Исторические свидетельства оглашения в древней Церкви II-III века

Московская Сретенская  Духовная Академия

Исторические свидетельства оглашения в древней Церкви II-III века

Андрей Яцков 13125



Анализ огласительных произведений святых отцов и церковных писателей II-III вв. дает возможность определить базовые принципы осуществления оглашения в древней Церкви, этапы подготовки желающего принять Святое Крещение к этому таинству, а также то, как отбирали и проверяли готовность к новой жизни с Господом будущих христиан.

Содержание:
  1. Первые свидетельства об оглашении: Климент Александрийский, пресвитер (ок. 150 – 215 гг.)
  2. Оглашение по трудам Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (155–220 гг.)
  3. Оглашение по трудам сщмч. Ипполита Римского (ок. 170 — ок. 235)

Первые свидетельства об оглашении: Климент Александрийский, пресвитер (ок. 150 – 215 гг.)

Наиболее ранние свидетельства о систематизированной практике оглашения в древней Церкви находятся в трудах одного из созидателей Александрийской богословской школы пресвит. Климента Александрийского, прославленного в лике святых англиканской церковью. Он жил в середине II — начале III века по РХ. Блестящее знание Писания и эллинских наук, начитанность и высокий нравственный авторитет способствовали объединению вокруг него многих жителей Александрии, желающих принять Святое Крещение. Климент Александрийский «впервые предпринял серьезную попытку систематического объяснения христианства в категориях эллинской мысли»1. Можно с уверенностью заключить, что Богословская школа Александрии совмещала в себе многовековую мудрость языческой учености и высокий духовный уровень учителей Церкви Христовой.

Значимыми произведениями из дошедших до нашего времени творений пресвит. Климента Александрийского являются «Педагог» и «Строматы». Произведение «Педагог» написано с практической целью нравственного усовершенствования язычников, уверовавших в истинного Бога и принявших Святое Крещение.

В указанных произведениях Климент постарался достаточно подробно изложить и упорядочить строй жизни христианина, а также ответить на вызовы современного ему языческого общества2.

Структура оглашения Климента Александрийского

В произведениях пресвит. Климента Александрийского содержатся небольшие упоминания об оглашении в древней Церкви, по которым крайне трудно реконструировать порядок его совершения. Сам Климент выстаивает следующий ход подготовки к таинсту:

  1. Предварительная беседа.Предкрещальная катехизация в Александрии предварялась частной беседой или подготовительной проповедью, из которой кандидат в катехумены (человек, собирающийся креститься) получал первичные сведения о христианской вере.

  2. Отбор достойных для оглашения.Затем, если кандидат выражал намерение узнать о христианстве подробнее, производился достаточно жесткий отбор через собеседование для выявления соответствующих нравственному цензу. Лица, совершившие тяжкие прегрешения в число оглашаемых не принимались. Безусловно, Таинство Крещения есть дар Божий, но для того, чтобы этот дар стал в жизни христианина не простой формальностью, а путем в Царство Небесное, должна была произойти кардинальная перемена образа жизни3. В подтверждение указанной практики также необходимо привести свидетельство Оригена. В одной из проповедей Ориген, один из ярких представителей Александрийской богословской школы, взывает: «Придите, катехумены, покайтесь для принятия крещения во оставление грехов. Тот принимает крещение во оставление грехов, кто перестает грешить. Если же некто приходит ко крещению, продолжая грешить, оставления грехов он не получит. Поэтому я прошу вас не приступать ко крещению без тщательного исследования и глубокого рассуждения, покажите прежде достойный плод покаяния»4.

  3. Обучение в огласительной школе.Первый этап обучения — критический разбор языческого мировоззрения и образа жизни в сравнении с христианскими убеждениями. Рассматривая лучшее, что есть в эллинизме как предваряющее христианство, Климент, таким образом, старался познакомить обучаемых с лучшими образцами эллинской культуры5. Второй этап обучения — уверение в истинности христианства. Переход на второй этап оглашения был возможен в случае нравственной подготовленности катехумена. Также на этом этапе подготовки ему предлагалось нравственное учение Церкви, в том числе, учение о Таинстве Крещения. Необходимо отметить, что такое обучение носило, в первую очередь, практическое значение, и цель его — нравственное перерождение человека6. Обучение в Александрийской богословской школе не было каким-либо тайным или недоступным, как в гностических сектах, но подразделялось на различные ступени в зависимости от степени готовности оглашенного и было представлено тремя группами дисциплин:

    • Пропедевтика. Вводный курс, представлен был следующими предметами: поэзия, геометрия, музыка, арифметика, медицина и др.;

    • Философия, которая рассматривалась как верный способ приобщения язычников к истинной вере;

    • Теология, понимавшаяся как практическое руководство к Жизни вечной.

Содержание оглашения Климента Александриского

В труде «Педагог» сообщается, что получение знаний от оглашения способствует появлению опыта. «Вследствие просвещения тьма должна исчезать»7, — под тьмой, в данном случае, автор понимает тьму неведения, от которой непросвещенный впадает в грех. Однако полное просвещение возможно получить исключительно в таинстве Крещения, которое только врачует от грехов. Поэтому «катехизическое оглашение только ведет к вере; значит, в самом крещении научает нас Дух Святой»8. Так как, по мнению пресвит. Климента, оглашение есть лишь начальный этап, необходимый для Крещения, но недостаточный для полного исцеления от греха.

Тот принимает крещение во оставление грехов, кто перестает грешить

Климент сообщает, что вышеобозначенному научению способны младенцы (Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк. 10:21) в отличие от мудрецов мира сего, которые вообразив себя мудрецами, обезумели (Рим. 1:22). Мудрецы мира сего есть грешники, не чувствующие свою греховность, поэтому они не могут как младенцы отложить прежний образ жизни ветхого человека (Еф. 4:22) и, представ пред Господом, внимать Его мудрости. Младенец не является полностью дееспособным мужем, оглашаемый грешник только на пути к богосыновству. Ап. Павел пишет: Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое (1 Кор. 13:11).

Сообразно с младенческим состоянием оглашаемого необходимо строить катехизическую беседу. В Первом послании к Коринфянам ап. Павел пишет: я не мог [говорить с вами], братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе (1 Кор. 3:1). Пресвитер Климент понимает под младенцами во Христе недавно оглашенных, которые еще не очищены Святым Крещением9.

Формы и характер обучения в Александрии со временем претерпели некоторые изменения. Огласительная школа, первоначально созданная для оглашения некрещенных язычников, со временем становится также и местом посткрещальной катехизации10.

Доктор церковной истории, профессор А. И. Сидоров пишет: «Преподавание обыкновенно производилось бесплатно, и не только мужчины, но и женщины, — иные лишь для того, чтобы похвастаться слушанием ученого, — с утра до вечера, и даже ночью, толпились вокруг скромного жилища Климента, в котором он вел свои публичные беседы»11.

Оглашение есть лишь начальный этап, необходимый для Крещения, но недостаточный для полного исцеления от греха

Стоит отметить, что преподавание в христианской школе разительно отличалось от многих других философских учебных заведений где за обучение, как правило, взималась немалая плата. Огласительные школы существовали и ранее во многих общинах первых христиан, но Александрийская была сообществом ученых, в лоне которой развивалась христианская наука и образование.

Обучение в Александрийской школе обыкновенно проводилось не в храмовом помещении. Как правило, таким местом могло быть специально отведенное церковной общиной Александрии здание или временно предоставленное для обучения в период гонений частное домовладение кого-либо из членов христианской общины12.

Глава богословской школы имел в подчинении помощников (например, у Пантена таким помощником был Климент, у Оригена — Иракл). Преподаватели школы отличались глубокими познаниями в области богословских наук, философии, диалектики, а также являлись непререкаемым образцом нравственной чистоты. Наличие священного сана не являлось обязательным требованием, например, Пантен и Дидим его не имели.

В труде «Строматы» пресвитер Климент пишет: «Поскольку наше предание не предназначено для всех подряд, как это становится ясно тем, кто проникся величием слова, следовательно, нам надлежит хорошо хранить возвещаемую в тайне премудрость, открытую сыном Бога <…> Нам прошептали их на ухо, именно так же и мы должны передавать их тем, кто достоин, не разглашая их всем остальным, удостоенных слышать только притчи»13. Здесь прослеживается несомненная связь с Евангелием от Матфея: И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Мф. 13:10-11).

Из вышеприведенной цитаты Климента однозначно можно заключить, что в древней Церкви активно применялось правило запрета на разглашение догматов и чинопоследований Церкви, главным образом Крещения, Евхаристии и Символа Веры, обозначаемого термином «disciplina arcani». Профессор Московской духовной академии А. П. Голубцов определяет термин «disciplina arcani» как «стремление скрывать, держать в тайне от непосвященных, т.е. язычников, а частью и от оглашенных, предметы веры и культа»14. Правило «Disciplina arcani» распространялось на небольшое количество вероучительных истин и чинопоследование таинств и относилось, главным образом, к таинствам Крещения и Евхаристии, Символа Веры и молитвы «Отче наш» до перехода катехуменов в разряд просвещаемых.

