Яков Белый-Кругляков 17620
Богослужения Страстной Седмицы наполнены воспоминаниями о событиях, происходивших в последние дни перед погребением и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вечер Великого Четверга наиболее наполнен текстами, повествующими о предательстве Спасителя Иудой и последних страшных часах перед смертью Господа.
Богослужения страстной седмицы наполнены уникальными песнопениями и чинопоследованиями, и верующие всегда стараются в эти особые дни отстраниться от житейских попечений, порой, даже взять отпуск на работе, чтобы не пропускать службы, посвященные событиям последних дней перед светлым Христовым Воскресением.
Одним из таких богослужений является «Последование Святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», совершаемое в ночь (но на практике — вечером) с четверга на пятницу и называемое также «Двенадцатью Евангелиями», так как на этой службе читаются двенадцать отрывков из Четвероевангелия, описывающих страдания, смерть и погребение нашего Спасителя. В промежутках между евангельскими чтениями звучат антифоны — тексты, пересказывающие читаемые евангельские повествования. Пришедшие в храм приглашаются святой Церковью пережить события тех страшных часов, когда Спаситель молился ночью в Гефсиманском саду до кровавого пота, когда Он был предан Иудой и оставлен своими учениками, когда Он был подвергнут бичеванию, оплеванию, оскорблениям и поруганиям, приведен к Пилату и приговорен к смерти, когда Он был распят на Кресте, умер и был погребен.
Именно в этом и заключается смысл антифонов Великой Пятницы — в сопереживании страждущему Спасителю.
Православный верующий, присутствующий на этой службе, сам становится участником описываемых в Евангелии событий, следуя за Христом шаг за шагом — из Сионской горницы, где была Тайная Вечеря, в Гефсиманию, где Христос молился до кровавого пота, оттуда в Иерусалим, где Спаситель был судим первосвященниками, царем Иродом и прокуратором Понтием Пилатом, а затем на Голгофу, где Христос пригвождается и умирает на Кресте. Страдания Спасителя переживаются верующим и становятся частью его личного духовного опыта. Именно в этом и заключается смысл антифонов Великой Пятницы — в сопереживании страждущему Спасителю.
Их текст, по всей видимости, был составлен в V веке, но его источником, своего рода прототипом, является еще более древнее произведение — литургическая поэма «О Пасхе» святителя Мелитона Сардийского, жившего во II веке. Долгое время она считалась утраченной, однако в 1940 году К. Боннером была открыта рукопись, содержащая полный греческий текст поэмы. Это произведение, исполнявшееся на богослужении Великой Пятницы, является самым ранним из дошедших до нас памятником христианской литургической поэзии. Более того, по богатству образов, поэтичности выражений и лаконичности оно не знает равных среди литературных сочинений святых отцов той эпохи. В поэме святого Мелитона говорится не только о страстях Христовых, но и о Его Воскресении. Это связано с тем, что в древней Церкви день воспоминания страданий Спасителя назывался Пасхой Распятия, то есть Великая Пятница уже была началом пасхального торжества, и образ страдающего и распинаемого Христа в сознании ранних христиан был неотделим от образа Христа воскресшего.
Антифоны Великой Пятницы, как и поэма святителя Мелитона, являясь своего рода церковным комментарием к Евангелию, позволяют христианину глубоко погрузиться в драму Страстной Седмицы.
Антифоны Великой Пятницы, как и поэма святителя Мелитона, являясь своего рода церковным комментарием к Евангелию, позволяют христианину глубоко погрузиться в драму Страстной Седмицы и вступить через эти тексты в диалог со всеми ее участниками — с народом израильским, с предателем Иудой, с природой и Самим Христом Спасителем.
Святитель Мелитон в поэме «О Пасхе» от лица всех верующих обличает народ израильский за несправедливое убийство Христа: «Его убивают. И где убивают? Посреди Иерусалима. За что? За то, что хромых их исцелил и прокаженных их очистил, слепых их привел к свету и мертвых
их воскресил. За это Он пострадал… О Израиль беззаконный, зачем совершил ты эту новую несправедливость, подвергнув новым страданиям твоего Господа, Владыку твоего, создавшего тебя, сотворившего тебя, почтившего тебя?.. Сей был избравший тебя, ведший тебя от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Исаака, Иакова и двенадцати патриархов. Сей был шедший впереди тебя в столпе огненном, и покрывший тебя облаком, и разделивший Красное море, и проведший тебя, и рассеявший твоего врага. Сей есть давший тебе манну с неба…» (О Пасхе, 72–85).
В антифонах Великой Пятницы Сам Христос вступает в диалог с народом израильским.
В антифонах Великой Пятницы Сам Христос вступает в диалог с народом израильским: «Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам, и что Ми воздасте? За манну желчь; за воду оцет; за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвозидисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный… Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте и гробу предасте; но властию Своею воскресе. Не льститеся, иудее; Той бо есть, Иже в мори спасый и в пустыни питавый; Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови» (антифон 12-й).
Убийство Господа автором поэмы «О Пасхе» описывается таким образом: «Слушайте, все семьи народов, и смотрите: Новое убийство произошло в Иерусалиме, в городе закона, в городе евреев, в городе пророков… И так Он вознесен на древе, и надпись поставлена, обозначая Убитого. Кто Он? Тяжело сказать, но не сказать еще страшнее. Впрочем, слушайте, трепеща перед Тем, перед Кем трепещет земля. Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит. Царь Израилев — взят десницей израильской. О новое убийство, о новая несправедливость! Владыка изменяет образ: Его тело обнажается и не удостаивается даже одежды, чтобы не быть видимо. Из-за этого светила отвернулись, и день потемнел, чтобы скрыть обнаженного на древе, не Господне тело затемняя, но глаза этих людей. Ибо когда народ не трепетал, затрепетала земля. Когда народ не боялся, убоялись небеса» (О Пасхе, 94–98).
В антифонах же Великой Пятницы о смерти Христа говорится следующим образом: «Одеяйся светом яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на кресте пригвоздиша Господа славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая» (антифон 10-й); «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздь ми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы» (антифон 15-й).
Ученые считают, что поэма святителя Мелитона исполнялась во II–III веках особым образом: она не пелась, но читалась нараспев. Речь идет о так называемом экфонетическом чтении (с греческого εκφωνητις — возглас, εκφωνω — выкликать, вызывать), из которого уже впоследствии развилось церковное пение как таковое. На западе это называется литургическим речитативом. Относительно же самих антифонов Великой Пятницы следует сказать, что их текст, очевидно, изначально предназначался именно для пения хором. Так эти антифоны исполнялись на протяжении полутора тысяч лет — сначала в Византии, затем на Руси.
Жизнь православного человека не может протекать отдельно и независимо от жизни Церкви.
Несмотря на то, что в наше время Великая Пятница уже не считается началом Пасхального торжества, православные верующие понимают, что богослужения этого дня, как и остальные службы Страстной Седмицы, являются чрезвычайно важными и в их жизни, и в жизни Церкви. Церковь — это Тело Христово, и составляют ее те, кто причащается этого Тела. И жизнь православного человека не может протекать отдельно и независимо от жизни Церкви, его дыхание должно сливаться с дыханием Церкви, он всегда должен ощущать себя частью этого живого организма. Жизнь Церкви, в свою очередь, устроена чрезвычайно премудро, она предлагает верующим всё самое необходимое для спасения, подобно тому как мать заботится о своем ребенке. Эта жизнь, заключающаяся в богослужебных кругах, в определенное время настраивает христианина на строгую внимательность к себе, на скорбное и покаянное чувство. В другое же время Церковь предлагает человеку забыть о скорби и наполниться радостью о великих делах любви Божией, сотворенных Господом для каждого из нас. Это отражается и на рационе питания, и на наличии или отсутствии земных поклонов во время молитв, и на колокольном звоне, и на цвете церковных облачений, и, конечно же, на священных текстах и песнопениях совершаемых богослужений.
В дни Страстной Седмицы верующие призываются снова пережить события последних дней перед воскресением Спасителя вместе с Ним, сострадать Христу, чтобы в свое время и совоскреснуть Ему в вечную радость. В Великую Пятницу христианам в этом сопереживании Господу помогают удивительные древние тексты антифонов, которые мы слышим, погружаемся в их смысл и все соединяемся во Христе, каждый неся свое служение, присутствуя и молясь на богослужении в своем храме.Яков Белый-Кругляков, семинарист II курса
Материал был опубликован 13.04.2017 г.
Ключевые слова: Великий пост, Страстная Пятница, антифоны, Двенадцать Евангелий, святитель Мелитон Сардийский.