«Помочь» — это последний этап, на котором св. Паисий Святогорец употреблял методы и средства, необходимые для разрешения духовной проблемы пасомого. Этими методами старец оказывал человеку конкретную помощь, которая была ему необходима для исцеления души.Ноглавным критерием выстраивания духовнической беседы и помощи является учитывание особенности каждого человека, к которому необходимо проявить индивидуальный подход. Поэтому, в зависимости от ситуации, преподобный старец мог пользоваться своими методами в разном порядке, отступая от привычной ему стратегии.
Содержание:
Пробуждение чувств
Побуждающая хитрость
Призыв к действию
Духовный стимул
Воодушевление
Использование духовных средств
Совместное делание
Духовное чтение как способ самоврачевания
Пробуждение чувств
Данная
подгруппа включает в себя методы и средства, которые направлены на пробуждение
пастырем определенных чувств у человека, а именно: покаяния, благодарности
Богу, осмысления своей вины, стыда, отрезвления, душевного облегчения и
спокойствия и пр.
Шутка, как
яркий пастырский инструмент прп. Паисия Святогорца, используется им и в
названном методе. Но цель, с которой преподобный использует шутку, уже другая:
пробудить в человеке внутренний анализ или донести до его разумения какое-либо
нравоучение, порой скрытое. Иеромонах Исаак в житии, говоря о св. Паисии
Святогорце, подчеркивает, что «нередко за какой-то из его простых шуток
скрывался глубокий духовный смысл»[1]. И
сам преподобный говорит, что «…даже ругать людей надо с любовью: указывать им
на ошибку тонко, тактично, растворяя это смехом или шуткой»[2].
Для
наглядности можно выделить несколько видов шутки, к которым прибегал в разное
время, в зависимости от ситуации, святой Паисий: 1) добрый сарказм 2) добрая
угроза 3) шутка путем необычного действия.
Читая
житие прп. Паисия Святогорца и его наследие, можно встретить случаи, когда
святой не просто словом прибегал к шутке, но предпринимал даже какие-то
шуточные действия
В разных
трудах старца можно встретить случаи, где он отвечает кому-то с добрым
сарказмом. Делает это подвижник очень аккуратно, тонко, тактично и конечно же
смешно. Часто св. Паисию Святогорцу доводилось отвечать в таком стиле людям,
которые приходили в гости не для пользы душевной, а просто полюбопытствовать,
позадавать глупые вопросы. Как-то одному мирянину с предвзятым мнением, что
старец якобы бездельник, подвижник сказал, что он в поте лица ухаживает за
полевыми цветами в округе, а ночью зажигает на небе звезды. Вопрошающий был
растерян от ответа[3].
В другой
ситуации беседа строилась следующим образом: «Геронда, а разве все подобное
начинается не с помысла? Предположим, сестре попался в тарелке волос. Ну так
пусть она его выбросит — и дело с концом.— Да ты что, ни в коем случае нельзя выбрасывать! Ведь этот волос достался
ей как благословение! Пусть она обязательно отдаст его мне, я отвезу его с
собой на Афон — как благословение!»[4].
Таким ответом старец дает понять, что не нужно быть брезгливым, наоборот, стоит
воспринимать такие маленькие неудобства как крошечный «духовный процент» и
возможность хоть на самую малость пострадать. В то же время с рассудительностью
нужно просто выбросить этот волос, а не есть его.
Были и
другие подобные случаи[5],
например, когда святой предлагал назвать Исихастирий «Шумостирием» или
«Неспокойностирием»[6] с
целью, чтобы насельницы монастыря поняли, как важно, чтобы в обители царили
тишина и спокойствие.
Святой мог
прибегнуть и к доброй угрозе. Когда старец по своей прозорливости узнал, что
пришедший к нему молодой человек употребляет наркотики, стал говорить: «“Я не
верю, чтобы ты употреблял гашиш”. Тот солгал: “Нет, Геронда”, — “Смотри, —
говорит ему с любовью старец, — а то повешу тебя на этом “дереве”! Сам знаешь,
на каком!”. Вернувшись в Салоники и войдя в дом к другу, мы увидели, что это
“деревце” засохло! Мой друг был потрясен. Потом он исповедался, вошел в Церковь
и встал на путь к Богу»[7].
Читая житие
прп. Паисия Святогорца и его наследие, можно встретить случаи, когда святой не
просто словом прибегал к шутке, но предпринимал даже какие-то шуточные
действия. На рассмотрение предлагается пару интересных случаев. Первый: «Когда
Старец жил в Иверском скиту, его посетил знакомый юноша. На молодом человеке
был костюм и очень красивый галстук… Шутливым тоном он спросил: «Слушай-ка, ты
не одолжишь свой галстук вот этому ослику? Пусть горемыка тоже немножко
порадуется». Юноша снял галстук, и Старец, еле сдерживаясь от смеха, подвязал
его на шею ослу»[8].
Таким оригинальным и шутливым образом святой научил юношу простоте, и тот
впредь в галстуке на Афон не приезжал». Второй случай: «В Конице жили два
близких друга, приходивших частенько в монастырь Стомион. Как-то один лукавый
человек настроил их друг против друга. В итоге оба затеяли скандал в самом
монастыре и не успокаивались, несмотря даже на увещевания старца Паисия,
угрожая ему, что и с ним поругаются еще. Тогда прп. Паисий Святогорец ответил
так: ″Ну что же, — говорю, — давай, Пантелис, поругаемся, дайка я только
маленько приготовлюсь″. После этого он притащил к церкви, где были эти друзья,
громадную жердь для садовой ограды с целью рассмешить тех и сказал: ″Эй…
Пантелис, кончай, а то поругаемся″»[9]. В
итоге дьявольский план был разрушен, а два друга расхохотались и усвоили
увещевания старца, став, как и прежде, товарищами.
Помимо этого,
св. Паисий Святогорец подчеркивает пользу от того, что духовник будет говорить
людям о Божиих благодеяниях им и Его неизреченной любви: «…будет немало пользы,
если духовник станет с любовью говорить приходящим к нему людям о великой любви
Божией — так, чтобы в них самих заработало любочестие, чтобы они почувствовали
свои ошибки и отказались от своих дурных привычек»[10]. Из его слов следует, что
такой духовнический метод поможет пробудить в человеке осознание своей
неблагодарности Богу, обратит на путь ко смирению и даже может сподвигнуть к
духовной работе над собой уже с благодарением за все благодеяния Творцу. Таким
образом святой старец многим людям говорил о великой любви Божией, чтобы
пробудить в них такие чувства[11].
Иногда в
пастырской практике Паисию Святогорцу доводилось людей ругать и обличать. Но
нужно стараться, чтобы пастырское обличение не переросло просто в осуждение.
Священник Александр Любимов говорит об этом: «Грань между обличением и
осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель…. Обличать должно с
любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно и притом
так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…»[12].
Когда этого
требовала ситуация, старец просто выражал свое недовольство, обличая пасомого.
Но не нужно забывать, что пастырю прямо обличать можно только близких и
знакомых людей, как считал святой Паисий[13]. От старца можно было услышать,
как он кого-то отругал: «…задал ему хорошую трепку…»[14]. Порой он мог выражать
открыто свое недовольство, например, когда в засушливые периоды сестры
монастыря не молились о дожде, не проявляя заботы о других людях («Не скрою,
что я вами недоволен… Чтобы такое было в последний раз»[15]).
Не нужно
забывать, что пастырю прямо обличать можно только близких и знакомых людей
Прп. Паисий
Святогорец прибегал и к своего рода дисциплине. Особенно ярко это можно
проследить на примере его пастырской деятельности в Конице. Он запретил
напротив монастыря Стомион гуляния, спиртные напитки на праздники, устанавливал
правила внешнего вида при входе в обитель, вешал таблички с запретом входа
мирян в алтарь и тому подобное[16].
Все эти действия вырабатывали уважение и благоговение у людей к святому месту.
Св. Паисий
Святогорец в привычном ему стиле мог обличить людей аккуратно и скрыто. Таким
приемом он тонко заставлял задуматься о каких-то важных вещах. Как-то святой, желая заставить подумать о
своем эгоизме приехавших к нему англичанам, сказал им следующие слова: «Мы —
греки — иной раз пишем местоимение «я» со строчной буквы, тогда как они —
всегда с прописной»[17].
Иногда
пастырское обличение могло принять символический характер, что нередко
сопровождалось какими-то действиями. Однажды старцу пришлось прибегнуть к
подобному и необычному обличению, когда к нему в гости пришел чересчур
чистоплотный человек, остерегающийся микробов на каждом шагу. Вот как развивалась
ситуация, по словам подвижника, когда гость побрезговал брать лукум у него из
рук: «Ну что же, тогда беру я этот кусочек лукума, нагибаюсь, обтираю им его
ботинки и потом съедаю. Пришлось проделать с ним подобную штуку несколько раз —
и только тогда, с большим трудом, мне удалось немножко освободить его от этой
немощи»[18].
