Павел Патокин 16743
Нам, наследникам подвига наших святых соотечественников, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, непозволительно забывать и других светильников веры. Один из таких подвижников – протоиерей Владимир Николаевич Страхов, профессор богословия, ректор Московской Духовной Академии и близкий друг священномученика Илариона (Троицкого).
Двадцатый век принес нашей стране целый сонм небесных заступников. Практически каждый день освящен памятью новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Мы вспоминаем и молитвенно обращаемся ко многим небесным заступникам нашего народа, просиявшим в особо тяжкое для России время. Яркие звезды на церковном небосклоне, святые Царственные Страстотерпцы, святитель Лука Крымский, святитель Тихон Московский, святые Алексий и Сергий Мечевы, священномученик Илларион (Троицкий) и многие другие оставили заметный след в истории России и Русской Церкви.
Но нам, наследникам подвига наших святых соотечественников, непозволительно забывать и других светильников веры, которые несли свой крест «на местах». Принимая подвиги хотя и менее яркие, эти подвижники, как и евангельская вдовица, принесшая в жертву Христу малое приношение, внесли неоценимый вклад в общее дело проповеди Евангелия в нашей стране.
Один из таких подвижников веры – протоиерей Владимир Николаевич Страхов, профессор богословия, ректор Московской Духовной Академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Листах города Москвы и близкий друг священномученика Илариона (Троицкого).
Касательно даты и места рождения Владимира Николаевича Страхова существует две версии. По одной, согласно следственному делу, Владимир Николаевич родился в селе Горбово (или село Рождественское-Суворово) Рузского уезда Московской губернии 08.07.1883 года в семье священника. По другой – в селе Ромашково Московского уезда 05.07.1883 года в семье учителя. В 14 лет будущий священник оканчивает Звенигородское духовное училище и поступает в Вифанскую Духовную семинарию, которую оканчивает, как первый ученик, в 1903 году. Благодаря успехам в обучении в семинарии Владимир Николаевич поступает в том же, 1903 году, в Московскую Духовную Академию на казенный счет. В 1907 году, спустя 4 года, Владимир Николаевич оканчивает Академию со степенью кандидата богословия.С началом лихолетья отец Владимир, как и многие христиане, начинает крестный путь исповедничества
До рукоположения в священный сан Владимир Николаевич служил псаломщиком в московской церкви Успения Богородицы в Могильцах и успел начать преподавательскую деятельность, работая законоучителем второй мужской гимназии в Москве. В середине августа 1909 года Владимира Николаевича рукополагают во дьякона, затем, в том же году, – во пресвитера. Местом служения отца Владимира был определен упомянутый Успенский храм в Могильцах, где он нес пастырское послушание вплоть до конца 1912 года.
В 1911 г. отец Владимир становиться доцентом МДА, защитив 18 августа магистерскую диссертацию по теме «Второе послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование». Уже с 11 января 1912 г. о. Владимир назначается экстраординарным профессором на кафедре Священного Писания Нового Завета. Параллельно с преподаванием в Академии отец Владимир продолжал законоучительство в гимназии вплоть до 1918 года, а в 1912 году он становится настоятелем церкви при той же гимназии.
С началом лихолетья отец Владимир, как и многие христиане, начинает крестный путь исповедничества. Тридцатого ноября 1917 года отец Владимир становится настоятелем храма Святой Троицы в Листах. В 1920 г., 4 мая, будучи уже протоиереем, о. Владимир становится проректором Академии, а в апреле 1922 года – ректором, прослужив в этой должности и после официального закрытия almamater, до второй половины 1920-х годов[1]. Однако после официального закрытия советской властью Академии он продолжает преподавательскую деятельность в т.н. «подпольной» Академии, расположившейся в нескольких храмах Москвы, в частности, с 1 января 1920 года[2] в Храме Троицы в Листах.По преданию, лекции проходили в подвале храма[3]. Некоторые свидетельства дают основание полагать, что в подполье Академия смогла просуществовать сравнительно долго, вплоть до первой половины 1930-х годов[4]. Так, сохранился диплом об окончании Московской Духовной Академии священномученика Василия Надеждина от 18 октября 1927 года, с присвоением степени кандидата богословия. Среди подписей преподавателей и руководителей Академии (подпольной) значится подпись протоиерея Владимира Страхова в должности проректора, и.о. ректора[5].
После принятия Декларации 1927 года, спустя два года, о. Владимир в проповеди сказал, что «Православная Церковь продана за чечевичную похлебку», и примкнул к числу «непоминающих»[6].
