Алексей Мигальников 18619
Каждый человек приходит к Богу по-своему. На этот путь влияет многое, в том числе то, какой была жизнь человека до момента встречи с Богом, что формировало его личность, иначе говоря, через какую жизненную закалку он прошел. Для одного из сретенских семинаристов Алексея Мигальникова такой закалкой стала учеба в Высшей школе экономики. Ему слово.Об учебе в Высшей школе экономики (НИУ-ВШЭ) я вспоминаю с теплотой. Хочется рассказать о разных сторонах обучения в Вышке, о преподавателях и интересных случаях. И конечно о встрече с Богом, которая произошла, когда я учился на последнем курсе. Давайте обо всем по порядку.
Учеба
Как учатся во многих вузах? Весь семестр студентам читают лекции, а потом большая сессия на три-четыре недели. В некоторых институтах можно весь семестр ничего не делать, но за последнюю ночь подготовиться к экзамену и получить «пять».
В Вышке не так. Здесь не две сессии в год, а четыре, то есть каждые два-три месяца. Сессия короткая, длится всего неделю, экзамены и зачеты каждый день. Времени хватает только на то, чтобы повторить материал, но с нуля подготовиться к экзамену не получится, — это стимулирует работать в течение всего семестра.
Тем более, учитывается вся текущая работа: посещаемость и активная работа на семинаре, эссе и рефераты — всё «стоит» определенное количество баллов. Эти баллы суммируются, и студент еще до экзамена понимает, сколько баллов он набрал и «заработал» ли на «автомат». Если ты весь семестр ничего не делал, то даже идеально сдав экзамен, вряд ли получишь «десятку» за дисциплину в целом.
Кстати, в Вышке не пятибалльная система, а десятибальная. Это хорошо тем, что позволяет точнее оценить знания студентов.
Кроме того, в Вышке есть рейтинг студентов: баллы по всем предметам суммируются, и потом составляется таблица, где первую строчку занимает студент с самой большой суммой. От рейтинга зависит стипендия, скидки на платное обучение и другие «бонусы». Помню, на втором курсе набиралась группа для занятий немецким языком — взяли только 15 человек с самым высоким рейтингом.Мне дали комнату в общежитии — и я очень рад, что получил такой опыт. Жизнь в общаге позволяет приобрести много ценных навыков, например, научиться готовить.
Общежитие
Я приехал учиться в Москву из замечательного северного города Великого Устюга. Мне дали комнату в общежитии — и я очень рад, что получил такой опыт. Жизнь в общаге позволяет приобрести много ценных навыков, например, научиться готовить. Когда уезжал на первый курс, мама от руки написала целую тетрадку с рецептами, подробно описав, как она сама готовит. В результате мы с соседями могли поесть домашний борщ, а не «Ролтон».
Бывают общежития «коридорного» типа, а у нас было «квартирного». То есть на девять человек настоящая квартира с кухней, ванной и тремя комнатами — на два, три и четыре человека. Мечта студента.
Правда, располагалось общежитие далеко, в подмосковном Одинцово. Полчаса на электричке, потом 10–15 минут на метро и еще 10 минут пешком. Но за время, проведенное в электричках, я прочитал больше книг, чем когда бы то ни было в своей жизни, прослушал несколько аудиокниг и посмотрел десяток фильмов на маленьком ноутбуке.За время, проведенное в электричках, я прочитал больше книг, чем когда бы то ни было в своей жизни, прослушал несколько аудиокниг и посмотрел десяток фильмов на маленьком ноутбуке.
Тем, кто жил в Одинцово, можно сказать, повезло — другое общежитие находилось еще дальше, в Дубках. Туда после электрички нужно было дополнительно 15 минут добираться на автобусе, а если автобус встанет в пробку — это еще час. Итого метро, электричка, автобус — равно четыре часа в день на дорогу. Чтобы сэкономить время, некоторые наши ребята во время сессии ночевали прямо в университете на диванчиках или у друзей-москвичей.
Военная кафедра
В Высшей школе экономики есть военная кафедра. По окончании трех лет обучения и месяца военных сборов можно получить звание лейтенанта запаса.
Самые яркие впечатления — конечно со сборов. Мы жили в больших армейских палатках на 30 человек, стреляли из боевого оружия, ходили в наряд — дневной и ночной караул вокруг палаточного лагеря.
