Литература
о духовных семинариях, их учащихся и
учащих до сих пор остается мало известной
даже в православной читающей аудитории.
Между тем художественные произведения,
мемуарные записки и публицистически
очерки, которые, являясь весьма
специфическим историческим свидетельством,
посвящены внутреннему и внешнему
описанию духовных школ, позволяют узнать
много интересного об учебном процессе,
досуге, быте, фольклоре семинаристов.
Живые,
искренние повествования, авторами
которых обычно выступают люди, уже
умудренные богатым жизненным опытом –
прежде всего религиозным (архиереи,
священники, преподаватели, выпускники
семинарий и др.), дают уникальную
возможность исподволь проследить этапы
духовного роста, глубже понять причины,
побуждающие к беззаветному, жертвенному
служению Христу.
Именно
поэтому вниманию читателей нашего сайта
впервые предлагается «Антология
семинарской жизни», в которой будет
представлена – в намеренно мозаичном
порядке – широкая панорама семинаристского
житья-бытьяXVIII
– начала XXI веков.
Курская
духовная семинария. Фото начала XX в.
40 лет исполнилось с
того времени, когда в строе нашей родной
Курской духовной семинарии были начаты
крупные преобразования по новому для
того времени Уставу духовных семинарий
и училищ 1867 года. Я был воспитанником
семинарии один учебный год – 1871/72, как
раз накануне начала преобразования, и
теперь хочется – хоть в кратком очерке
– помянуть то время, рассказать несколько
более или менее достопримечательных
фактов прошлого времени, помянуть добрым
сыновним словом бывших своих наставников,
из которых очень немногие теперь еще
здравствуют. Приступая к своему рассказу,
считаю долгом оговориться, что я буду
передавать лишь свои впечатления, как
они были тогда навеяны на меня пребыванием
в Белгороде и в семинарии[1],
и, разумеется, не считаю себя вправе
делать какие-либо выводы из своих
юношеских наблюдений…
Обучаясь
в Курском духовном училище, мы, воспитанники
его, очень мало имели сведений о духовной
семинарии, учении в ней и тамошнем быте.
Причиной тому была отдаленность Белгорода
от Курска и некоторые другие обстоятельства.
Что касается до меня с моим братом
Владимиром, с которым мы в училище
обучались в одном классе, то мы, как это
ни странно может показаться с первого
взгляда, имели более подробные сведения
о Курской семинарии 30-х и конца 40-х годов
прошлого века, чем о современной, потому
что наш родитель любил часто и обстоятельно
рассказывать о двух периодах своей
учебной жизни – во время пребывания в
семинарии учеником (1833–1839) и профессором
библиологии (1848–1850).
Первый
случай, который заставил все наше
семейство немало говорить о современной
семинарии, было получение поздней ночью
телеграммы от правления семинарии с
предложением моему родителю согласиться
на баллотировку на должность инспектора
семинарии, который должен был иметь,
как и ректор, ученую степень магистра.
Собрание преподавателей просило ответа
в непродолжительном времени на телеграмму,
в то же время объясняя в ней, что
единогласное избрание моего родителя
он должен считать обеспеченным. Так как
мои родители не имели обыкновения
скрывать от нас семейных дел, то и мы
участвовали в суждениях pro и contra
полученного предложения. Мой родитель
справедливо считал его весьма лестным
для себя, но, имея привычную законоучительскую
должность с прекрасным жалованием 1600
рублей в год и до 200 рублей доходов от
гимназической церкви, что по тогдашним
дешевым ценам на все равнялось по
теперешнему времени 3600 рублям, имея
свой дом в Курске и другие благоприятные
условия жизни, решился поблагодарить
корпорацию наставников и отказаться
от предложения. Так же мой родитель
поступил тогда, когда предстояло избрание
ректора семинарии и из Святейшего Синода
поступило к тогдашнему преосвященному
Курскому Сергию[2] отношение,
в котором указывалось на то, что желательно
предложить баллотироваться на должность
ректора протоиереям города Курска –
магистрам отцу Алексию Танкову и отцу
Николаю Булгакову, недавно бывшему
ректором Курского духовного училища.
Заинтересовываясь
все больше и больше семинарией, мы
узнали, что ректором ее избран законоучитель
воронежской гимназии протоиерей Матфей
Васильевич Невский. Бывший в Курске для
представления преосвященному Сергию,
отец ректор счел долгом посетить дома
заслуженных отцов протоиереев, и был у
нас. Помню, как старались принять самым
лучшим образом дорогого гостя мои
родители. Беседа была продолжительная
и оживленная, так как у обоих законоучителей
– моего родителя и отца Матфея Васильевича
– было много общих тем для собеседования.
Он радушно отнесся к нам с братом как к
будущим воспитанникам управляемой им
семинарии.
