13752

Константин Муратович Джусоев – один из самых молодых преподавателей Сретенской семинарии. Он учился в Одессе, жил в Петербурге, нес послушания в Томске. Константин рассказал про свой путь в Сретенскую семинарию, преподавательскую деятельность, взаимоотношения со студентами и жизнь на карантине.
Из Одессы – в Москву
Я родом из Осетии, но рос в Одессе при мужском монастыре. Прикоснулся там к удивительной монашеской традиции. Это был Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь, древний, в нем подвизались даже афонские монахи. Жизнь в монастыре – это особый опыт. Мой путь, связанный с духовными школами, начался в Одесской духовной семинарии. Тогда я не мог представить, что окажусь в Москве.
После школы возникла дилемма. Хотел поступить в Военно-медицинскую академию в Петербурге. Даже отправил запросы из военкомата. Мне пришел специальный билет для поступления, но я в итоге – точно не помню почему – поехал поступать в Одесскую духовную семинарию. И поступил.
После Одессы воплотил мечту – поехал в Петербург. Только уже не в Военно-медицинскую академию, а в Санкт-Петербургскую духовную академию, поступил на 5 курс. Поступил, успешно окончил. После – прошел магистратуру и аспирантуру.
Помню, произносил проповедь в академическом храме с амвона. Это было на Вход Господень в Иерусалим. Я говорил, что надо идти за Богом. Что народ пошел за Христом, когда увидел Его силу при исцелении Лазаря. И все встречали Господа как Царя. Но прошло немного времени, и почти все отвернулись от Христа.

Было трудно примириться. Я не представлял себе тот край, город. Академию тогда возглавлял архиепископ Амвросий (Ермаков). Он меня утешил, сказал: «Езжай, в Томске очень хорошие и добрые люди. Ты сам это увидишь, не надо бояться».
Первое время мне было очень сложно, особенно первые два месяца. Вначале я просто ждал, когда уеду. Я считал дни до отъезда и молился: «Господи, следующее место пускай будет по Твоей воле, но по моему сердцу». Но когда я уезжал, было скорбно. Я быстро привык к месту и людям, всë стало родным.
В Сибири удивительные люди и традиции: богослужебные, богословские. То есть это время действительно осталось в моем сердце, владыка оказался прав. Два года в Томске были очень яркие, важные. Наверное, если бы не было Томска, не было бы и Сретенской духовной семинарии.
В жизни каждого человека бывает чудо. В моей жизни чудо то, что я оказался здесь, в Сретенке – чудо, без преувеличения. Важно помнить про такие ключевые точки в жизни, когда ты ясно чувствуешь действие промысла Божия.
Из студентов – в преподаватели
Главная должность любого – быть человеком. В том числе и в Церкви. В семинарии на данный момент я являюсь помощником проректора по учебной работе, а также преподавателем: преподаю дисциплины Истории древней Церкви на 1 курсе, веду факультатив у 4 курса.
Кроме этого, отвечаю за широкий спектр деятельности. В большей степени он сосредоточен на организации различных мероприятий: от культурных событий разного масштаба до конференций и круглых столов.
Нужно быть другом и братом – не только лектором
Не так давно я закончил учебу и теперь, когда преподаю сам, всë равно воспринимаю себя больше студентом, чем преподавателем. Даже сейчас, когда участвую в различных воспитательских советах, защитах и других мероприятиях. Есть благоговение перед мэтрами, профессорами. Рядом с ними я чувствую себя студентом, не ощущаю, что я преподаватель.
Самое сложное и для преподавателя, и для пастыря, и для семьянина – найти баланс: где необходимо человека простить и улыбнуться, а где необходимо сделать замечание и указать на ошибку. Потому что бывает, если обидишь человека, заденешь, разочаруешь, последствия могут быть тяжелыми
Есть ситуации, когда действительно стоит войти в положение студента, понять его и поддержать. Иногда промолчать и даже поставить незаслуженную положительную оценку более педагогично, чем, например, поставить двойку и строго укорить.
В курсе истории я стараюсь не только рассказывать про факты и события, которые переживала Церковь. Важно еще проникнуться личностью, увидеть, что те же святые отцы, императоры – завоеватели, освободители – они тоже были людьми, у них тоже были свои кризисы, но они их преодолевали. Будучи моими ровесниками, ровесниками наших семинаристов, которые сейчас учатся, они уже решали очень сложные и глобальные вопросы. Эти примеры нужны и мне самому. Через такой взгляд изучение истории не кажется сухим и неинтересным.
