Иоанн Ткаченко 48829
Все люди, атеисты или верующие, стараются проявить любовь и благодарность к своим умершим близким. Одни проявляют ее в щедрых поминках, другие – в богатых памятниках, третьи – издают посмертные мемуары или каким-то образом продолжают дело усопшего. Но самое главное дело любви к тем, которых с нами больше нет в этой земной жизни, – это, конечно, молитва.
«Все там будет»
«Все там будем» – так часто говорят на поминках в России люди, интуитивно выражая свое отношение к смерти. Действительно, человек, произносящий эту фразу, верит, по сути, в загробную жизнь и в то, что каждый из нас после смерти неизбежно попадает в этот совершенно иной, но вполне реальный и действительный загробный мир.
То есть поминовение усопших имеет смысл только для тех, кто верит. Для человека с атеистическим мировоззрением это бессмысленное занятие. Ведь какой смысл желать чего-то тому, кого уже нет, какой смысл говорить ему слова благодарности, если они уже не могут быть услышаны? Поэтому у людей, не верующих в Бога, есть только некая немая благодарность (минута молчания), дань памяти (архитектурные сооружения) когда-то существовавшим, но бесследно и навсегда исчезнувшим людям. Этим все ограничивается.
Невозможно ограничиться бессильной «минутой молчания», ведь «от избытка сердца глаголят уста»Другие же веруют в жизнь после смерти, в то, что после смерти они встретятся со своими близкими. Надежда никогда не угасает в их сердцах. И для выражения этой надежды, веры и любви к уже умершим людям невозможно ограничиться одной только фразой «все там будем» или же бессильной и бессловесной минутой молчания, ведь, как сказано в Евангелии, «от избытка сердца глаголят уста» (Лк. 6: 45). Потому близкие люди собираются вместе за общей трапезой, чтобы вспомнить своих усопших близких, обращаются к ним, как к живым, беседуют о них, высказывают то, что у них на сердце. В своих благородных порывах скорбящие всей душой хотят сделать хоть что-то для того, кого уже нет с ними. Это естественное проявление любви.
Но как часто люди не знают, что делать, что же именно больше всего нужно умершему. Они воздвигают огромные памятники на могилах, покупают самый дорогой гроб с резными украшениями, разбивают на могиле клумбы из прекрасных цветов, устраивают трапезу с самыми изысканными угощениями, но, к сожалению, о главном чаще всего забывают. Нельзя сказать, что это проявление любви совершенно не нужно или напрасно, но оно второстепенно. Первостепенное и самое главное поминовение – это молитва!
Православный христианин обладает знанием о том, что над каждым после смерти будет Суд Божий, и за совершенные грехи последует осуждение и вечные муки. Но он также знает, что Господь милостив к Своим чадам, и по молитвам ближних Он может простить грехи уже умерших: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите», – говорит Господь (Мф. 21: 22).
За Литургией усопшие сподобляются высшего блага – омовения Кровию Сына Божия своих греховПоминовение усопших в православной традиции подразумевает не только личную молитву, но и литургическое поминовение. Самое важное моление об усопших Церковь совершает за Божественной Литургией, когда за умерших приносится Бескровная Жертва. Именно за Божественной Литургией усопшие сподобляются высшего блага – омовения Кровию Сына Божия своих грехов (это происходит в том числе посредством вынутых из просфор частиц по запискам об упокоении, которые подаются в храмах).
Особые дни поминовения: когда они?
Существуют особые дни, в которые Церковь проводит службы об умершем и о его упокоении. Это – третий, девятый и сороковой день после смерти, а также некоторые субботы и Радоница. Традиция совершения поминовений по особым дням берет свое начало из древнего Предания Церкви.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ. Поминовение совершается в честь Воскресения Иисуса Христа в третий день после смерти на Кресте. По Преданию первые два дня душа умершего находится на земле, обходя с Ангелом те места, которые дороги сердцу человека. В третий день Господь призывает душу к Себе на поклонение. Поэтому очень важна в этот момент молитва за душу усопшего, представшую пред Судом Вечного Владыки.