Как-то
святой подвижник при помощи дерева объяснил священнику, каково духовенству
ходить без священных одежд. Он содрал кору с дерева, остриг его, чтобы дерево
походило на священника и написал на нем следующие слова: «Древа свой сбросили
наряд, посмотрим, сколько уродят...», а чуть пониже: «Поп безряственный —
видать, безнравственный»[19].
Таким символическим действием св. Паисий Святогорец поразил пришедшего
священника, который усвоил важность ношения церковного облачения.
Прп. Паисий
Святогорец иногда прибегал к таким методам душепопечения, которые вызывали у
приходящих к нему недоумение, а порой шок и ужас. Такой прием позволял
мгновенно отрезвить человека, вызывал чувство стыда, приводил к осознанию свей
неправоты и заставлял отказаться от своих неправильных воззрений.
Так, святой
мог сказать что-то резко противоположное ожиданиям человека. Старец сам
рассказывал о подобной ситуации: «Однажды ко мне в келью пришёл юноша, который
поссорился с человеком и, хотя тот просил у него прощения, его не прощал. Он
мне говорит: «“Помолись, геронда, чтобы Бог меня простил”. “Я буду молиться, —
отвечаю я, — чтобы Бог тебя не простил”. Он опять меня просит: “Я хочу,
геронда, чтобы Бог меня простил”. “Если ты, дорогой, не простишь других, —
сказал я ему, — тогда как же Бог тебя простит?”»[20].
В другом
случае старец мог шокировать пришедшего своим ответом. «Одна женщина попросила:
“Отче, моя мать разбита параличом. Как же я устала! Восемь лет переворачивать
её с одного на другой бок!..” “О, — говорю, — твоя проблема решается очень
просто! Сейчас я помолюсь, чтобы тебя на восемь лет разбил паралич, а твоя мать
выздоровела и за тобой ухаживала”. — “Нет, нет, отче!” — закричала она… Когда
эта женщина услышала то, что я ей сказал, она немного устыдилась»[21].
Пастырь
может не исполнять просьбу человека, пока тот не совершит какое-то важное или
необходимое действие, препятствующее его духовному возрастанию
А в житии прп.
Паисия Святогорца можно встретить следующий случай, на который иеромонах Исаак
обращает внимание: «Старца о чем-то спросили, он сменил тему беседы и с
непривычной для него жесткостью стал обличать дороги и автомобили на Святой
Афонской Горе. Старец, если можно так выразиться, хотел, чтобы его последние
заветы ярко врезались в сердца его слушателей. Он как бы хотел «запечатлеть»
то, во что верил»[22].
Путем такого резкого, неожиданного поворота беседы преподобный смог обратить
внимание слушателей на важные проблемы или вопросы. И, самое главное, как
говорит автор жития, такой способ позволил запечатлеть в сердцах человеческих
наставление пастыря.
Также стоит
обратить внимание на случай, когда старец шокировал пришедшего к нему человека
необычным действием. Потребовалось это сделать для того, чтобы вразумить
человека, который пришел к нему за чудом и называл его святым. Впоследствии
произошло следующее: «Старец пошёл в свою келью и вернулся с топором в руках.
Он схватил гостя за волосы и нагнул его голову, занеся при этом топор, как
будто для удара. Искатель чудес в ужасе оттолкнул отца Паисия и, отбежав на
безопасное расстояние, закричал: "Ты никакой не святой, ты
сумасшедший!" А отец Паисий кричит ему: "Да нет же, я святой. Иди
сюда, я отрублю тебе голову, а потом приставлю обратно и воскрешу". Но
посетитель не вернулся...»[23].
Афонский
старец Анастасий, который является другом и духовным чадом св. Паисия рассказал
о подобном случае, в котором преподобный отрезвляюще шокировал гостей: «Мы
узнали о тебе, что ты делаешь чудеса. Сделай нам какое-нибудь чудо, чтобы мы
посмотрели на него. У старца Паисия был такой сладкий юмор, он не хотел
огорчать людей, и он сказал: ″Да, я сейчас научился делать одно новое чудо″. У
него был большой нож, которым он резал большие деревянные изделия, и он сказал:
″Я вам отрежу головы и снова их приставлю. Но поскольку я еще не совсем опытен
в этом чуде, то могу перепутать ваши головы″»[24].
