Оглашение в древней Церкви: Ветхий Завет и апостольский век

Московская Сретенская  Духовная Академия

Оглашение в древней Церкви: Ветхий Завет и апостольский век

Андрей Яцков 8308



Анализ текстов Священного Писаниядает возможность определить самые первые, базовые принципы осуществления оглашения, начиная с Иоанна Крестителя, что, несомненно, может быть актуально в настоящее время. Ведь опыт историко-богословского осмысления древних огласительных практик полезен для осуществления оглашения в Русской Православной Церкви на современном этапе.


Содержание:

  1. Оглашение в Православной Церкви: краткая история и данные современных социологических опросов
  2. Иоанн Креститель как начинатель огласительной практики
  3. Повеление об оглашении Господа Иисуса Христа
  4. Оглашение в апостольском веке: апостолы как катехизаторы
  5. Оглашение мужами апостольскими

Оглашение в Православной Церкви: краткая история и данные современных социологических опросов

Оглашение есть просветительская, теоретическая и практическая деятельность, призванная подготовить человека, уверовавшего в Господа Иисуса Христа и разделяющего христианские ценности, к Таинству Крещения и вхождению в Православную Церковь.

Господь через проповедь Евангелия обращается к человеку, желая указать ему путь спасения, а человек, желающий встать на этот путь, отвечает Господу через покаяние — изменением образа жизни, свидетельствованием Православной веры и принятием Таинства Святого Крещения жизнью по Евангельским заповедям в Христовой Церкви.

Цель оглашения — не просто преподать основные догматы и вероучительные истины христианства, чтобы готовящийся к крещению — оглашенный или, иначе, катехумен (от греч. katechumenos, ср. katecheo — оглашать) — приобрел теоретические религиозные познания. Цель оглашения заключается в непоколебимой утвержденности новообращенного в Православной вере, истинном покаянии и твердом желании стать членом Церкви.

В России дореволюционного времени, так же, как и в Византии, начиная с V— VII вв., в подавляющем большинстве случаев таинство Крещения совершалось над младенцами из воцерковленных семей, а потому известные церковные огласительные произведения сохранились, как правило, за период II— V вв. Впрочем, нужно отметить, что в дореволюционной России в начале XX века в связи распространением различных сектантских учений стала появляться практика организации катехизических народно-миссионерских курсов на приходах[1]. Наличие государственной религии, воспитание в православной среде, включение религиозных дисциплин в образовательную программу обучения постепенно привело к угасанию и упразднению института оглашения.

Господь через проповедь Евангелия обращается к человеку, желая указать ему путь спасения

В послереволюционный период вследствие насаждения атеистического мировоззрения и государственных гонений на Русскую Православную Церковь практика оглашения и вопрос о возобновлении практики оглашения отпал сам собой.

Начиная с 90-х годов XX века и в настоящее время число лиц сознательного возраста (дееспособных), желающих принять Крещение, велико, вследствие чего возрождение практики катехумената (оглашения) имеет важное значение для просвещения лиц, желающих принять таинство Крещения и быть деятельными членами церковной общины.

К сожалению, в Русской Православной Церкви по вышеуказанным причинам институт оглашения находится в стадии становления, поэтому многие аспекты огласительной практики ещё недостаточно проработаны, отсутствует достаточное количество практической литературы по оглашению, которая бы учитывала опыт древней Церкви. Современный опыт приходского оглашения носит, как правило, локальный характер, не налажена система обмена опытом между многими православными приходами, что неблагоприятно сказывается на качестве предкрещальной катехизации и не способствует воцерковлению неофитов.

Для подтверждения доводов об общем неудовлетворительном уровне воцерковлённости крещённых современных жителей России необходимо привести количественные и качественные показатели, основанные на независимых социологических исследованиях общественного мнения о современном состоянии российского общества и его отношения к Русской Православной Церкви.

Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2012 г., 79% респондентов относят себя к православному вероисповеданию (для сравнения, в 2009 г. таковых было 80%), из них только 4% посещают богослужения один раз в неделю, несколько раз в год — 27%, примерно раз в год — 19%, 29% опрошенных никогда не посещают церковные службы.

