Слово о Кресте

Московская Сретенская  Духовная Академия

Слово о Кресте

Митрополит Борис (Разумов) 16058



Вангел Разумов, будущий митрополит Неврокопский (Болгарская Православная Церковь), родился в селе Гявато в Вардарской Македонии в день память великомученика Димитрия Солунского, 8 ноября 1888 года. В 1910 году, с отличием окончив Цареградскую духовную семинарию, он принял монашество с именем Борис. Спустя пять лет молодой иеродиакон, к тому времени уже выпускник богословского факультета города Черновицы (Австро-Венгрия, ныне Черновцы, Украина), стал доктором богословия.

Преподаватель болгарских духовных школ, а затем и ректор Софийской духовной семинарии, начальник культурно-просветительского отделения при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви, поэт и проповедник, радетель за родную Церковь в непростые годы советской власти – митрополит Борис, которого при жизни называли «совесть Болгарской Православной Церкви», принял мученическую кончину в 1948 году, в день своего рождения, на торжество памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Предчувствуя близость кончины, он писал: «…Собираюсь освятить церковь святого Димитрия в селе Коларово, но, возможно, это будет мой конец», и последняя проповедь его была о памяти смертной: «Будем помнить и всегда готовиться к смерти. Помни свою кончину — и вовек не согрешишь!»

В марте 2016 года Священным Синодом Болгарской Православной Церкви было принято решение о начале исследования жизни и деятельности митрополита Бориса для подготовки его канонизации.

Одну из проповедей владыки, посвященную размышлению о Кресте Господнем, предлагаем вниманию наших читателей.

 

Крест Господа Иисуса Христа – великое откровение и глубочайшая тайна. Он таит в себе множество великих загадок и открывает собой много возвышенных истин. Великая тайна благочестия – Воплощение, тайна Богочеловека Иисуса Христа, тайна Бога и человека – раскрывается через Крест. Сам по себе Крест навсегда останется вечной тайной, но им проясняются величайшие загадки жизни и смерти, неба и земли, времени и вечности.

Великие умы называют христианство величайшим учением, самым чудным явлением, самым сокровенным идеалом. Однако не в этом сущность христианства. Основание христианства – богочеловеческая личность Иисуса Христа. А самое полное раскрытие этой Богочеловеческой личности – Крест на Голгофе. Христос говорит так, как никто не говорил, учит так, как никто не учил, совершает дела, которые никто не совершал, творит чудеса, которые никто не творил. Однако это не самое главное. Самое главное, существенное, как в деле богочеловеческой личности Иисуса Христа, так и в христианстве, – это Его Крест. Крест – сила и смысл христианства. Христианство немыслимо без Христа, а Христос – без Креста.

Ничто иное в мире не смущало так сильно человеческий ум и не раскрывало так ясно его бессилие, как это сделал Крест. Еще много веков назад, когда он впервые встал над Голгофой, Крест стал для мира сильнейшим соблазном и самым страшным безумием. Когда Богоозаренный апостол Павел попытался проникнуть в тайну Креста и открыть ее человеку, мир назвал его безумцем. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1Кор. 1:18). Бог послал апостола Павла благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова (1Кор. 1:17). Иудеи, однако, хотели знамений, а эллины - мудрости.

Ничто в мире не смущало так сильно человеческий ум и не раскрывало так ясно его бессилие, как Крест

Апостолы проповедовали иудеям, что исполнились обеты, данные Богом их отцам, что пришел обещанный Мессия, что снято иго греха, что уничтожена сила зла, что разрушена власть дьявола, что основано Царство Божие на земле. Однако они не приняли эту проповедь. Она переполняла их горестью и недоумением, возмущением и соблазном. Они ожидали чудес и знамений, геройских подвигов и славных дел. Они ожидали такого Мессию, который будет великим героем и завоевателем, который освободит свой народ от чужого ига и восстановит трон Давида и Соломона, который согнет меч жестокого Рима и разобьет о камни младенцев развратного Вавилона, который победит царей и легионы, покорит царства и народы, овладеет просторными землями и дальними пределами. Но Мессию смиренного и униженного, преследуемого и поруганного, умученного и распятого, они не ожидали. Они не хотели и слышать о таком Мессии! Они смутились, соблазнились и озлобились. Для них осталась навеки чужой и неясной великая тайна Креста. Нет ничего другого во всем мире так плохо ими понимаемого и так сильно презираемого, как Иисус Христос!

А для самонадеянного ума гордого эллина, который создал величайшую философию древности, распятый Христос был безумием. Эллины везде искали мудрость, основательность, логичность. Но Бог, Который вместо того, чтобы оставаться в высотах небесных, унижает Себя и снисходит на землю; Который вместо, того чтобы сразить людей гневом Своим, оставляет Себя быть поруганным и истязаемым ими; Который вместо того, чтобы уничтожить в одно мгновенье Своих врагов, позволил им распять Себя на Кресте, - этот Бог был для них недопустимым противоречием, нестерпимой бессмыслицей, неслыханным безумием. Надменный и суетный ум древнего эллина, тот ум, который стремился изведать все тайны мира, прошел мимо и отрекся от самой великой тайны – тайны Креста.

