«Отдадим избыток бедным, будем сеять, пока есть еще время»

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Отдадим избыток бедным, будем сеять, пока есть еще время»

Иеродиакон Агафангел (Давлатов) 14556



Страсть ― это такая греховная зависимость, от которой человеку самому просто так не отделаться и победить ее сам собою человек не может. Неоценимую помощь в таком деле оказывают нам святые отцы. В их трудах мы найдем настоящую духовную помощь ― советы в борьбе со сребролюбием, ответы на злободневные вопросы и наставления в добрых делах для преодоления злого недуга.


Содержание:

  • Борьба со сребролюбивыми помыслами как первый этап борьбы со страстью
  • Способы борьбы со страстью
  • Упование на Бога и готовность человека к борьбе со страстью
  • Отказ человека от обогащения и нестяжание
  • Добродетель, противоположная страсти сребролюбия
  • В природе человека существует естественная потребность в защите от неблагоприятных воздействий окружающего мира и заимствовании из него всего необходимого (одежды, жилища, орудий труда и т.д.). Должно всячески стараться избегать во всем излишества и не переступать пределов необходимых нужд: «Истинное богатство и неоскудеваемое имение состоит в том, чтобы желать только нужного и надлежащим образом употреблять излишнее»[1]. Сохранение от желаний и от развития разных приходящих сребролюбивых помыслов в человеческую душу может способствовать избеганию зарождения и развития страшной и губительной страсти сребролюбия. Человек же, одержимый страстью сребролюбия, берет не только необходимое (в этом нет греха), но и многое другое со значительным избытком для услаждения своих греховных страстей, при этом, реальные потребности человека как были, так и остаются весьма незначительными.

    Для успешной борьбы со сребролюбием необходимо иметь правильный настрой и осознавать возможность, с помощью Божией, одержать решительную победу над этой страстью.

     

    Борьба со сребролюбивыми помыслами как первый этап борьбы со страстью

    Со сребролюбием необходимо бороться с первых же его прилогов, учит прп. Иоанн Кассиан Римлянин, потому что «болезнь сребролюбия, принятая однажды, с большим трудом изгоняется»[2], это указывает на важность борьбы даже с греховным помыслом, а не только с делами сребролюбия. «Потому эта болезнь никому не должна казаться маловажной, которой можно бы пренебречь. Как легко можно уклониться от нее, так и возобладав кем-либо, она едва позволяет воспользоваться лекарствами для исцеления»[3] ― этим прп. Иоанн объясняет необходимость духовного напряжения, не принимающего помысел об обогащении.

    Авва Евагрий свидетельствует о непричастности человеческой воли к появлению помысла о богатстве, но подчеркивает зависимость от человека принятия или отвержения его. Бороться с греховным помыслом подвижник предлагает рассуждением и духовным анализом: если послан диаволом кому-нибудь помысел сребролюбия, необходимо выявить из чего состоит этот помысел, и тогда придет осознание того, что корень его — это желания приобретения золота. Далее подвижник замечает: «Когда будешь ты это расследовать, помысел исчезнет, будучи разложен на то, что он есть, и демон убежит, как скоро мысль твоя восхитится горе, окрыляемая таким ведением»[4].

    Неприязнь к сребролюбию — это основная духовная сила в борьбе.

    Сребролюбец характеризуется ослаблением самообладания, слабостью воли в области воздержания от желания обогащения, от любви к имуществу. В этом отношении имеет значение душевное воздержание, укрепляющее волю и совершенствующее внутреннего человека, воспитывающее терпение, самообладание и выдержку.

    Для успешной борьбы со страстью нужна решимость противиться ей, нужны нелюбовь, омерзение, неприязнь к сребролюбию — это основная духовная сила в борьбе. И для того, чтобы укоренить в душе эту неприязнь, нужен страх Божий и многое упражнение души, ее укрепление в решимости не предаваться такой страсти. «Нельзя жить без труда, и никто не увенчивается без подвига. Принуждай себя, — говорит прп. Варсонофий Великий, — подвизайся о своем спасении и поможет тебе Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4)»[5].

    Отметим еще раз, что страх Божий — начало спасения и победы над сребролюбием; от него зависит и им полагается начало обращения от греха, им совершается очищение от страстей, и в тех, которые вступили на путь к совершенству, страхом Божиим приобретаются и охраняются и все добродетели.

