Гнев как естественная сила души — тема непростая, но весьма интересная, ведь разговор о происхождении гнева как разрушительной страсти начинается именно с нее. И лишь после грехопадения у гневной страсти как следствия искажения совершенной природы человека появилось множество причин. Искушение Христа в пустыне Содержание:
Необходимость
пристального исследования естественного состояния человека преследует две
важнейшие цели: определение изначального замысла Божия о человеке через
действия природы последнего в раю и возвращение к этому состоянию путем преодоления
наступивших в результате грехопадения искажений. Эти искажения традиционно
рассматриваются в естественном (κατὰφύσιν) и противоестественном (παρὰφύσιν) состоянии, как, например, в труде
преподобных Варсонофия и Иоанна[1].
Из Священного Писания
известно, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт. 1:26),
наделив его так, чтобы он смог полностью уподобиться Творцу. Из этого следует,
что человек был создан совершенным по природе, т. е. «изначально обладал всей
полнотой человеческой природы: имел разум»[2],
которым должен был созерцать своего Творца; «свободную волю»[3], способную
сублимировать всю совершенную энергию Адама в любовь к Богу и через это
находиться в теснейшем контакте с Ним;
«непорочную душу, совершенное тело — все, что является неотъемлемым
достоянием человеческого естества»[4].
θυμός, являясь естественным выражением
раздражительной силы души, служил эмоциональным проявлением ревности человека,
а также реакцией на диавола и любое удаление от божественного Творца
Конечно же,
совершенным в буквальном смысле слова является только Бог, а совершенство
Адама, конечно, было относительным. Но, несмотря на это, он уже был сотворен с
вышеупомянутым набором качеств и природных данных, которые уже по факту своего
наличия устремляли Адама к Богу[5].
В патристической литературе состояние человека до
грехопадения называется пребыванием «в согласии с изначальной творческой волей
Божией», когда поступки совершаются «по природе», а дух главенствует над душой,
управляющей телом[6].
Причем присущие человеку добродетели и достоинства, как отмечает протоиерей В.
Леонов, «были обусловлены его высоким предназначением», т.е. призванием к
достижению полного обожения и единения с Творцом[7].
В первозданном состоянии человека, созданном
по образу и мысли Творца, все стремления и душевные силы, в которых отражалась
его природа, находились в гармоническом согласии, и, по мнению митрополита Николая
(Могилевского), «низшие служили
интересам высших и ими регулировались, а над всеми возвышался и господствовал
дух»[8].
Присущие природе
человека душевные силы изначально находились в совершенном состоянии и должны
были в дальнейшем развиваться в соответствии с Божественным замыслом. Это
совершенство «могло быть лишь богочеловеческим делом, общим делом Бога и
устремленного к Нему человека»[9].
Находясь в единении с
Богом, Адам в раю имел «здоровые и уравновешенные способности в их естественном
состоянии», а, следовательно, развивал силы души в соответствии с первоначальным
Божественным замыслом[10].
Первоначальное
состояние Адама, созданного Богом бесстрастным, предполагало свободу от
греховных пороков, устремленность к добродетели и созерцанию божественного.
Душа первого человека не была омрачена грехом и действовала через них согласно
замыслу Божию. Поэтому θυμός, являясь естественным
выражением раздражительной силы души, служил эмоциональным проявлением ревности
человека, а также реакцией на диавола и любое удаление от божественного Творца.
Гнев как естественная сила человека
по толкованию святых отцов
Ранее уже говорилось о том, что в древнегреческом языке есть
несколько слов, обозначающих гнев, а вернее, те или иные его оттенки. Но два
основных — это θυμός и ὀργὴ. Напомним,
что стоики считали θυμός гневом как движением души, а ὀργὴ—
проявлением и обнаружением его. Похожего мнения придерживались и многие святые
отцы, ведь святоотеческое учение о духовном строении человека, восприняло
античную традицию антропологии, но переосмыслило ее, выделяя в основном три силы
души (хотя некоторые святые отцы говорят о четырех[11]
и даже пяти[12]):
разумную, желательную и яростную, где разумная призвана главенствовать над
двумя другими[13].
Как видим, среди святых отцов отсутствует единство в
классификации сил души, однако выделение раздражительной θυμός (эмоциональной,
сердечной) cилы присуще всем рассматриваемым подвижникам. Вариативность
святоотеческой мысли объясняет К.Д. Попов, повторяя слова святителя Григория
Богослова о том, что церковные писатели руководствовались разными мнениями
древних (античных) психологов[14].