Побуждающая хитрость
Мудрое и
рассудительное пастырское душепопечение является искусством. На следующем
примере можно увидеть проявление пастырской «хитрости» св. Паисия Святогорца:
«Как-то раз к Старцу пришел прельщенный монах. Он положил себе за правило
никогда не пить воду… “Я принес ему угощение: лукум и воду, — рассказывал
Старец, — а он мне заявляет: “Я воду не пью”. Я понял, что он в прелести и
отвечаю: “Я не говорю, чтобы ты выпил целый стакан. Выпей, если хочешь, только
один глоточек…” Собираясь выпить всего один глоток и взяв в руки стакан, он
осушил его залпом. Потом, словно его жгло, он попросил еще один стакан воды,
потом еще, и в конце концов выпил ведро почти целиком»[25]. В данном примере видно,
что старец не заставил пить воду монаха и не прибег к обличению в нем прелести,
а хитро сподвиг того сделать один глоток, после чего он попался на уловку и
избавился от прелести.
Следующая
уловка заключается в том, что пастырь может не исполнять просьбу человека, пока
тот не совершит какое-то важное или необходимое действие, препятствующее его
духовному возрастанию. Так, прп. Паисий отказался благословлять одну женщину,
пока та не помирится с двоюродной сестрой. Данный прием склонял ее помириться с
двоюродной сестрой ради пастырского благословения[26].
Прп.
Паисий прибегал к такому интересному приему, при котором помимо прочих слов
воодушевления призывал повторять за собой какие-то фразы, когда человек не имел
духовной отваги и находился в печали
Также стоит
отметить такого рода пастырскую тактику: установление постепенной
договоренности между священником и пасомым. Эта уловка, скорее всего, будет
уместна в общении с человеком слабой воли, связанным ленью и нерадением,
находящимся в печали и унынии. Этот прием действует следующим образом: в случае
если человек не может исполнить совет духовника или епитимию, заявляя об этом,
то пастырь может пойти на уступки и предложить сделать что-то попроще. Идти на
такие «уступки» можно до тех пор, пока пасомый не примет добровольно совет,
либо наказ пастыря. Св. Паисий Святогорец применил подобный метод по отношению
к одной женщине, которая страдала от своей бездетности и не имела интереса к
жизни. Он последовательно предлагал ей заниматься все более простым
душеполезным занятием, пока та не приняла совет: «“Сходи в больницу, посети
больных...” — “Да куда я там, отец, пойду? — ответила мне она. — Разве мне
такое дело по силам!” — “Тогда, — говорю, — сделай вот что: как придёт время
читать первый час, читай его, потом в свое время читай третий час и так далее.
Положи и один-другой поклончик...” — “Не могу”, — отвечает. “Эх, — говорю, — ну
тогда берись-ка ты за Жития Святых”. Я велел ей прочитать жития всех женщин,
достигших святости, чтобы что-нибудь из прочитанного запало ей в душу и
помогло»[27].
Призыв к действию
Призыв так
или иначе встречается в практике душепопечения св. Паисия во многих ситуациях,
но методом эту практику можно назвать в тех случаях, когда святой конкретно к
чему-то призывает людей (молитва, добродетель[28], подражание библейским
личностям[29], а
также святым[30] и
прочее).
Прп. Паисий
призывал как к общей молитве[31],
так и к регулярной частной: «Не забывайте о том, что мы переживаем трудные
времена, и о том, что необходимо много молитвы. Помните ту великую нужду,
которую испытывают сейчас люди, помните о том великом усердии к молитве,
которого требует от нас Бог. Молитесь об этом общем безумии, захватившем весь
мир, молитесь о том, чтобы Христос пожалел Свое создание, потому что оно
приближается к катастрофе»[32].
Когда старец
Паисий подвизался в Конице, там он призывал людей деятельно участвовать в
помощи ближним и творении дел милосердия: сбор денег и одежды для нуждающихся,
призыв жертвовать средства и урожай монастырю, призвание женщин, которые были к
этому расположены, опекать нуждающихся в уходе людей[33].
Духовный стимул
При чтении
духовных поучений прп. Паисия Святогорца можно заметить, что он часто говорит
людям о духовной награде в будущей и земной жизни. Такой пастырский прием
особенно актуален в разговоре с человеком, который объят какой-либо скорбью или
болезнью: «Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу,
терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога… Если же
мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты»[34].
