Сретенская академия 8924
Студенты Сретенской семинарии были среди тех, кто после разрушительного наводнения прибыл в Крымск, чтобы помочь пострадавшим. Мы публикуем путевые заметки наших волонтеров – эмоциональные и наполненные деталями, которых не найдешь в официальных сводках новостей и статьях профессиональных журналистов.
Стяжкин Денис, студент 4 курса
– Когда мы поехали в Крымск, у меня были смешанные чувства. С одной стороны – желание поехать, с другой – страх перед неизвестным. Да к тому же Интернет был наполнен жуткой информацией.
…16 июля, в 6.30, мы подъехали к месту сбора в Москве – храму преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, где нас встретила представитель Синодального отдела по социальному служению Полина Юферева. Здесь же мы встретились с семинаристами других духовных школ. Мы сели в автобус и отправились в путь. Нам удалось прибыть в Крымск около 12 часов следующего дня.
Там я ожидал увидеть что-то очень страшное. Думал, что города как такового вообще нет: руины, обломки, бездомные люди. Но когда мы въехали в Крымск, я увидел вполне обычный город, где работали магазины, висела реклама, по улицам ходили обычные люди. Единственное, что указывало на недавнюю трагедию – палатки МЧС, расположенные по всему городу. Никаких разрушений я не увидел.
Нас привезли в храм Архангела Михаила. Территория вокруг него мне сразу напомнила муравейник: около 15 людей в одинаковых футболках все время что-то носили. На подъезде к храму висела табличка «Штаб помощи пострадавшим». Этот штаб представлял собой несколько складов, переделанных из гаражей, перед которыми лежали большие горы коробок.
Нас отвели в лагерь волонтеров, который так и назывался – «Волонтер» – расположенный у местной школы, поселили в армейской шестидесятиместной палатке, выделявшейся своими габаритами среди других, двух- и трехместных. Внутри, прямо на голой земле, лежали матрасы.
Положив вещи, мы вернулись к храму и приступили к работе: как раз подъехала большая фура с гуманитарной помощью, которую нам надо было разгружать. В лагерь мы вернулись только в конце дня – прочитали вечерние молитвы и легли спать.
Встали мы около 7 утра, прочитали молитвы, позавтракали в столовой. В 9 нас отправили в станицу Нижнебаканскую. Приехав на место, в центре станицы, у местного ДК, увидели большую гору одежды, которая лежала прямо на земле, – это была гуманитарная помощь. Несколько раз в день приезжали машины и складывали ее здесь мешками. Эти вещи мы раскладывали, загружали в другой транспорт, который увозил все на специальный склад. За этот день мы загрузили около шести МЧС-овских «зилов».
Следующий день мы провели у храма Архангела Михаила. Волонтеры выходили на улицы города в затопленные районы и беседовали с пострадавшими, при этом заполняли на них анкеты и выясняли, кто в чем нуждается.
Когда мы начали обход, я очень беспокоился о том, как примут нас люди. Мы ходили от дома к дому и говорили, что мы пришли от Русской Православной Церкви. Нас встречали с радостью, звали в каждый дом и делились своим горем, просили молитв, писали записки о здравии и о упокоении, просили помолиться с ними, чтобы такого больше не повторилось. Да и мусульмане общались с нами очень приветливо. Люди были благодарны, и мне было даже стыдно, что не могу сделать для них большего. В домах у пострадавших было жутковато: голые четыре стены, окна без стекол и кое-какие спасенные вещи. У некоторых вода доходила до середины окна, но чаще совсем до потолка. Многие спаслись просто чудом, тем более что наводнение было поздней ночью, когда люди спали.
Мне запомнился рассказ одной бабушки. «Когда я ложилась спать, был сильный дождь. Почему я проснулась, не знаю, но, встав с кровати, я поняла: мои ступни в воде. Я вспомнила потоп 2002 года и пошла искать документы, чтобы с тумбочки переложить их на шкаф повыше. Когда я их нашла, а это заняло около минуты, воды было уже по пояс. Я бросилась на чердак. Слава Богу, что к люку на чердак оказалась приставлена лестница, – раньше ее там не было, а тут недавно зачем-то поставила. Когда я уже забиралась по ней, вода доставала до моих ног. Сидя на чердаке, я думала разбирать уже крышу, чтобы вылезти на нее, но не пришлось. Вода остановилась на уровне потолка и через несколько часов ушла. Спустившись, я поняла, что потеряла все, но, слава Богу, осталась жива».
