10081
26 сентября в библиотеке Сретенской семинарии прошел круглый стол на тему «Бизнес-этика и православное христианство». На мероприятие в центр Москвы прибыли российские предприниматели, представители общественной организации “Опора России”, топ-менеджеры крупных компаний из разных городов. Председателем круглого стола выступил ректор семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий.
Встречу посвятили взаимодействию Церкви и предпринимателей. Организаторы мероприятия вывели на поверхность неудобные вопросы, которые уже долгое время фоном звучат как в церковной, так и в деловой среде.
За круглым столом говорили о том, как соотносятся Библия и предпринимательская деятельность, как сегодня взаимодействуют Церковь и бизнес, какова позиция христианства по отношению к предпринимателям. Участники обсудили опыт взаимодействия религии и бизнеса в других странах, поговорили об истории взаимодействия Церкви и бизнеса в дореволюционной России. Актуальными темами стали доверие и человечность в бизнесе, высшие цели бизнеса, влияние коммунизма в СССР на отношение Русской Церкви к предпринимательской деятельности. Вокруг каждой темы разворачивалась интересная дискуссия. Рефреном в словах спикеров звучали мысли об уровне культуры доверия в предпринимательстве, идеи о создании Кодекса бизнес-этики, христианской бизнес-этики и организации соответствующей платформы.
Модератором встречи выступил основоположник российской школы тайм-менеджмента, автор книг и бизнес-тренер Глеб Архангельский.
Поприветствовав участников круглого стола, модератор предоставил слово одному из инициаторов встречи Николаю Дунаеву - вице-президенту и председателю Комитета «Опоры России» по международным связям и промышленности.
В вводном слове Николай Ильгизарович рассказал о событиях, которые предшествовали встрече. Речь идет о круглом столе на февральском форуме в Сочи. Отсутствие на этой дискуссии представителей Русской Православной Церкви стало отправной точкой для зарождающейся идеи о проведении соответствующей встречи с участием православного духовенства. Спикер добавил:
«Всё это наложилось на мой большой опыт международной работы, когда я видел, как религиозные, конфессиональные институты выступают проводником деловых интересов, арбитрами сложных вопросов для предпринимателей».
Николай Ильгизарович рассказал о своем знакомстве с Председателем Союза православных предпринимателей Владиславом Жуковичем на бизнес-миссии в Узбекистане: «Я поделился с ним своими соображениями, и мы с ним быстро нашли общий язык». Общие интересы предпринимателей привели к встрече в Сретенской семинарии. Выразив надежду на то, что встреча окажется полезной, нужной и плодотворной, Николай Ильгизарович передал слово своему коллеге, вице-президенту НП «ОПОРА», православному предпринимателю Владиславу Жуковичу.
Владислав Жукович:
«В обычной жизни, когда мы действуем как потребители, партнеры или поставщики, мы часто сталкиваемся с явлениями, которых просто не должно быть в предпринимательской деятельности. Если сейчас спросить среднестатистического предпринимателя: “Что является главным в бизнесе?”, то, наверное, каждый ответит: “Цель любой коммерческой деятельности – это извлечение прибыли”, то есть, по сути, зарабатывание денег. Но есть ли у этих денег какая-то цена? Любыми ли путями мы можем зарабатывать эти деньги, или есть какие-то красные линии, за которые мы не должны заходить? Здесь возникает серьезная почва для диалога».
По словам Владислава Константиновича, в современном бизнесе нет некоего общего знаменателя, определяющего, что хорошо, а что плохо:
«Нас обманывают при приобретении каких-то товаров, не соблюдают взятые на себя обязательства, нас подводят партнеры… соответственно встает вопрос: а это вообще нормально или нет?... Существует ли понятие этики предпринимательства и нужно ли об этом говорить? Мы бы сегодня хотели обсудить эти вопросы с Церковью и понять, может ли Церковь нам помочь в вопросах этики? И если да, то какую роль она может в этом сыграть?»
Глеб Архангельский рассказал, как он впервые начал взаимодействовать с Церковью. Это было в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. Тогда архиепископ Амвросий, будучи ректором Академии, попросил Глеба провести для семинаристов курс тайм-менеджмента. Глеб Архангельский открыл для себя, что будущие священники желают быть компетентными не только в богословских дисциплинах, но и в ораторском искусстве, тайм-менеджменте, проектном менеджменте, искусстве конспектирования. Тогда он изменил отношение к Церкви.
