Московская Сретенская Духовная Академия
Протоиерей Владимир Николаевич Страхов
12 марта 2017
Образование
Протоиерей Владимир Николаевич Страхов
Нам, наследникам подвига наших святых соотечественников, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, непозволительно забывать и других светильников веры. Один из таких подвижников – протоиерей Владимир Николаевич Страхов, профессор богословия, ректор Московской Духовной Академии и близкий друг священномученика Илариона (Троицкого).
Двадцатый век принес нашей стране целый сонм небесных заступников. Практически каждый день освящен памятью новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Мы вспоминаем и молитвенно обращаемся ко многим небесным заступникам нашего народа, просиявшим в особо тяжкое для России время. Яркие звезды на церковном небосклоне, святые Царственные Страстотерпцы, святитель Лука Крымский, святитель Тихон Московский, святые Алексий и Сергий Мечевы, священномученик Илларион (Троицкий) и многие другие оставили заметный след в истории России и Русской Церкви.
Но нам, наследникам подвига наших святых соотечественников, непозволительно забывать и других светильников веры, которые несли свой крест «на местах». Принимая подвиги хотя и менее яркие, эти подвижники, как и евангельская вдовица, принесшая в жертву Христу малое приношение, внесли неоценимый вклад в общее дело проповеди Евангелия в нашей стране.
Один из таких подвижников веры – протоиерей Владимир Николаевич Страхов, профессор богословия, ректор Московской Духовной Академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Листах города Москвы и близкий друг священномученика Илариона (Троицкого).
Касательно даты и места рождения Владимира Николаевича Страхова существует две версии. По одной, согласно следственному делу, Владимир Николаевич родился в селе Горбово (или село Рождественское-Суворово) Рузского уезда Московской губернии 08.07.1883 года в семье священника. По другой – в селе Ромашково Московского уезда 05.07.1883 года в семье учителя. В 14 лет будущий священник оканчивает Звенигородское духовное училище и поступает в Вифанскую Духовную семинарию, которую оканчивает, как первый ученик, в 1903 году. Благодаря успехам в обучении в семинарии Владимир Николаевич поступает в том же, 1903 году, в Московскую Духовную Академию на казенный счет. В 1907 году, спустя 4 года, Владимир Николаевич оканчивает Академию со степенью кандидата богословия.![]()
С началом лихолетья отец Владимир, как и многие христиане, начинает крестный путь исповедничества
![]()
До рукоположения в священный сан Владимир Николаевич служил псаломщиком в московской церкви Успения Богородицы в Могильцах и успел начать преподавательскую деятельность, работая законоучителем второй мужской гимназии в Москве. В середине августа 1909 года Владимира Николаевича рукополагают во дьякона, затем, в том же году, – во пресвитера. Местом служения отца Владимира был определен упомянутый Успенский храм в Могильцах, где он нес пастырское послушание вплоть до конца 1912 года.
В 1911 г. отец Владимир становиться доцентом МДА, защитив 18 августа магистерскую диссертацию по теме «Второе послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование». Уже с 11 января 1912 г. о. Владимир назначается экстраординарным профессором на кафедре Священного Писания Нового Завета. Параллельно с преподаванием в Академии отец Владимир продолжал законоучительство в гимназии вплоть до 1918 года, а в 1912 году он становится настоятелем церкви при той же гимназии.
С началом лихолетья отец Владимир, как и многие христиане, начинает крестный путь исповедничества. Тридцатого ноября 1917 года отец Владимир становится настоятелем храма Святой Троицы в Листах. В 1920 г., 4 мая, будучи уже протоиереем, о. Владимир становится проректором Академии, а в апреле 1922 года – ректором, прослужив в этой должности и после официального закрытия almamater, до второй половины 1920-х годов[1]. Однако после официального закрытия советской властью Академии он продолжает преподавательскую деятельность в т.н. «подпольной» Академии, расположившейся в нескольких храмах Москвы, в частности, с 1 января 1920 года[2] в Храме Троицы в Листах.По преданию, лекции проходили в подвале храма[3]. Некоторые свидетельства дают основание полагать, что в подполье Академия смогла просуществовать сравнительно долго, вплоть до первой половины 1930-х годов[4]. Так, сохранился диплом об окончании Московской Духовной Академии священномученика Василия Надеждина от 18 октября 1927 года, с присвоением степени кандидата богословия. Среди подписей преподавателей и руководителей Академии (подпольной) значится подпись протоиерея Владимира Страхова в должности проректора, и.о. ректора[5].
После принятия Декларации 1927 года, спустя два года, о. Владимир в проповеди сказал, что «Православная Церковь продана за чечевичную похлебку», и примкнул к числу «непоминающих»[6].