К тому же такой подход старца сообразуется с его пастырской позицией, по
которой он ставит терпение скорбей и болезней выше аскетических подвигов.
В другом
месте св. Паисий Святогорец говорит о духовной награде за смирение: «Смиренные
и незаметные воины Христовы умнее всех в мире, потому что им удаётся хранить
своё духовное богатство в сокровищнице у Бога. Поэтому мы должны радоваться,
если живём незаметно, потому что узрим лице Божие в будущей жизни, и в этой
будем постоянно ощущать Его присутствие»[35].
Священник,
используя духовный стимул в беседе с человеком поможет ему вернуть свой ум в
духовную плоскость, чтобы правильно воспринять пришедшие испытания, а также
вдохновиться на христианскую добродетельную жизнь.
Воодушевление
Св. Паисий
Святогорец в некоторых ситуациях прибегал к поддержке и воодушевлению, людей,
когда они находились в унынии, падали духом, находились в страхе, или когда
преподобный предвидел, что слушающий его мог устрашиться от каких-то его слов.
Когда
пасомый находился в печали и не имел каких-то сил на духовную борьбу, старец
прибег к тому, что показал полную свою уверенность в успехе духовной жизни
человека, с ожиданием от него положительных изменений: «Я уверен, что ты скоро
покажешь, на что ты способна, разорвёшь последние путы духовной немощи с
помощью Благодати Божией, как лев разрывает паутину. Прогони немощь духовной
удалью. Буду ждать и молиться. Надеюсь, дождусь и смогу порадоваться твоим
успехам»[36]. В
другом случае, когда человек был не уверен в том, что справится с трудностями,
св. Паисий Святогорец ответил так: «Как же не сможешь? Бог смотрит на
расположение человека и помогает ему. А кроме того, часто в трудные минуты
проявляют великую отвагу даже те люди, в которых, как поначалу кажется, ее нет»[37].
Прп.
Паисий Святогорец, как ревностный христианин и пастырь, принимал участие в совместном
богоугодном деле: в 1988 году он откликнулся на призыв Элладской Церкви
протестовать против показа богохульного фильма про Христа
Как-то
спросили мнение геронды насчет происходящих процессов в современном мире.
Отвечая на этот вопрос, и затрагивая отрицательные моменты, которые могут
ввергнуть слушателя в страх, старец подбодрил их, напоминая, как удачно
справлялись в прошлом с подобными трудностями их предки. Его слова были такими:
«Не бойтесь. Мы, как этнос, пережили столько гроз и не потерялись. Так что же,
испугаемся бури, которая должна разразиться? Не потеряемся и сейчас! Бог любит
нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила. Тяжелых лет будет
немного. [Лишь] одна гроза»[38].
В другой
ситуации, когда человек впал в уныние от постоянных нападков плотских помыслов,
прп. Паисий, помимо объяснения механизма падения в греховное состояние,
постарался поддержать его и указать на что-то положительное в страждущем:
«Мужайся, добрый мой человек, и в конце концов Христос победит… На самом деле,
у тебя много достоинств, которые, конечно, дарованы Богом…»[39].
Также прп.
Паисий прибегал к такому интересному приему, при котором помимо прочих слов
воодушевления призывал повторять за собой какие-то фразы, когда человек не имел
духовной отваги и находился в печали: «Но с какой стати мы должны позволять
тангалашке делать это? Разве радость не лучше грусти? И любовь не лучше ли
злобы?.. Но ведь тебе тонкие нитки кажутся толстыми верёвками, и ты
переживаешь. Не мучай себя без повода, потому что этим ты радуешь тангалашку и
огорчаешь Христа. “Хочешь, чтобы Христос огорчался? — “Нет, геронда, но…” —
Никаких “но”! “Ад огорчися!”, скажи: “Огорчися!” — “Огорчися!”»[40].
Эту цитату
можно условно разделить на две части, в первой прп. Паисий прибегает к методу
обличения абсурдности проблемы, с которой пришел человек, а во второй —
призывает повторять за собой воодушевляющие фразы. Такого рода слова и фразы,
которые человек будет повторять за пастырем, способствуют возгреванию в нем
мужества, необходимого для борьбы со страстями и отсечению искушений.
Использование духовных средств
Молитва являлась неотъемлемой частью жизни Паисия Святогорца как святого
человека и монаха. Он был уверен, что «лучше говорить Богу о мире, чем миру о
Боге»[41].