Подобные рассказы мы слышали везде. Люди теряли дома, машины, урожай, документы, вещи, но были счастливы и благодарны Богу, что остались живы. Каждый рассказывал нам подолгу о своей беде, все хотели выговориться, поделиться своим горем и получить капельку сочувствия.
После обхода домов заполненные анкеты мы приносили в штаб, где собиралось все необходимое и где тем временем другие семинаристы формировали заказы. Они делились на два типа: стандартный и индивидуальный. В стандартный набор входили тушенка, сливочное масло, макароны, консервы, крупы, хлеб, печенье, мыло, порошок, зубная щетка, паста и прочее. Индивидуальные заказы включали в себя стандартные наборы, а также то, что люди просили дополнительно: как правило, это были детское питание, подгузники для маленьких детей, раскладушки, одежда, обувь и медикаменты. Собрав необходимый заказ, мы писали на нем адрес, и специальные автомобили развозили их по городу.
В последний день нашего пребывания в Крымске, 23 июля, туда приехал Святейший Патриарх. В храме Архангела Михаила Святейший отслужил молебен и литию, а также наградил и тех, кто спасал людей во время наводнения.
Топоров Павел, студент 3 курса
– Находясь на практике в семинарии, из ленты новостей в Интернете я узнал о трагедии, происшедшей на юге России – в городе Крымске. Прошло несколько дней и нам сообщили, что Святейший Патриарх Кирилл благословил учащимся духовных школ отправиться на место катастрофы для оказания помощи пострадавшим.
Мы стали собираться в поездку. Поехали в армейский магазин, купили необходимые вещи и рано утром шестнадцатого июля отправились на место сбора в московский храм преподобного Сергия Радонежского. Там мы встретились с учащимися Московской, Перервинской, Николо-Угрешской, Санкт-Петербургской семинарий. Всего нас было 50 человек. От МДС с нами ехали трое священнослужителей.
В Крымск мы отправились на автобусе, но он, к сожалению, через некоторое время сломался и мы пересели в другой. Но и этот автобус, также проехав некоторое расстояние, тоже сломался. Водители пытались его починить, но у них ничего не получалось. Нам ничего не оставалось, как оказать им помощь. Мы вышли к полю подсолнухов, батюшка достал из своего черного чемодана епитрахиль. И мы начали петь акафист Покрову Божией Матери. Для кого-то это просто совпадение, кто-то просто не поверит моим словам, но на середине чтения акафиста автобус починили, и по окончании акафистного пения мы продолжили путь.
В Крымске мы были на следующий день около полудня. Штаб с гуманитарной помощью располагался на территории храма Архангела Михаила. Нас поселили в лагере волонтеров, который находился рядом со школой. Мы жили в большой палатке, рассчитанной на 60 человек. Днем было жарко, но ночью холодно – так, что приходилось дополнительно укрываться и своим подрясником. Спали по-походному на постеленных на землю матрасах.
После расселения мы сразу приступили к работе – разгружали гуманитарную помощь. У храма мы встретились с владыкой Пантелеимоном, который с нами помолился, сказал напутственное слово и пожелал Божией помощи. Наш первый день закончился общей вечерней молитвой в палатке.
На следующий день, после утренних молитв, местные ответственные волонтеры объяснили нам цель нашей работы. Нам сделали инъекции от столбняка и дизентерии, и после завтрака мы отправились на работу. Нам сказали, чтобы мы надели одежду, максимально закрывающую тело, и медицинские маски. Нас повезли в станицу Нижнебаканскую. Мы ехали по дороге, по обеим сторонам которой стояли полуразрушенные жилые дома и здания. Добрались до сборочного пункта, где соединились с местными волонтерами, и пешком отправились к местному Дому культуры. Там нас ожидала большая гора вещей. Мы упаковывали их в мешки, а затем их отвозили на склад.