Архиепископ Амвросий попросил Глеба Алексеевича провести лекцию на тему тайм-менеджмента для студентов Сретенской духовной семинарии. Модератор согласился провести соответствующую лекцию. После этого ректор обратился к участникам круглого стола:
«Мне, как представителю Церкви, задали ряд вопросов, на которые я постараюсь ответить. Например, почему Церковь осуждает предпринимательскую деятельность? Почему Церковь постоянно своим прихожанам внушает, что “трудно богатому войти в Царство Небесное”, что нужно быть бедным, что богатство - это зло и так далее. Правильно будет сказать, что Церковь - это не иерархи и священники, а это все мы - и священники, и верующие миряне. Один из первых вопросов, с которым мы сталкиваемся в тех или иных вариантах, - вопрос об отношении христианства к предпринимательской деятельности.
Библия и Евангелие не осуждают ни предпринимательскую деятельность, ни богатство само по себе. Осуждается богатство, приобретенное нечестным путем, эгоистичное накопительство, сребролюбие. Богатому трудно войти в Царство потому, что у богатого больше возможностей и, соответственно, выше шанс ошибиться. Но богатство автоматически не делает человека сребролюбцем. И тем более не делает его таковым предпринимательская деятельность. Кроме того, богатство - это инструмент, ресурс, который приносит определенную власть, которую можно использовать как во благо, так и во зло.
Второй момент, который я считаю странным и несправедливым - почему-то в нашем обществе слово “предприниматель” имеет скорее негативную окраску. Наверное, это связано и с социалистическим прошлым нашей страны, и последовавшими после него девяностыми годами, запечатлевшимися в умах соотечественников в том числе и нечестными бизнесменами и нечестным, а порой и аморальным бизнесом. Отчасти это связано и с такими сферами бизнеса, которые действительно несут в наше общество только негатив. А отчасти это связано и с неправильной интерпретацией верующими людьми священных текстов о богатстве.
Часто христиане вспоминают слова Господа Иисуса Христа о том, что трудно богатым войти в Царство Божие, метафору о верблюде и игольном ушке, притчу о богаче и Лазаре, призыв Христа раздать все имение и следовать за Ним. И, следуя этой логике, если предпринимательская деятельность ведет к некоторому богатству или состоятельности, из этого следует, что будто бы всякий предприниматель занимается вещами не совсем одобряемыми с точки зрения библейского текста и христианства. Это мнение не соответствует действительности, и не об этом написано в евангельском тексте, и не плохому отношению к деньгам или предпринимателям учит христианство.
Очень хотелось бы, чтобы общество понимало, что во многом благодаря предпринимателям, вашей постоянной работе, креативности и трудолюбию, наше общество имеет доступ к большим благам: продовольственным, медицинским, образовательным, культурным. В Евангелии Господь говорит о предпринимательской деятельности, купечестве и инвестициях просто как о профессиях, хороших, достойных профессиях. Плюс ко всему сказанному, далеко не все задумываются о том, что предпринимательство - занятие творческое, проявление творческой, богоподобной стороны человека. Ведь, как известно, подобие Богу, заложенное в человека при сотворении, как раз заключается в способности к творчеству.
И еще один вопрос, которым часто задается верующий предприниматель, - вопрос этичного и неэтичного ведения дел. Где граница дозволенного в маркетинге, финансовой деятельности, в управлении людьми? Что позволительно, а что нет, с точки зрения Церкви, на голос которой всегда ориентировались представители всех сфер жизни тех стран, в которых культурно христианство является главным голосом совести? Кто определяет, что позволительно делать, а что нет? Что морально, а что аморально, что можно делать человеку, который считает себя христианином, а что - крайне непозволительно? И, в конце концов, есть ли какие-то правила, предписания, рекомендации по ведению бизнеса для предпринимателя-христианина?
Известно, что мировоззрение является важнейшей движущей силой, важнейшим мотиватором для человека. Мы знаем, что вера может помогать человеку достойно и успешно вести дела, мы можем видеть примеры верующих, успешных предпринимателей в дореволюционной купеческой России, в среде старообрядцев, в протестантских сообществах, в еврейских общинах и среди мусульман. И я часто слышу вопрос о том, почему, например, Церковь помогала и вдохновляла на предпринимательскую деятельность в дореволюционной России, почему вера помогает старообрядцам, протестантам, иудеям и мусульманам, а современные российские предприниматели не слышат от Русской Православной Церкви слова одобрения и поддержки в ведении своих дел?