Историк Московской Духовной Академии, протодьякон Сергей Голубцов отмечает, что отец Владимир был очень близок к священномученику Илариону (Троицкому), который жил в доме о. Владимира на Сухаревке в 1922 году[7]. Годом спустя в этом же доме свщмч. Иларион был арестован и сослан на Соловки. В течение срока заключения архиепископа семья о. Владимира оказывала ему постоянную помощь. В конце 1929 года, когда освобожденный святитель почил по дороге в Петроград, о. Владимир присутствовал на погребении своего брата во Христе. Отец Владимир сказал после похорон владыки Иллариона: «Когда мы выходили из собора, был такой необычайный звон, как будто пасхальный. Это Ангелы на небе радовались новому святому, который туда пришел»[8].На погребении святителя Тихона (Белавина), которое было совершено на Вход Господень в Иерусалим, 12 апреля 1925 года в Донском монастыре, протоиерей Владимир Страхов сказал надгробное слово, что свидетельствует о высоком авторитете пастыря в Москве.Вскоре отец Владимир вслед за архиепископом Илларионом начинает крестный путь на Голгофу. Уже начале 1920-х годов в его квартире на Охотничьей улице было совершено около четырех обысков. Отец Владимир был судим по делу о махинациях (с облигациями), но впоследствии, ввиду ложности обвинений, оправдан. Здесь вновь был явлен авторитет отца Владимира, когда большое количество православных пришло встречать уважаемого пастыря по окончании судебных разбирательств.«Это Ангелы на небе радовались новому святому, который туда пришел»
В 1924 году о. Владимир становится вдовым – Ксения Владимировна Страхова умирает от туберкулеза. Рождественским постом, 28 декабря 1930 года, в квартиру больного туберкулезом отца Владимира пришли с обыском и, предъявив обвинение в антисоветской агитации, увезли в Бутырскую тюрьму. Спустя неделю, 03.01.1931 года, Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ Владимир Николаевич Страхов был осужден по статье 58-10 УК РСФСР, согласно которой «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58-2 — 58-9 того же Кодекса), а равно распространение, или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев»[9]. Согласно приговору, отец Владимир был сослан в Архангельскую губернию на трехгодичный срок.
Согласно исследованию ПСТГУ «родные и духовные дети выхлопотали пропуск в Архангельск, чтобы отвезти теплые вещи. Священнослужителей в Архангельске долго не задерживали, а отправляли на Печеру или Соловки. Отца Владимира, видимо по ходатайству, оставили в Архангельске и дали направление на работу “по специальности” в театр оперетты. В ОГПУ сказали: “Не все ли равно, где тебе свое горло драть”»[10].
Ослабленное туберкулезом (уже третьей степени[11]) здоровье отца Владимира позволило его близким в 1935 году «выхлопотать его перевод в Ульяновск, где у него жили друзья… В Ульяновске о. Владимир продолжал работать и написал докторскую диссертацию. Несколько раз ему удавалось приехать в Москву»[12]. В декабре 1937 года отец Владимир был последний раз арестован, на этот раз по «ульяновскому делу» о «единой общеобластной церковно-монархической, фашистско-повстанческой контрреволюционной организации». Вместе с другими 78 служителями Церкви 29.12.1937 года о. Владимир был приговорен Тройкой при УНКВД по Куйбышевской области к высшей мере наказания. В тюрьме Ульяновска он пробыл до 17.02.1938 года.
Однако имеется и альтернативная версия кончины отца Владимира. Так, по данным ПСТГУ, он был «…приговорен к 10 годам ИТЛ без права переписки, и через 5 лет от него было получено одно письмо. Существует предание, что в 1948 г. Святейший Патриарх Алексий I вызывал о. Владимира в Москву с намерением поставить его во главе Московской Духовной Академии. Но когда после окончания срока он вышел из лагеря с вещами на дорогу, то, по рассказам одного диакона, долгие годы проведшего в заключении вместе с о. Владимиром, он выстрелом в спину был убит»[13]. Согласно данным, обнародованным протодьяконом Сергием Голубцовым, стрелявшим являлся охранник тюрьмы[14]. Указанная версия кончины пастыря противоречит материалами следственного дела, согласно которым 17 февраля 1938 года о. Владимир был расстрелян.
Сохранились также протоколы допросов Невской Марии Васильевны – подруги о. Владимира, в ульяновском доме которой, на улице Радищева, он прожил вплоть до своей мученической кончины. Именно Марии Васильевне о. Владимир обязан своим переводом в Ульяновск с Крайнего Севера – в деле перевода ключевую роль сыграло ходатайство Невской. В это время его сыновья оставались в Москве: согласно данным, указанным на допросе самим о. Владимиром, старший сын Сергий в 30-х годах работал в Академии наук СССР, младший сын Евгений был педагогом-музыкантом в разных местах. Есть основания предполагать, что здесь о. Владимир пытался скрыть, что его сын Евгений – преподаватель Московской консерватории (с 1933 года)[15], впоследствии заслуженный артист РСФСР, кандидат искусствоведения и профессор (ум. 1978 г.)[16]. Старший сын, Сергей Владимирович, воспитанный отцом-ученым, так же как отец и брат, был профессором и преподавателем в своей области. Он избрал путь служения науке, но в отличие от своего родителя, посвятил жизнь механике. По немногочисленным данным известно, что Сергей трудился в МИИТе в должности заведующего кафедры автоматики и телемеханики[17], в предвоенные годы – в Ивановском Электротехническом Институте в должности заведующего кафедры теоретических основ электротехники[18]. Как отмечает В.Б. Яковлев, Сергей Владимирович пользовался большим авторитетом в научной среде, был автором популярного учебника по теоретическим основам электротехники и занимался методическими разработками на всесоюзном уровне[19].
