2377
Дмитрий Менделеев — журналист. Известен как руководитель студии «Неофит» и ведущий программы «Библейский сюжет» на телеканале «Культура». В Сретенской семинарии Дмитрий Владиславович ведет курс «Искусство, литература и культура как тема для миссии», который призван помочь будущим пастырям использовать знания в области мирового искусства для проповеди.
Последние 20 лет я работаю в студии «Неофит». Мы делаем разные христианские программы. В основном для канала «Культура». Об искусстве, апостолах, пророках, церковных праздниках. Вся моя жизнь связана с работой в студии.
Я журналист по образованию. После воцерковления мне захотелось применить свои знания.
Мою жизнь изменила встреча с Богом
Это произошло в храме, совершенно неожиданно. Случилось такое внутреннее событие — его не передашь словами. Это была именно встреча. Можно сказать, за секунду до нее я был абсолютно равнодушным с религиозной точки зрения человеком. Просто не думал — редко ко мне приходили мысли духовного содержания. Голова была пустая, забитая чем-то другим.
И вот в одну секунду пришла даже не вера — Господь мне сразу подарил знания. «Мои глаза, а не глаза другого» видели Господа. Всё перевернулось, весь мир, и все силы я стал тратить на изучение христианства. Параллельно начал создавать миссионерскую программу.
Возможно, за это я взялся рано. Сейчас немного смешно смотреть на фильмы, которые были сделаны в период неофитства. Очень много было эмоций, желания сделать что-то хорошее и полезное, но мало знаний. Поэтому теперь это смотрится наивно, по меньшей мере.
Самое важное — это не то, что мы говорим, а то, как мы живем
За всë время работы мы сняли много программ. Иногда я получаю письма, в которых люди признаются, что наша передача помогла прийти к Богу. Я очень радуюсь, ведь это и есть главная цель нашей работы. И когда Господь дает узнать об этом — это огромное утешение.
Я думаю, самое важное — это не то, что мы говорим, а то, как мы живем. Мы можем молчать, но свидетельствовать своей жизнью. Я не о себе говорю, мне как раз нечем похвастаться. Но люди, о которых я всё время рассказываю в программе, они жили жертвенной жизнью, при этом полной радости, юмора, любви, созидания, служения... В основном, это великие художники, поэты и писатели. Программа может зацепить настоящей, подлинной, плодотворной жизнью. Задача сеятеля — сеять, а результат зависит от того, на какую почву упадет зерно.
Настоящие произведения искусства создаются Святым Духом
Курс, который я преподаю, создан на основе снятых в студии «Неофит» программ. Курс призван помочь будущим пастырям использовать знания в области мирового искусства для проповеди. Делюсь своими восторгами, любовью к тем или иным писателям, поэтам, художникам, музыкантам... И стараюсь привить ребятам мысль, что это тоже проповедь, это миссия. Потому что все настоящие произведения искусства создаются творческими энергиями Святого Духа. Это всегда пророчество.
Лучшие произведения у любых творцов с маленькой буквы всегда вдохновлены Творцом, поэтому мы должны серьезно изучать шедевры. В этом мы найдем Божье слово, и именно современное нам, такое, которое надо услышать сегодня и донести его до современника.
Чем известнее произведение искусства, чем известнее художник или поэт, тем легче будет использовать его произведения, его судьбу в миссионерских целях. Поэтому начинаем курс с самых известных имен: Пушкин, Достоевский, Моцарт, Леонардо да Винчи. Но строгой логики нет. Моя главная цель — научить студентов медленному рассматриванию картин, медленному и многократному просмотру шедевров искусства, медленному чтению Достоевского, чтению не только самих произведений, но и биографий, дневников. Моя задача — привить любовь и понимание того, что настоящие произведения искусства — это Богооткровенные вещи.
Художник, который рисовал птицу, которая кричит о красоте Божьего мира
Мне дороги те, кто отдавал себя без остатка и к концу жизни растратил себя полностью, являя образ полного самопожертвования. Например, Пиросмани. Это гениальный художник-самоучка из Грузии. Он отдался целиком. Умер в полуподвале, в каморке, где стояли лопаты, метлы какие-то. Там было пыльно, в углах пауки, мыши.
Это случилось на Пасху. Он вернулся со службы, свернулся калачиком, замерз и почти лишился жизни. Кто-то успел вызвать врача. Его отвезли в больницу, где он так и не пришел в себя. Пиросмани бросили в братскую могилу. Где она сегодня, когда этого гения знает и любит весь мир, — найти невозможно.
У него была возможность жить обыкновенной жизнью. Он успешно торговал молочными продуктами и скопил много денег. Все любили лавочку Пиросмани. Но он понимал, что его ждет что-то другое, и целиком посвятил себя живописи, отдав себя без остатка.
Никто не хотел платить деньги за его полотна. Даже когда братья-художники оценили масштаб его дарования, всë равно не захотели принять его в круг своего общения — просто скинулись на какую-то подачку. Он написал на эти деньги большую картину и подарил им. Ничего больше от мира он не получил, несмотря на свои полные любви к человечеству и ко всем Божьим творениям картины. Ответной любви от мира он почти не получил — только от Господа.
На картине Пиросмани «Пасхальный Агнец» все животные изображены с человеческими глазами. Надо просто взглянуть в глаза этим оленям, косулям, ягнятам, барашкам, чтобы всë понять. Отец Александр Мень говорил, что можно Мадонну написать так, что на нее будет стыдно смотреть. А можно написать птицу в небе, но так, что она будет кричать о красоте Божьего мира. Пиросмани — это художник, всю жизнь рисовавший ту самую птицу, которая кричит о красоте Божьего мира.
Более известный всему миру пример — Ван Гог. Он родился в состоятельной семье. Брат и дядя были торговцами, у Ван Гога была возможность пойти по их пути и стать состоятельным человеком.
Но он хотел проповедовать Евангелие, получил миссионерское образование. И уехал проповедовать в бедный шахтерский городок. Никто не хотел слушать Евангелие. Тогда Ван Гог стал помогать женам шахтеров: стирал белье, сидел с детьми, колол дрова, помогал по хозяйству. В обмен они разрешали ему почитать Евангелие для них.
Позже Ван Гог начал рисовать — просто для того, чтобы проиллюстрировать Евангельские рассказы. И он увидел, что это гораздо сильнее действует на людей, чем его слова. Так он стал писать Евангельские картины и посвятил этому жизнь. И что бы он ни писал — это всегда была проповедь.
Он умер в нищете. Его картины стелили в домах, использовали как скатерти, выбрасывали. Он служил всю жизнь, отдал жизнь на служение Господу. Но никому это не было нужно. В результате у Ван Гога началось душевное расстройство. И всë кончилось тем, что он застрелил себя.
Увидеть святого в любом несвятом
Больше всего мне хочется, чтобы пастыри научились смотреть на любого человека глазами Христа — видеть святого человека в любом несвятом. Мы больше всего знаем о жизни и о мыслях известных людей, поэтому на примере их жизни проще добиться такой цели, как мне кажется. Мне хочется, чтобы студенты научились любить всех через примеры известных творцов. Научились искать искру Божию. Будущие священники должны научиться искать до тех пор, пока их не пронзит, пока не пройдет по всему телу ток вплоть до мурашек. Чтобы человек, готовясь к проповеди, почувствовал: вот то, что Господь сегодня дает мне сказать для прихожан. Но надо потрудиться, «глубоко нырнуть», как говорил Сократ, чтобы достать жемчужину...
Подготовил Сергей Витязев