Историк Московской Духовной Академии, протодьякон Сергей Голубцов отмечает, что отец Владимир был очень близок к священномученику Илариону (Троицкому), который жил в доме о. Владимира на Сухаревке в 1922 году[7]. Годом спустя в этом же доме свщмч. Иларион был арестован и сослан на Соловки. В течение срока заключения архиепископа семья о. Владимира оказывала ему постоянную помощь. В конце 1929 года, когда освобожденный святитель почил по дороге в Петроград, о. Владимир присутствовал на погребении своего брата во Христе. Отец Владимир сказал после похорон владыки Иллариона: «Когда мы выходили из собора, был такой необычайный звон, как будто пасхальный. Это Ангелы на небе радовались новому святому, который туда пришел»[8].На погребении святителя Тихона (Белавина), которое было совершено на Вход Господень в Иерусалим, 12 апреля 1925 года в Донском монастыре, протоиерей Владимир Страхов сказал надгробное слово, что свидетельствует о высоком авторитете пастыря в Москве.![]()
«Это Ангелы на небе радовались новому святому, который туда пришел»
![]()
![Храм Живоначальной Троицы в Листах и Сухаревская башня Храм Живоначальной Троицы в Листах и Сухаревская башня](https://img.tourister.ru/files/1/2/0/9/8/9/6/1/clones/800_602_fixedwidth.jpg)
В 1924 году о. Владимир становится вдовым – Ксения Владимировна Страхова умирает от туберкулеза. Рождественским постом, 28 декабря 1930 года, в квартиру больного туберкулезом отца Владимира пришли с обыском и, предъявив обвинение в антисоветской агитации, увезли в Бутырскую тюрьму. Спустя неделю, 03.01.1931 года, Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ Владимир Николаевич Страхов был осужден по статье 58-10 УК РСФСР, согласно которой «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58-2 — 58-9 того же Кодекса), а равно распространение, или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев»[9]. Согласно приговору, отец Владимир был сослан в Архангельскую губернию на трехгодичный срок.
Согласно исследованию ПСТГУ «родные и духовные дети выхлопотали пропуск в Архангельск, чтобы отвезти теплые вещи. Священнослужителей в Архангельске долго не задерживали, а отправляли на Печеру или Соловки. Отца Владимира, видимо по ходатайству, оставили в Архангельске и дали направление на работу “по специальности” в театр оперетты. В ОГПУ сказали: “Не все ли равно, где тебе свое горло драть”»[10].
Ослабленное туберкулезом (уже третьей степени[11]) здоровье отца Владимира позволило его близким в 1935 году «выхлопотать его перевод в Ульяновск, где у него жили друзья… В Ульяновске о. Владимир продолжал работать и написал докторскую диссертацию. Несколько раз ему удавалось приехать в Москву»[12]. В декабре 1937 года отец Владимир был последний раз арестован, на этот раз по «ульяновскому делу» о «единой общеобластной церковно-монархической, фашистско-повстанческой контрреволюционной организации». Вместе с другими 78 служителями Церкви 29.12.1937 года о. Владимир был приговорен Тройкой при УНКВД по Куйбышевской области к высшей мере наказания. В тюрьме Ульяновска он пробыл до 17.02.1938 года.
Однако имеется и альтернативная версия кончины отца Владимира. Так, по данным ПСТГУ, он был «…приговорен к 10 годам ИТЛ без права переписки, и через 5 лет от него было получено одно письмо. Существует предание, что в 1948 г. Святейший Патриарх Алексий I вызывал о. Владимира в Москву с намерением поставить его во главе Московской Духовной Академии. Но когда после окончания срока он вышел из лагеря с вещами на дорогу, то, по рассказам одного диакона, долгие годы проведшего в заключении вместе с о. Владимиром, он выстрелом в спину был убит»[13]. Согласно данным, обнародованным протодьяконом Сергием Голубцовым, стрелявшим являлся охранник тюрьмы[14]. Указанная версия кончины пастыря противоречит материалами следственного дела, согласно которым 17 февраля 1938 года о. Владимир был расстрелян.
Сохранились также протоколы допросов Невской Марии Васильевны – подруги о. Владимира, в ульяновском доме которой, на улице Радищева, он прожил вплоть до своей мученической кончины. Именно Марии Васильевне о. Владимир обязан своим переводом в Ульяновск с Крайнего Севера – в деле перевода ключевую роль сыграло ходатайство Невской. В это время его сыновья оставались в Москве: согласно данным, указанным на допросе самим о. Владимиром, старший сын Сергий в 30-х годах работал в Академии наук СССР, младший сын Евгений был педагогом-музыкантом в разных местах. Есть основания предполагать, что здесь о. Владимир пытался скрыть, что его сын Евгений – преподаватель Московской консерватории (с 1933 года)[15], впоследствии заслуженный артист РСФСР, кандидат искусствоведения и профессор (ум. 1978 г.)[16]. Старший сын, Сергей Владимирович, воспитанный отцом-ученым, так же как отец и брат, был профессором и преподавателем в своей области. Он избрал путь служения науке, но в отличие от своего родителя, посвятил жизнь механике. По немногочисленным данным известно, что Сергей трудился в МИИТе в должности заведующего кафедры автоматики и телемеханики[17], в предвоенные годы – в Ивановском Электротехническом Институте в должности заведующего кафедры теоретических основ электротехники[18]. Как отмечает В.Б. Яковлев, Сергей Владимирович пользовался большим авторитетом в научной среде, был автором популярного учебника по теоретическим основам электротехники и занимался методическими разработками на всесоюзном уровне[19].