Необходимо отметить, что сокрытие христианами древней Церкви некоторых догматических норм совершенно не имеет ничего общего с эзотерическими учениями гностиков. Появление правила «disciplina arcani» можно объяснить трепетным отношением древних христиан к вероучительным истинам Церкви и следованием Христовой заповеди: не давать святыни псам (Мф. 7:6). Таким образом, disciplina arcani есть вынужденная мера сокровенности ввиду непонимания и возможных насмешек от непознавших Благую Весть. По мнению доктора церковного права А. И. Алмазова15, основанием такого сокрытия вероучительных истин также является простое устроение таинств Церкви в отличие от церемониалов языческих мистерий, что могло вводить в смущение лиц неподготовленных и непросвещенных Святым Духом. Со временем, после упразднения института оглашения в связи с установившейся в Византийской империи практикой крещения младенцев правило «disciplina arcani» постепенно исчезло из церковной жизни16.

В труде «Строматы» пресвит. Климент также рассуждает о времени огласительного обучения перед принятием Крещения: «Не дозволяется также снимать с молодых деревьев недозрелые плоды. Лишь три года спустя, когда дерево полностью вырастет, предписано принести начатки плодов Богу»17. Столь длительный срок оглашения по современным меркам обосновывался необходимостью полного искоренения греховных намерений и укоренения в вере Христовой. «Только к четвертому году (поскольку новичку нужно время для освоения науки) новообращенный преподносит Богу четыре добродетели»18.

Очевидно, что процесс духовного перерождения является продолжительным по времени, поэтому александрийскими дидаскалами был избран трехгодичный курс обучения оглашенных.

Требования к катехизатору по Клименту Александрийскому

Пресвитер Климент Александрийский замечает, что не каждый, кто считает себя приверженцем Истины, может учить других. Только прошедшие достаточную подготовку и обучение могут приступить к преподаванию19. «Достоинство гностика возрастает в том случае, если он решился учить других, поскольку он получил в свое распоряжение величайшее благо, возможное на земле, выраженное в словах и делах, и, обладая которым, он может выступить в качестве посредника, помогающего на пути общения с божественным»20.


Оглашение по трудам Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (155–220 гг.)

Раннехристианский писатель-апологет Тертуллиан является автором множества трактатов, которые касаются практических вопросов жизни христианина, например, об отношении к язычникам, о христианской морали и другие. Тертуллиан был первым христианским автором, использовавшим термин «катехумен» как противопоставление термину «верный»21. Также интересно, что в его трудах содержатся некоторые фрагменты, относящиеся к порядку совершения предкрещального оглашения в древней Церкви.

Структура оглашения по Тертулианну

Обличая еретиков в труде «Об отводе возражений еретиков», Тертуллиан указывает на отсутствие у них порядка и иерархичности. Он утверждает, что невозможно определить, кто среди них уже крестился, а кто только готовится: «Вместе входят, вместе выходят, вместе слушают, вместе молятся; ведь и язычники, если придут, бросят святыню псам и жемчуг свиньям, — пусть и не настоящий»22

Огласительная школа, первоначально созданная для оглашения некрещенных язычников, со временем становится также и местом посткрещальной катехизации

Он также отмечает, что крестят у еретиков, еще недостаточно искушенных и обученных вере, и как следствие, рукоположения совершают над неофитами с целью угодить не Богу, но человеку. «А потому у них сегодня один епископ, завтра другой; сегодня диакон тот, кто завтра чтец, священник тот, кто завтра станет мирянином: они ведь и мирянам препоручают священнические дела»23. И все это от того, что еретики заботятся не об обращении язычников, а о совращении верных. Таким образом, Тертуллиан указывает на необходимость соблюдения порядка в церковной общине, в том числе это относится к совершению Таинства Крещения только после основательного изучения истин веры, молитвенного подвига и поста24.

Содержание оглашения по Тертуллиану

В работе «О крещении» Тертуллиан предостерегает от необдуманности в совершении таинства Крещения и напоминает слова Писания: Не давайте святого псам и не мечите бисер перед свиньями! (Мф. 7:6) и: Рук с легкостью не возлагай, чтобы не стать участником чужих грехов! (1 Тим. 5:22).