Русская Православная Церковь - самый крупный религиозный институт России, который всю историю страны оказывает мощное мировоззренческое влияние на общество. Опыт развития сильных экономических держав, например, США или Арабских Эмиратов, говорит о том, что позиция религии по отношению к экономике и предпринимательской деятельности может оказывать огромное влияние на развитие экономики. Так, на развитие американского общества повлияло христианское осмысление капитализма Адамом Смитом, иудейские сообщества развиваются благодаря четко прописанному отношению религии к бизнесу, общины староверов, среди которых множество купеческих фамилий Российской Империи, обязаны своим успехом своему религиозному фундаменту в ведении дел.
Хотелось бы верить, что наше обсуждение выльется в нечто большее - в регулярные дискуссии, а возможно и в некоторую институцию из представителей бизнеса разных религий, объединенных на этой площадке в Сретенском монастыре. Такая институция могла бы разработать и критерии, своего рода этические рекомендации к честному ведению бизнеса. Ну и конечно, как и любое сообщество, могла бы помогать своим членам в сложных ситуациях, если такие возникнут.
Я предлагаю вместе обсудить эти вопросы, и понять, как мы совместными усилиями Церкви и предпринимательского сообщества можем сделать бизнес в нашей стране более честным и этичным, а имя предпринимателя - уважаемым».
Среди участников круглого стола развернулась дискуссия: нужна ли нам православная бизнес-этика? Что может помочь, когда законодательство бессильно перед аморальным предпринимательством? Спикеры выражали собственную позицию, приводили аргументы и контраргументы, предлагали пути решения. Николай Дунаев поделился опытом работы на международной площадке, в том числе с представителями других конфессий. Среди плюсов отношения ислама к предпринимательству Николай Ильгизарович отметил прописанное в Коране обязательство вести все сделки исключительно в письменном виде. Большой положительный опыт взаимодействия с предпринимательством спикер видит в деятельности различных монашеских орденов Католической Церкви. В Африке они основали около 400 школ, множество гимназий в Сирии и Турции, где выпускники становятся премьер-министрами.
Среди общих высказываний во время дискуссии упомянули Евангельский отрывок, который читался в храмах днем ранее. Это история о том, как ученики обратились ко Христу с вопросом: что делать с пятью тысячами голодных людей, собравшимися вокруг Господа в поле. Глеб Архангельский обратил внимание на обозначенную апостолами сумму денег, которую они имели. Она хоть и не огромна, но и весьма не мала для двенадцати скитальцев-проповедников. То есть, речь идет о некой кассе, о деловой ответственности, расчете, учете и планировании.
Однако другой спикер мероприятия, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов в этом отрывке подчеркнул другую деталь:
«На самом деле, там ведь мощнейшая драма и мощнейший кризис. Сидит пять тысяч человек, ученики понимают, что они голодные, их никто не накормит, у них всего лишь две рыбки и пять каких-то жалких лепешек, они говорят: “Учитель, что делать? Проблема!” Вы не помните, что Христос им говорит? “Вы дайте им есть”. Христианство – это необычайно взрослая религия. Он не сказал им: “Успокойтесь, Я сейчас помолюсь, всё будет нормально”. Он сказал: “Вы дайте им есть”. Потом они идут с этой корзинкой, раздают, а лепешки не заканчиваются, можно продолжать раздавать… Понимаете, это переворот отношения человека к проблеме. Не ждите, что дядя или Господь Бог сделает то, что вы можете сделать. Начинайте делать в тех условиях и с теми ресурсами (явно недостаточными), которые у вас сейчас есть, делать то, что делать в принципе невозможно и бессмысленно. Но когда вы начнете это делать, произойдет чудо. И вы пятью этими жалкими хлебами и двумя рыбами накормите эту толпу людей. Так что вы дайте им есть».
Справка:
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринима́тельства «Опора России» — российское общественное объединение, включающее около 450 тысяч предпринимателей, которые создают более 5 миллионов рабочих мест, объединяющее более 100 отраслевых союзов, ассоциаций и гильдий. Отделения организации действуют в 85 регионах РФ, также создано 20 представителей в 26 странах мира.Фотогалерея