступил с докладом на тему «Speculum Dei. Мир как отражение Бога в трудах отца Понтия Рупышева». Слова отца Понтия о том, что «теперь спасаться в миру гораздо даже труднее, чем отшельнику в пустыне», явились отправной точкой исследования Михаила Первушина. Обзор трудов приснопоминаемого протоиерея, как показал докладчик, выявил особый подход отца Понтия к взаимоотношению с миром и представлению о нем, а также можно было проследить нестандартный подход отца Понтия к некоторым устоявшимся и вполне традиционным богословским формулировкам и понятиям.

Доцент Сретенской семинарии Павел Доброцветов выступил с докладом на тему «Церковь в последние времена по размышлениям отца Понтия». Осветив вкратце историософскую концепцию семи периодов в истории Церкви по воззрениям отца Понтия, докладчик остановился на 6-м (Филадельфийском) и 7-м (Лаодикийском по классификации отца Понтия) периодах — последних в истории Церкви и мира, отметив, что нынешний период, 6-й, характеризуется относительным миром и благоденствием:«По очищении Святой Церкви (имеется в виду 5-й период) наступит царство добра на земле в лице ее». Но и здесь борьба против Церкви не прекратится: «наступает период жизни Святой Церкви, славный, 6-й, когда христианство не только будут гнать и извращать, а благочестие теснить, но просто лишать их всего, вытеснять из себя самым коварным и жестоким образом (1928 г.)».

Докладчик отметил мнение отца Понтия о кратковременности этого периода: «ибо дары Божии обратятся на служение страстям, чего Господь не потерпит».

Затем, по учению отца Понтия, наступит окончательный период истории Церкви на земле — 7-й, «небесный, в котором ей уже нет места на земле из-за крайней ожесточенности зла». Он будет характеризоваться самым жестоким гонением на христиан.«К 7-му периоду жизни Святой Церкви на земле число верующих на земле почти совершенно истощится, и тогда зло воцарится на ней в лице антихриста».

Но, с другой стороны, даже этот период последних времен станет, по мысли отца Понтия, наивысшим этапом в развитии Церкви, а отнюдь не ее деградацией, станет достижением ею особого состояния одухотворения — «совершенства духа, привлекающего на себя
благословение Божие… (1924 г.)». Ибо Церковь есть мистическое Тело Христово, питаемое и подкрепляемое от своей Главы — Сына Божиего Божественной благодатью.

Но как скоро наступят эти эсхатологические события, по мысли докладчика, зависит и от нас — живущих в относительно спокойном и свободном, 6-м, периоде. Эта свобода налагает на чад Церкви особую ответственность.