Раздражительная сила была присуща природе Адама до грехопадения, но затем в
результате трансформации приобрела новую греховную направленность действий,
сохранив при этом некоторые черты (условно называемые «праведным гневом») в
виде рвения по Боге, стремления к святости и приближения к Богу. «Естественная
раздражительность» служит проявлением одноименной силы души (θυμός) и, согласно А.
Позову, повторяющему слова Исаака Сирина, выражается в «природной ревности и
усердии»[15].
Отмечая состояние
«коренных способностей» человека (разумную и желательную силы), С.М. Зарин
называет θυμός (гнев), т.е. эмоциональную силу, «даром Божиим»,
главной функцией которой является помощь разуму в достижении богоподобного
предназначения и единения с Творцом[16].
Безусловно, при отсутствии в райском человеке преклонности к греху и злых
желаний θυμός (гнев) как сила души служила основным источником вдохновения
Адама, именно она наполняла его наслаждением и счастьем, о которых пишет Ж.-К.
Ларше[17].
Гнев (θυμός) называет естественным и преподобный авва Исаия,
подчеркивая его состояние до грехопадения и возможное проявление в период жизни
человека после грехопадения: «Имеется естественный
гнев (θυμός), без которого невозможно приобрести чистоту: невозможно
приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом»[18].
Первоначальная задача раздражительной силы души — противостояние, уклонение от зла и стремление к
Богу
Таким образом, θυμός как действие раздражительной силы души
служит «возбудителем душевной энергии», «вдохновителем разума и воли» и
поддерживает рвение человека к добродетели, являясь «нервом души»[19].
Несмотря на то, что определение θυμός достаточно размыто, т.к. это действие
одними отцами называется непосредственно как раздражительная сила души, а
другими — только как ее проявление (действие), именно в качественных
характеристиках (эмоциональность, раздражительность и т.д.) достигается полное
согласие мнений.
Называя θυμός (гнев)
естественным свойством природы человека, протоиерей В. Леонов указывает,
что он «предназначен для защиты высших духовных ценностей»[20],
и приводит в пример возможные его проявления: необходимость гнева Евы на
змея-искусителя, гнева Адама за греховное предложение жены о нарушении
заповеди. В естественной природной форме гнев проявлялся у Иисуса Христа в
момент изгнания торговцев из храма — это был «естественный, безгрешный,
праведный гнев» в отношении греха и зла[21].
Эта же мысль более конкретно выражена у Ж.-К. Ларше, который утверждает, что
Адам и Ева имели θυμός для борьбы с искушениями, нападениями бесов и
посылаемыми дурными помыслами. Более того, он говорит о бесовских искушениях
против первых людей в раю и, опираясь на мнение блаженного Диадоха
Фотикийского, утверждает: «Если бы Ева воспользовалась им [целомудренным
гневом], ею бы не овладело страстное удовольствие»[22].
Отголоски выражения раздражительной силы души (θυμός),
проявляющейся в гневе, отражаются в его праведном, безгрешном проявлении, о
котором говорят некоторые отцы. Первоначальная задача раздражительной силы души
– противостояние, уклонение от зла и стремление к Богу и блаженному
наслаждению, «удержание от греха» через эмоциональную реакцию и препятствие
ему, — называется преподобным Петром Дамаскиным естественным состоянием[23].
Таким образом, согласно святоотеческому мнению, в человеке
присутствуют три силы души: разумная, вожделевательная и раздражительная.
Действием последней является θυμός (гнев), но целый ряд святых отцов не
конкретизирует его, называя так же и саму душевную раздражительную силу.
Откуда
возникает гнев
Из святоотеческого
наследия отцов IV
– VIII
вв. можно выделить комплекс причин возникновения гнева как душевной страсти.
Его порождают действия бесовских сил и греховные помыслы, а также другие
страсти, такие как тщеславие, превозношение над другими, самолюбие,
сребролюбие, чревоугодие и связанная с ним страсть блуда.
Преподобный Иоанн
Лествичник, рассуждая о страсти гнева, пишет так: «Гнев говорит нам:
"Матерей у меня много и отец не один. Матери мои суть: тщеславие,
сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется
надмением"»[24].