Среди участников опроса на заданный вопрос: «Вы бы согласились с тем, что Церковь в нашей стране мало влияет на повседневную жизнь и нравы людей?» 52% ответили «согласен», 29% ответили «не согласен», 20% ответили «затрудняюсь ответить». Опрос был проведен 21-24 сентября 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

Согласно данным социологического опроса, респондентам был также задан вопрос: «Бываете ли вы в Церкви, и если да, то в каких случаях?». Ответы распределились следующим образом:

  • чтобы поставить свечку и помолиться

33%

  • на крестинах, венчании, отпевании

29%

  • когда возникает желание просто зайти, побыть в Церкви

29%

  • чтобы участвовать в религиозной службе, литургии

11%

  • во время экскурсий

8%

  • чтобы исповедоваться и причаститься

7%

  • никогда

24%

 Вопрос: «Читали ли вы Библию?»

 

 %

  • Евангелие

24%

  • Другие книги Нового Завета

11%

  • Ветхий Завет

16%

  • не читал(а) Библию

61%

  • затрудняюсь ответить

6%

Согласно данным социологического опроса среди респондентов, называющих себя православными верующими, в 2016 г. во время Великого поста полностью соблюдали предписанные церковным уставом пищевые ограничения — 1%, частично (старались ограничить себя в еде, не употребляли спиртных напитков) — 16%, сохраняли обычный режим питания — 72% опрошенных. Из них только 7% намеревались посетить Пасхальное богослужение. Опрос проведен 22–25 апреля 2016 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 800 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 4,1%.

В настоящее время на тему сопоставления древних огласительных практик с современными написано небольшое количество научных работ. А в большинстве современных документов по катехизации отсутствуют четкие критерии оценки возможности совершения таинства Крещения и готовности оглашаемого к нему.

Для более детального рассмотрения истории оглашения необходимо провести анализ исторических свидетельств о катехизации в древней Церкви, в частности, ее древних церковных практик, засвидетельствованных в канонических правилах Церкви, святых отцов и церковных писателей. В качестве источников, на базе которых проводилось исследование истории оглашения древней Церкви,используются преимущественно творения святых отцов и церковных писателей (период I–V вв.).


Иоанн Креститель как начинатель огласительной практики

Начало огласительной практики в Новом Завете было положено еще Иоанном Крестителем. Израильтяне времени пришествия Иоанна Крестителя утратили реальность богообщения, которая в былые времена являлась отличительной чертой богоизбранности и святости. А. А. Ткаченко писал: «Большинство иудеев полагали, что находятся в особых отношениях с Богом, с Которым их праотцы заключили завет или договор. Суть этого договора такова: народ обязуется поклоняться только Единому Богу и исполнять Его заповеди, а Бог обещает спасать Свой народ и оказывать ему различные благодеяния»[2].

Проповедь, произносимая Иоанном Крестителем, была недолгой и непосредственно предшествовала крещению

В это время Господь посылает Иоанна Крестителя в духовную пустыню, которой в нравственном смысле являлась Иудея, где понимание Закона Божия в значительной степени было испорчено ложным истолкованием, а исполнение Заповедей носило преимущественно формальный характер, что проявлялось во внешнем благочестии и лицемерии. Иоанн Предтеча был призван удобрить проповедью покаяния духовную пустыню Иудеи, исполненную гордости и самомнения: Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1:2). Таким образом, целью пришествия Предтечи являлось предуготовление израильского народа к пришествию Мессии — Спасителя мира.

Священное Писание свидетельствует, что крещению покаяния, совершаемого Иоанном Крестителем, предшествовала проповедь, которую можно рассматривать как оглашение. Проповедь Иоанна Предтечи условно разделяется на следующие основные темы:

Пророческая тема, содержащая пророчества об уже пришедшем, но не явленном Господе Иисусе Христе: Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня… (Ин. 1:26-27), об Искуплении (Мк. 1:8) и Божием Суде (Мф. 3:12);

Нравственная тема: Иоанн Креститель призывает народ к покаянию, и подкреплению его добрыми делами, которые бы свидетельствовали об изменении образа жизни: Сотворите же достойные плоды покаяния …И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же… (Лк. 3:8-14).

Вышеуказанное свидетельствует о стремлении Иоанна Крестителя разъяснить иудеям основы духовной жизни вопреки распространенному мнению о соблюдении внешних обрядов и постановлений, которое насаждалось книжниками и фарисеями.

Проповедь, произносимая Иоанном Крестителем, была недолгой и непосредственно предшествовала крещению. А назначение состояло в расположении пришедшего к покаянию и осознании своего падшего положения: И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3:6).