Наступило
наконец время отправляться в Белгород,
в семинарию. Все лето 1871 года прошло у
нас в приготовлении к семинарскому
экзамену. Я окончил курс училища первым
учеником, мой брат – вторым. Мы узнали,
что первым учеником Обоянского духовного
училища окончил Федор Гаврилович Танков,
сын отца протоиерея Г.А. Танкова, наш
двоюродный брат. Кроме того, мы имели в
виду еще трех «перваков» из других
духовных училищ Курской губернии, и
хотелось, конечно, получше выдержать
вступительный экзамен, который, как
говорили, будет строг, что и оправдалось
на самом деле.
Нам
– моему родителю, матушке и обоим братьям
– пришлось в первый раз ехать по железной
дороге в Белгород. Помню, как с большим
волнением и даже опасениями вошли мы в
отделение вагона второго класса, но
более или менее покойное движение
поезда, удобство сидения на мягких
диванах и новые интересные впечатления
сразу уничтожили несколько подавленное,
было, настроение и заменили его бодрым
и любознательным.
В
Белгород мы прибыли поздно вечером,
остановились в небольшой гостинице.
Раннее утро уже застало нас в Троицком
монастырском соборе, где после обедни,
по желанию моего родителя и всех нас,
была совершена панихида у гробницы
святителя Иоасафа, угодника и чудотворца
Божия, а затем просительный молебен при
начале всякого доброго дела. После
Курска Белгород показался мне своеобразным
малороссийским городом, живущим
спокойною, неспешною жизнью. По окончания
богомоления мой родитель с обоими
сыновьями явился к отцу ректору семинарии
и инспектору Василию Алексеевичу
Ключареву. Матфей Васильевич Невский
принял нас радушно и все спрашивал моего
родителя о том, что не известно ли
чего-либо в Курске об ожидаемом еще
тогда переводе семинарии из Белгорода
в Курск. Отцу ректору очень желалось,
чтобы это совершилось как можно скорее,
хотя бы в Курске пришлось временно
поместить семинарию в наемной квартире.
Не менее благосклонно мы были встречены
Василием Алексеевичем Ключаревым,
который в моем родителе узнал своего
профессора в семинарии, а мой отец был
очень рад этому. Оказалось, что сегодня
начало экзаменов, и, попрощавшись с
отцом, мы остались во дворе семинарии,
где подошли к группе бывших учеников
Курского училища и стали обмениваться
своими впечатлениями. Вообще же ученики
пяти училищ Курской губернии пока не
смешивались между собой: земляки, так
сказать, жались друг к другу.
По
звонку вошли мы в здание семинарии, в
так называемые «сени», из которых вели
двери в классы и которые служили местом
прогулок во время классных перемен. И
вот я воочию увидел те знаменитые «сени»,
о которых так часто рассказывал мой
родитель, излагая, как здесь бывали
публичные экзамены и другие собрания
в учебной жизни семинарии. Здесь мы
увидели много учеников и духовных лиц
– отцов иереев, диаконов и причетников,
приведших своих сыновей в семинарию, в
том числе отца протоиерея Н.И. Булгакова,
упомянутого мною магистра богословия
из Курска. Повидавшись с нами, он спросил
о нашем родителе и узнал, что он, представив
нас начальствующим лицам, уже оставил
семинарию. Повидался с нами и наш курский
сосед – преподаватель семинарии Алексей
Андреевич Чистяков, магистр Московской
духовной академии.
По
прибытии педагогического персонала мы
приступили к экзаменам. Мое внимание
обратило то обстоятельство, что прежде
начала испытаний все ученики были
разделены по предметам экзамена: закону
Божию, русскому языку, латинскому языку,
греческому языку, арифметике и географии
– на шесть групп. Каждая приступила к
экзамену по выпавшему на ее долю предмету
в данный день. Мы с братом попали в первую
группу. Особенность порядка спрашивания
экзаменующихся состояла в том, что
предварительно все ученики тянули по
билетам жребий, кому в каком порядке
отвечать. Этот остроумный способ давал
возможность не сидеть в классе, ожидая
в течение часов своей очереди, а подойти
к тому времени, когда приближалась
очередь. Еще большее удобство заключалось
в том, что нас разделили на четыре группы:
первая сейчас же приступила к экзамену,
вторая должна была явиться в 12 часов,
третья – в 4 часа дня, а последняя – в 6
часов вечера. Ученики имели право в
свободное время не быть в семинарии.
Подобным образом жребий мы брали во все
дни экзаменов, которые были весьма
обстоятельны и подробны, от 8 часов утра
до 8 часов вечера, только с двухчасовым
перерывом. Таких серьезных экзаменов
мы не видели никогда в училище. Попав в
первую группу экзаменующихся по закону
Божию, мы вошли в класс. Комиссия
экзаменаторов состояла из иеромонаха
отца Анатолия, известного историка
Курской епархии, преподавателя изъяснения
Священного Писания Крутикова и члена
правления семинарии от духовенства
отца иерея Софронова. Вдруг мы заметили,
что в классную комнату вошел и отец
Николай Булгаков; ему подали стул, и он
занял место в проходе между скамейками.
Все ученики были удивлены этим;
впоследствии узнали, что сын его,
испытывая боязнь ответа в новом учебном
заведении и в новой обстановке, просил
своего родителя присутствовать при его
ответе. Это было разрешено, и, чтобы не
задерживать отца протоиерея, сына его
спросили первым.
Затем
пошли ответы по очереди. Я заметил, как
неравно проявлялись знания у учеников
разных училищ. Видимо было, что ученики
одного училища отвечали бодро, сознательно,
даже щеголяли знаниями, особенно по
катехизису, другие же, так сказать,
вымучивали из себя ответы. Экзаменаторы
так и сыпали вопросами. Наши куряне по
закону Божию не показали себя особенно
хорошо. Я, зная наизусть священную
историю, катехизис, начертание церковного
устава и богослужения, отвечая по ним
не запинаясь, едва выпутывался из тех
вопросов, которые изобильно задавал
мне отец Анатолий, нашедший, что так как
я являюсь его тезкой, то мне надо уделить
побольше внимания на экзамене.
Проэкзаменовавшись
и получив по отличной отметке, отправились
мы домой. У здания семинарии нас поджидала
матушка и сообщила, что мы будем приняты
на квартиру в доме известного белгородского
купца Фомы Козьмича Гончарова, у которого
20 лет тому назад квартировали мои
родители. После обеда родители с нами
делали визиты своим старым знакомым.
Экзамены
продолжались шесть дней. По географии
мне пришлось отвечать поздним вечером.
Желая основательно выведать наши
познания по этому предмету, комиссия
не воспользовалась обыкновенными
картами с надписями, но, за неимением в
семинарии так называемых немых карт,
на двух штативах были утверждены
старинные карты с латинскими надписями.
Для нас же, учеников, такие карты были
совершенно равны немым, так как прочитать
латинские надписи мы могли только очень
присмотревшись к ним, а по необходимости
своевременно отвечать на вопросы по
карте это нельзя было сделать. Выделились
ученики Курского училища на экзамене
по греческому языку, преподавателем
которого был в училище один из достойнейших
наставников того времени Н.А. Алексеев.
Он незаметно, нетребовательно, но
настойчиво и систематично доводил
хороших и вообще старательных учеников
до столь солидных знаний, что мы в высшем
отделении училища искусно переводили,
пользуясь хрестоматией, статьи из
«Анабазиса» и «Киропедии» Ксенофонта,
басни Эзопа, сочинения Лукиана и Арриана.
Семинарская комиссия предложила нам
экспортом Евангелие на греческом языке,
и мы с честью выполнили эту задачу, но
зато латинский язык, бывший в руках
помощника смотрителя, а потом смотрителя
училища Ивана Никитовича Иванова, хромал
на обе ноги. Он, как начальник на училищном
экзамене, выставил по своему предмету
20 пятерок, а в семинарии несколько
пятерочников не ответили даже
удовлетворительно, получили по двойке
и, сплоховав еще по другому предмету,
не были приняты в семинарию. Не удался
нам экзамен и по русскому языку, что и
не было удивительно: за два года высшего
отделения у нас перебывали три учителя:
К.П. Волобуев, С.И. Кияницин и Н.И.
Рождественский.
Наконец
экзамены были завершены. Что касается
до их результатов, то надо сказать, что
порядочное число учеников не удостоилось
поступления в семинарию как плохо
подготовленные. Для выслушивания
постановления педагогического собрания
семинарии мы были собраны в «сени», где
секретарь правления семинарии
преподаватель гражданской истории П.П.
Азбукин прочитал списки принятых в
низшее отделение семинарии. С напряженным
вниманием слушалось чтение списков,
так как по ним можно было узнать не
только, кто поступил в семинарию, но и
каким по списку и в какой разряд учащихся
зачислен.
П.П.
Азбукин сначала причитал список принятых
в первое отделение с низшего класса.
Начало этого списка гласило так: «Анатолий
Танков, Владимир Танков, Феодор Танков,
Николай Марков и т.д.». По окончании
чтения списков отец ректор поздравил
учеников с принятием, и мы стали
семинаристами.
Из
непринятых значительное число
экзаменовавшихся поступили в Белгородскую
учительскую семинарию.
Не
могу не вспомнить того интересного
факта, что когда мой родитель вместе с
отцом протоиереем Николаем Булгаковым
делали в семинарии прощальные визиты
и откланивались в помещении канцелярии
отцу ректору, А.А. Чистякову и другим
преподавателям, то один из них, милейший
П.А. Щапов, обратив внимание на то, что
в данное время семинария в своих стенах
принимает совместно четырех магистров
богословия, воскликнул: «Святии магистри!»
«Блаженный кандидате!» – ответил П.А.
Щапову мой родитель.
Постараюсь
теперь рассказать о преподавании учебных
предметов в 1-м классе семинарии и сделать
характеристику нашего учения.