    Святые отцы учат, что «человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений, если испытывает себя, как живет (каждый вечер испытывает себя, как он провел день, и каждое утро — как прошла ночь), если не будет дерзновенен (развязен) в обращении и если будет общаться с людьми, боящимися Бога (имеющими страх Божий)»[6].

    Таким образом, страху Божию научает память и о последних четырех событиях жизни, ожидающих каждого человека: о смерти, суде, аде и рае. Свт. Тихон Задонский, поучая христиан доброй нравственности, заповедовал «помнить последних четыре: первое — смерть, никому неминуемую и различным образом восхищающую; второе — Суд Страшный, где за каждое слово, дело и помышление злое — ответ воздадим; третье — ад или муку вечную, конца неимущую, грешников ожидающую; четвертое — Царство Небесное, верным, свято житие провождающим, уготованное»[7].

     

    Способы борьбы со страстью

    Начало врачевания всякой страсти и всякого греха — покаяние[8], сокрушение и плач о своих грехах, с теплой молитвой и припаданием ко Господу о помощи. По совету прп. Варсонофия Великого «надо повергать себя с плачем перед Господом, чтобы подал силы побороть страсть[9]». А без болезни сердечной, без сердечного сокрушения, без трезвения, плача и страха Божия нельзя обуздать своей страсти. Все страсти побеждаются смирением, которое всякий приобретает многим трудом, в особенности трудом сердечного сокрушения (о своих грехах) и плача о грехах. «Смирение и послушание суть искоренители всех страстей и насадители всяких благих. Ибо Господь говорит: Я живу... с сокрушенными... духом (Ис. 57:15)[10].

    Кроме покаяния, человеку нужно принуждать себя и к другим духовным делам. Святой праведный Иоанн Кронштадтский призывает как можно больше читать Священное Писание, молиться в храме и келейно, поститься, каяться во грехах, размышлять о Боге, назначении человека, промысле, искуплении, о любви Бога к роду человеческому, о житии и подвигах святых[11].

    Прп. Симеон Новый Богослов рекомендует как можно больше внимания уделять чтению святых отцов: «Насыщение вещественными яствами растлить и повредить может и душу, и тело, а то, что говорится святыми на чтениях, просвещает ум, освящает душу, а через нее передает освящение и телу, делая его более здоровым и крепким»[12].

    Прп. Нил Сорский определяет молитву как основу борьбы со сребролюбием: «Подобает нам охранять себя от этой пагубной и душетленной страсти и молить Господа Бога, да отгонит от нас дух сребролюбия»[13]. С прп. Нилом соглашается и прп. Исидор Пелусиот: «Если воздействовал в тебе яд сребролюбия, этот корень всем злым, и, к себе обратив все чувства, приводит в такое неистовство, что вдаешься в идолослужение, то отвечай ему богопреданным словом: Господу Богу моему поклонюсь, и Тому Единому послужу. И действие яда кончится, а ты вполне отрезвишься»[14].

    Все страсти побеждаются смирением, которое всякий приобретает многим трудом, в особенности трудом сердечного сокрушения (о своих грехах) и плача о грехах.

    Увещевая тех, кто уже находится в плену у страсти сребролюбия, свт. Иоанн Златоуст призывает не отчаиваться: «Можно погасить (пламя любостяжания), даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть — и мы, без сомнения, одолеем это пламя»[15]. Далее святитель говорит, что человек по своей свободной воле выбирает пристрастие к деньгам и имуществу, так, следовательно, свободная воля может погасить, если только пожелает. Направление человеческой воли на противостояние страсти сребролюбию может способствовать размышление и четкое понимание суетности и бесполезности богатства, о том, что оно мешает наследовать Вечную Жизнь, заграждая собой Бога. Страсть сребролюбия доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотреть сущность этого богатства. Понимание этого, может способствовать к презрению страсти сребролюбия для достижения вечной и блаженной жизни с Богом.

    Прп. Иоанн Кассиан Римлянин описывает цель и конечное состояние, к которому следует стремиться: «Совершенная победа над сребролюбием одерживается тем, чтобы не допускать оставаться в нашем сердце искре желания какого-либо и малейшего стяжания, в той уверенности, что мы уже не в состоянии будем погасить ее, если хоть сколько-нибудь пищи будем подавать этой искре в нас»[16].

    Отдельно следует упомянуть о рекомендациях по ведению духовной брани против сребролюбия для монахов. Подвизающимся в монастырях, прп. Иоанн Лествичник советует удаляться от мира и укреплять веру, ибо они умертвляют сребролюбию[17].