На сборах со мной был случай. Наш взвод ждет своей очереди стрелять из автоматов Калашникова. Стоим в строю. И вот к нам приближается местный офицер, наугад подходит ко мне и сует в руки пятилитровую канистру воды:
— Видишь вон тот полигон? Пойди, отнеси им попить.
Прихожу на полигон, отдаю бутылку. И тут меня один из офицеров спрашивает:
— Хочешь из гранатомета стрельнуть?
— Так точно!
— Пятьсот рублей.
Я, наверное, и заплатил бы: на сборах и речи не было о том, чтобы кому-то стрелять из гранотометов — нет, только из автоматов. Но в карманах оказалось пусто. Офицер махнул рукой:
— Ладно, давай так, без денег.
На меня надели каску и дали вату, чтобы заткнуть уши. Вручили гранатомет. Показали на черное пятнышко вдалеке — старый бронетранспортер. Я прицелился чуть выше пятнышка.
Офицер скомандовал:
— Огонь!
Я нажал на спуск. В руках грохнуло и полетело вперед. На горизонте еще раз грохнуло, и поднялся черно-серый гриб дыма и огня. Из него вылетело черное пятно поменьше — башня бронетранспортера. Офицер присвистнул:
— Смотри-ка, первый выстрел и попал!
Это, конечно, по большой мере удача новичка, что я попал в цель. Однако впечатлений было на весь день, и я потом не единожды в лицах описывал свои приключения друзьям. Слава Богу, жили мы дружно, что очень помогало в «армейских» буднях. Мы и сейчас каждое 23 февраля стараемся встречаться с товарищами по роте и делиться новостями и воспоминаниями о сборах.
Преподаватели
Мне кажется, качество образования складывается из трех вещей: хорошие книги, хорошие преподаватели и количество времени, сил и внимания, которое студент тратит на учебу.
Хочется отдельно сказать о преподавателях Вышки, потому что многие из них значительно повлияли на развитие моего и моих сокурсников мировоззрения. Причем зачастую влияли даже не словами, а просто тем, как неизменно вежливо, достойно и профессионально они себя вели в любых обстоятельствах.
В этом смысле хочется в первую очередь поблагодарить профессора Вадима Валерьевича Радаева. Он не преподавал на нашем факультете, но я читал его учебник и статьи по экономической социологии, и иногда ходил послушать его открытые лекции. Вадим Валерьевич прививает студентам стремление к научной честности, обоснованности выводов исследования. Очень интересны его ежегодные Рождественские киносеминары, на которых новые российские кинофильмы обсуждаются с точки зрения социологии.
Некоторые занятия у нас вели аспиранты и магистранты, а семинар по политологии — невероятно талантливый студент 4 курса. Из таких молодых преподавателей больше всего запомнился Илья Прахов — он вел у нас институциональную экономику. Запомнился тем, как просто и четко он излагает материал, как уважительно относится к студентам, которые по возрасту лишь немногим младше его. Илью потом даже выбрали лучшим молодым преподавателем года.
Очень много дает студентам профессор Андрей Леонидович Хазин, член Совета Федерации. Андрей Леонидович рассказывал нам о практической стороне работы чиновника (ведь я учился на государственном управлении): как общаться с начальством, как выходить на «нужных людей» и даже как одеваться. Однажды он провел нам экскурсию по Новодевичьему кладбищу и рассказал о полководцах, государственных деятелях и деятелях культуры.Общение с профессором Хазиным оказалось для меня одним из «стуков в дверь», после которых Христос вошел в мою жизнь. Как-то раз на лекции Андрей Леонидович спросил у аудитории студентов:Общение с профессором Хазиным оказалось для меня одним из «стуков в дверь», после которых Христос вошел в мою жизнь.
— Кто считает себя православным христианином?
Лес рук.
— А кто причащается хотя бы раз в месяц?
Две руки. Это было попадание в цель. Ведь я, как и многие в нашей стране, считал себя православным — но даже не знал, что такое Причастие. Этот случай был одним из поводов задуматься, во что же я на самом деле верю.
Приход к вере
Когда я учился на последнем курсе Вышки, произошло, наверное, главное событие в моей жизни — Господь привел меня к вере. В каком-то смысле это случилось не благодаря учебе и жизни в Москве, а вопреки. Ведь многие люди приходят к вере, когда у них случается какое-то горе. А у меня и других завтрашних выпускников наоборот все складывалось: вот-вот мы получим дипломы и хорошую работу в столице. Почему это произошло? Расскажу обо всем по порядку.