Изъяснение
Священного Писания у нас, в первом
отделении, преподавал кандидат Московской
духовной академии, недавно окончивший
курс ее, И.А. Крутиков. Для изучения
данного предмета руководствами были:
Библия, пособие при изучении Священного
Писания [В.А.] Смарагдова и записки самого
преподавателя, изложенные конспективно
и составлявшие обозрения каждого урока,
по окончании которого Крутиков выдавал
нам по одному листку почтовой бумаги с
написанным на нем обозрением. Особенностью
преподавания было то, что И.А. Крутиков
всеми мерами старался о том, чтобы
ученики прочитали текст священных книг,
разобрались в нем, умели пересказывать
главы этих книг и знали толкование
смысла текста, в особенности не вполне
понятных его слов и выражений. Почти
весь урок проходил в непосредственном
изучении текста Библии.
Такой
самый, конечно, рациональный метод
изучения Священного Писания, безусловно
в настоящее время имеющий широкое
применение, в наше время был желанною
новостью, так как ранее ученики семинарии
и даже студенты академии очень много
изучали о Библии Ветхого и Нового завета
и по поводу Библии, а не подлинный ее
текст и его смысл. Лет 30 спустя после
своего учения в семинарии я узнал, как
сам А.И. Крутиков был направлен на тот
метод преподавания, который он применял.
Читая одну из книг «Душеполезного
чтения», я ознакомился с письмами
затворника епископа Феофана. Из одного
письма, напечатанного в этом журнале,
я узнал, что Крутиков, родственник
святителя Феофана, будучи назначен в
Курскую семинарию, испрашивая благословения
у преосвященного на путь учебной
деятельности, просил наставления, как
преподавать вверенный ему предмет.
Преосвященный Феофан начертал ему
подробное наставление, как вести дело,
и настойчиво, с особым ударением ставил
во главу угла непосредственное знакомство
учеников с текстом Священного Писания.
«Остальное все тогда приложится», –
писал он.
Объяснения
Крутикова были ясны и интересны, спрашивал
он учеников хотя нечасто (нас было 75
человек), но обстоятельно, был ровен,
выдержан, аккуратен, благожелателен к
воспитанникам и любим ими…
Словесность
преподавал нам А.А. Чистяков, магистр
Московской духовной академии. Обладая
большими способностями и трудоспособностью,
он высоко шел в Курском духовном училище
и в семинарии. Познания А.А. в семинарских
предметах были настолько замечательны,
что когда в 1866 году Московская духовная
академия вызвала из Курской семинарии
воспитанников, а в это время ученики
высшего отделения прошли только один
год учения и, следовательно, не закончили
еще курсы семинарии, то семинарское
правление без малейших колебаний
отрекомендовала академии А.А. Чистякова
как даровитого кандидата в студенты
академии. Он согласился поступить в
академию и здесь окончил курс в числе
первых магистров и 1870 году был назначен
в Белгород. Будучи еще студентом 4-го
курса, А.А. подал свою диссертацию,
затрагивающую чрезвычайно интересную
и важную тему истории Церкви, а именно:
«Историческое изложение духовно-нравственных
мер, проводимых духовенством по отношению
к расколу старообрядчества». Прекрасно
написанное сочинение, которое печаталось
в Курских епархиальных ведомостях 70-х
годов прошлого века, до настоящего
времени остается единственным по своим
достоинствам. Приходиться очень жалеть
о том, что диссертация А.А.Чистякова,
которую он продолжил, будучи уже
преподавателем семинарии, не вышла в
свете отдельною книгою.
Преподавание
словесности велось А.А. Чистяковым по
следующему методу. Его дядей, замечательным
педагогом и писателем М.Б. Чистяковым,
был оставлен курс «Теория словесности»
в двух частях – очень серьезно и с
большой эрудицией написанная книга
излагала теорию словесного творчества
с психологической, философской и
эстетической точки зрения. Труд М.Б.
Чистякова был впервые издан в 50-х годах
прошлого [XIX] века, давно уже стал
библиографическою редкостью, но и до
сей поры не потерял своего значения,
являясь прекрасным пособием для
преподавателя словесности, не говоря
уже о том, что он написан точно, ясно,
определительным и кратким языком. И вот
А.А. на уроках разбирал с нами во всех
отношениях образцы словесности, в
особенности поэтические произведения,
а к следующему уроку выдавал по одному
полулисту обыкновенной писчей бумаги
с изложением теоретических сведений,
взятых им из «Теории словесности» М.Б.
Чистякова. А.А. Чистяков отличался
большим мастерством в анализе литературных
произведений и особенно любил показывать
и доказывать, как у классических писателей
каждое слово, каждое выражение нельзя
ни выкинуть, ни заменить, ни переставить.
