Петр Садыков 11204
Сегодня мы вспоминаем заступничество Божией Матери за наше отечество в смутные времена, и празднуем память Казанской иконы Божией Матери. Хотелось бы сказать несколько слов об истории этого события, его значении, используя при этом некоторые гимнографические тексты праздника.
4 ноября по новому стилю (22 октября — по старому стилю) вся полнота Русской Церкви торжественно совершает второе за год празднование Казанской иконы Божией Матери (первое — 8 (21) июля).
Явление этой иконы произошло в 1579 году в Казани. Тогда произошел сильнейший пожар в Казанском кремле, что вызывало насмешки со стороны местных мусульман по отношению к православным и их Богу. И как некогда царь Давид, убегая от своего сына Авессалома, возопил к Создателю: Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его (Пс. 3: 2), так и казанские христиане того времени молились Господу о ниспослании милости, ибо «вера Христова, — как пишет летописец, — стала притчею и поруганием»[1]. И Бог, как и во многие другие разы, явил свою милость, показав, что слышат всегда все прошения своих детей, поправ тем самым насмешки со стороны инославных.
Девятилетней девочке Матроне явилась Божия Матерь и велела искать Свою икону на месте сгоревшего дома. Проснувшись, девочка рассказала о сне родным, которые поначалу ей не поверили. Когда же видение повторилось еще несколько раз, то родители решили все-таки отправиться на то место, которое было указано Пресвятой Богородицей девочке, и, действительно, вскоре нашли Ее святой образ. Произошло это 8 июля (21 июля по н. стилю). Икона сразу же была перенесена в храм, настоятелем которого был будущий патриарх Ермоген. Этот образ сразу же стал особо почитаться русским народом.Во время Богослужения в этот день прославляется Богородица, простирающая постоянно над нами свой покров
Во времена же смуты в 1612 году Божия Матерь вновь явила свое заступничество за Россию. Тогда ополчение Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского на протяжении двух месяцев пыталось освободить Китай-город от поляков. Русские уже теряли надежду на успех: заканчивалось продовольствие, не хватало оружия. Было принято опять с молением о помощи обратиться к Христу и Его Матери. Был отслужен молебен перед святым образом Казанской иконы Богородицы и наложен трехдневный строгий пост. На следующий же день 22 октября (4 ноября) русские, положившись на Творца, двинулись на поляков. И то, что не удавалось сделать столь долгое время, было выполнено — из Китай-города, а через несколько дней и из Кремля, оккупанты были вытеснены. В память об освобождении Москвы 22 октября (4 ноября) и было установлено Святой Церковью празднование чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.
Во время Богослужения в этот день прославляется Богородица, простирающая постоянно над нами свой покров, и мы, как и наши предки 400 лет назад, прославляя Ее, взываем: «Ты еси похвало и венец святым всем, о Царице»[2], «радуйся любезная миру помоще, во спасение душ наших»[3], «радуйся царей православных похвало, и христолюбивых воинств, покров пребываеши всех Царице»[4].
Как и на многие другие празднования, посвященные Пресвятой Деве, 4 ноября мы слышим песнопения, в которых прославляется тайна Воплощения Христа: «Высокий Царю непостижимый, со Отцем седяй на престоле и Божественным Духом: благоволивый родитися на земли от Девы неискусобрачныя Иисусе»[5], «Царь славы, сниде обновити Адама, преступлением всего истлевшаго: вселися в Тя Чистая Дево»[6].Для тех же, кто сомневается в необходимости иконопочитания, он пересказывает в икосе по шестой песни канона постановление Седьмого вселенского собора
И, конечно же, прославляется сама икона Пресвятой Богородицы, через которую Господь являет Свою милость.
Автор стихир призывает всех нас поклониться образу Царицы Небесной, от которого всегда исходит целебная благодать: «Приидите к тихому Ея и чудному, почитаемому ангелы, честному поклонимся образу… дарует бо верным обильныя дары»[7]. А для тех же, кто сомневается в необходимости иконопочитания, он пересказывает в икосе по шестой песни канона постановление Седьмого вселенского собора, раскрывающее суть православного почитания икон. «Честь бо иконы, — говорится в богослужебном фрагменте, — на первообразное восходит, и почитаяй и покланяяйся ей, почитает самое первообразное»[8], то есть, молясь перед иконой, мы обращаемся не к изображению, но тому, кого на ней видит.
Русский народ всегда почитал Божию Матерь и видел в Не й последнее свое прибежище. И Царица Небесная никогда не оставляла без ответа эти смиренные молитвы, незримо защищая наше Отечество. Как говорил Святейший Патриарх Пимен: «Ее покров всегда был над русским народом, и не случайно народ наш нарек страну свою «домом Пресвятыя Богородицы» – так велико почитание Пречистой у нас на Святой Руси!»[9].[1] Цит. по: Глаголева О. Великие чудотворные иконы. М., 2011. С. 34.
[2] Минея октябрь. С. 555.
[3] Там же. С. 547.
[4] Там же. С. 554.
[5] Там же. С. 546.
[6] Там же.
[7] Там же. С. 547.
[8] Минея октябрь. С. 557.
[9] Пимен (Извеков), Патр. Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери // URL: http://www.pravoslavie.ru/23242.html (дата обращения: 02.11.2017 года).