Последующие дни мы работали у храма. Собирали гуманитарную помощь. У нас было два отдельных мешка – для продуктов и для предметов личной гигиены.
Местным собранием духовенства было решено создать анкеты и с ними ходить по пострадавшим районам. В среду утром мы приступили к опросу. Отправились на улицу Речная, которая, как видно из названия, находится у самой реки, затопившей город. Мы заходили вместе со священником в каждый дом, общались с людьми, служили молебны. После приходили в штаб и собирали все необходимое для людей.
В городе стояла сильная жара, дождя не было, и пыль от высыхающего ила стояла стеной. Жители показывали нам свои разрушенные дома. Бесконечно удивляло, как радушно встречал нас народ.
Местными волонтерами была организована доставка помощи людям на машине. Каждый человек, который приходил к храму, записывался, и ему в дальнейшем привозили помощь на дом. Наш штаб находился под руководством отца Филиппа Ильяшенко.
Перед нашим отъездом в Крымске служил Святейший Патриарх. Он приехал днем и совершил в храме молебен и литию. Затем он наградил мужественных спасателей, которые буквально вырывали людей из водной пучины. Перед молитвой Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Потом Святейший направился к штабу гуманитарной помощи. Мы ждали его у левой части храма. Святейший Патриарх подошел к нам с напутствием и благодарностью и благословил каждого из нас.
Эта поездка произвела на меня большое впечатление. Святейший Патриарх, обращаясь к нам, студентам семинарий, сказал, что Господь за наши труды воздаст нам сторицей. Это огромный жизненный опыт, ведь мы жили в полевых условиях, частично разделяли трудности пострадавших. Лично пообщались с людьми, у которых тяжело сейчас на душе. Очень важно, что Церковь помогает людям. Заходя в дома к пострадавшим, мы часто отвечали на их вопросы, откуда мы приехали и люди, благодарили нас за то, что мы приехали издалека, чтобы помочь им.
Демин Никита, студент 2 курса
– Рано утром 16 июля, в понедельник, мы в составе группы московских духовных школ отправились с миссионерской поездкой в город Крымск. Перед нами стояла задача оказания посильной помощи, которая может потребоваться в пострадавшем от водной стихии городе. Группа семинаристов подобралась на удивление дружная и сплоченная, наверное потому, что мы были объединены одной целью – по возможности помочь людям, утешить их, сказать, что вся Русская Православная Церковь, весь наш народ соболезнует им в их горе, переживает, помнит о них.
И эту всенародную поддержку мы видели своими глазами, когда одна за другой приезжали машины, доверху наполненные едой и предметами первой необходимости. Очень трогательно было видеть на коробках с гуманитарной помощью надписи, сделанные от руки: «От Балашихи – Крымску. Держитесь, мы с вами», или «Раменское – Крымск. Крепитесь, мы помним о вас» и многие им подобные.
Действительно, невозможно не посочувствовать людям, пережившем такое горе! Уровень воды в городе поднялся приблизительно на три метра от земли. Все вещи, мебель, бытовая техника, находившиеся в домах, пришли в негодность. Вода после себя оставила целый слой ила на полу, а из подвалов в течение недели люди, при помощи военных и сотрудников МЧС, вычерпывали воду.
Дорога в Крымск оказалась для нас непростой: долгие часы в пути, несколько поломок и продолжительных остановок, жара и духота старенького автобуса. Но понимание того, что нас ждут, что мы едем для помощи людям, нашим братьям и сестрам во Христе, нуждающимся в поддержке, придавало сил и сопровождало нас во все дни поездки. В дороге мы познакомились с ребятами из других семинарий: Николо-Угрешской, Перервинской, Санкт-Петербургской и, конечно же, семинарии при Троице-Сергиевой лавре. В дороге кто-то читал книги, молился, некоторые вели неспешные беседы, обмениваясь впечатлениями об учебе. Когда автобус сломался в очередной раз, то мы решили петь акафист Покрову Божией Матери. Это было уже под вечер, все очень устали от поездки в душном автобусе, и поэтому, наверно, молиться на свежем воздухе было особенно легко и приятно. По окончании акафиста водители сумели починить автобус, и в дальнейшем серьезных поломок уже не было.