    Для игуменов поучительным примером может послужить история, описанная в одном древнем патерике, которая подскажет о методике построения пасторской и административной работы со сребролюбивыми иноками, а также для педагогических задач. Так, некий монах, более бережливый, нежели скупой, накопил сто златниц, занимаясь тканием полотна. Монах умер, златницы остались. Братия собрались для совета, что делать с деньгами; там жило около пяти тысяч монахов, каждый в отдельной келье. Одни предлагали раздать деньги нищим, другие — отдать в церковь, некоторые — передать его родственникам. Но святые старцы, по действию обитавшего в них Святаго Духа, определили похоронить деньги вместе с господином их и при этом сказать почившему: сребро твое да будет с тобою в погибель (ср.: Деян. 8:20). Это событие навело такой ужас и страх на всех монахов Египта, что с того времени они признавали за тяжкий проступок иметь в запасе даже одну златницу. Действие могло показаться жестоким, но деятели были лишь орудием Святаго Духа[18].

    Упование на Бога и готовность человека к борьбе со страстью

    Бог является главным помощником в борьбе со сребролюбием. Святой праведный Иоанн Кронштадский открывает для человека путь к противостоянию исследуемой страсти через веру и надежду на Господа, постоянный самоанализ и самоконтроль: «Говори в сердце с твердою уверенностью слова: это сор диавольский, это мрак адский. При вере и надежде на Господа, при постоянном трезвении и внимании к себе можно, с Божиею помощью, избегать адского сору и мрака. Рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1 Ин. 5:18)[19]. Отец Иоанн, сравнивая процессы лечения душевных болезней (страстей) и лечения телесных болезней, приходит к выводу о необходимости решительности действий, безжалостности и бескомпромиссности, понуждении себя к противоположному тому, что требует страсть; в отношении сребролюбия — «скорее похвали нестяжание и возревнуй о нем»[20], т.е. нестяжание является врачевством приличным недугу сребролюбия.

    Свт. Димитрий Ростовский обращает внимание на необходимость упования на Бога в деле врачевания сребролюбия, осознание беспомощности богатства.  Только всемогущество Бога способно отвратить человека с гибельного пути: «Великое безумие прилагать сердце к золоту и уповать на гибельное лихоимство. Итак, не надейся на тленное богатство и не спеши за золотом, ибо, как сказано: «Любящий золото не будет прав» (Сир. 31:5,), но возлагай упование на Бога живого (1 Тим. 4:10), Который пребывает вовеки и все сотворил»[21]. Продолжая линию рассуждения, он же, приходит к умозаключению о надстроечном характере материальных ценностей; человек рождается, не имея ничего, а все необходимое ему посылается по человеколюбивому Промыслу Отца Небесного. Также святой призывает к раздаче милостыни, которая разрушает противоестественную страстную связь человека и денег[22].

    В «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова встречается поучительная история об одном монахе, который, обеспокоившись возможной телесной немощью, испросил старца дать благословение отложить денежный запас, но, вместо ожидаемого успокоения, монах начал испытывать духовные терзания. Обратившись к старцу повторно, он услышал: «Две златницы составляют надежду твою, как если бы Бог не промышлял о нас. Но может случится, что ты потеряешь их, тогда погибнет и надежда твоя. Лучше возложи надежду на Бога, потому что Он печется о нас»[23]. Таким образом старец показал монаху пустоту упования на земные богатства и наставил на путь упования на Бога, а не на золотого тельца.

    Человек рождается, не имея ничего, а все необходимое ему посылается по человеколюбивому Промыслу Отца Небесного.

    В житии прп. Сергия Радонежского тоже есть повесть о том, как игумен Земли Русской боролся со сребролюбием в своем монастыре. Так прп. Сергий запрещал своим монахам выходить из монастырской ограды и просить пропитания у мирян, чтобы они возлагали надежду на Бога, а не на людей и богатство. Однажды случилось оскудение в пище; два дня братия практически ничего не ела. Начался ропот, который святой пытался усмирить евангельскими словами Спасителя (Мф. 6:26), примерами древних подвижников и т.д. На следующий день в обитель доставили обильный провиант от неведомого благотворителя, и все насельники получили утешение в пище[24]. Этот исторический пример является показательным для тех, кто находится в лишении и нужде, и научает не роптать, не посвящать всего себя процессу зарабатывания денег, но, в первую очередь, уповать на Милостивого Господа.