Этот великий инструмент порой является частью разных пастырских приемов старца.
Геронда мог молиться и выражать благопожелания святому угоднику за
человека прямо перед ним: «Пусть Божия Матерь даст тебе радость Благовещения, а
Ангел тебя благословит, дабы иметь духовное преуспеяние. Аминь»[42].
Также св. Паисий давал обещания людям, что будет молиться за него и по
какому поводу: «Буду молиться, чтобы сердце ваше стало Вифлеемскими яслями, и
Божественный Младенец даровал вам все благословения Свои»[43];
«Буду молиться, чтобы ты скорее ощутила то, о чём я говорю, и избавилась от
муки себялюбия»[44].
Есть
такая пастырская и старческая практика, когда человеку дается ответ на его
вопрос путем указания к прочтению определенного отрывка какой-либо книги
Встречается, когда прп. Паисий Святогорец при человеке читал определенные
псалмы. Пример приводит сам подвижник: «Когда ко мне приходят люди,
разуверившиеся в жизни, я читаю им девяносто третий и тридцать шестой псалмы:
«Бо́г отмще́ний Госпо́дь, Бо́г отмще́ний, не обину́лся есть. Вознеси́ся, судя́й
земли́, возда́ждь воздая́ние го́рдым... Лю́ди Твоя́, Го́споди, смири́ша и
достоя́ние Твое́ озло́биша... И бысть мне Госпо́дь в прибе́жище и Бо́г мо́й в
по́мощь упова́ния моего...». Эти священные слова весьма утешают душу»[45].
Такого рода приемы хороши тем, что человек видит, как пастырь на месте
прилагает усилия для того, чтобы ему помочь в виде молитвы или чтения псалмов.
Сам прп. Паисий не был музыкально образован, но умел петь церковные
песнопения и любил это. Паломники иногда даже просили его спеть что-то
церковное. В связи с этим в разных томах Слов св. Паисия Святогорца можно
встретить, где он при разных обстоятельствах советовал людям петь песнопения.
Прибегать к
церковным песнопениям и песням советовал преподобный в случае боли и страданий
(старец использовал этот совет и в своей жизни): «А как человеку преодолеть
боль невыносимую?.. Если он человек мирской — то мирской песней, если он
человек духовный, то духовным песнопением... я принял болеутоляющую «таблетку»
— спел тропарь «Боле́зньми святы́х…»[46]. Можно наблюдать, как
святой советует использовать песнопения и в других случаях, например, когда
мучают плотские помыслы (советует петь «От юности моея…»[47]), когда терзают хульные
помыслы[48],
когда вокруг много шума[49].
Совместное делание
Душа каждого
человека радуется, когда имеет общение с Богом и с другими людьми, так как она
имеет в этом потребность. И конечно, любая радость, которую удается разделить с
ближним, становится еще большей радостью, а печаль становится менее тягостна. В
связи с этим пастырская поддержка будет очень значима для пасомого, особенно в
трудную минуту. А какое-то совместное делание пастыря и человека может помочь
справится с проблемой быстрее. В добавок к этому человек будет более усерден в
решении своей проблемы, так как не остается с ней один на один. К такому
пастырскому методу иногда прибегал и прп. Паисий Святогорец.
К совместному деланию относится общая молитва
духовника с человеком. Старец говорил следующее о соборной молитве: «Совместная
молитва с точки зрения качества может быть ниже частной… Но с точки зрения силы
— она выше, потому что молятся все вместе: у одного в молитве больше силы, у
другого больше теплоты и т. д… Что сказал Христос? «Идеже бо еста два или трое
собраны во имя мое, ту есмь посреде их»[50]. Вспоминается случай, когда
один человек в ходе беседы рассказал одну прискорбную новость из своей жизни о
том, что его родные пропали и неизвестно, где они, тогда святой Паисий
предложил вместе молиться об этом: «Давай будем вместе молиться, чтобы и о них
тоже получить радостные известия»[51].