Мы прибыли в Крымск примерно к полудню. Город выглядел мирным и спокойным. Если бы не огромный лагерь МЧС при въезде в него, то нельзя было и подумать, что недавно здесь было страшное наводнение. Но как оказалось впоследствии, мы проезжали по центральной части Крымска, которую вода практически не коснулась. Основные же последствия разрушительной стихии были видны в низинах и районах, прилегающих к реке.
По прибытии мы были радушно встречены местными жителями и волонтерами во главе с настоятелем храма в честь Архангела Михаила, при котором развернули штаб помощи пострадавшим. Перекусив, мы практически сразу включились в работу: стали разгружать машины с гуманитарной помощью и распределять вещи на складе. Первую ночь спали в огромной армейской палатке. Днем здесь очень жарко, а ночью достаточно прохладно, поэтому многие студенты под утро замерзли, но, слава Богу, никто не заболел.
Наш основной лагерь находился во дворе средней общеобразовательной школы. Каждый из нас с утра получал назначение на работы. Одни разгружали машины с гуманитарной помощью, другие распределяли ее на складе, одновременно собирая в специальные наборы – пищевые, бытовой химии. Все они в дальнейшем в сопровождении волонтера доставлялись по назначенному адресу.
Ребята вместе со священником обходили дома пострадавших, на месте выясняя, чем мы можем помочь. Это дорогого стоит – видеть глаза людей, исполненные благодарности за помощь, разделять их радость от того, что они остались живы.
На улице Речной, которую мы обходили, ни один человек не погиб, хотя она, судя по названию, находится на берегу реки. Поэтому когда к пострадавшим приходил священник в сопровождении семинаристов, люди просили отслужить благодарственный молебен – «поблагодарить Бога, что остались живы», а на предложение о помощи часто отвечали: «Спасибо, спасибо, – у нас все есть, мы можем даже с другими поделиться, Господь не оставляет».
В храме практически каждый день проходили богослужения, и всегда можно было помолиться. Запомнились ектении о здравии и упокоении, во время которых все духовенство храма выходило на солею и читало записки.
Важным событием для всех стал приезд в Крымск Патриарха. Святейший отслужил молебен о здравии и панихиду по погибшим жителям и наградил принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы.
Весь обратный путь ребята обдумывали все увиденное и пережитое за эти дни. Это важный жизненный и духовный опыт, который очень полезен для будущего священника.
Ребенко Евгений, студент 3 курса
– Утром 16 июля мы приехали в московский храм преподобного Сергия Радонежского для того, чтобы встретиться со студентами иных духовных школ и отправиться в Крымск. В общей сложности нас было около 50 человек. Целью нашей поездки было оказание помощи людям, пострадавшим от наводнения.
К полудню вторника мы приехали в этот южный город – к храму Архангела Михаила, где был развернут штаб оказания помощи пострадавшим, организованный Русской Православной Церковью. После трапезы нас отвели в лагерь волонтеров и поселили в шестидесятиместную палатку. Затем мы отправились снова в храм Архангела Михаила, где встретили владыку Пантелеимона. В этот день мы разгружали машину с гуманитарной помощью и сортировали все то, что в ней было.
Первая ночь была очень холодной. Все даже проснулись от холода, и нам пришлось укрыться подрясниками. На следующий день нам сделали прививки, и мы отправились в зону затопления – станицу Нижнебаканскую. Именно там, по словам местных жителей, стихия была особенно беспощадна. Прибыв в станицу, мы отправились в штаб гуманитарной помощи. По пути мы видели перевернутые автомобили, разрушенные и непригодные для жизни дома. По слою ила на заборах мы определяли уровень воды, затопившей жилища.