Иудеи ожидали Мессию-героя и завоевателя, но не смиренного и униженного, преследуемого и поруганного… 

Каково отношение современного человека ко Кресту? Стоит ли он ближе к нему, чем современники апостола Павла? Успел ли он проникнуть в его тайну глубже, чем древние иудеи, считавшие распятого Христа соблазном, или древние эллины, называвшие Его безумием? Действительно, сегодня крест уже ни для кого не то страшное орудие для жестокого наказания и не тот презренный символ позора, каким он был до того, как Христос его освятил. Ныне Крест – священный образ для всех верующих и неверующих. Он встает всегда перед нашим взглядом. Но видим ли мы его? Он стоит рядом с нами, но не бежим ли мы от него? И современный человек не отличается сильно в своем отношении ко Кресту от древнего иудея и эллина. И для него распятый Христос – соблазн и безумие. Современный человек может допустить существование лишь одного Бога – невидимого, безграничного Духа, Творца мира, проникающего до всех его уголков, Бога, Который может быть почувствован в величии и красоте мироздания, в гармонии и стройном движении небесных светил, в улыбке и трепете пурпурной зари, в горестных воздыханиях гаснущего дня, в молчании и тайнах наступающей ночи. 
Но Бога в человеческой плоти и в человеческом образе, Бога, унизившего и ограничившего Себя, Который жил и умер как человек, Который понес поругания и муки, Который претерпел страдания и смерть, Который смирил Себя до страшной смерти на Кресте, – такого Бога не хочет признать и современный человек. Его ум подвержен сомнениям и критицизму и не способен понять, что безграничное может проявиться и в самом тесном ограничении, возвышенное – и в наибольшем смирении, всемогущество – и в наибольшей немощи, а полное самоутверждение может быть достигнуто в полном самоотречении, – так, как это было в личности и Кресте Иисуса Христа. Худой ум больных поколений может воспринять лишь отвлеченные, мертвые, сухие, словно скелет, понятия добра, истины, правды, добродетели и пр. Но он не хочет признать воплощенную Божественную истину, которая проникает всюду и утверждает жизнь, которая пересоздает и спасает человека. И по уму, и по жизни, и по делам современный человек стоит гораздо ближе к мечу, нежели ко Кресту. Он стоит так далеко от Креста и так близко к мечу, что нас должны бы объять ужас и отвращение. Он служит себе больше оружием позора и преступления, смерти и разрушения, нежели оружием чести и спасения, жизни и обновления. Современный человек охотнее кланяется мечу, нежели Кресту, и поэтому, может быть, доныне человек не погибал так, как погибает в наше время.

И по уму, по жизни, по делам современный человек - гораздо ближе к мечу, чем ко Кресту

Века стоит воздвигнутый на Голгофе Крест, величайшее знамение всех времен, всех поколений. Он – самое чудное явление в жизни мира и самое великое событие в истории человечества. Крестом совершилось самое великое чудо и было нанесено самое сокрушительное поражение. Им Бог вошел в человеческую историю. На Нем встретились Бог и человек, небо и земля, милость и истина, правда и мир. При Кресте мы видим самое страшное проявление вражды и исступления, злобы и безумия, а на Кресте – самое совершенное откровение любви и самоотречения, мудрости и смирения. На Кресте Божия любовь победила человеческую вражду, Божия благость укротила человеческую ярость, Божия мудрость озарила человеческий ум и рассеяла его помрачение. На Кресте создались новое небо и новая земля, им пришло Царство Божие на землю.

Воздвигнутый на Голгофе в давние времена Крест Христов сияет, как единственный свет в сумраке веков, простирая руки в бесконечную даль, Он хочет охватить всю вселенную и объять всеобъемлющей Божественной любовью всех людей и народы на земле. Должны будут разрушиться все кумиры, которые человек создавал на протяжении долгих веков, обрушиться все капища, которые он воздвигал, уничтожиться все чудища, которых он взрастил; человек должен будет освободиться от поклонения мертвым идолам, стоящим на каждом шагу его пути, от рабства темным силам, которые владеют его жизнью, дабы суметь припасть ко Кресту и поклониться святыне Божией. Будут спущены все знамена раздора и разъединения, ненависти и озлобления, вражды и разрушения. Все племена и народы, все слои и сословия, все разновидности людских объединений должны будут снять и отбросить свои знамена и соединиться под одним единственным знаменем Креста! Ибо нет другой силы, которой мы смогли бы победить зло, кроме силы Креста. Ибо нет другого имени, которым мы смогли бы спастись, кроме имени Господа Иисуса Христа!

 

Источник: Църковен вестник. 1927. Брой 33.

 

Материал подготовил и

перевел с болгарского языка

студент 2 курса Сретенской духовной семинарии

Антоний Шаган

 


Новости по теме

Тайна Креста Господня – тайна спасения мира Святитель Григорий Нисский Крест Господень, распятие… Слуху уже давно привычны эти слова, связанные с казнью и страданиями Господа нашего Иисуса Христа. Но почему именно так Он решил спасти человечество? О том, что крест – не случаен, о пророчестве царя Давида о кресте, «содержащем всю вселенную», об истолковании тайны Креста апостолом Павлом писал в IV веке великий христианский мыслитель – святитель Григорий Нисский.  
СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА БРАТСКОЙ ТРАПЕЗЕ В СРЕТЕНСКОЙ ОБИТЕЛИ Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Священническое служение – очень серьезное, очень трудное, – невозможно осуществлять, трудясь вполнакала. Потому что вполнакала – это почти что гарантированный неуспех наших трудов. Люди всегда почувствуют эти полнакала священника и будут носить в глубине сердца свое несогласие с его образом жизни, с его подходом к церковному служению. Церковное служение требует только полной отдачи всех своих сил.