    В Древнем патерике хранится история о неких христолюбцах, которые пришли в греческий город Острацины раздать милостыню. Они предложили одному изувеченному свое приношение, но тот отказался, говоря, что сам может заработать на насущное, затем они предлагали помощь бедной многодетной портнихе, но та не приняла подаяния, ответив, что имеет Покровителем самого Бога. Вот и это повествование научает нас в борьбе со сребролюбием зарабатывать, прикладывая усилия самому, и довольствоваться малым, благодаря Бога и уповая на Него[25].

    В толкованиях свт. Иоанна Златоуста на беседу Спасителя с богатым юношей, находится увещевание к призыву помощи Божией в борьбе со сребролюбием. Невозможность, о которой говорится в Евангелии, заключается в большой сложности отречения от богатства, так как сердце успело уже к нему прикипеть. Эта невозможность упраздняется постепенным упражнением в раздачи подаяния. Также святитель обращает внимание на невозможность достижения успеха в разбираемом деле, если человек будет только праведно расточать богатство на милостыню; необходимо истребление самой любви к богатству, ослабление корыстных желаний, переключение на устремление к блаженству единения с Богом[26]. Возгревание в себе живой веры и устремление на встречу с Богом, по свидетельству свт. Иоанна Златоуста, не дает возможности яду сребролюбия отравить христианина: «Освободим себя и погасим в себе пристрастие к деньгам, чтобы воспламенить в себе желание небесного. Ведь не могут эти два стремления совмещаться в одной душе»[27].

     

    Отказ человека от обогащения и нестяжание

    Описывая реалии человеческого бытия, тленность материальных сокровищ и их непригодность для вечной жизни, свт. Дмитрий Ростовский призывает к успокоению и ограничению своих запросов, находя в этом лекарство от сребролюбия: «Не гонись за многим, но будь благодарен за малое. Ибо все гонятся за многим, все ищут многого, все обо всем пекутся, однако, оставив все до малейшего, ничего не смогут отсюда взять с собой. Лучше за малое быть благодарным, чем неразумно гнаться за многим»[28].

    Подходящей иллюстрацией слов свт. Дмитрия служит история о Евлогии каменосечце, которая заканчивается следующими словами: «Проси у Бога хлеба насущного: этому поучает Сам Господь, а богатства не ищи, оно ведет ко многим искушениям; недаром же сказано: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10:25)»[29]. Это назидание предлагается в качестве инструмента противостояния развитию страсти сребролюбия — отказ от стремления к обогащению и довольствие посылаемым Богом.

    Прп. Никодим Святогорец причиной возникновения сребролюбия определяет поврежденность желательной силы души, и побеждать в брани против этой страсти он рекомендует противоположным ей добрым чувством и расположением — довольствием малым и нищетолюбием[30]. Также преподобный предлагает обезопасить себя через сохранение очей от соблазна: «Не смотри с вожделением на красивые одежды, ни на сребро и злато, ни на блестящие наряды мирские, чтоб чрез очи твои не вошла в душу твою страсть тщеславия или сребролюбия»[31]; вместо этого прп. Никодим призывает посещать церкви, усыпальницы и кладбища, вдумчиво смотреть на святые иконы, читать священные книги, и прилепляться взглядом ко всему другому, что может спасительно действовать на душу[32].

    О том, что сребролюбие может быть побеждено только нестяжательностью, говорил и прп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Вот разительный и очевидный пример лютости этой страсти, которая плененной душе не позволяет соблюдать никаких правил честности и не может насытиться никаким увеличением прибытка. Ибо не богатством можно положить конец этой страсти, а лишь нестяжательностью. Наконец, когда Иуда утаил вверенные ему деньги, назначенные для подаяния нищим, для того чтобы, насытясь обилием денег, умерить свою страсть, он от обилия их так воспламенился сильнейшей страстью, что потом захотел уже не только красть деньги, но и продать самого Господа. Ибо неистовство этого вожделения превосходит все богатства»[33].

    Не смотри с вожделением на красивые одежды, ни на сребро и злато, ни на блестящие наряды мирские, чтоб чрез очи твои не вошла в душу твою страсть тщеславия или сребролюбия.