В остальные дни мы собирали мешки с продовольствием и бытовой химией. Когда развозили гуманитарную помощь, беседовали с пострадавшими. Во время этих поездок мы соприкасались с горем людей, которые во время наводнения потеряли все. Когда своими глазами видишь то, что людям совершенно негде спать, нечего есть, что в домах у них большой слой грязи, что жилища разрушены, частично или даже полностью, тогда начинаешь понимать, что все твои проблемы по сравнению с их трагедией – вообще ничто.
Часто, когда мы развозили гуманитарную помощь по конкретным адресам, нам удавалось завести беседу с пострадавшими. И мы пытались утешить людей.
В субботу, воскресенье и понедельник в храме совершалась Литургия. В понедельник днем мы встречали Святейшего Патриарха Кирилла. Первосвятитель отслужил молебен, во время которого помянул погибших вследствие катастрофы. После он наградил героев, спасавших людей в первые дни трагедии, а также священников, которые освобождали жителей из водного плена. Также Святейший поблагодарил всех волонтеров, приехавших на помощь пострадавшим, обратив отдельные слова к семинаристам.
В этот же день мы возвращались домой.
Клычков Денис, студент 4 курса
– 17 июля к полудню мы прибыли в пострадавший от водной стихии город Крымск. Наш автобус остановился возле храма Михаила Архангела, где в первый же день после страшного бедствия разместился штаб помощи пострадавшим от наводнения.
В момент нашего приезда работа в штабе кипела. Начальство предложило нам отдохнуть после дороги, но все ребята наотрез отказались и, несмотря на усталость, в первый же день по прибытии влились в ряды добровольцев. Перед нами была поставлена задача разгружать машины с гуманитарной помощью, которую затем отправляли пострадавшим. Нам хотелось максимально помочь людям и дать им как можно больше. Поэтому мы стали щедрой рукой нагружать мешки продуктами и средствами бытовой химии, но вскоре нам объяснили, что людей очень много, и поэтому необходимо распределять гуманитарную помощь так, чтобы хватило всем. Добровольцам раздали списки, в которых перечислялись все вещи стандартного набора для одной семьи. Но все же мы иногда нарушали это правило, и когда к нам приходили маленькие дети, старенькие бабушки и инвалиды, мы клали в мешки лишние шоколадки и одеяла.
…Многие дома в Крымске буквально сметены водой, а те, которые не рухнули, абсолютно непригодны для жилья: без окон, грязь слоями. Все это мы увидели сами на второй день, когда отправились в нижнюю часть города и станицу Нижнебаканскую.
На завалах в окрестностях города работало огромное количество военных и сотрудников МЧС. Наша дружная команда занималась погрузкой гуманитарной помощи, а также в этот день мы наводили порядок в заваленном Нижнебаканском ДК. Вместе с нами трудились местные жители. По их рассказам, мы поняли, через что им пришлось пройти в ту ночь, когда они на крышах своих домов спасались от потоков бурлящей воды.
Несмотря на то, что в городе было большое количество гуманитарной помощи, многие жители не имели возможности ее забрать, поэтому волонтеров нашего штаба разделили на маленькие группы, и мы отправились по улицам Крымска. Вместе с нами по городу и его окрестностям ходили священники, которые прибыли из разных уголков России для оказания помощи пострадавшим. Мы раздавали людям иконы, кресты, Евангелия, а также записывали имена о здравии и о упокоении для церковной молитвы. Для людей, потерявших в этом бедствии своих близких, эта молитвенная поддержка Церкви была важнее любой другой помощи.
23 июля город Крымск посетил Святейший Патриарх Кирилл. Весь храм был полон народа. Это страшное бедствие сплотило людей. Вместе со Святейшим Патриархом люди благодарили Господа за то, что остались живы. Люди плакали и молились о погибших.
Перед отъездом Святейший Патриарх благословил воспитанников семинарий и всех добровольцев нашего штаба. Вечером этого же дня мы отправились в Москву.
Эта поездка заставила нас задуматься об истинных ценностях жизни, сделала немного взрослее и прибавила сил на пути к Богу.