Проповедь Иоанна Предтечи была направлена на подготовку иудеев к пришествию Мессии и восстановлении духовного понимания Моисеева закона. Место проповеди было специфическим — пустыня, однако, несмотря на некоторую отдаленность от городской суеты, здесь собиралось множество народа, вдохновляемое аскетическим подвигом Крестителя.

 

Повеление об оглашении Господа Иисуса Христа

Установителем Таинства Крещения является Господь Иисус Христос. Сам Господь в Евангелии, посылая учеников благовествовать, говорит о необходимости научения вере перед принятием Крещения: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Данное место Священного Писания указывает на необходимость предварительного научения вере Христовой перед вхождением в Церковь.

Итак, говорит ап. Павел, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17). Ибо невозможно уверовать в Того, о ком не слышали, и как слышать без проповедующего (Рим. 10:14). Что в очередной раз подтверждает необходимость научения в вере. В Священном Писании вера рассматривается как необходимое условие спасения, а ее отсутствие — как условие осуждения, даже если было совершено таинство Крещения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16).

Необходимо кратко рассмотреть, какова была проповедь Господа Иисуса Христа. Основным содержанием проповедей Спасителя была Благая Весть о своем пришествии в мир и о приближении Царствия Божия. В Евангелии Господь много говорит именно о Себе. Сщмч. Иларион (Троицкий) по этому поводу замечает, что возрождение падшего человечества «было положено самим Воплощением Сына Божия, а не Его учением, не книгой Нового Завета»[3].

Как можно видеть из Евангелия, Господь учил не столько словами, сколько своим собственным примером, что являлось лучшим доказательством истинности Его слов. Именно дела способствовали убеждению иудейского народа в мессианском служении Господа, потому что Он учил как «власть имеющий», в отличие от учителей Закона: Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют (Мф. 11:5). Поэтому для принимающих Благую Весть учение Господа Иисуса Христа становилось не просто неким философским наставлением, далеким от реалий жизни, а истинным путем в Царствие Небесное.

Сам Господь в Евангелии, посылая учеников благовествовать, говорит о необходимости научения вере перед принятием Крещения

По времени проповедь Христа могла различаться в зависимости от обстоятельств. В Евангелии встречаются как весьма короткие проповеди (например, исцеление слепорожденного (Ин. 9:1-41), исцеление расслабленного при Овчей купели (Ин. 5:1-16)), так и продолжительностью в несколько дней (пребывание у самарян в течение двух дней (Ин. 4:40)).

Господь специально не выделял каким-либо образом аудиторию в зависимости от социального положения или происхождения: среди его слушателей встречались иудеи и самаряне, прокаженный и сотник, мужчины и женщины, взрослые и дети, учителя народа и сборщики податей. Однако преимущественно слушателями Спасителя были именно иудеи.

Фундаментом проповеди Спасителя являлось Священное Писание Ветхого Завета, которое дополнялось примерами из литературы межзаветного периода и собственными размышлениями Господа. В структуре проповеди Господа Иисуса Христа условно можно вычленить следующие темы:

Нравственная тема, в которой Спаситель наставляет в исполнении заповедей Божиих (например, Мф. 5-7, Мк. 10:21, Лк. 10:27);

Догматическая тема, включающая в себя учение об Отце и о Себе как о Сыне Божием (Ин. 8:12-59), о Святом Духе (Ин. 7:37-44), таинствах (Ин. 3:1-21), Втором Пришествии (Мф. 24:1-31), Страшном Суде (Мф. 25:31-46) и прочем.

Для лучшего понимания и усвоения народом вечных спасительных истин Господь часто использовал притчевую форму изложения Своего учения. Евангельские притчи представляют собой краткое назидательное изложение в иносказательной форме, заключающие в себе нравственное и догматическое поучение.

Иерей Максим Бурдин пишет: «Евангельское слово как призыв к совершенству не является просто суммой отвлеченных знаний, указывает путь обретения новой жизни»[4].

Необходимо отметить, что вне зависимости от аудитории, темы и времени проповеди Господа, встреча с Ним часто кардинально меняла жизнь уверовавшего, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники (Мк. 1:22).

 

Оглашение в апостольском веке: апостолы как катехизаторы

Проповедь учеников Господа была вдохновлена Самим Спасителем: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19-20).

Книга Деяний свидетельствует, что проповедь апп. перед совершением Таинства Крещения не носила длительный характер, так как для многих её свидетелей Священное Предание было известно. Часто такая проповедь состояла не более чем из одной беседы: крещение народа в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-41), крещение темничного стража (Деян. 16:27-33) и др.