    Отвечая на вопрос, возникающий при дифференциации нестяжательности, о допустимом пределе обладания материальными благами, прп. Нил Сорский призывал не иметь вещей, превосходящих жизненную потребность. Также он призывал очищать душу и охранять ее от всякого пожелания приобретения имущества, ибо: «Истинное же удаление от сребролюбия и вещелюбия — не только не иметь имуществ, но и не желать их приобретать. Это нас к душевной чистоте направляет»[34].

    Свт. Иоанн Златоуст призывает избегать во всем излишества и не переступать пределов своих нужд: «Истинное богатство и неоскудеваемое имение состоит в том, чтобы желать только нужного и надлежащим образом употреблять излишнее»[35].

     

    Добродетель, противоположная страсти сребролюбия

    В борьбе со сребролюбием отдельное место отводится стяжанию добродетели противоположной страсти: «Ты связал себя сам цепями сребролюбия, разреши же себя через исполнение заповеди о любви к бедным», — говорит свт. Иоанн Златоуст[36].

    О важности воспитания добродетели и врачующем ее свойстве говорит и авва Дорофей, воздающий хвалу Христу, «Который всё знает и против каждой страсти подаёт приличное врачевство»[37]. Против сребролюбия, по слову преподобного, Спаситель дает заповедь о милостыне[38].

    Нестяжание — добродетель, противостоящая сребролюбию, ею и побеждается эта страсть. Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что включает в себя нестяжание: «Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Безпопечительность. Мягкость сердца». Святой Игнатий свидетельствует о нестяжании как о необходимом условии к достижению совершенства — спасения[39].

    Для отрешения от желания обладать несметными богатствами свт. Иоанн Златоуст предлагает устремить свой умственный взор на другое сокровище, которое будет ожидать человека в жизни вечной: «Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни, и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла»[40].

    Выводя алгоритм борьбы со грехом, авва Дорофей говорит следующие: «Итак, должно не только отсечь страсти, но и причины их, потом хорошо удобрить нравы свои покаянием и плачем, и тогда уже начать сеять доброе семя, которое суть добрые дела»[41], таким образом, милостыне должна предшествовать серьезная подготовка (решимость и покаяние).

    Человек, начавший борьбу со страстью сребролюбия через милостыню, может столкнуться с непониманием и противодействием в семье, когда домочадцы попытаются под всевозможными благовидными предлогами вернуть разум и чувства к служению мамоне.

    Иногда работа над духовным совершенствованием не приносит желаемого результата, так и во время борьбы со сребролюбием можно прикладывать максимум усилий, но не получить избавления. Авва Серапион определяет блуд как препону, мешающую победить мамону, и наставляет на необходимости обратить внимание на его наличие и искоренение[42].

    Мудрость, целомудрие, мужество и правда, по мнению прп. Амвросия Оптинского, являются основными добродетелями, помогающими в описываемой борьбе; стяжавший эти добродетели развивает дальновидность, предусмотрительность и рассудительность, что укрепляет человека в этой брани[43].

    Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду.

    Составляя своего рода план по борьбе со сребролюбием свт. Иоанн Златоуст предлагает сначала вытравить гнев, зависть и недоброжелательство. Далее он убеждает в кажущейся сложности противостояния исследуемому пороку, используя для этого примеры из жизни своей эпохи. Так, например, некоторые тратят огромные состояния, чтобы заработать славу в народе, другие же, обольщенные «эллинскими заблуждениями», бросают все, чтобы также заслужить общественную похвалу. Резюмируя свои размышления, архипастырь восклицает: «Так, когда подумаю об этом, то не знаю, какое будем иметь оправдание или извинение мы, которые не хотим, ради данной от Бога заповеди, ради вечной и нескончаемой славы, пожертвовать малейшую часть (своего имения), но становимся хуже и тех людей, не думая, как велико здесь различие»[44]. Завершающим этапом борьбы он называет милостыню: «Итак, умоляю, отдадим избыток бедным, будем сеять, пока есть еще время: чтобы пожать нам во время благопотребное… Ты, может быть, пользуешься сверх надобности, тратишь много денег на увеселения, на одежду и на другие предметы роскоши… Так послушай меня и, пока есть еще время, раздай излишние деньги, чтобы, таким образом, приготовить себе там спасение и обрести воздаяние тех вечных благ, которые да получим все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа»[45].