В целом из протокола допроса видно, что о. Владимир никого не оклеветал, не бросил тени подозрения на сослуживцев, не дал ни малейшего повода для осуждения кого-либо. Здесь пастырь снова показал свой сильный христианский дух, даже в условиях угрозы жизни не переставая быть христианином.
Как свидетельствует о характере отца Владимира М. В. Невская, проживая в Ульяновске, он вел очень замкнутый образ жизни, много читал и боролся с тяжелой болезнью. Мария Васильевна отмечает, что знала его только с хорошей стороны – он «был очень умным и уравновешенным человеком, каким-то нехорошим человеком быть не мог».![]()
Из протокола допроса видно, что о. Владимир никого не оклеветал, не бросил тени подозрения на сослуживцев, не дал ни малейшего повода для осуждения кого-либо
![]()
Помимо духовного и научного наследия отца Владимира и его сыновей, сохранилось и литературное. Так, на данный момент известны следующие работы священника:
• «Эсхатологическое учение второй главы второго Послания св. ап. Павла к Фессалоникийцам»
• Рецензия на работу Протасова Н. Д. «Св. апостол Павел на суде у Феста Агриппы»
• «Слово на 30 сентября на день поминовения погибших наставников и начальников Академии»
• «Вера в близость парусии или второго пришествия Господа в первохристианстве и у св. апостола Павла»
• Записки по случаю поездки на погребение архиеп. Иллариона
• «О значении личности и дела Святейшего Патриарха Тихона»
• «О муках души» – проповедь в неделю о самаряныне от 1930 года
• «Искусство и религия»
Те крупицы данных, которые сохранились до нашего времени, позволяют увидеть в протоиерее Владимире Страхове многогранную и сильную личность. Библеист, ученый, проповедник и пастырь, исповедник – очевидные качества священника, яркой звезды на церковном небосклоне начала XXвека. Судьбу и подвиг отца Владимира сложно недооценить. Глубже рассматривая исторический контекст, в котором Промыслом Божиим был проложен путь этого пастыря, становится очевидным исповедничество истинной веры. Нельзя не отметить исполнение завета Спасителя отцом Владимиром: он, без сомнения, еще со времени духовного обучения был послан как овца среди волков (Мф. 10:16) и был отдан на судилища (Мф. 10:17) ради имени Христова. Ныне мы, наследники подвига новомучеников, исповедников и всех пострадавших за веру Христову, верим, что на них исполнились слова заповеди Христа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:11-12).
Павел Патокин, семинарист III курса
[1] Голубцов С. Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА. (электронное издание)
[2] Священномученик Иларион (Троицкий): профессор Московской Духовной Академии и церковный деятель (к 75-летию со дня преставления) // URL: http://www.pravoslavie.ru/5821.html (дата обращения: 22.10.2016 года)
[3] Православное образование в подполье: страницы истории // URL: http://www.pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovanie-v-podpole-stranitsyi-istorii/#sdfootnote18anc. (дата обращения: 11.08.2016 года)
[4] Там же. (дата обращения: 11.08.2016 года)
[5] Там же. (дата обращения: 12.08.2016 года)
[6] Голубцов С. Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА. (электронное издание)
[7] Там же.
[8] Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — С. 556.
[9] Библиотека Гумер. Статья 58 Уголовного кодекса РСФСР (1938г) // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/st_58.php(дата обращения: 19.08.2016 года).
[10] База новомучеников и исповедников Церкви Русской ПСТГУ // URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?
HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ* (дата обращения: 19.08.2016 года).
[11] Голубцов С. Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА. (электронное издание).
[12] Там же.
[13] База новомучеников и исповедников Церкви Русской ПСТГУ // URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ* (дата обращения: 19.08.2016 года).
[14] Голубцов С. Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА. (электронное издание).
[15] Московская консерватория 1866-1966 - М.: Изд. Музыка, 1966 // URL: http://www.mosconsv.ru/ru/book.aspx?id=131310&page=131476 (дата обращения: 19.08.2016 года).
[16] Дуброва Г. А. Из воспоминаний о Е.В. Страхове // URL: http://www.amumgk.ru/main/03history/03names/strakhov/ (дата обращения: 19.08.2016 года).
[17] Яковлев В. Б. От автоматики и телемеханики к управлению и информатике. Воспоминания. 70 лет кафедре ЛЭТИ. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. — С. 95.
[18] Ивановский государственный энергетический университет. Историческая справка // URL: http://eef.ispu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=56 (дата обращения: 19.08.2016 года).
[19] Яковлев В. Б. От автоматики и телемеханики к управлению и информатике. Воспоминания. 70 лет кафедре ЛЭТИ. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. — С. 95.
Автор: Павел Патокин
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 16159
Теги: