Как стяжать добродетель милосердия

Московская Сретенская  Духовная Академия

Как стяжать добродетель милосердия

Николай Борисов 3671



Преподобный Феодосий Великий подвязался в Палестине в IV-V веках, явившись основателем общежительного, а не отшельнического монашеского уклада. Его житие не является широко известным, однако оно — поистине образец милосердного делания. Давайте же посмотрим, как святой преуспел в милосердии и что нужно нам, чтобы так же обладать этой добродетелью.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры, каждый день на Литургии мы слышим пение заповедей блаженства. Одна из них гласит: «Блаженны милостивые» (Мф. 5:7). Что же это значит — быть милостивым? Для всех очевидно, что это понятие неразрывно связано с такой добродетелью, как милосердие, и примечательно, что примером ее стяжания для нас может служить святой преподобный Феодосий Великий. 

Он родился в Каппадокии, а подвизался в Палестине, образовав там первый общежительный монастырь. Это было на рубеже IV-V веков. Из жития святого явственно видно, что на протяжении всей своей жизни он был милостив к другим, ведь милосердие — христианская добродетель, уподобляющая человека Творцу, и заключается она в сострадательном отношении к ближнему[1]. Именно эта черта и была главной в характере преподобного, что особенно проявилось, когда он стал духовным наставником целой общины. В молитвах к Богу святой ничего не требовал для себя, но всегда просил ради своих учеников.

И мы видим плоды его милосердных просьб к Всевышнему о ближнем: вспомним, например, случай, когда накануне Пасхи в обители не было еды и просфор,и Господь посылает туда одного человека с просфорами для совершения Литургии в Светлое Христово Воскресение, и съестными припасами для братии. И другой случай, когда Бог, по молитвам святого, чудесным образом поворачивает в сторону обители слугу одного богатого человека, желавшего сотворить милостыню, с ослом, нагруженным пожертвованием, которое и остаётся в монастыре.

А сколько было примеров милостивого отношения преподобного к нищим! Вспомним хотя бы эти слова из его жития: «Иногда случалось в один день подавать до ста обедов для приходящих, странников и нищих: так был человеколюбив и страннолюбив преподобный отец»[2]. И не стоит забывать, что эти события происходили в бедном монастыре, где часто и самому святому, и его ученикам не хватало еды. Но милосердие Феодосия было угодно Богу, подкрепляющему его добродетель чудесами.

Он стал слугой для ближних, умалившись по завету Господа

Конечно же, некоторые могут сказать, что чудеса эти творились не по милосердию и молитвам святого, а по святости места, в котором находилась его лавра, ведь, согласно преданию, именно здесь была пещера, в которой останавливались волхвы, когда шли на поклонение Христу. Поэтому вспомним также и о тех случаях, когда Феодосий Великий творил дела милосердия вне своей обители. Например, чудо с наполнением амбара у преподобного Маркиана, когда святой из милости к братьям наполнил их хранилища пшеницей, произведённой от одного лишь зерна.

Кроме того, милосердие Феодосия заключалось не только в чудесах, являемых Господом по молитвам святого: оно проявлялось и в его делах — он очищал язвы и струпья больных, хотя это было опасно, омывал тела страждущих и поил их из своих рук. Он стал слугой для ближних, умалившись по завету Господа.

Итак, мы видим, что святой Феодосий в своей жизни последовал словам Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Необходимо творить милостыню, чтобы не стать подобным бесплодной смоковницей, которую иссушил Христос и которую затем ввергнут в огонь (см. Мф. 21:18-19). Преподобный Феодосий поступал по заповедям Божиим, за что Господь и укрепил его в милосердном делании, и уготовил ему награду в Царстве Небесном, ещё при жизни прославив сего великого подвижника. Как впоследствии говорил преподобный Исаак Сирин, «немилостивый подвижник — бесплодное дерево»[3]. 

Как стяжать добродетель милосердия? Будем стараться поступать так же, как поступал Феодосий Великий. Что нам говорит житие святого отца о достижении им добродетели милосердия? «Преподобный Феодосий <...> обнаруживал великую любовь к приходящим отовсюду, угощая их, успокаивая и снабжая всем необходимым»[4]. Как видим, в основу милосердного делания кладётся, прежде всего, любовь к Богу, которая неразрывно связана с любовью к ближнему. Казалось бы, всё начинается с малого: отойди от самолюбия и подойди к человеку. Преподобный Феодосий отвернулся от своих нужд и желаний, направляя все силы на помощь своим братьям. Святой выполнил самую главную заповедь, данную нам Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Он погубил свою земную жизнь, приобретя жизнь в Царстве Небесном. За такую любовь Бог, Сам являясь Любовью, благословил и самого Феодосия, и его монастырь.

В основу милосердного делания кладётся, прежде всего, любовь к Богу, которая неразрывно связана с любовью к ближнему

Но не в один момент даровал Господь ему это. Он видел, как святой трудится на данном поприще, как делает свою добродетель тайной. Вспомним хотя бы то, что Феодосий приписал чудо наполнения амбаров пшеницей самому Маркиану, так как зерно было вынуто из его бороды.