    Наш современник, прот. Павел Гумеров, преподавая свое пастырское наставление, обращает внимание на то, что добродетель не придет сама собой. Человек, имеющий расположенность к сребролюбию, скупости, жадности, должен понуждать себя, заставлять делать дела милосердия; употреблять богатство на пользу своей душе. Он порицает лицемерный подход к спасению, когда мы под предлогом милостыни избавляемся от того, что готовы выбросить в мусорное ведро[46]. Также о. Павел призывает понуждать себя «делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы»[47].

    Борьба со сребролюбием заключается в том, чтобы взращивать в себе добродетели, противоположные сребролюбию: милосердие к нуждающимся, милостыню, щедрость, бескорыстие, равнодушие к богатству и нежелание стяжания, ревнование о духовных благах и дарованиях, а не о тленном земном имуществе, возделывание в противовес пожеланиям стяжания благих помыслов: страха Божия, памяти смерти, любви к ближнему.

    Продолжая линию доведения до человеческого ума подлинного назначения земных благ, свт. Игнатий (Брянчанинов) называет состоятельных людей распорядителями имущества, которое принадлежит Богу и поручается распорядителям на время, чтобы они распоряжались им по Его воле[48]. А главным орудием, поражающим эту страсть, он именует милостыню: «Господь заповедует с помощью милостыни превратить земное имение в небесное, чтобы самое сокровище человека, находясь на Небе, влекло его к Небу»[49].

    Свт. Иоанн Златоуст говорит о исцеляющем даре этой добродетели: «Нестяжательность приближает к Небесам, освобождая нас не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств»[50].

    Прп. Нил Синайский предупреждает и о некоторой сложности достижения этой добродетели: «Да не подумает кто-либо, что без труда и легко достигается преуспеяние в нестяжательности»[51]. С прп. Нилом соглашается и Исаак Сирин: «Никто не может приобрести действительной нестяжательности, если не приготовится к тому, чтобы с радостью переносить искушения»[52]; но, по мнению святого, это старание необходимо: «Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мысли»[53].

    Таким образом, как следует из святоотеческой литературы, наиболее эффективным способом преодоления греховного состояния является развитие добродетели противоположного качества. Так, преодолению сребролюбия способствует воспитание милосердия, искоренению гнева — обретение кротости, тщеславие побеждается смирением, уныние — трезвением, а чревоугодие — воздержанием. Труд бдения, поста, молитвы и милостыня служит воспитанию воли и позволяет христианину приобрести добродетель милосердия.

    Все страсти препобеждает смирение, приобретаемое покаянием, покаяние же есть следствие страха Божия, который производит помышление о смерти и память о своих прегрешениях.

    «Утрату вещественного должно принимать с радостью»[54], — научает прп. авва Евпрений; такой настрой гасит искру сребролюбия, не давая превратиться сожалению о потере малого в огонь страстного увеличения своего капитала.

    Обращаясь к малоимущим, протоиерей Димитрий Склабовский (XIX век) акцентирует внимание на индивидуальном подходе Бога к спасению конкретного человека. Основываясь на своем опыте душепопечения, пастырь призывает к смирению и благодарности, коими сребролюбие побеждается, т.к. человек не может постичь глубину Промысла Небесного Владыки о себе: «Если тебя давят и сокрушают нужда и бедность, то знай, что с богатством, если бы оно дано тебе было, явились бы к тебе скорбь и теснота душевные…»[55].

    Архимандрит Лазарь (Абашидзе) считает практически обоснованным рекомендовать человеку, который для удовлетворения своего желания увеличить финансовое благополучие воровал или другим способом наносил материальный ущерб кому-либо, посильно возместить свой долг, возвратить украденное или компенсировать его стоимость; при этом давность совершенного поступка не отменяет предлагаемое средство к вытравливанию исследуемой привязанности[56].

    Призывая людей, управляющих крупными финансовыми потоками, к духовной бдительности, священник Феодор Богородский пишет: «Если же кто из нас богат и счастлив, смотри, не забывайся, бойся гордыни, самонадеянности, беспутной жизни и ужасной загробной участи…»[57]. Продолжая настраивать на борьбу, о.Феодор, дает совет как сохранить подлинно христианское отношение к богатству и не допустить духовного сращивания с ним: «Не презирай, не отталкивай от себя ни с чем бедных, а зови их к себе как гостей, как вельмож Царя Небесного, корми, одевай, обувай, лечи, а умрут — хорони с честью»[58].