На 3-й день поминовение совершается в память трехдневного Воскресения Господа, на 9-й – в честь девяти ангельских чиновДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ. Поминовение умершего совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, будучи нашими небесными защитниками и ходатаями пред Богом, просят о помиловании и прощении грехов умершего. По Преданию после третьего дня душа шесть дней созерцает несказанную красоту райских чертогов, она забывает земные скорби, горечь смерти и предается только созерцанию Божественного. В девятый день Господь опять призывает душу к Себе на поклонение.
СОРОКОВОЙ ДЕНЬ. Этот срок стал знаменательным еще в ветхозаветный период, как срок приготовления. Перед тем, как иудеи вошли в землю обетованную, они сорок лет скитались в пустыне. Так же и Моисей постился сорок дней перед получением скрижалей Завета, и Сам Господь наш Иисус Христос вознесся именно на сороковой день после Воскресения. По Преданию в эти дни душа проходит мытарства ада, видит муки нераскаявшихся грешников. На сороковой день душа возносится к Богу, где окончательно решается её участь. Эти дни – самые важные для молитвы о новопреставленном.ГОДОВЩИНА. Церковь совершает поминовение усопших по прошествии года после смерти. Поводом для этого служит годовой цикл богослужений, когда обновляются все непереходящие праздники.
СУББОТА МЯСОПУСТНАЯ. Это суббота на неделе Масленицы перед Прощеным воскресением и Великим постом. Посвящена она воспоминанию о Страшном Суде, поэтому Церковь постановила сугубо молиться в этот не только за еще живущих, но и за усопших православных христиан.
ТРОИЦКАЯ СУББОТА. Это суббота перед Пятидесятницей. Традиция поминать усопших в этот день происходит из того, что Сошествием Святого Духа закончилось устроение спасения человека, в чем участвуют, конечно, вместе с живыми – и умершие. Известны такие слова святого Василия Великого: «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о “иже во аде держимых”».
РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В будничные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших, в будни не бывает. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Великого поста, выделены указанные субботы.
Пасха – это всеобъемлющая радость, на пасхальной неделе нет заупокойных молитвРАДОНИЦА. Поминовение умерших совершается во вторник Фоминой недели и служит воспоминанием о сошествии Иисуса Христа во ад и о победе Его над смертью. Также в этот день церковным уставом первый раз после Пасхи разрешается совершать обычное поминовение усопших. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей. К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбище не на Радоницу, а в первый день Пасхи, но это неверно. Ведь Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих, в течение всей пасхальной недели не произносятся заупокойные молитвы.
Молитесь каждый день
Несмотря на существование о
собых дней поминовения, Церковь призывает своих чад направить любовь к усопшему на ежедневную личную молитву о нём. В обычном молитвослове, в конце утреннего правила, есть молитва об умерших. Также следует каждое воскресенье подавать записки о поминовении усопших на Божественной Литургии. Поминовение может совершаться за богослужением во время заупокойной ектеньи, в этот момент христианину предлагается помолиться за своих умерших близких.
Вместо банального «Пусть земля ему будет пухом» лучше сказать: «Упокой, Господи, душу раба Твоего»Об умерших также служится отдельное богослужение – панихида, весь смысл которого – молитвенное прошение Божией милости к умершим сродникам. Во многих монастырях читается «Неусыпаемая Псалтирь». За чтением поминаются имена усопших.
Молитва – вот что, прежде всего, необходимо нашим умершим близким и сродникам! Потому все, что направлено от сердца скорбящих близких, должно быть во имя молитвы. Все, от надписей на надгробных плитах до общей трапезы, на которой вместо банальных светских тостов «пусть земля ему будет пухом» лучше с молитвенным созерцанием в сердце сказать: «Упокой, Господи, душу раба Твоего».
Иоанн Ткаченко
Рекомендуем прочитать:
1. Александр Ткаченко. Зачем поминать усопших?
2. Псалтирь и каноны, читаемые по усопшим: для мирян / Сост. Иеродиакон Димитрий (Николаев).
3. Андрей Ткачев, протоиерей. Приготовление к смерти.
4. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Жизнь, болезнь, смерть.
5. Димитрий Шишкин, свящ. Есть ли смысл молиться за умерших?
6. Надежда Земскова. О поминовении усопших.
Впервые материал опубликован: 17.06.2016 г.
Ключевые слова: Радоница, усопшие, молитва, смерть, жизнь, панихида, любовь, поминки