«Формулы
выражений, – любил говаривать он, – в
которые писатель-гений или истинный
талант облекает свои мысли, суть те же
математические формулы, не допускающие
ни выбросов, ни дополнений». Нередко он
нам указывал на какую-либо фразу,
находящуюся на первой странице
поэтического произведения автора,
которая подготовляет известное настроение
читателя для сцены, которой замыкается
это произведение. В рецензировании
наших сочинений А.А. Чистяков был
необыкновенно строг, требуя, главным
образом, проведения строгого логизма
в мышлении и изложении. От этого и лучшие
ученики по сочинениям получали у него
невысокие отметки – 4, а иногда и 3.
Сочинения почти все были испещрены
поправками и замечаниями А.А. Чистякова.
Из области его отношения к рецензированию
сочинений и требований от них я расскажу
следующий интересный случай. Вскоре по
поступлению в семинарию мне пришлось
писать на такую тему, на которую полгода
назад я писал уже нашему наставнику по
русскому языку в Курском духовном
училище Н.И. Рождественскому. Он предложил
нам тему «Описание ярмарки в Курске по
случаю выноса иконы Знамение Пресвятой
Богородицы в Коренную пустынь», а А.А.
назначил описать известную ученику
городскую или сельскую ярмарку. Таким
образом, ученикам семинарии – курянам
пришлось, так сказать, повторить свое
описание. Описывая в своем сочинении
стечение народа в Курске и разнохарактерную
толпу на улицах, я упомянул о том, как
на перекрестках нищая братия поет
«Лазаря», импровизируя свои духовные
стихи, как даже продавец кваса приглашает
желающих отведать его напитка не
обыкновенною торговою прозою, а стишками:
«Квас со льдом – молодой, / Настоящий,
медовой…».
«Так
мы из уст народа, – прибавил я, – слышим
как бы начатки народной поэзии, народного
первобытного творчества». Против этого
выражения Николай Иванович Рождественский
написал: «Спасибо, Танков!», одобряя,
как он говорил, наблюдательность автора.
Алексей же Андреевич Чистяков против
того же выражения поместил: «Пустой
крик продавцов квасу и народная поэзия
– не одно и то же».
Когда
А.А. в первый раз возвратил нам сочинения,
то первые ученики упали духом и, как
говорится, повесили головы, особенно в
виду того, что во втором отделении 1-го
класса (или, по тогдашнему распорядку,
низшего отделения), где преподаватель
словесности был другой, за сочинения
было выставлено достаточное количество
отличных и очень хороших отметок, но
А.А. был очень щедр в оценке устных
ответов, так что они покрывали собой
письменные неудачи.
Латинский
язык преподавал А.М. Федотов, в мое время
уже пожилой человек, но энергичный и
деятельный учитель, любивший оживлять
класс совместной работой. Но для нас,
курян, латынь доставалась солоно. Дело
в том, что мы начали переводить Тита
Ливия «Ab urbe condita», как известно, написанного
не легким языком, а потому и в гимназиях
переводимого в 7-м или даже в 8-м классе.
После недостаточного учения в духовном
училище по предмету латинского языка,
при небольших познаниях наших, когда
мы в выпускном классе переводили только
некоторые жизнеописания Корнелия
Непота, минуя более легких писателей –
Юлия Цезаря и Саллюстия, переводить
Тита Ливия было очень трудно. К тому же
мы начали проходить пространную
грамматику Смирнова – учебник в 400 без
малого страниц. Заниматься по латыни,
что бы не отстать от других, приходилось
вплотную. Андрей Андреевич Федотов с
первого раза завалил нас требованиями,
а в руках наших было издание Тита Ливия
без комментариев и примечаний и без
словаря – простой тейбнеровский
текст[3] Anabasis»
Ксенофонта, мы опять стали переводить
того же автора. Но нужно сказать, что
наставник Петр Алексеевич Щапов, в то
время молодой щеголеватый человек, не
особенно гоняясь за переводами из
Ксенофонта, значительную часть уроков
уделял чтению книг и статей о греческих
древностях, искусстве, литературе и
прочем, давал ученикам смотреть рисунки,
изображавшие разные предметы из жизни
античного мира и тому подобное. По моему
мнению, все это имело большое значение
для воспитанников, совершенно незнакомых
дотоле с эллинским миром. Иногда он
заставлял писать в классе перевод
отрывков из Ксенофонта на русский язык.
П.А. Щапов славился в семинарии своим
мастерским чтением поэмы И.С. Никитина
«Кулак», так что ученики часто просили
прочитать эту поэму. Исполняя это, он
доставлял истинное удовольствие умелой
декламацией.. Слова искали в громадном
словаре [И.Я.] Кронеберга, а комментарий
выслушивали уже на уроках, после того
как Федотов, бывало, повыспросит учеников
и даст свой перевод, сопровождая его
разъяснениями. Конечно, требовательность
наставника приносила большую пользу.
Но зато мы, куряне, отдыхали на уроках
греческого языка: будучи прекрасно
подготовлены в училище Н.А. Алексеевым,
оказались сильнее многих других. После
перевода у него «
Математику
преподавал в нашем отделении инспектор
семинарии Василий Алексеевич Ключарев.
Он установил метод своего преподавания
по руководству профессора духовной
академии [Д.И.] Ростиславова. Учебником
у нас была алгебра [А.] Давидова, но В.А.
усиленно рекомендовал и даже сам давал
ученикам книгу Ростиславова, замечательно
искусно составленную в смысле постепенного
перехода от легчайшего к труднейшему
и прояснения для учеников более трудных
статей алгебры, так как в первый год
нелегко было пройти всю алгебру, не
выпуская из нее и логарифмов. Каждый
урок В.А. давал свои объяснения на доске,
заставлял учеников повторять объясненное
и вообще достигал цели, но решать задач
с учениками он не любил, может быть за
недостатком времени.
Преподаватель
истории в 1-м классе семинарии во время
моего учения там был Павел Петрович
Азбукин, секретарь семинарского
правления. Обладая прекрасными познаниями
во всеобщей и русской истории, он вел
дело преподавания очень удачно, хорошо
рассказывал о тех событиях и лицах,
которые должны были войти в будущий наш
урок, заинтересовывал учащихся чтением
избранных мест из исторических сочинений
и вообще был очень хорошим преподавателем.
По его рекомендации я приобрел себе все
шесть томов «Всеобщей истории» [Г.]
Вебера, и только прочитав их от доски
до доски, понял, что такое ход всеобщей
истории путем опознания искусно
скомбинированных Вебером фактов,
изложенных в строгой системе. По мнению
Павла Петровича Азбукина, всякий ученик
среднего учебного заведения, претендующий
на основательное знание истории на
высшую оценку его знаний, должен был
прочесть исторические труды Вебера или
[Ф.-К.] Шлоссера, а также С.М. Соловьева.
Изложение учебника, самого наилучшего,
говорит он, не даст и не может дать ясного
представления об истории мира.
И
он всецело прав. Знание по учебнику, по
необходимости сокращенному уже самим
автором донельзя, дает только бледный
эскиз предмета, не более. Исторический
же курс показывает, что страшная масса
событий серьезных и важных совершалась
на лице земли в протекшее время.
Немецкий
язык преподавал в семинарии Владимир
Иванович Введенский, впоследствии
смотритель Курского духовного училища,
а потом помощник классных наставников
в одной из харьковских гимназий. Изучавшие
немецкий язык семинаристы собирались
в первом отделении, изучавшие французский
– во втором, где преподавал этот язык
А.А. Федотов. Большинство слушало немецкий
язык, в значительной степени вследствие
недавних в 1870–1871 году блестящих побед
немцев над французами. Тогда печать и
общество отсюда выводили заключение о
преимуществах не только военного
устройства в Германии, но и ее культуры
пред французский, и преклонение пред
победителями было очень сильное. Я живо
помню, что когда на первом уроке своем
В.И. Введенский на свой вопрос: «Почему
следует отдать предпочтение изучению
немецкого язык пред французским?» –
получил от одного из учеников ответ:
«Потому что немцы победили французов»,
– согласился, что одна из веских причин
преимущественного знания языка
победоносной нации, а затем указал на
высокое значение немецкой науки и
литературы.
Пение
преподавал Роман Иванович Егоров, в то
же время бывший учителем греческого
языка в Белгородском духовном училище.
Так как ученики семинарии вообще уже в
училищах достаточно усвоили себе то
пение, которое обычно было принято в
церковном богослужении, то уроки пения
проходили в повторении, так сказать,
исполнения церковных песнопений. На
тех из них, которые пелись недостаточно
отчетливо, Ром. Ив. останавливался долее,
но новых шагов в пении в первом году
семинарского учения мы не делали.
Семинарский,
или, как его иногда называли в городе,
ректорский, хор был довольно хорош,
отчасти вследствие участия в нем
прекрасных голосов, а с другой стороны,
и от старания регента его – ученика
семинарии Огнева, управлявшего хором
даже тогда, когда в пении участвовал
Роман Иванович, стоящий в ряду других
хористов. Из них можно назвать прекрасными
певцами: П.Д. Ефремова (из Курского
духовного училища), Крыжановского,
Дудинского (из харьковских училищ) и
других, имена которых теперь могу не
припомнить. В семинарском хоре иногда
пели преподаватели семинарии Крутиков
и Алфеев. Однажды в пении на поздней
обедне участвовал приехавший из Харькова
оперный певец, бывший ученик Белгородского
духовного училища и семинарии [М.Д.]
Васильев, впоследствии артист императорской
Санкт-Петербургской оперы. Семинарский
хор не считал для себя отягощением
постоянно разучивать новые ноты
песнопений и концертов и исполнять их.
Разучивание это всецело производилось
регентом хора Огневым, спевки бывали
часто, и я, из любознательности присутствуя
на них, был свидетелем той массы труда
и стараний, которые на спевках выпадали
на долю как Огнева, так и относившихся
к нему с полным уважением и вниманием
товарищей-хористов.
Левым
клиросом певцов управлял ученик 1-го
класса семинарии, мой товарищ Иосиф
Попов, впоследствии регент архиерейского
хора, долгое время бывший священником
курской слободы Ямской. Он же устроил
хор из семинаристов и мальчиков –
учеников светских школ и управлял им в
одной из церквей Белгорода, где хор
обыкновенно пел раннюю обедню.
По
просьбе Попова, я однажды был на ранней
обедне, слушал пение этого частного
хора из воспитанников семинарии, и оно
произвело на меня очень хорошее
впечатление.
В
первом полугодии 1871/1872 учебного года
на всенощном богослужении наш семинарский
хор исполнял ирмосы канона «Отверзу
уста моя, и наполнятся духа» по напеву,
который носил название «харьковского»,
отличался очень высокими нотами forte и
fortissimo теноров и особенно басов, а так
как семинаристы-басы обладали очень
высокими голосами и их было довольно
много, то пение канона было громоподобным,
но исполняемым стильно и красиво. И вот
однажды, выслушав всенощную в Свято-Троицком
монастыре, куда обычно ходили семинаристы,
мы с братом пошли в Крестовую церковь
архиерейского дома, уже с 1833 года
занимаемого наместниками преосвященных,
так как Белгородский монастырь по
управлению принадлежал Курским
преосвященным. В Крестовой церкви
совершалось всенощное бдение, потому
что в октябре 1871 года преосвященный
Сергий, впоследствии митрополит
Московский, находился в Белгороде. Так
как всенощная в Крестовой церкви
начиналась в 7 часов вечера, то мы пришли
туда как раз к пению канона, а пел в
Крестовой церкви полный хор архиерейских
певчих. И представьте себе, хором ирмосы
тоже канона были пропеты самым простым
клиросным напевом, но до того низким
строем, что главную роль играло исполнение
октавы, а у октависта архиерейского
хора был до того низкий, но сильный
голос, что он считался феноменальным.
И действительно, в том же году он по
желанию соборного прихода в городе
Бердянске был приглашен туда диаконом
на отличнейших условиях. Такое сочетание
«высшего и низкого гласа» произвело на
меня неизгладимое впечатление.
Упомянув
о пребывании в данное время Курского
преосвященного Сергия в Белгороде, я
должен сказать о знаменательном отношении
его к Белгороду. Находя, что в Белгороде
с 1667 по 1833 год, то есть 166 лет, пребывали
иерархи – митрополиты, архиепископы и
епископы – и там совершали богослужения,
отсутствием которых более всего были
опечалены белгородцы после перевода
архиерейской кафедры в Курск, что в
Белгороде находится семинария, что там
почивают мощи святителя Иоасафа,
преосвященный Сергий считал необходимым
пребывать в Белгороде значительное
время в году. В мое время он проживал
здесь весь октябрь месяц 1871 года и от
Фоминой недели до праздника Вознесения
Господня включительно в 1872 году.
Для
нас, детей священно- и церковнослужителей
города Курска, это обстоятельство имело
в высшей степени отрадное значение, так
как мы привыкли в Курске в воскресные
и праздничные дни бывать в Знаменском
соборе и присутствовать на архиерейском
богослужении. Вследствие же продолжительного
пребывания преосвященного Сергия в
Белгороде, мы имели возможность и здесь
видеть его святительское служение. В
первое его пребывание пел полный
архиерейский хор, во второе – половина
его, тогда семинарский хор находился в
левом клиросе. В октябре в свите
преосвященного был протодиакон П.З.
Молотков, в другой же раз – славившийся
своим прекрасным могучим басом первый
иеродиакон Знаменского монастыря отец
Порфирий, в 1872 году посвященный в
иеромонахи. Так как церковь белгородского
Свято-Троицкого монастыря не обширна,
то феноменальный голос П.З. Молоткова
здесь звучал величественно, что произвело
на всех сильное впечатление. По просьбам
прихожан преосвященный Сергий совершал
богослужение в приходских храмах
Белгорода, а также в женском монастыре.
Он посещал и нашу семинарию. Для преподания
благословения он был приглашен и в
только что открытую тогда Белгородскую
учительскую семинарию.
Долговременное
пребывание в Белгороде преосвященного
Сергия, как я и сказал, придавало Белгороду
особое значение, особенно в церковном
отношении, так как в это время центр
епархиального управления до известной
степени перемещался сюда. К этому же
надо отнести тот факт, что в 1872 году
после Пасхи, также во время нахождения
преосвященного в Белгороде, здесь
состоялся и общеепархиальный съезд
духовенства для обсуждения и разрешения
подлежащих его компетенции дел. В это
время съезд заседал в одном из зданий
духовной семинарии и был довольно
продолжителен. Отцы – депутаты съезда,
по назначению отца ключаря, служили с
его преосвященством и участвовали при
совершении молебствия в Свято-Троицком
соборе.
Закончу
свои воспоминания о годе своего учения
в Курской духовной семинарии. Мои
товарищи из разных духовных училищ
мало-помалу свыкались друг с другом и
сформировывались в дружный класс,
который учился очень хорошо; одним из
веских доказательств этого факта
является то, что по окончании 4-го класса
семинарии 17 воспитанников, вышедших из
нее, поступили в университеты и другие
высшие учебные заведения. Все они
занимали высшие места в классном
семинарском списке, а впоследствии, по
окончанию курса, – в университетах или
специальных учебных заведениях; некоторые
из них достигали профессорских кафедр.
Но и из тех воспитанников, которые
продолжали учение в семинарии в 5-м и
6-м классах и окончили с успехом полный
курс семинарских наук, некоторые
поступили в духовные академии и, окончив
курс, заняли преподавательские должности,
а один из них – И.П. Яхонтов, бывший
ученик Курского духовного училища, –
был оставлен при Московской духовной
академии для приготовления к профессорскому
званию как лучший студент выпуска 1881
года, но, к сожалению, вскоре скончался
от тяжкой болезни.
Так
как во время моего учения в семинарии
не воспрещалось ученикам, желающим
послушать лекции преподавателей в
старших классах, посещать их уроки, то
несколько лучших учеников нашего
отделения 1-го класса считали для себя
чрезвычайно интересным бывать на лекциях
недавно вступившего в состав
преподавательской корпорации молодого
преподавателя Иакова Андреевича
Новицкого, ныне глубокоуважаемого отца
ректора семинарии, митрофорного
протоиерея. Иаков Андреевич читал лекции
по философским предметам и педагогии,
и он производил сильное и могущественное
впечатление на умы и сердца воспитанников.
Содержание лекций, отличаясь редкою
научностью и искусным подбором
соответствующего материала, было
запечатлено блестящим, увлекательным
и импонирующим в педагогическом смысле
изложением. На любознательных воспитанников
семинарии лекции производили сильное
влияние и возбуждали большую и
многополезную работу мысли и вызывали
оживленный обмен мнениями. Вообще
ученики 3-го и 4-го класса, в которых
преподавал Иаков Андреевич, всеми мерами
старались угодить своему любимому
преподавателю хорошими ответами,
внимательным исполнением письменных
работ и прочее. Все воспитанники называли
Иакова Андреевича «светилом семинарии»,
и это наименование было совершенно
справедливым. Иногда, на счастье учащихся,
в тот или другой период времени бывают
преподаватели, которые являются
властителями дум учащегося в известном
учебном заведении юного поколения, и
таким властителем дум можно было всецело
признать Иакова Андреевича.
В
1871 году стали выходить в свет «Курские
епархиальные ведомости», редактируемые
и издаваемые при Курской духовной
семинарии в Белгороде. В числе деятельных
сотрудников этого печатного органа
Курской епархии был И.А. Новицкий. Статьи
его по философским и педагогическим
вопросам, отличавшиеся глубоким интересом
мысли и простым увлекательным стилем,
читались с неослабевающим вниманием.
Эти статьи заинтересовывали и учеников
семинарии и служили прекрасным добавлением
к его классным лекциям.
После
праздников святой Пасхи занятия в
семинарии продолжились почти по половины
июля, считая, конечно, в том числе и
экзамены, так как по уставу, действовавшему
тогда, каникулы считались от 15 июля до
1 сентября. Но мой старший брат Владимир
захворал, и вследствие этого, согласно
разрешению правления семинарии,
основанному на прошении моего родителя
и медицинском свидетельстве курского
врачебного инспектора Ивана Федоровича
Тихомирова, мой брат и я были подвергнуты
испытаниям по некоторым предметам
семинарского курса ранее обычного
времени. Выдержав все экзамены в конце
июня, мы возвратились в Курск. В ноябре
же 1872 года я по экзамену поступил в
курскую гимназию.
Публикуется
по: Курские епархиальные ведомости.
1914. № 5. С. 110–116; № 12. С. 255–260; № 21. С.
450–454; № 42. С. 854–855.
Анатолий
Танков
10 февраля 2010 г.
[1] Курская
семинария была образована в 1787 г. на
базе духовной школы при белгородском
архиерейском доме епископом Белоградским
и Курским Феоктистом (Мочульским;
1732–1818). Располагалась в Белгороде.
Курский период в деятельности семинарии
начался с 1879 года, в Курск она окончательно
переехала в 1883 г.
[2] Курскую
и Белогородскую кафедру в это время
занимал епископ Сергий (Ляпидевский;
1820–1898), известный духовный писатель.
Сын протоиерея, получил высшее образование
в Московской духовной академии, в
которой был позднее инспектором, а
затем и ректором. В 1861 г. возведен в сан
епископа Курского; позже был архиепископом
в Казани, Кишиневе и Херсоне, а с 1893 г.–
митрополитом Московским и Коломенским.
[3] Имеется
в виду издание известной немецкой
книгоиздательской фирмой Тейбнеров.