Я не говорю, что не надо быть объективным. Мне кажется важным и пастырю, и преподавателю иногда войти в положение человека, потому что в жизни бывают разные студенты. У человека могут быть определенные семейные или какие-то другие обстоятельства. Надо стараться быть не просто лектором, но человеком, а это значит – быть другом и братом.
Мы можем увидеть самих себя
Скажу честно, вначале меня смущал переход на дистанционное обучение, так как я не привык вести лекции в таком формате, но буквально спустя короткое время нашел плюсы. То есть я понимаю, что огромную роль в общении между людьми играет личный контакт – одно дело по скайпу общаться, а другое дело – личное общение с человеком, это касается в том числе и лекций. Но это прекрасное подспорье в тех условиях, в которых мы находимся, и хороший выход из ситуации.
В этом плане я бы хотел выделить подход, который есть у нас в духовной школе – в Сретенской семинарии совмещают верность традициям, внимание к духовным основам с использованием современных технологий. Это сложно. Лично мне бы тоже хотелось научиться этому самому, потому что можно впасть в любую крайность. Баланс дает яркие плоды – особенно, когда мы говорим о работе с молодежью.
Огромный плюс карантина в том, что мы можем увидеть самих себя. В большой суете, в том числе в преподавательской деятельности, бывает сложно оглянуться, посмотреть назад, подумать о будущем. Один из ключевых плюсов ситуации – это то, что человек может обратиться к Богу и увидеть самого себя.
В суете бежишь по инерции и бывает трудно остановиться и подумать: «А чего же я на самом деле хочу? Куда я двигаюсь?» Сейчас, когда невольно останавливаешься, есть время подумать: «К чему ты стремишься? Для чего живешь?».
Я вижу сейчас хорошее подспорье, которое пригодится в жизни: семинария прививает человеку самоорганизацию. Сегодняшняя ситуация дает импульс, при котором человек сам может попробовать себя организовать – это тяжело, сложно. Я сам к этому еще не пришел.
Картины того, как я планировал проводить дни во время карантина и как провожу, – разные. Но в целом я доволен – всë в меру сил. Каждый день читаю главу Евангелия, главу из посланий апостола Павла. Евангелие от Матфея заставляет меня думать о вере. В ситуации, которая сейчас сложилась, тяжело бывает довериться Богу. У Него бывает всё вовремя для тех, кто умеет ждать. Одно дело говорить о таких делах, другое – претворить на практике.
Стал заниматься спортом, и, на удивление, есть эффект. Режим самоизоляции не предполагает движения и большой активности, но если человек захочет – найдет возможность. Тренировка следует за молитвой. Далее идут рабочие моменты – лекции, подготовка к ним. Это тоже занимает много времени и требует сил. Порой подготовка к лекции занимает больше времени, чем само лекционное занятие. Я трачу много энергии и сил на это, несколько лекций – это целый пласт информации и большой объем временных затрат и прочих ресурсов.
Я считаю, что важно оказывать внимание близким. И я стараюсь это делать в меру моих сил – оказывать определенное внимание хотя бы просто телефонным звонком или смс-сообщением. И стараюсь заглянуть в свое сердце, посмотреть, чего оно хочет и куда стремится.
О ценности опыта и жизненных уроках
За прошедшие годы я понял, что важно уметь видеть сердцем. Это помогает принимать верные решения. В том числе при выборе пути – монашеского или семейного. Наставления духовников, родителей – очень важны. Но решение человек принимает сам – это именно личный выбор. Господь мне это показал в ситуации, в которой я увидел, что именно мое решение является ключевым.
Благодаря переездам, многим городам, в которых был, я на практике осознал, что везде действует Господь. Везде есть люди, которые нуждаются в помощи, в поддержке, и что Богу служить надо не только в Москве и Петербурге, но и в Сибири, например.
Я увидел, что везде есть свои удивительные традиции, самобытность. Главное – это не города и стены зданий, культурные заведения и достопримечательности, природные объекты. Главное – люди. Например, если ты отправляешься в великолепный тур и у тебя нет хорошей компании, то он будет неполноценным. И если ты едешь в далекую сложную командировку, двухгодичную, то если у тебя будет хорошая компания, то ты намного легче это перенесешь.
Самое главное – помнить то, что Господь везде присутствует и слышит молитвы, и верить Ему. Но это и самое сложное, потому что, когда ты только начинаешь путь, имеешь ветер сомнений. Ты забываешь про прошлый опыт и сразу, как апостол Петр, идешь под волны.