«Поэтому, учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей»25. Здесь Тертуллиан призывает с особенным вниманием отнестись к предкрещальному подготовительному этапу, учитывая особенности конкретной личности оглашаемого. Кроме того, он высказывает свое частное мнение о нежелательности крещения младенцев, аргументируя это следующим: «Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! (Мф. 19,14). Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. <…> Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов?»26. Стоит отметить, что указанное мнение Тертуллиана находится в некотором противоречии с современной практикой благожелательности крещения младенцев27.

Такое указание Тертуллиана есть дополнительное свидетельство необходимости огласительного обучения, которое, по его мнению, может проходить только взрослый человек. В трактате «О крещении» Тертуллиан называет следующие причины важности оглашения28:

  • Необходимость получения достаточного минимума информации о жизни Церкви;

  • Исследование готовности и способности катехумена (оглашаемого) к принятию Таинства, свидетельством которого было изменение прежнего образа жизни.

Также он замечает, что нужно отложить совершение Таинства еще не вступивших в брак до того момента, пока они не вступят в него или же не укрепятся в воздержании. Итог его размышлений таков: «Если бы осознали всю вескость крещения, то скорее опасались бы поспешности, чем промедления: непорочная вера не тревожится за свое спасение»29. Подготовка к Крещению обязательно должна включать частые коленопреклоненные молитвы, соблюдение постов, бдения и подробную исповедь в совершенных грехах.

Появление правила «disciplina arcani» можно объяснить трепетным отношением древних христиан к вероучительным истинам Церкви

Тертуллиан указывает на необходимость покаяния при принятии таинства Крещения, так как без покаяния оно бесполезно, хотя и не отменяется.30 Для Тертуллиана важным критерием готовности кандидата к Крещению было принесённое покаяние в своих грехах.

В отличие от представителей Александрийской богословской школы Тертуллиан негативно относился к языческому образованию, так как отчетливо понимал гибельность языческого мировоззрения, на котором, по его мнению, была основана вся эллинская мудрость31. Поэтому оглашение здесь проводилось исключительно на основании Священного Писания Предания Церкви. Свидетельством использования правила «disciplina arcani» служит отсутствие в творениях Тертуллиана какого-либо разъяснения учения о таинствах Церкви32.

К сожалению, краткие упоминания в трудах Тертуллиана практики совершения Крещения в древней Церкви не дают возможности реконструировать содержание катехизиса оглашенных, времени совершения оглашения и других аспектов катехизации.


Оглашение по трудам сщмч. Ипполита Римского (ок. 170 — ок. 235)

Крупнейший богослов Церкви III века сщмч. Ипполит Римский оставил «заметный след во всей древней христианской письменности»33, о чем, однако, можно судить только по сохранившимся до нашего времени отрывкам из его произведений, главным образом, в работах других авторов.

Тем не менее особое внимание современных исследователей привлекает его произведение «Апостольское предание», которое, не считая Дидахе, является древнейшим сохранившимся уставом Церкви34.

Структура оглашения сщмч. Ипполита Римского

Если оглашение второго столетия еще не было четко структурированным и сформировавшимся, то начиная с третьего века в предкрещальной катехизации наблюдается определенная упорядоченность. В «Апостольском предании» сщмч. Ипполита оглашение рассматривается уже как единый процесс, состоящий из определенных этапов, которые, однако, нельзя назвать хронологическими, то есть зависимыми от какой-либо календарной даты. Неофит переходил от одной ступени просвещения к другой только после значимых изменений образа жизни, μετάνοια. Именно переосмысление жизни определяло готовность неофита к принятию таинства Крещения.

  1. 1 этап: приход в христианскую общину, который включал в себя беседу с епископом о желании креститься и образе жизни, а также подробное собеседование с поручителем катехумена.

  2. 2 этап: период обучения в огласительной школе и духовные упражнения в молитве и посте.

  3. 3 этап: обряд возложения рук епископа на оглашенного.

Содержание оглашениясщмч. Ипполита Римского

Сщмч. Ипполит Римский, рассуждая в «Апостольском предании» о неофитах, приходящих к вере, подробно указывает, каким образом необходимо вводить приходящего к вере в христианское собрание.

К моменту написания сщмч. Ипполитом «Апостольского предания» в Церкви уже во многом сформировалась единообразная огласительная практика, в основе которой были единые принципы приема новых членов в церковные общины35.

Сщмч. Ипполит указывает, что вначале оглашаемого необходимо привести к катехизатору, который должен в беседе с ним исследовать причины, по которым он хочет принять Истинную веру.

После этого необходимо выслушать лицо, которое привело неофита в церковное собрание, с целью удостоверения готовности последнего к вниманию Божественному Слову. «Роль поручителей представлялась исключительно важной, ведь зачастую вхождение в церковную жизнь начиналось с домашней катехизации»36.

Нужно исследовать образ жизни и узнать социальное положение оглашаемого: «Женат ли, раб ли? И, если он раб какого-нибудь христианина и господин его разрешает ему, пусть слушает Слово. Если же господин не засвидетельствует, что он достоин, он отвергается»37.

После чего следует наставление, исходя из сообщенных оглашаемым или поручителем сведений. Так, например, если неофит — раб язычника, то он не должен «возбуждать прекословия38». Если неофит состоит в браке, то наставлению подлежит и супруга/супруг оглашаемого. «Если же кто-нибудь имеет демона, пусть не слушает слова учения, пока не очистится»39.

«Следует интересоваться делами и занятиями тех, которые приводятся, чтобы наставлять, в чем они должны пребывать»40. В случае несоответствия неофита христианской нравственности, катехизатор наставляет его об изменении образа жизни; в противном случае таковой отвергается.

В 16 главе «Апостольского предания» сщмч. Ипполит приводит перечень недопустимых занятий с точки зрения христианской морали и нравственности: занятие магией, астрологией, причастность к деятельности публичных домов, участие в организации гладиаторских боев и другие. Перечисленные отводы от таинства Крещения были основаны еще на решении Апостольского собора в Иерусалиме (Деян. 15).

Только к четвертому году (поскольку новичку нужно время для освоения науки) новообращенный преподносит Богу четыре добродетели

Такой суровый подход в исследовании готовности к Крещению объясняется желанием древних катехизаторов ввести в число христиан только полностью оставивших прежнюю греховную жизнь и вставших на путь исправления.

По общему правилу оглашение должно было проводиться в течение трех лет, но во внимание, по мнению сщмч. Ипполита, должно приниматься не столько время, отведенное для научения неофита, а его «поведение, которое только и должно обсуждаться (епископом)»41. Таким образом, три года, отводимые для предкрещальной катехизации, носят рекомендательный характер и не могут рассматриваться в качестве правила, не подлежащего корректированию.

Оглашаемых обучали Ветхозаветным Писаниям, которые зачитывались с подробным комментарием законоучителя. Назначением такого обучения являлось объяснение вчерашним язычникам минимальных библейских нравственных основ.

По окончании просвещения оглашенные должны были молиться отдельно от верных. Окончание этапа просвещения ознаменовывалось символическим возложением рук, которое здесь не является еще крещением, а лишь подготовкой к нему. Если случится кому из этих лиц, не успевших еще креститься, претерпеть мученическую смерть за Христа, то таковые считались крещеными кровью.

После огласительной катехизации следовала обязательная исповедь, цель которой — определить, достойно ли жил неофит в период оглашения, о том же спрашивали и поручителей, приведших неофитов к оглашению.

По общему правилу оглашение должно было проводиться в течение трех лет

«Когда приближается день, в который они будут крещены, епископ заклинает каждого из них, чтобы узнать, чист ли он. Если кто-нибудь из них недостоин или нечист, то пусть он располагается отдельно, так как не слушал Слово с верой»42. Епископу надлежит наставлять готовящихся к крещению, а неофитам готовиться постом и молитвой. В чем состояло это наставление, предшествующее принятию таинства, в «Апостольском предании» не разъясняется. Здесь, таким образом, так же прослеживается древняя традиция применения принципа «disciplina arcani».

В самый момент совершения таинства Крещения, которое в древние времена проводилось в субботу, совершающий Крещение задавал ему вопросы о вере в Святую Троицу, полученные ответы являлись своего рода показателями успешности прохождения длительного процесса предкрещальной подготовки: духовной и образовательной.

После Крещения новый член христианской общины приобщался Святых Христовых Таин. Во время Таинства Евхаристии следовало обязательное разъяснение смысла и необходимости Причастия. Такое поучение в рассматриваемом труде не приводится, так как беседа о Таинстве совершалась в узком кругу исключительно верных.


Таким образом, подготовка к таинству Крещения в Церкви II-III веков была важным и длительным процессом, включавшим в себя не только научение, но и испытание желающего стать христианином.

диакон Андрей Яцков

Ключевые слова: таинство Крещения, катехтизация, оглашение, вера, древняя Церковь


1Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. — Минск: Лучи Софии. 2007. — С. 89.

2Иваненко С. Катехизация до 1054 года. Дипломная работа. — К.: КДАиС, 2016. — С. 19.

3Хулап В., иерей. Катехуменат в истории Церкви. — М.: 2010. — С. 9.

4Там же. С. 11.

5Морескини К. История патристической философии. — М.: ГЛК, 2011. — С. 126.

6Климент Александрийский. Педагог. — М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. — С. 15.

7Там же. С. 74.

8Там же.

9Климент Александрийский. Строматы. — СПб: Издательство Олега Абышко, 2003. — С. 66.

10Сидоров, А. И., проф. Святоотеческое наследие и церковные древности. — Т. 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). — М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — С. 21.

11Сидоров, А. И., проф. Святоотеческое наследие и церковные древности. — Т. 3: Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия (работы общего характера). — М.: Сибирская Благозвонница, 2013. — С. 23.

12Русова И.Г. Содержание и порядок предкрещального оглашения в Восточной Церкви I-IV столетий. Аттестационная работа. — М.: ПСТГУ, 2012. — С. 33.

13Климент Александрийский. Строматы. — СПб: Издательство Олега Абышко, 2003. — С. 44.

14Голубцов А.П., проф. Из чтений по церковной археологии и литургике. — СПб.: 1997. — С. 45.

15Алмазов А.И., проф. История чинопоследований крещения и миропомазания. — Казань: Тип. имп. ун-та, 1884. — С. 43-45.

16ТкаченкоА.А. Disciplina arcani. Православная энциклопедия. Т. XV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — С. 413–414.

17Климент Александрийский. Строматы. — СПб: Издательство Олега Абышко, 2003. — С. 48.

18Там же. С. 49.

19Там же. С. 134.

20Там же. С. 139.

21Richard M. Wright. The History of the Catechumenate From the New Testament to Hippolytus, Church History I Research Paper, November 15, 1996, p. 6; ЛопухинА.П., проф. Богословский энциклопедический словарь. — Т. IX. — М.: 2005. — С. 115.

22Тертуллиан. О Крещении. — М.: Избранные сочинения, 1994. — С. 117.

23Тертуллиан. Об отводе возражений еретиков. — М.: 1996. — С. 44.

24Тертуллиан. О Крещении. — М.: Избранные сочинения, 1994. — С. 124.

25Там же. С. 124.

26Там же. С. 57.

27Цыпин. В., прот. Восприемники. Православная энциклопедия. Т. IX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 468.

28Тертуллиан. О Крещении. — М.: Избранные сочинения, 1994. — С. 58.

29Там же.

30Фокин А.Р. Латинская патрология. — Т. I. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2003. — С. 142.

31Тертуллиан. Апологетик. — СПб.: 1999. — С. 115.

32Тертуллиан. О крещении. — М.: Избранные сочинения, 1994. — С. 17.

33 Бубуруз П., прот. «Апостольское предание» святого Ипполита Римского. Богословские труды. Выпуск 5. — М.: Издание Московской Патриархии, 1973. — С. 183.

34Там же. С. 184.

35Хулап В., иерей. Катехуменат в истории Церкви. — М.: 2010. — С. 16.

36Бурдин М., иерей. Методика изложения вероучительных истин в катехизических поучениях до Миланского эдикта. Дипломная работа. — Сергиев Посад: МДАиС, 2016. — С. 40.

37Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание — М.: Либрис, 1996. — С. 318.

38Там же. С. 325.

39Там же.

40Там же. С. 340.

41Там же. С. 355.

42 Там же. С. 359.


Новости по теме

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ (IV в.) Иерей Даниил Сироткин Святой Григорий, епископ Великой Армении, жил в непростое для своей страны время. Будучи христианином, он сначала был гоним, а потом, чудом оставшись в живых, стал священнослужителем и просветителем своего народа, выведя его на путь истинной веры во Христа.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 3 Сретенская академия Некоторые спрашивали: «Вы что, адвентисты?» – «Нет, мы семинаристы второго дня». – «А почему второго?» – «Потому что мы уже второй день раздаем Евангелие!» Но потом мы объясняли, кто мы такие. И многие брали Евангелия, когда слышали, что это издание Сретенского монастыря.