Действия врага рода
человеческого
Хотя не вызывает
сомнений, что все страсти возбуждаются в человеке злыми демонами, однако в
отношении гнева святые
отцы
однозначно указывают, что он наиболее приближает человека к бесам. Подверженный
страсти гнева человек временами может терять контроль над собой, неистово крича
и ругаясь, и тем самым уподобляет себя нечистым духам, живущим ненавистью.
Авва Евагрий Понтийский
называет бесов, «приводящих в смятение яростное начало (души), "зверями"»[25],
также и святитель Григорий Богослов, перечисляя возможные определения для этой
страсти, уподобляет ее «легиону
бесов»[26]. Современник
великого богослова святитель Григорий Нисский указывает на схожесть гневливого
человека с беснующимся: «Налитые кровью и извращенные глаза бесноватых, язык,
выговаривающий неясно, произношение грубое, голос пронзительный и прерывистый –
вот общие действия и раздражения и беса»[27],
— а святитель Иоанн Златоуст даже почитает гневливого человека хуже бесноватого[28].
Весьма точно о влиянии
беса на человека, одержимого этой страстью, свидетельствует авва Евагрий
Понтийский, который указывает, что человеку, подверженному гневной страсти,
изменяет его чувственное восприятие, и он становится неспособным здраво мыслить
и уподобляется бессловесным тварям, в нем побеждает животное начало.
Возникновение гнева
от тщеславия и гордости
Гордость и тщеславие,
возбуждаемые самолюбованием, и стремление к почитанию и уважению среди людей
нередко становятся причиной проявления гневливости, причем авва Фалласий прямо
пишет, указывая на гнев как одно из главнейших следствий превозношения, что
«гордости (свойственно) уничижать других и гневаться»[29].
Святой Марк Подвижник
говорит о тесной связи этих страстей, показывая, что одну без другой победить
нельзя: «Страсть сия особенно утверждается и укрепляется гордостью и бывает
неразорима, пока сие диавольское дерево огорчения, гнева и раздражительности
бывает напояемо злою водою гордости». Подобное говорит и святитель Иоанн
Златоуст в беседе на послание к Филиппийцам: «Гордый необходимо бывает и
обидчик, и драчун, и гневлив, и жесток и угрюм, и более зверь нежели человек»[30]. Из этих слов
следует, что все святые отцы IV
– VII
веков, говорившие о страсти гнева, свидетельствуют о неразрывной связи между
собой этих двух страстей.
Отдельно стоит
упомянуть одного из основателей западного монашества Иоанна Кассиана Римлянина,
который отмечает связь гнева с осуждением, говоря так: «Извиняя свое нерадение,
говорим, что причины гнева заключаются не в нашей нетерпеливости, а в пороках
братьев»[31]. Эта мысль весьма
интересна и находит отклик у таких святых отцов, как Василий Великий, Григорий
Богослов и Григорий Нисский. Помимо осуждения, великие учители Церкви считают
стремление отомстить обидчику, причем не важно, какими способами и в какой
степени, одной из главных причин проявления гнева. Именно обида на другого
человека зачастую становится причиной ссор и драк, войн и многочисленных
убийств, происходящих по причине вражды, основанной на уязвленном самолюбии.
Главный источник страсти гнева — любое, чаще
всего неудовлетворенное, греховное удовольствие, к которому побуждают людей
бесы
Весьма точно это
душевное чувство описывает святой Немезий Эмесский: «Будучи оскорбляемы или
думая, что нас оскорбляют, мы раздражаемся, и тогда происходит состояние
(πάθος), смешанное из пожелания и гнева»[32].
Люди, по причине гнева из-за обиды и самолюбия, начинают враждовать друг с
другом, появляется ненависть, в которой гнев укореняется в душе человека и
выходит из-под контроля, и тогда он становится способным совершать необдуманные
поступки[33], движимый
страстью, сродняющей его с нечистыми духами. От этой опасности особенно
предостерегает святой Максим Исповедник, говоря, что когда человек чувствует
себя оскорбленным, ему необходимо понимать, что через какое-то время это может
ввести его в состояние ненависти[34].
Здесь следует также
указать, что нередко святые отцы причиной появления гнева называют обиду,
появляющуюся от ущемления самолюбия. Так пишет об этом чувстве, происходящем от
гордыни, святитель Иоанн Златоуст: «Во время гнева сердце кипит и терзается от
обиды»[35].
Появление страсти гнева от
сребролюбия
Отдельно следует
остановиться на сребролюбии как страсти, способной возбудить яростную силу души
и ввести человека в состояние гнева.