Долгие годы я жил «как все»: изредка приходил в храм поставить свечку. Видел, что в церкви в основном бабушки, и как-то с детства считал, что когда человек выходит на пенсию, для него нормально ходить церковь, и я тоже когда-нибудь, став пенсионером, приду сюда.
Шли годы учебы в школе, потом в Вышке. Это, как у многих, были годы внутреннего поиска. Я тянулся к какой-то истине и добру, но живя без мыслей о Боге, логически не мог для себя обосновать, зачем это нужно — делать добро. Ведь все равно после этой жизни ничего нет. Оставить для потомков? И те будут делать добро для потомков, и их потомки для потомков. А в конечном итоге зачем все это нужно? Так я искал истину и не находил.
Я тянулся к какой-то истине и добру. Но живя без мыслей о Боге, логически не мог для себя обосновать, зачем это нужно — делать добро.
Как я в итоге пришел к вере? Всегда отвечаю то, в чем сам убежден: «Христос привел». Конечно, не насильно: я сам внутренне этого хотел, тянулся к вере, хотя этого и не осознавал. Нужен был только повод. Им послужила одна книга — что интересно, из научной фантастики братьев Стругацких.
Как я уже говорил, во время учебы в Вышке была ежедневная эпопея с электричкой, которая побуждала слушать много аудиокниг. Одной из таких книг был роман братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя». В романе несколько глав посвящены тому, как Иоанн Богослов писал Апокалипсис на острове Патмос. И вот этот сюжет меня заинтересовал. В общежитии я открыл Википедию и стал читать статью «Апокалипсис». Потом «Православие». Потом посмотрел фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы». В какой-то момент меня «зацепило». Вспомнил, что профессор Хазин рассказывал нам о каком-то «причастии». И подумал: «А зачем ждать пенсию? Почему не сейчас?» В ближайший же выходной день просто встал, пришел в ближайший храм и спросил: «Как мне исповедоваться и причаститься?»
Первые шаги в храме
Со мной сразу произошло маленькое чудо. В нашей группе в Вышке училась верующая девушка. Я спросил ее, что мне почитать о православии. Она посоветовала пойти в лавку Сретенского монастыря и найти там книгу «Несвятые святые».
Я сначала ушел не туда — в сам Сретенский монастырь. Здесь меня «подхватила» незнакомая девушка в платке, узнала, зачем я пришел, и отвела в лавку. Сказала: «Можете пока посмотреть книги, я сейчас вернусь», — и ушла. Стою в растерянности, пытаюсь что-то листать, но ничего пока в этих православных книгах не понимаю. Через пару минут девушка возвращается, дает мне какой-то пакет со словами: «Это вам», — и стремительно уходит. Смотрю — а там две книги: «Несвятые святые» и «Отец Арсений». Это мне. И это стало для меня, повторюсь, настоящим чудом — знаком христианской любви и принятия.
Все та же одногруппница привела меня в православную «молодежку» при своем храме, и с их помощью я воцерковлялся. Мне кажется, это очень важно, когда делаешь первые шаги в Церкви — найти православную компанию.
Если кто-то из наших верующих читателей живет в Москве и не может найти близких по духу людей — приглашаем на молодежные беседы в Сретенский монастырь. Чтобы записаться на беседы, можете написать в комментариях, а модератор вышлет Вам координаты.
Семинария
После Вышки я три года работал в маркетинге, а по выходным и праздникам ходил в храм. Помогал в алтаре и воскресной школе. И в какой-то момент понял, что хочу связать с этим служением свою жизнь. Тогда я оставил работу и поступил в Сретенскую семинарию, где сейчас и учусь.
Иногда встречаюсь со знакомыми по Вышке. Когда они узнают, что я поступил в семинарию, — очень хорошо реагируют. Говорят, это здорово, что я осознанно предпочел путь служения Церкви, а не карьеру в бизнесе или государственном управлении.
Хотя нисколько не жалею, что пять лет провел в Высшей школе экономики. Она помогла сформировать базовое понимание, как работает наша экономика, как устроено наше общество, помогла приобрести навыки делового общения и научной работы, завязать хорошие знакомства. Я очень благодарен преподавателям и сотрудникам Вышки их труд и пример добросовестной работы.
Слава Богу, что мне выпало учиться в таком замечательном вузе — Высшей школе экономики. Но особенно слава и благодарение Богу за то, что через обстоятельства университетской жизни Он привел в Свою Церковь, и, надеюсь, дарует силы и возможность усердно послужить Ему в будущем.
Алексей Мигальников, семинарист III курса