Прот. Николай Афанасьев замечает: «В апостольское время крещение следовало непосредственно за исповеданием веры во Христа без предварительной подготовки. Для христиан из иудеев такая подготовка была ненужной, а что касается христиан из язычников, то ее заменяла апостольская проповедь»[5].

Относительная краткость оглашения в апостольский период также может быть объяснена необходимостью принесения проповеди Евангелия как можно большему количеству людей во свидетельство всем народам (Мф. 24:14) за короткий срок.

Как можно видеть из Евангелия, Господь учил не столько словами, сколько своим собственным примером

В книге Деяний имеется интересное упоминание о подготовке ап. Павла к таинству Крещения, которая позднее была заимствована поместными Церквами I–IV вв.: и три дня он не видел, и не ел, и не пил (Деян. 9:9).

Основой огласительной проповеди апостолов был ответ на практический вопрос что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк. 10:17, Деян. 16:31, Деян. 8:36-37). Однако краткое наставление перед апостольским Крещением не заканчивалось после принятия Таинства. Священное Писание свидетельствует, что после Крещения вступившие в Церковь постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42), таким образом постоянно усовершенствуя свои знания о вероучительных истинах Церкви.

Несмотря на всеобщность и общедоступность апостольской проповеди, она все же не была одинаковой для иудеев и язычников. Для иудеев проповедь апостолов содержала доказательства о тождестве Господа Иисуса Христа и ожидаемого Мессии, для язычников — в развенчании языческих представлении и утверждении в монотеизме, о нравственном законе внутри человека (Рим. 2:15).

Ап. Петр обращает внимание, что научение в вере должно сопровождаться постоянным доброделанием: отложив всякую злобу и всякое коварство, <…> как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Пет. 2:1-2). Потому что лишь упражняющийся в доброделании может в полной мере приобщиться к спасительному учению Церкви Христовой: Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:13-14).

Фрагменты проповедей апостолов, приводимые в Священном Писании, свидетельствуют, что во те времена еще не существовало четкого различия между огласительными беседами и посткрещальной катехизацией.

Так же, как и в проповеди Господа Иисуса Христа, в проповедях апостолов можно выделить нравственную (1 Пет. 1:13-5.11; 1 Кор. 5:1-11:1; Евр. 10:19-13:25) и догматическую темы (1 Ин. 5:6-5:12; Кол. 1:1-1:29; 1 Кор. 15:1-15:58).

В апостольское время крещение следовало непосредственно за исповеданием веры во Христа без предварительной подготовки

Нужно отметить, что не только апостолы могли проповедовать в Церкви. Поэтому ап. Павел в Первом Послании к Коринфянам указывает на различные церковные служения, среди которых имеются учителя: имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай (Рим. 12:7). К учителям в Церкви предъявляются особые нравственные требования, поэтому ап. Иаков пишет, что не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3:1).

Апостольская проповедь носила глобальный характер, охватив многие территории и народы древнего мира, уже в это время проводилось различие в обучении вере в зависимости от степени духовной зрелости слушателя. А важным моментом духовного становления новокрещёного члена Церкви являлось его постоянное участие в жизни первохристианской общины.

 

Оглашение мужами апостольскими

Во времена мужей апостольских и вплоть до IV в. особую популярность имело «Учение Господа народам чрез 12 апостолов» (Дидахе), которое причислялось некоторыми отцами Церкви к книгам Священного Писания Нового Завета.

О подготовке к таинству Крещения в Дидахе говорится следующее: «А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде <…> А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня»[6]. Об оглашении здесь говорится в словах — «преподав наперед все это вышесказанное». Первая часть (главы 1–6) Дидахе состоит из нравственных поучительных заповедей о «двух путях»: один — путь жизни, а другой — смерти, между которыми имеется большое различие.

Путь жизни состоит в соблюдении Божиих Заповедей: «во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, — ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому»[7], — здесь же приводятся выдержки из Нагорной проповеди Господа.

Путь жизни состоит в соблюдении Божиих Заповедей

По мнению богословов, «Учение о двух путях» необходимо понимать как древнюю модель предкрещальной катехизации. Так, «А. Гарнак считает первую часть Учения двенадцати апостолов — «Учение о двух путях» — памятником еврейского оглашения, принятого и приспособленного для христианских задач оглашения»[8].

Дидахе также содержит перечень грехов, которые не соответствуют христианскому образу жизни: убийство, похоть, воровство, служение идолам и др. В заключение следует разъяснение о постах, молитве «Отче наш» и Причастии.

В силу нелегального положения христиан в этот период проповедь произносилась не в общеизвестных местах, а в частных домовладениях верующих.

Таким образом, исходя из текста Дидахе можно сделать предположение, что подготовка к совершению таинства Крещения включала в себя следующие этапы: огласительное нравственное поучение (изучение Священного Писания и нравственного учения Церкви), пост до двух дней (постились в том числе крещаемые и крещающие), после Крещения новокрещенный член Церкви приступал к Таинству Евхаристии.

Характеризуя огласительную практику I века, можно сделать вывод, что крещение в это время совершалось без строго формализованной системы правил и указаний

Кроме того, принятие Благой Вести оказывало существенные влияние на личную жизнь каждого члена древней Церкви: претерпевал изменения его социальный статус, изменялись отношения его к обществу и общества к нему.

Характеризуя огласительную практику I века, можно сделать вывод, что крещение в это время совершалось без строго формализованной системы правил и указаний, а по наитию Святого Духа. Хотя уже и на первоначальном этапе становления института оглашения обнаруживается соблюдение правила о предкрещальном напутствии и исповедании грехов. Со временем эта зарождающаяся практика будет принята как общецерковная традиция.

диакон Андрей Яцков

Ключевые слова: оглашение, катехизация, миссионерство, просвещение, древняя Церковь, Иоанн Креститель, апостолы, мужи апостольские



[1]Восторгов И., прот. Народно-катехизаторские и народно-миссионерские курсы. Сборник руководящих указаний. — М.: Русская Печатня, 1911. — С. 2, С. 97.

[2]Ткаченко А. А. Крещение в Новом Завете: происхождение и смысл обрядовой стороны Таинства. // Православное учение о церковных Таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ в 3-х тт. — Т. 1: Таинства в целом. Крещение и Миропомазание. Евхаристия: литургические аспекты. — М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2009. — С. 204.

[3]Иларион (Троицкий), сщмч. Христианства нет без Церкви. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. — С. 167.

[4]Бурдин М., иер. Методика изложения вероучительных истин в катехизических поучениях до Миланского эдикта. Дипломная работа. — Сергиев Посад: Изд-во МДАиС, 2016. — С. 10.

[5]Афанасьев H., прот. Церковь Святого Духа. — К.: Quo vadis, 2010. — С. 83.

[6] Дидахе или Учение двенадцати апостолов. // Писания мужей апостольских. Рига, Латвийское библейское общество, 1992. С. 27-28.

[7]Там же. Дидахе или Учение двенадцати апостолов. // Писания мужей апостольских. Рига, Латвийское библейское общество, 1992. С. 17-18.

[8]Афанасьев H., прот. Трапеза Господня. – К.: Quo vadis, 2011. – С. 48.



Новости по теме

10 интересных фактов о празднике Рождества Пресвятой Богородицы Сретенская академия «Во всей Вселенной не было и не будет такой прекрасной девы, каковой была Дева Богородица!» - писал святитель Димитрий Ростовский о Божьей Матери. И недаром за каждым богослужением поминаются Ее родители Иоаким и Анна, ведь мы знаем, что не бывает доброго плода от худого дерева. Праздник Рождества Богородицы – торжество Божьей силы над естеством, а также – свидетельство того, каким великим может стать человек, посвятивший себя Творцу. Вашему вниманию мы предлагаем 10 фактов, связанных с этим праздником.
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 4: «Чем побеждается гордость». Иерей Василий Родионов Как проявляет себя гордость? Чем она страшна? Каковы способы борьбы с ней? На эти вопросы вы можете найти ответы в четвертой статье цикла о страстях и добродетелях, включающей в себя поучения преподобного Паисия Святогорца.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО КУРСКОЙ СЕМИНАРИИ Анатолий Смирнов Лет 30 спустя после своего учения в семинарии я узнал, что А.И. Крутиков, родственник святителя Феофана, будучи назначен в Курскую семинарию, испрашивая благословения у преосвященного на путь учебной деятельности, просил наставления, как преподавать вверенный ему предмет. Преосвященный Феофан начертал ему подробное наставление, как вести дело, и настойчиво ставил во главу угла непосредственное знакомство учеников с текстом Священного