    К радикальным методам в борьбе с описываемым недугом предлагает свое наставление свт. Климент Александрийский: «Как только ты заметил, что богатство тебя порабощает и выводит тебя из равновесия, брось его, отвергни, возненавидь, откажись, убеги»[59]. Иногда только такое кардинальное решение способно вывести человека из гибельного состояния, вернуть его на истинный путь

    Подводя итог выявленным средствам для борьбы с изучаемой страстью сребролюбия, необходимо выделить следующие духовные упражнения:

    ·             Укрепление веры в Бога, упование на Его Промысл, осознание тленности и призрачности власти богатства, а также понимание его как дара Божия и отношение к нему, как к средству для богоугодной жизни.

    ·             Научение быть всегда благодарным Богу, довольствия тем, что есть, не молиться об умножении своего капитала, а молиться о стяжании духовной мудрости и рассуждении.

    ·             Убеждение в никчемности денег и их пагубности для спасения и вечной жизни.

    ·             Стараться иметь память смертную и подготавливать себя к Страшному суду Божиему.

    ·             Развитие добродетели противоположного качества. Так, преодолению сребролюбия способствует воспитание милосердия и щедрости, добровольной и посильной.

    Также следует всячески подавливать в себе ропот и зависть, отказываться от хвастовства, которое подогревает желание стать богаче.

    Наконец, для успешной борьбы со страстью сребролюбия нужна твердая решимость противиться ей, сознание того, что данная страсть отнюдь не является простительной слабостью, но что сребролюбие есть идолопоклонство и рабы капитала не могут наследовать Царствия Божия, потому что поклоняются вместо истинного Бога — мамоне.

    монах Агафангел (Давлатов)

    Ключевые слова: сребролюбие, страсть, грех, нестяжание, творения святых отцов, добродетель, покаяние, страх Божий, борьба, духовное упражнение



    <Автор: монах Агафангел (Давлатов) Заглавие: «Отдадим избыток бедным, будем сеять, пока есть еще время»: святые отцы и подвижники благочестия о борьбе со страстью сребролюбия Содержание: • Борьба со сребролюбивыми помыслами как первый этап борьбы со страстью • Способы борьбы со страстью • Упование на Бога и готовность человека к борьбе со страстью • Отказ человека от обогащения и нестяжание • Добродетель, противоположная страсти сребролюбия Вводка: Страсть ― это такая греховная зависимость, от которой человеку самому просто так не отделаться и победить ее сам собою человек не может. Неоценимую помощь в таком деле оказывают нам святые отцы. В их трудах мы найдем настоящую духовную помощь ― советы в борьбе со сребролюбием, ответы на злободневные вопросы и наставления в добрых делах для преодоления злого недуга. Лид: Кто поможет нам справиться в борьбе со сребролюбием? Только тот может это сделать, кто сам когда-то долго и упорно, уповая на Бога, боролся с таким недугом. Цитаты: Неприязнь к сребролюбию — это основная духовная сила в борьбе. Все страсти побеждаются смирением, которое всякий приобретает многим трудом, в особенности трудом сердечного сокрушения (о своих грехах) и плача о грехах. Страсть сребролюбия доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением. Человек рождается, не имея ничего, а все необходимое ему посылается по человеколюбивому Промыслу Отца Небесного. Не смотри с вожделением на красивые одежды, ни на сребро и злато, ни на блестящие наряды мирские, чтоб чрез очи твои не вошла в душу твою страсть тщеславия или сребролюбия. Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Наиболее эффективным способом преодоления греховного состояния является развитие добродетели противоположного качества. p>[1] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. V. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С. 409.

    [2] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. — М.: Молодая гвардия, 1993. — С. 86-87.

    [3] Там же.

    [4] Авва Евагрий // Добротолюбие. В пяти томах. Т. I. — М.: Сибирская Благозвонница, 2015. — С. 66.

    [5] Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. — М.: Сибирская Благозвонница, 2013. — С. 281.

    [6] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Послания. Краткие изречения. — М.: Издательство СТСЛ, 2016. — С. 91-92.

    [7] Тихон Задонский, свт. Собрание творений. В пяти томах. Т. I. — М.: Издательство сестричества во имя Святителя Игнатия Ставропольского, 2009. — С. 101.

    [8] Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. — М.: Сибирская Благозвонница, 2013. — С. 242.

    [9] Там же. С. 274.

    [10] Там же. С. 121.

    [11] Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. — C. 416-417.

    [12] Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Слова и гимны. В трех томах. Т. II. — М.: Сибирская Багозвонница, 2011. — С. 283.

