Сретенская академия 8036
Святитель Филарет Московский, чью память Православная Церковь чтит 19 ноября / 2 декабря, много потрудился на ниве образования в Российской империи. Чтобы это понять, стоит только взглянуть на его должности и награды. Он был действительным членом Императорской Российской академии, почетным членом Императорской Академии наук и впоследствии ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности. Ректор Московской духовной академии, президент Русского Библейского общества. Помимо прочего – крупнейший русский православный богослов XIX века.
В день памяти святителя Филарета Московского сайт Сретенской семинарии публикует высказывания святого на тему духовного воспитания и образования. «Имеете наставников, учение, книги. Это – сокровище для юности. Но земное учение требует помощи Небесного Наставника, подобно как семя и прозябение требуют солнца, чтобы возрасти и принести плод».
*
«Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум (см.: Притч. 2: 6). К Нему возводите взор ума, к Нему простирайте воздыхания сердца, когда приступаете к учению или когда встречаете трудности в учении. К Нему возносите благодарное сердце, когда разумеваете учение и обретаете успех. Наипаче же храните чистоту и непорочность сердца, дабы, не затмеваясь, входил в душу свет Божий».
«Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проницающее от ума до сердца, и да будет плодом знания добродетель и истинное благо, частное и общее»Земное учение требует помощи Небесного Наставника, подобно как семя и прозябение требуют солнца, чтобы возрасти и принести плод
*
«Подражание есть одно из самых употребительных орудий для образования и направления жизни и деятельности во всех видах. Это есть средство, не менее действующее, как слово учения, иногда еще более, а иногда почти единственное. Подражание старее слова учения, и самое слово раскрывается и образуется посредством подражания».
«Христос есть Свет и древнего мира – так же, как нового! И отдаленный древний мир указует не на иной свет, как на сияющий нам так близко во Христе! Куда же и теперь приглашать любителей просвещения, как не к сему Свету? Приступите к Нему и просветитесь».
*
«Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним».
«Для иных семинарий не нужно, а для иных не излишне было бы сказать и сие: посмотрите в книгу поведения и, если найдутся замеченные неоднократно в предосудительных поступках, обнаруживающих повреждение нравственности, и не оказавшие совершенного исправления, – измите злое от вас самих»Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоит, чтобы перестроение не обратить в разрушение
*
«Учение грамоте по церковным книгам, без сомнения, пришло к нам из Греции. Думаю, и везде в христианстве так было прежде. Жаль, что суетный век не понял важности сего и сбился с сего пути так, что теперь трудно возвратить от глупых распутий тех, кто более других имеют притязания на просвещение».
*
«Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоит, чтобы перестроение не обратить в разрушение. Бог да просветит тех, кому суждено из разнообразия мнений извлечь твердую истину».
*
«Дивлюсь я нередко нынешнему времени, в которое люди, при возрастающей, по-видимому, образованности, оказываются не так осмотрительными в поступках, как в прежнее время; и даже те же люди, при возрастающей опытности, являются менее основательными, нежели за несколько лет. Это примечается и в малом, и в великом».
И отдаленный древний мир указует не на иной свет, как на сияющий нам так близко во Христе!
«Любопытно было бы знать, как мог Пальмер не предпочесть Востока Западу? Это, думаю, потому, что политические облака останавливали глаз, чтобы он не проникал в духовный свет, потому что на Западе более образована способность искать и привлекать; и, наконец, потому, что благовиднее и удобнее отчалить от Англии и причалить к Ирландии, нежели представиться одиноким сыном Востока посреди Запада. Что будет с добрым Пальмером? – Да посетит его Восток свыше, когда земной Восток может быть недовольно деятелен, чтобы принять его в свои объятия».
*
«Вам предоставляется жилище, устроенное покойно, благолепно, величественно; и нам открывается совсем новая надобность напоминать вам, чтобы вы были в нем как обласканные, но скромные гости и чтобы не слишком привыкали утешаться оным. Надлежит вам помышлять и приучать себя помышлять с любовию, что после сего, можно сказать, вельможеского дома множайшим из вас должно будет вновь обитать в смиренных жилищах, посещать убогие хижины, и к сему должно вам перейти не с чувством тяготящей нужды, но с чувством священного и вожделенного долга».
2 декабря 2015 года