Алексей Бородай 11032
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры, хочется сегодня поговорить о том коротком, но очень значимом евангельском отрывке, который мы с вами слышали за Божественной Литургией.
Однажды Христос, находясь в одном месте, исцелил немого бесноватого так, что тот начал разговаривать. Реакция на это у очевидцев была неоднозначной. Кто-то в удивлении смотрел на происходящее и не верил своим глазам, а кто-то говорил, что Иисус делает эти чудеса силой веельзевула, князя бесовского, а некоторые требовали показать еще знамение или чудо. Народ все прибывал и прибывал, и чувствовалось, что все жаждут зрелищного чуда. Господь, видя и чувствуя истинные устремления окружающих людей, говорит такие слова: Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего (Лк. 11:29–30).
Сколько замечательных аналогий проводит Спаситель, говоря эти слова. Как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего, – сравнение это не случайно, в этих словах содержится прообразование будущего Воскресения Христа на третий день после Его смерти на Кресте. Сын Божий выходит из пещеры, служившей Ему гробом точно так же, как и пророк Иона задолго до этих событий выбрался из чрева кита. Знамением чуда Воскресения Христова могло быть другое аналогичное ему и непременно историческое (не вымышленное) чудо. Господь так же свидетельствовал своим современникам, как это делал пророк Иона. Христос, как вочеловечившийся Бог понимает, что для человека сложно вместить всю тайну воплощения и не требует этого от людей. Однако говорит, что самым ярким доказательствам Его Божества будет воскресение из мертвых после трех дней смерти. Это будет самое главное чудо, а других знамений, именно для доказательства Своего Божества – Он делать не будет. Если бы слушающие действительно хотели бы увидеть Царство Божие и явления силы Божией, то увидели бы их, а так как они ходили рядом, но искали, как подловить Христа или просто не хотели верить, то и другие чудеса для них пользы не принесли.Самым ярким доказательствам Его Божества будет воскресение из мертвых после трех дней смерти
Как часто, дорогие друзья, мы не видим того, что Бог помогает нам. Это настолько обыденно для нас и привычно, что зачастую мы даже не задумываемся, что именно Богу мы обязаны своей жизнью, существованием и положением. Конечно у всех у нас разные жизненные обстоятельства, разная судьба, финансовое положение, статус в обществе. Но, тем не менее, всех нас ведет и всем нам помогает Бог. Часто мы просим Его о помощи, а затем, забывая, не благодарим, а порой и ропщем, говоря: «Да что же и Господь мне не поможет?»
Как же нам осознать чудесную божественную помощь в повседневной жизни? Как научиться благодарить Бога за Его благодеяния? Очень просто, надо просто перестать суетиться. Прп. авва Исаия говорит: «Горе нам, что попечение наше о суетном делает сердце наше запущенной землей и притупляет его». Чем больше мы суетимся, тем меньше мы чувствуем духовный мир в круговерти жизни. А если остановиться, успокоиться и подумать, то можно увидеть, сколько блага Господь нам с вами дает. И это еще больше возбудит желание видеть еще и еще чудеса Господа, которые вокруг нас – в природе, в жизненных обстоятельствах, в Церкви Христовой.Чем больше мы суетимся, тем меньше мы чувствуем духовный мир в круговерти жизни
Далее Христос говорит: Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет (Лк. 11:31–33).
Господь говорит не просто так о царице Савской. Она приходила из далеких земель, чтобы внимать мудрости Соломона. Для этого ей приходилось преодолевать нелегкое и утомительное путешествие по аравийской пустыне. А закоренелые иудеи, имея Христа, несоизмеримо намного более мудрого, прямо тут рядом с собой, не внимали Его слову. За эту упертость и нежелание изменить себя они и осудятся.
Осудят их и ниневитяне, которые, услышав пророка Иону, стали держать пост и молиться Богу, и оставили свои злые дела. А тут перед еврейским народом Сам Бог призывает к покаянию, а в ответ получает недоверие, подозрения и косность.
Есть в народе такая поговорка, что если хочешь спрятать вещь, то положи ее на самое видное место и ее никто не заметит. Очевидные духовные истины очень редко воспринимаются нашей грешной человеческой природой. Мы, словно те самые иудеи, не можем перебороть свою гордость и признать свои ошибки. А признание ошибок ведет к раскаянию и покаянию перед Богом.
Как же нам научиться слушать Божий призыв к покаянию? Прежде всего, следует читать Священное Писание, ведь оно пропитано призывом к покаянию. А также следует правильно понимать все наши житейские невзгоды. Если плохо нам живется – значит, что-то нас губит, тяготит. А это, скорее всего, грех, ведь именно он привлекает к нам нечистых духов. Если человек остается нерадивым, праздным и невнимательным к себе, то злой дух и страсти, однажды изгнанные из него, возвращаются к нему с большей силой.Священное Писание пропитано призывом к покаянию
Где же получить оставление грехов? Подходя с покаянием и благоговением к таинствам Исповеди и Пресвятой Евхаристии, мы получаем очищение грехов, исцеление нашей грешной души и освящение божественной благодатью через соединение со Христом.
Будем же, дорогие друзья, честными с самими собой. Будем осознавать свои проступки и грехи и, слыша голос Христа, призывающий нас к покаянию, откликаться на него и очищать свою душу.
Будем также и предпочитать духовное мирскому. Ведь такая жизненная позиция открывает дивный мир Божьей мудрости и чудесных событий.
И пусть Господь нам всем в этом поможет, по молитвам пророка Ионы, о котором мы так часто сегодня упоминали, и пусть каждый из нас достигнет спасительного Божьего Царства. Аминь.
Алексей Бородай
Студент 4 курса бакалавриата
Список использованной литературы:
1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – Спб.: Сатис, 1995. – 575 с.
2. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. – М.: Изд-во Эксмо, 2010. – 400 с.
3. Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Эксмо, 2013. – 640 с.
4. Слова духовно-нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. — М.:Изд-во Паломник, 1995,- 320 с.
Ключевые слова: проповедь, семинария, гомилетика, вера, Христос, исцеление, покаяние, христианство