Мы начинаем цикл статей о болезни. Их цель — помочь болеющему человеку и его близким осмыслить недуг и действовать в нем с пользой для тела и души. Также эти материалы могут помочь священникам в духовном окормлении болеющих людей, их родственников и врачей.
Статьи основаны на трудах отечественных православных богословов второй половины XX — начала XXI века. Почему? С одной стороны, их работы обобщают святоотеческую мысль и опыт предыдущих веков. С другой — богословы этого периода наиболее близки нам, ныне живущим, им известно современное состояние медицины и условия жизни людей. Это, прежде всего, книги святителей Афанасия (Сахарова) и Луки (Войно-Ясенецкого), митрополита Антония Сурожского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), игумена Никона (Воробьева), Николая Евграфовича Пестова, иеромонаха Иова (Гумерова), французского богослова Жана-Клода Ларше и других.
Итак, сегодня мы поговорим о причинах существования болезней.
Болезни создал Бог?
Сразу скажем, что Бога нельзя считать источником болезней, страданий и смерти. Свидетельства об этом есть в Священном Писании: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно (Прем. 1:13-14). Все, что сотворил Бог хорошо весьма (Быт. 1:31), тогда как болезни воспринимаются людьми как зло и источник страданий.
Откуда же тогда в нашей жизни появились болезни? Может быть, они были изначально заложены в человеческой природе? Нет, это не так. Бог создал первого человека, Адама, по Своему образу, и этот образ Божий включал в себя свойство бессмертия, силы и здоровья. Душа и тело первых людей не были подвержены болезням, страданиям и смерти.
У Адама и Евы была возможность сохранять и совершенствовать свое первоначальное бессмертное и нетленное состояние, но только при условии богоугодной жизни и приобщенности Творцу как ее источнику. Последнее зависело от их собственного выбора, потому что Бог сотворил человека свободным.
Источник болезней — первородный грех
Причиной появления болезней, страданий и смерти является первородный грех Адама и Евы. Он заключается в том, что они добровольно отпали от Бога и перешли на сторону дьявола.
Причиной же отпадения Адама и Евы от Творца является «искажение любви» в них: любовь Евы к миру и любовь Адама к Еве превзошли их любовь к Богу (Леонов В., прот. Основы православной антропологии). Внешне это искажение их духовной жизни выразилось в том, что они поддались искушению змея и преступили заповедь Бога, повелевшего им не вкушать плоды от древа познания добра и зла. Современный нам богослов священник Вадим Леонов пишет: «Дело не в плоде, сорванном рукой жены, а в отвержении Бога, которое было выражено этим поступком» (Леонов В., прот. Основы православной антропологии).
Все мы, будучи потомками первых людей, наследуем последствия отвержения ими Бога, в том числе искаженную природу, подверженную болезням.
Но почему грех повлек за собой болезни? Может быть, их все-таки создал Бог как наказание, когда сказал Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей и Адаму: со скорбью будешь питаться от земли (Быт. 3:16-17)? Нет, Бог не производит эти скорби. Он только предсказывает и описывает их как естественное следствие грехопадения первых людей.
Дело в том, что здоровье и бессмертие человека являлись дарами от Бога. Отвергнув Бога, который источник этих даров, Адам и Ева, первоначально находившиеся в естественном состоянии своей природы, впали в противоестественное, или нижеестественное, состояние. Оно заключается в повреждении в человеке образа Божия, его природы и отношений с окружающим миром. Следствием такого повреждения и стали духовные и телесные болезни, немощи и смерть. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Бог является гармонией, Бог является жизнью, полнотой, и, поскольку мы отпадаем от Бога, мы теряем жизнеспособность. И пустота, которую жизнеспособность за собой оставляет, заполняется смертностью и возможностью болеть» (Антоний Сурожский, митр. Ступени. О болезни душевной и телесной).
Все мы, будучи потомками первых людей, наследуем последствия отвержения ими Бога, в том числе искаженную природу, подверженную болезням: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков (Рим. 5:12).
Христос исцеляет человеческую природу
Адам и Ева, отступив от Бога, подверглись болезням. Они и их потомки попали в рабство своих страстей и дьявола. Для того чтобы исцелить человеческую природу от последствий этого греха, необходимо было, чтобы человек сам добровольно обратился к Богу и вышел из-под власти дьявола. Однако для обычных людей это было невозможно в силу все тех же последствий первородного греха: слабости духовных сил и склонности потакать своим страстям, греховным привычкам.
И тогда для спасения людей на земле воплощается Иисус Христос. В Евангелии описаны многочисленные случаи того, как Христос прощает грехи и врачует болезни. Это еще раз свидетельствует о том, что естественным для человека является отсутствие греха и болезней.
Как же мы говорим о том, что Христос навсегда исцелил природу всех людей?
Но то были временные исцеления, после которых люди, спустя годы, все равно умирали. Как же мы говорим о том, что Христос навсегда исцелил природу всех людей? Давайте посмотрим.
Христос, Бог Слово, принимает на себя человеческую природу. Но будучи Святым Богом, Он никак не причастен ко греху и неподвластен страстям и дьяволу. Значит, Он способен исцелить Свою человеческую природу от болезней и других последствий грехопадения.
Более того, Христос и нас приобщает Своей победе над смертью. Он добровольно приносит Себя в жертву за людские грехи, Он разрушает рабство дьяволу и в Себе воссоединяет человека с Богом — источником жизни. Теперь, если мы в Таинстве крещения переходим на сторону Христа и в Святом Причастии приобщаемся Ему, мы также приобщаемся и Его победе над смертью, которая становится для нас дверью в вечную жизнь, где уже нет страданий и болезней.
Спасибо за статью. Интересно, а Святые Отцы, помимо свт. Луки, писали о болезнях человека, их природе? Почему-то в ссылках на источники их нет. А богословы XX-XXI в.в., хотя и уважаемые, излагали свой, уже преломленный, взгляд на эту проблему. А их понимание одного и того же высказывания из святоотеческого наследия может быть диаметрально противоположным. Взять, к примеру, слова свт. Григория Богослова «что не воспринято, то не уврачевано» - мнения есть разные на этот счет. Наверное, эта статья – часть будущей ВКР, при написании которой этот момент, на мой взгляд, нужно учесть.