    [13] Нил Сорский, прп. Устав и послания. — М.: Родная страна, 2016. — С. 140.

    [14] Исидор Пелусиот, прп. Творения. В двух томах. Т. II. — М.: Издательство сестричества во имя Святителя Игнатия Ставропольского, 2001. — С 244.

    [15] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VI. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С.652.

    [16] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. — М.: Молодая гвардия, 1993. — С. 99.

    [17] Иоанн Лествичник, прп.Лествица. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. — С. 210.

    [18] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. В семи томах. Т. VI. — М.: Терирем, 2011. — С. 461-462.

    [19] Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. — С. 325.

    [20] Там же. С. 970.

    [21] Дмитрий Ростовский, свт. Творения. В трех томах. Т. II. — М.: ДАРЪ, 2009. — С. 251.

    [22] Там же.

    [23] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. В семи томах. Т. V. — М.: Терирем, 2011. — С. 373.

    [24] Житие прп. Сергия Радонежского // Жития русских святых. — М.: Спасское братство, 1998. — С. 124-129.

    [25]Древний Патерик. — Святая Гора Афон: Издание Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 2009. — С. 66.

    [26] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. XI. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С. 196.

    [27]Там же. С. 695.

    [28] Дмитрий Ростовский, свт. Творения. В трех томах. Т. II. — М.: ДАРЪ, 2009. — C. 55-56.

    [29] Виктор Гурьев, прот. Пролог в поучениях на каждый день года. — М.: Издательство СТСЛ, 1992. — С. 350-351.

    [30] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — C. 48.

    [31] Там же. С. 75.

    [32] Там же. С. 76.

    [33] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. — М.: Молодая гвардия, 1993. — С. 124.

    [34] Нил Сорский, прп. Устав и послания. — М.: Родная страна, 2016. — С. 203.

    [35] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VII. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С. 212

    [36] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. IX. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С. 474.

    [37] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Послания. Краткие изречения. — М.: Издательство СТСЛ, 2016. — С. 230.

    [38] Там же. С. 231

    [39] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. В семи томах. Т. II. — М.: Терирем, 2011. — С. 403.

    [40] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VII. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С 188.

    [41] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Послания. Краткие изречения. — М.: Издательство СТСЛ, 2016. — С 142

    [42] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. — М.: Молодая гвардия, 1993. — С. 604.

    [43] Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем. — Козельск: Издательство Оптиной пустыни, 2012. — С. 83–84.

    [44] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VII. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С. 55.

    [45] Там же. С. 56

    [46] Гумеров П., свящ. Православная аскетика, изложенная для мирян: О борьбе со страстями. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. — C. 20.

    [47] Там же. C. 21.

    [48] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. В семи томах. Т. VI. — М.: Терирем, 2011. — С. 73

    [49] Там же. С. 74.

    [50] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VI. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С 369.

    [51] Нил Синайский, прп. Путь к добродетели. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. — С. 99.

    [52] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. — С.379

    [53] Там же. С.379

    [54] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. В семи томах. Т. V. — М.: Терирем, 2011. — С. 273.

    [55] Склабовский, Д. прот. Сборник образцовых проповедей, слов и поучений. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 1999. — С. 29.

    [56] Лазарь (Абашидзе), архим. О тайных недугах души. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. — С. 23.

    [57] Федор Богородский, иерей. Сборник образцовых проповедей, слов и поучений. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 1999. — С. 92.

    [58] Там же. С. 93.

    [59] Климент Александрийский, свт. Кто из бедных спасется. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. — С. 258.я

    Новости по теме

    Способы борьбы со страстью сребролюбия по Священному Писанию Иеродиакон Агафангел (Давлатов) Любая страсть как причина или следствие удаления от Бога нуждается во врачевании и если не бороться с утвердившимся в человеке греховным навыком, то неминуемо наступает духовная гибель.
    Как научиться смирению? Пример святителя Филарета Московского Алексей Мигальников Если нас критикует начальник, или член семьи указывают на наши недостатки, или на улице, в метро нас толкнули, обругали — что мы делаем? Всегда ли молимся за обижающих нас, как заповедовал Спаситель? Не чаще ли хотим поскорее оправдаться, указать в ответ на чужие недостатки, сказать последнее слово? А если это не удалось, то не спим, перебирая в мыслях: «Эх, надо было так и так ответить».
    «Буду подобен Всевышнему»: этапы развития гордости от самолюбия к кощунству Иеродиакон Кирилл (Попов) Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…