На страсть сребролюбия
как причину гневливости особенное внимание обращает преподобный Макарий
Великий, который, указывая на ее гибельность, говорит: «Сребролюбие есть и
называется корень вceм злым (1 Тим. 6: 10); и оно действительно таково, ибо
производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения,
злопамятство, жестокость и убийства»[36].
Больше того, авва Евагрий Понтийский пишет: «…нельзя возмутиться гневом тому,
кто не сражается …за деньги». Из этого заключения следует, что пристрастие к
любой вещи, не только деньгам, неминуемо вызывает в человеке гнев и
раздражение, причем, как отмечает преподобный Макарий Египетский,
«раздражительность живет вместе с пристрастием к деньгам, хотя бы имел их
человек, или нет»[37].
Также святитель Иоанн Златоуст перечисляет последствия пристрастия людей к
вещам, в том числе и деньгам: зависть, склонность к клятвам, вероломство,
дерзость, злоречивость, бесстыдство, наглость и неблагодарность[38].
Преподобный Петр
Дамаскин, устанавливая связи между основными страстями, говорит, что гнев
являет себя как следствие сребролюбия особенно сильно, когда человек не может
достигнуть желаемого или совершить свою волю[39].
Четкую причинно-следственную связь между двумя страстями проводит преподобный
Максим Исповедник: «Не презревший славы, наслаждения и сребролюбия,
взращивающий их и образовавшийся благодаря им не может пресечь мотивы гнева. А
не отсекающий их не может достичь и совершенной любви»[40].
Святые отцы почитают страсть сребролюбия источником гнева, так как всё, сопутствующее сребролюбию, не может совершиться без зла к другому человеку
Преподобный Ефрем
Сирин, показывая пагубность страсти сребролюбия, отмечает, что человек
подверженный этой страсти, не просто стремится удержать свое имущество или
приумножить его, в нем появляется зависть и стремление отнять что-то у своего
брата: «При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто
пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него
что-нибудь...»[41].
Таким образом, святые
отцы почитают страсть сребролюбия источником гнева, так как всё, сопутствующее
сребролюбию, не может совершиться без зла к другому человеку, которое
невозможно совершить без раздражительности, гнева или ненависти.
Похоть плоти
(чревоугодие и блуд) как источник страсти
Одними из самых
пагубных страстей, многими святыми почитающимися источниками всех других,
считаются чревоугодие и блуд. Чревоугодие рождает блудную страсть, а вместе они
производят гнев. Об этом свидетельствует, вторя ранним святым отцам,
преподобный Максим Исповедник: «Развитие страстей похотной способности ведет к
расстройству и раздражительной»[42].
Великий учитель Западной Церкви, святой блаженный Августин, говорит, «что гнев
и похоть — порождения низшей части души, ибо движения, вызываемые ими, бурны и
беспорядочны»[43].
Авва Феона, чьи слова
приводит преподобный Иоанн Кассиан, раскрывает причину возбуждения страстью
чревоугодия гнева: «Чревобесие делает нас рабами гнева или ярости, печали и
всех прочих страстей. Ибо когда пища или питье подается нам меньше, или небрежно,
или медленно, то, при господстве страсти пресыщения над нами, от этого в нас
возбуждается гнев»[44].
Здесь автор указывает, что гнев возникает в душе зачастую не вследствие
пресыщения, а по причине неудовлетворенности качеством пищи или недостаточности
ее количества.
В беседах преподобного
Макария Великого особое внимание уделяется удовольствию как причине
возникновения в душе человека гневливости. Он пишет в 37-й беседе: «От
удовольствия рождается братоубийственный гнев, и рождающая его душа умирает»[45]. Удовольствие —
понятие многогранное, в него входит и плотская страсть, и чревоугодие, и вообще
любое страстное греховное желание, от которого человек получает удовлетворение.
Именно поэтому святой отец обратил внимание именно на этот фактор,
способствующий реализации гнева как страсти, которая непременно проявляется в
человеке, не получившем того удовольствия, которого желал.
Весьма интересная мысль
по поводу страсти гнева содержится в трудах преподобного Нила Синайского,
который показывает, как страсти порождают друг друга и по какой причине это
происходит. «Так сребролюбие, гнев, печаль, — пишет святой отец, — суть
порождения и произрастения чревоугодия. Чревоугоднику прежде всего нужны деньги
на удовлетворение пламенеющего всегда своего вожделения, хотя оно никогда не
удовлетворяется; затем на препятствующих приобретению денег необходимо
возбуждаться гневу; когда же гнев бессилен бывает перейти в дело, за сим по
необходимости следует печаль»[46].
Епископ
Варнава (Беляев) отмечает духовную связь ненависти с другими страстями,
вызвавшими ее: блудом, отсутствием любви в браке и др. О связи ненависти с
длительным пребыванием в блуде пишет преподобный Иоанн Лествичник[47].
Итак, согласно святым
отцам, еще одним важным источником гнева являются плотские похоти: чревоугодие
и блуд, получая удовлетворение в которых человек получает удовольствие, которое
является основой всех страстей.
Преподобный Иоанн Лествичник указывает на три коренных страсти, которые
производят все остальные: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие[48]. Все эти страсти,
так или иначе, связаны с или с получением удовольствия, или с удовлетворением
плоти, или с приобретением славы и материального благополучия. Таким образом,
можно заключить, что главный источник страсти гнева — любое, чаще всего
неудовлетворенное, греховное удовольствие, к которому побуждают людей бесы. И
далее мы поговорим о том, каким образом произошла эта трансформация силы души,
называемой θυμός,
из естественной в противоестественную.
Чтец Георгий Боеш
Ключевые слова: гнев, страсть, причины, естественные способности души, грехопадение,
природа человека, святые отцы
[1] См.: Варсонофий
Великий, Иоанн пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на
вопрошения учеников. — М.: Сибирская Благозвонница, 2013. — С. 266; Позов А. Основы древнецерковной
антропологии: в 2-х т. — Т. I: Сын
человеческий. — СПб: Издательство СПбГУ, 2008. — С. 439.
[2]Леонов В., прот.
Основы православной антропологии: Учебное пособие. — М.: Издательство
Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 14.
[5] См.: Авва
Дорофей, прп. Душеполезные поучения // Аскетика. Т. 1. — М.: Сибирская
благозвонница, 2008. — С. 19; Иоанн
Дамаскин, прп. Источник знания. — М.: Индрик, 2002. — C. 213; Максим Исповедник,
прп. Избранные творения / пер., вступ. ст., коммент. и прил. А.И. Сидорова.
— М.: Паломник, 2004. — С. 138.
[6]Гавриил (Бунге), схиархим. Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о
гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. — М.: Изд-во
Сретенского монастыря, 2014. — С. 67.
[7] Леонов В., свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой
природе Господа нашего Иисуса Христа. — М.: Drakkar, 2005. — С. 13.
[8]Николай
(Могилевский), митр. Тайна души человеческой. — СПб: Библиополис, 2007. —
С. 11.
[9] Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую
традицию Православной Церкви. — Сергиев Посад: Издательство МДА, 2018. — С. 17.
[11] Арсений
(Жадановский), еп. Преподобный
Макарий Египетский. — М.: Печатня Снегиревой, 1914. — С. 41
[12] Анастасий
Синаит, прп. Вопросы и ответы. — М:
Сибирская Благозвонница, 2015. — С. 80, 156, 507.
[13] См.: Августин,
блж. О граде Божием. Кн. 14–22. — СПб.: Алетейя, 1998. — С 38; Иоанн Лествичник, прп. Лествица,
возводящая на небо. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. — С. 295; Петр Дамаскин, прп. Творения. — М.:
Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001. — С.
275; Максим Исповедник, прп.
Умозрительные и деятельные главы // Добротолюбие: в 5-и т. — Т. III. —
Paris: YMCA–PRESS, 1988. — С. 264; Ефрем
Сирин, прп. Тверния.: в 3-х ч. — Т. III. — М.: Издательство Московской Патриархии, 1994. — С.
389; Анастасий Синаит, прп. Вопросы и
ответы. — М: Сибирская Благозвонница, 2015. — С. 55.
[14]Попов К.Д. Блаженный Диадох (V века), еп. Фотики Древнего Эпира, и его творения: в 2-х т.
— Т. 1. — К.: Типография И.И.
Горбунова, 1903. — С. 308.
[15]Позов А.
Основы древнецерковной антропологии: в 2-х т. — Т. I: Сын человеческий. — СПб: Издательство СПбГУ, 2008. —
С. 443.
[16] Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую
традицию Православной Церкви. — Сергиев Посад: Издательство МДА, 2018. — С. 56.
[18] Цит по: Игнатий
(Брянчанинов), свт. Авва Исаия // Полное собрание творений. — Т. VI. Отечник. — М., 2004. — С. 153.
[19]Василий
(Кривошеин), архиеп. Проблема познаваемости Бога. — М.: Сибирская
Благозвонница, 2008. — С. 961.
[20]Леонов В., прот.
Основы православной антропологии: Учебное пособие. — М.: Издательство
Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 225.
[22] Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую
традицию Православной Церкви. — Сергиев Посад: Издательство МДА, 2018. — С. 76.
[23]Петр Дамаскин,
прп. Творения. — М.: Правило веры, 2009. — С. 169.
[24] Иоанн
Лествичник, прп. Лествица, возводящая
на небо. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. — С. 172.
[25]Евагрий Понтийский, прп.
Аскетические и богословские творения / пер. с др.-греч., вступ. статья и комм.
А.И. Сидорова. — М.: Мартис, 1994. —
С. 120.
[26] Симфония по творениям святителя Григория Богослова. —
М.: Дар, 2008. — С. 98.
[27] Григорий
Нисский, свт. Творения: в 2-х т. — Т.
1. — М.: Типография В. Готье, 1861. — С. 459. См. также: Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 12-и т. — Т. IV. — СПб: Издание Санкт-Петербургской Духовной
академии, 1898. — С. 574; Василий (Кривошеин), архиеп. Проблема познаваемости Бога. — М.: Сибирская Благозвонница,
2008. — С. 654.
[28] Иоанн
Златоуст, свт. Творения: в 12-и т. — Т.
XI. — СПб: Издание Санкт-Петербургской Духовной
академии, 1905. — С. 124.
[29]Авва Фалласий.
Сотницы // Добротолюбие: в 5-и т. — Т. III. — Paris: YMCA–PRESS, 1988. —
С. 210.
[30] Иоанн
Златоуст, свт. Творения: в 12-и т. —
Т. XI. — СПб: Издание Санкт-Петербургской Духовной
академии, 1905. — С. 285.
[32] Немезий Эмесский. О природе человека / Пер. с греч. Ф.С. Владимирского. Сост.,
послесл., общ. ред. М.Л. Хорькова. — М.: Изд-во Канон+, 1998. — С. 89.
[33]Исидор
Пелусиот, прп. Творения. — Т. I. — М.:
Типография В. Готье, 1860. — С. 180.
[34]Максим Исповедник, прп.
Избранные творения / пер., вступ. ст., коммент. и прил. А.И. Сидорова. —
М.: Паломник, 2004. — С. 153.
[35]Иоанн Златоуст,
свт. Творения: в 12-и т. — Т. XII. —
СПб: Издание Санкт-Петербургской Духовной академии, 1905. — С. 623.
[36]Макарий Египетский, прп.
Творения / под ред. проф. А.И. Сидорова. — М.:
Паломник, 2001. — С. 224.
[38] Иоанн
Златоуст, свт. Творения: в 12-и т. — Т.
I. — СПб: Издание Санкт-Петербургской Духовной
академии, 1898. — С. 90.
[39]Петр Дамаскин,
прп. Творения. — М.: Правило веры, 2009. — С. 21.
[40]Максим Исповедник, прп.
Избранные творения / пер., вступ. ст., коммент. и прил. А.И. Сидорова. —
М.: Паломник, 2004. — С. 146.
[41]Ефрем Сирин,
прп. Творения: в 3-х ч. — Т. III. — М.:
Издательство Московской Патриархии, 1994. — С. 267.
[42]Максим Исповедник, прп.
Избранные творения / пер., вступ. ст., коммент. и прил. А.И. Сидорова. —
М.: Паломник, 2004. — С. 251.
[43]Августин, блж.
О граде Божием. — Кн. 14–22. — СПб: Алетейя, 1998. — С. 38.
[44] Иоанн
Кассиан Римлянин, прп. Писания. —
Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра: РФМ, 1993. — С. 568.
[45]Макарий Египетский, прп. Творения / под ред. проф. А.И. Сидорова. — М.: Паломник, 2001. — С. 221. См. также: Авва Дорофей, прп. Душеполезные
поучения // Аскетика. — Т. 1. — М.: Сибирская благозвонница, 2008. — С. 575.
[46] Нил
Синайский, прп. О восьми духах зла //
Добротолюбие: в 5-и т. — Т. II. — Paris: YMCA–PRESS, 1988. —
С. 280.
[47] Иоанн
Лествичник, прп. Лествица, возводящая
на небо. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. — С. 174.