Также стоит
отметить, что прп. Паисий Святогорец, как ревностный христианин и пастырь,
принимал участие в совместном богоугодном деле. Так, он в 1988 году откликнулся
на призыв Элладской Церкви протестовать против показа богохульного фильма про
Христа. К такого рода его действиям относится следующее: 1) благословение и
побуждение разных людей к участию в этой акции протеста; 2) для того, чтобы
самому присоединиться к протесту, старец составил письменное обращение с другими
отцами в монастырь Кутлумуш, это дало возможность афонским монахам официально
принять участие в этой акции; 3) молитва преподобного о разрешении сей проблемы
4) и наконец, само присутствие святого Паисия на этом мероприятии. Иеромонах
Исаак пишет о том, какую реакцию у верующих вызвал этот ряд действий старца:
«Особое чувство у собравшихся вызвало присутствие Старца Паисия, который,
несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все время стоял на ногах. В конце
акции толпы людей, желавших выразить Старцу свое благоговение, так стеснили
его, что он подвергся опасности быть раздавленным»[52]. Вот насколько сильно
действует на людей то, когда пастырь совместно с ними предпринимает какие-либо
действия, направленные на разрешение проблем как общецерковного масштаба, так и
личностного.
Духовное чтение как способ
самоврачевания
Любая беседа
пастыря с человеком редко обходится без пастырского совета. И прп. старец
Паисий Святогорец не был исключением.В
частности, прп. Паисий Святогорец в своей практике душепопечения не обходит
стороной вопрос духовного чтения. При этом он определяет образ и порядок чтения
духовной литературы. Так, для людей, у которых появилась «добрая
обеспокоенность» о своем спасении, старец отмечает: «Пусть они сначала читают
Евангелие, чтобы понять, что значит Христос. [После того как они] немного
придут в сокрушение, пусть читают Ветхий Завет»[53].
Говоря о том, как человеку можно научиться правильному отношению к несправедливости, прп. Паисий упоминает о великодушии праведного Авраама. Желая избежать ссоры с Лотом из-за пастбищ, Авраам предлагает своему племяннику самому выбрать те земли, которые ему больше по сердцу, а себе берет оставшееся
Говоря о
том, как следует читать, старец приводит пример из собственной жизни: «Я, когда
был новоначалъным и читал какую-то книгу, переписывал её, чтобы не забыть, и
старался применить прочитанное на практике»[54]. К тому же он призывает и
людей. То есть польза от прочитанного есть только тогда, когда человек
понимает, о чем он читает, когда в чтении участвует его сердце[55], и
при этом старается применить прочитанное в своей жизни. Чтобы достичь
максимального осмысления прочитанного, по мнению старца, необходимо читать
небольшой объем книги[56].
Усвоению способствует выписывание самых запоминающихся мест и размышление над
ними[57].
Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что всякую книгу необходимо читать
тщательно и внимательно с соответствующими выписками[58].
Старец
считает, что не следует себя расхолаживать чтением легкой и бесполезной
литературы, к любому внутреннему состоянию можно подобрать соответствующую духовную
книгу[59]. К
прочтению св. Паисий советует ряд духовных книг, например, подвижнические слова
аввы Исаака Сирина. Важным чтением является и «Эвергетинос» («Благолюбие») —
«эта книга помогает потому, что она описывает борьбу святых отцов со всеми
страстями по порядку, душа познаёт то, как трудились отцы, и получает пользу»[60].
Преподобный считает, что немалую пользу имеют «жития святых: это освященная
история, и поэтому они весьма помогают, особенно детям»[61], только не следует их
читать как сказки. В своем 1-м письме монахиням из Иоанно-Богословского
монастыря, помимо перечисленных книг, святой подвижник советует читать
«Лествицу», «Невидимую брань», святого Ефрема[62]. Следующих четырех святых
отцов старец советовал читать профессору Жану Клоду: «Макария Египетского,
Исаака Сирина, Иоанна Лествичника и Симеона Нового Богослова»[63].
Но важно
понимать, что книги высокого духовного уровня следует читать, в первую очередь,
людям соответствующей высокой духовной жизни или под тщательным руководством
наставника. Поскольку мирянам и неопытным монахам такая литература может пойти
не на пользу. По этому поводу насельник одного из афонских монастырей
рассказывает о местной традиции чтения духовной литературы монахами: «Наш
старец советует монахам больше читать жития святых, отечники… На Афоне не
особенно приветствуется, когда монахи читают книги такого высокого духовного
содержания, как, например, Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина… в
сочинениях этих святых часто написаны вещи, которые объяснить может только тот,
кто сам обладает опытом такой молитвы и подвига»[64].