В этом же мы видим не только глубочайшую кротость, но и смиренномудрие — понимание своего ничтожества, отнесение всех благ к Даровавшему их Господу. Именно поэтому Исаак Сирин и не представляет себе добродетель преподобного Феодосия отдельно от данного чувства, говоря: «Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием»[5]. Отметим, что, при этом, естественно, должны отвергаться собственные желания. Но и того ещё не достаточно.

Как же человек может творить добродетель, если остаётся корыстолюбив? Он требует награды за свои подвиги, он просит воздаяния на земле, раздражаясь, если не получает её, и начиная роптать на Бога. Поэтому не стоит забывать, в чем заключается цель нашей земной жизни, и вспомним, что Спаситель вменил в вину фарисеям именно то, что они за свои дела уже здесь желали награды. Ведь добрые дела необходимо творить в тайне. Мы уже убеждались в необходимости этого на примере жизни святого Феодосия. Господь же, видя тайное, воздаст явно тем богатством, которое является нашей истинной целью — жизнью в Царстве Небесном и вечном блаженстве.

Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием

Конечно, всё это — общие принципы, которые являются фундаментом в стяжании добродетели милосердия. Взявшись за данный подвиг, мы должны выстроить лестницу совершенствования нашего делания в нём.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Благочестивым свойственно давать всякому просящему; более же благочестивым — давать и непросящему, а не требовать назад от взявших, в особенности же, когда есть возможность, свойственно одним только бесстрастным»[6]. Как видим, авва Иоанн даже даёт нам ступени творения милостыни: начинай с подаяния просящему, затем — не просящему. Потом уже придёт к тебе и осознание отсутствия долга человека перед тобой, хотя, как мы видим, преподобный Феодосий сделал этот принцип своим спутником и помощником уже на предыдущих ступенях.

Полное же описание милосердия через дела, которыми оно достигается, даёт святитель Игнатий Брянчанинов: «Оно – никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей»[7].

Таким образом, слагая эти делания с любовью к ближнему и любовью к Богу, вооружаясь смиренномудрием, выстраивая лестницу постепенного восхождения по пути милостыни, человек получает возможность стяжать добродетель милосердия. А она делает его, по словам святого Игнатия, «подобным Богу, а это опять – блаженство»[8].

Всё это и исполнил преподобный Феодосий Великий, стяжав истинное милосердие и получив вместе с ним высшую награду от Бога.

 

Так последуем же, братья и сестры, примеру жизни сего дивного святого. Научимся постепенно взращивать в себе добродетель милосердия, пронесённую Феодосием через всю жизнь и укоренённую им в своём сердце, чтобы и нам быть с ним сопричастником вечности, даруемой Господом за милостивую жизнь, ибо сказано в пятой заповеди блаженства, что такие люди «помилованы будут» (Мф.5:7). Да явится нам помощью в этом предстательство преподобного Феодосия, егоже молитвами стяжаем добродетель милосердия. Аминь!

студент III курса

Борисов Николай

Ключевые слова: милосердие, добродетели, преподобный Феодосий Великий, житие, подвиг, Царствие Небесное



[1] Милосердие // URL: https://azbyka.ru/miloserdie-sl (дата обращения: 11.05.2019 года).

[2] Димитрий Ростовский, свт. Жития святых: в 12 томах. — Т. 5: Январь. — М., 2010. — С. 287.

[3] Исаак Сирин, прп. Творения / Слова / Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств // URL: https://predanie.ru/book/67902-isaak-sirin-tvoreniya/ (дата обращения: 11.05.2019 года).

[4] Димитрий Ростовский, свт. Жития святых: в 12 томах. — Т. 5: Январь. — М., 2010. — С. 287.

[5] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. — Сергиев Посад, 2008. — С. 267.

[6] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — М., 1994. — С. 188.

[7] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты: в 2 томах. — Т. 1. — М., 2010. — С. 730.

[8] Там же.




Новости по теме

Милосердие – пища для души Никита Кулешов Готовы ли мы ради милосердия к ближним претерпеть хоть немного? Не ожидая награды от Бога, и даже не думая, что этим могут быть покрыты наши прегрешения, а просто от любви к ближнему делать ему всегда только добро, быть всегда жертвенным, быть всегда милосердным, а не только тогда, когда нам это удобно.
Вопрос молодежи: «А что я ради Христа могу людям сделать?» Беседа с протоиереем Андреем Ткачевым (Ко Дню православной молодежи) Протоиерей Андрей Ткачев Чем заниматься молодежи в Церкви? И надо ли заниматься, может быть, достаточно просто не пропускать служб?.. И почему многие молодые люди испытывают чувство, что им чего-то недостает в жизни?
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ В МОНАХИ Митрополит Вениамин (Федченков) Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи… Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.