В целом из протокола допроса видно, что о. Владимир никого не оклеветал, не бросил тени подозрения на сослуживцев, не дал ни малейшего повода для осуждения кого-либо. Здесь пастырь снова показал свой сильный христианский дух, даже в условиях угрозы жизни не переставая быть христианином.
Как свидетельствует о характере отца Владимира М. В. Невская, проживая в Ульяновске, он вел очень замкнутый образ жизни, много читал и боролся с тяжелой болезнью. Мария Васильевна отмечает, что знала его только с хорошей стороны – он «был очень умным и уравновешенным человеком, каким-то нехорошим человеком быть не мог».Из протокола допроса видно, что о. Владимир никого не оклеветал, не бросил тени подозрения на сослуживцев, не дал ни малейшего повода для осуждения кого-либо
Помимо духовного и научного наследия отца Владимира и его сыновей, сохранилось и литературное. Так, на данный момент известны следующие работы священника:
• «Эсхатологическое учение второй главы второго Послания св. ап. Павла к Фессалоникийцам»
• Рецензия на работу Протасова Н. Д. «Св. апостол Павел на суде у Феста Агриппы»
• «Слово на 30 сентября на день поминовения погибших наставников и начальников Академии»
• «Вера в близость парусии или второго пришествия Господа в первохристианстве и у св. апостола Павла»
• Записки по случаю поездки на погребение архиеп. Иллариона
• «О значении личности и дела Святейшего Патриарха Тихона»
• «О муках души» – проповедь в неделю о самаряныне от 1930 года
• «Искусство и религия»
Те крупицы данных, которые сохранились до нашего времени, позволяют увидеть в протоиерее Владимире Страхове многогранную и сильную личность. Библеист, ученый, проповедник и пастырь, исповедник – очевидные качества священника, яркой звезды на церковном небосклоне начала XXвека. Судьбу и подвиг отца Владимира сложно недооценить. Глубже рассматривая исторический контекст, в котором Промыслом Божиим был проложен путь этого пастыря, становится очевидным исповедничество истинной веры. Нельзя не отметить исполнение завета Спасителя отцом Владимиром: он, без сомнения, еще со времени духовного обучения был послан как овца среди волков (Мф. 10:16) и был отдан на судилища (Мф. 10:17) ради имени Христова. Ныне мы, наследники подвига новомучеников, исповедников и всех пострадавших за веру Христову, верим, что на них исполнились слова заповеди Христа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:11-12).
Павел Патокин, семинарист III курса
[1] Голубцов С. Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА. (электронное издание)
[2] Священномученик Иларион (Троицкий): профессор Московской Духовной Академии и церковный деятель (к 75-летию со дня преставления) // URL: http://www.pravoslavie.ru/5821.html (дата обращения: 22.10.2016 года)
[3] Православное образование в подполье: страницы истории // URL: http://www.pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovanie-v-podpole-stranitsyi-istorii/#sdfootnote18anc. (дата обращения: 11.08.2016 года)
[4] Там же. (дата обращения: 11.08.2016 года)
[5] Там же. (дата обращения: 12.08.2016 года)
[6] Голубцов С. Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА. (электронное издание)
[7] Там же.
[8] Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — С. 556.
[9] Библиотека Гумер. Статья 58 Уголовного кодекса РСФСР (1938г) // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/st_58.php(дата обращения: 19.08.2016 года).
[10] База новомучеников и исповедников Церкви Русской ПСТГУ // URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?
HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ* (дата обращения: 19.08.2016 года).
[11] Голубцов С. Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА. (электронное издание).
[12] Там же.
[13] База новомучеников и исповедников Церкви Русской ПСТГУ // URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ* (дата обращения: 19.08.2016 года).
[14] Голубцов С. Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА. (электронное издание).
[15] Московская консерватория 1866-1966 - М.: Изд. Музыка, 1966 // URL: http://www.mosconsv.ru/ru/book.aspx?id=131310&page=131476 (дата обращения: 19.08.2016 года).
[16] Дуброва Г. А. Из воспоминаний о Е.В. Страхове // URL: http://www.amumgk.ru/main/03history/03names/strakhov/ (дата обращения: 19.08.2016 года).
[17] Яковлев В. Б. От автоматики и телемеханики к управлению и информатике. Воспоминания. 70 лет кафедре ЛЭТИ. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. — С. 95.
[18] Ивановский государственный энергетический университет. Историческая справка // URL: http://eef.ispu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=56 (дата обращения: 19.08.2016 года).
[19] Яковлев В. Б. От автоматики и телемеханики к управлению и информатике. Воспоминания. 70 лет кафедре ЛЭТИ. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. — С. 95.