Бывало,
когда Геронда советовал читать какую-то литературу и псалмы для определенного
эффекта в душе человека: «Внимательное чтение житий святых согревает душу,
побуждает следовать их примеру и мужественно продолжать борьбу за стяжание
добродетелей»[65];
для ясности духовного восприятия и развития духовной интуиции — «Лавсаик»,
«Лимонарий», «Достопамятные сказания», авву Варсонофия[66]. К слову, есть такая
пастырская и старческая практика, когда человеку дается ответ на его вопрос
путем указания к прочтению определенного отрывка какой-либо книги. Об этом
рассказывает св. Паисий, описывая старца Кирилла в своей книге[67].
Прп. Паисий
советует вдумчиво вчитываться и внимательно размышлять над словами Священного
Писания, в котором человек всегда может найти для себя добрый пример. Например,
говоря о том, как человеку можно научиться правильному отношению к
несправедливости, прп. Паисий упоминает о великодушии праведного Авраама. Желая
избежать ссоры с Лотом из-за пастбищ, Авраам предлагает своему племяннику
самому выбрать те земли, которые ему больше по сердцу, а себе берет оставшееся:
«Лот, хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и
Гоморру, потому что там были зелёные луга, хорошие пастбища для скота… А
Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту.
То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость»[68].
Очень важно,
как отмечает прп. Паисий Святогорец, учиться на примерах святых отцов и
подвижников. Человек должен сравнивать свои поступки с теми, которые совершали
святые, испытывать себя: «В делании для стяжания добродетелей нам очень поможет
пример святых. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя,
смиряемся и стараемся с усердием, с божественной ревностью им подражать…
Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру
и мужественно продолжать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждого
святого… видна пламенная любовь, которую они имели к Богу. Вот и загорается в
человеке огонь божественной ревности и горячее желание им подражать»[69]. По
такому принципу старец советует учиться терпению на примере Спасителя,
апостолов Павла и Иоанна[70],
смирению у аввы Моисея[71] и
другим достоинствам у прочих святых и подвижников.
Тем самым,
пользуясь опытом прп. Паисия Святогорца, можно сподвигнуть себя читать
Священное Писание и святоотеческую литературу разумно, с максимальной пользой
для собственной души.
Итак, на последнем этапе говорилось о пастырских приемах, средствах,
духовной практике св. Паисия Святогорца, направленных на врачевание души
человека: пробуждение чувств, призыв к действию, духовный стимул,
воодушевление, использование духовных средств, совместное делание, а также
советы по самоврачеванию.
Всем этим афонский
подвижник умело пользовался в практике душепопечения, особым образом
воздействуя на приходящих к нему.
Рассматривая
более подробно предложенную поэтапную концепцию, можно заметить: прп. Паисий
бросает все свои силы на то, чтобы помочь страждущему человеку, поддержать его
и вместе пройти с ним тернистый путь искоренения страстей. Уникальность
духовного врачевания св. Паисия заключается в том, что он научает пришедшего к
нему за помощью самому разумно держаться того спасительного пути, который был ему
указан духовником.
[7]Зурнатзоглу Н. А. Преподобный Паисий
Святогорец. Свидетельство паломников. ― М.: Издательство Сретенского монастыря,
2011. ― С. 285.
[8]Исаак, иером. Житие старца Паисия
Святогорца. ― М.: Святая Гора, 2006. ― С. 266.
[9]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2.
Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 70; См. также: Старец
Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. ― М.: Никеа,
2017. ― С. 95.
[10]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3.
Духовная борьба. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 305.
[11]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5.
Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 139-141, С. 194-195.
[27]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4.
Семейная жизнь. ― М.: Святая Гора, 2010. ― С. 89.
[28] Там
же.С. 19-21; Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. ― М.: Святая
Гора, 2010. ― С. 81.
[29]
Преподобный Паисий приводит добрый пример вдовы, накормившей пророка Илию во
время голода, и призывает следовать ему. См.: Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. ― М.:
Святая гора, 2010. ― С. 210.
[57]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5.
Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 276.
[58]
Официальный сайт Московской Патриархии. Святейший Патриарх Кирилл посетил
детский праздник «День православной книги» в Храме Христа Спасителя [Электронный
ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5161649.html
(дата обращения: 2. 05.2018).
[59]Паисий
Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. ― М.: Святая гора,
2010. ― С. 107.
[67]Паисий Святогорец, прп. Отцы Святогорцы
и святогорские истории. Отец Кирилл, отшельник скита монастыря Кутлумуш, а
позже игумен этой же Обители. ― Издательство Борисова, 2015.
[68]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5.
Страсти и добродетели. ― М.: Святая гора, 2010. ― С. 117.