|
Общие правила
|
|
|
|
Отношения между братиями
|
Равна любовь ко всем, как человек имеет любовь к каждому из своих членов тела
|
У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе любимого
|
|
Любовь
|
В общежитии закон любви не дозволяет содружеств и товариществ
|
Надобно, чтобы вы смотрел друг на друга с равным расположением… Ибо избыток любви к одному лицу весьма обличает недостаток <любви> к другим
|
|
Сообщение братиев
|
Мужские обители не разделять, но взаимообщаться
|
|
|
|
Если же братия все же установились отдельно, то советуется взаимно совещаться настоятелям
|
|
|
|
Брата из одной обители в другую сразу не принимать, но убеждать вернуться. Если не убедишь – отвращаться от общения
|
|
|
Грехи ближнего
|
Не должно быть равнодушным к неисправным, но обличать
|
Если жало смерти – грех (см.: 1 Кор. 15: 56), то немилосерд, кто умалчивает, а не обличает
|
|
|
Всякий грех должен быть открываем настоятелю или самим согрешившим, или узнавшем о грехе
|
Если кто вознерадит <о грехе брата> и именно по собственному своему терпению смолчит… делается сообщником согрешившего и оставляет погибать во зле человека
|
|
|
Если <же> что в нашей воле или, нередко, еще и неизвестно, за то не надобно осуждать брата
|
|
|
Выход из кельи
|
Сколько от тебя зависит, уклоняйся от всякого выхода в общество
|
Если при помощи Божией и возможешь избежать сетей <мира>, то хотя возвратишься в келью, однако уже не таким, каким вышел, но расслабленным и болезненным… и только по истечении долгого времени способным возвратиться к свойственному тебе навыку
|
|
Родственники
|
Однажды принятым в братство настоятель не должен дозволять… развлекаться под предлогом посещения своих <родных> и вести жизнь, никем не свидетельствуемую… Всего более тех, которые еще только навыкают добродетелям
|
От родственников, друзей и родителей надобно столько же отклоняться своим расположением, сколько видим далеко между собою мертвых и живых
|
|
|
|
Должно стараться всеми мерами отнимать поводы ко греху, из которых важнейший есть памятование прежней жизни, чтобы не случилось сказанного, что возвратились сердцем своим во Египет
|
|
Дети
|
Живут отдельно, но на молитве вместе
|
|
|
Женские обители
|
Устав тот же, что и в мужских
|
|
|
|
Попечение о них лежит на мужских монастырях
|
|
|
|
Свидание с настоятельницей как можно реже
|
|
|
|
Беседа с сестрами только в присутствии настоятельницы
|
|
|
|
Для братии беседы только в крайнем случае и не менее двоих с каждой стороны
|
|
|
|
Исповедь: у пресвитера, в присутствии старицы
|
|
|
Прием в обитель
|
Показать трудности, но и утвердить в надежде, наставить в начальных правилах и определить наставника, которого сам изберет
|
Не должно высматривать обитель, где настоятель поблажливее к братиям
|
|
|
Решившим оставить мир надо с ним и рассчитаться полностью. Раздавать же имение не презрительно, но тщательно, как посвященное Богу
|
Осуждается всякий не за то, что имел у себя, но за то, что худо подумал об имении или нехорошо употребил его
|
|
|
Испытывать каждого пришедшего в трудных послушаниях, особенно в смирении. Знатным в мире – самую низкую работу
|
Нововводным хорошо упражняться в молчании
|
|
Постриг
|
Обет отречения произносится перед всей братией. При этом:
|
На каждого принятого в братство и нарушающего обет смотреть, как на согрешившего Богу. Таким и не отворять двери братства даже для крова
|
|
|
1) меняется имя
|
|
|
|
2) даются иноческие одежды вместо мирских
|
|
|
|
3) передается старцу «построже других»
|
|
|
Суточный режим
|
С утра – на молитву, после восхода солнца – за дела с псалмопением
|
Душа, будучи свободна от земных забот, возвращивает добродетели, которые обязывают всякое дело в жизни исполнять должным образом
|
|
|
Главный путь – изучение богодухновенных писаний
|
|
|
|
Полночь подвижнику – лучшее время для безмолвия
|
|
|
Пища
|
Для пищи – один час определенный; сон – легкий после легкой пищи
|
|
|
|
Принимать пищу со славословием и молитвой до и после приема
|
|
|
|
Пища один раз в день
|
|
|
|
Уставное чтение за трапезой
|
|
|
Виды пищи
|
Хлеб, вода, елей, рыба соленая (мало, для приправы), зелень, варево из семян
|
Употреблять то, что без многих хлопот можно достать и удовлетвориться
|
|
Общие правила
|
Общая трапеза
|
Общей целью (в принятии пищи) пусть будет удовлетворение потребности
|
|
|
Подвижническая мера воздержания
|
Не иметь целью и наживать плоть, и поступать с нею жестко
|
|
|
Вкушать все предлагаемое в других местах, но с воздержанием
|
Обуздание чрева есть подавление страстей, а подавление страстей – безмятежность и тишина души
|
|
Пост
|
Вся жизнь в воздержании
|
Духовный отец твой… пусть отверзает уста твои для принятия хлеба, он путь и замыкает. Не бери в советники змия, который… хочет уловить тебя
|
|
Два вида поста
|
Общий: среда, пятница, установленные посты
|
|
|
|
Частный: некоторые из братиев особо брали на себя. Но неодобрительно позволяется
|
Желать большего в сравнении с другими, даже и в самом хорошем, есть страсть состязания, происходящая от тщеславия… Поэтому отложи собственные изволения и желания казаться, будто бы делаешь что-нибудь лучше других. По апостолу: «Аще ли ясте, аще ли пиете, аще ли что иное творите, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10: 31)
|
|
|
Неумеренное пощение осуждается
|
Воздержание состоит не в одном удалении от яств, ничего по себе не значащих, но в совершенном отречении от собственных своих произволений
|
|
Сон
|
Безвременный сон
|
Бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге и когда пренебрегает судами Божиими
|
|
|
|
Тело держать в строгой дисциплине – как молодого коня в узде
|
|
|
|
Ибо порок есть не что иное, как оскудение добродетели
|
|
Одежда
|
Хитон, собранный поясом не выше чресл. Толщиной – чтобы согреться одним
|
Смиренному образу мыслей приличен и взор печальный, и небрежение о наружности
|
|
|
Обувь дешевая, но прочная
|
|
|
|
Пояс у многих в Священном Писании
|
|
|
|
Должна быть отлична от мирской – выделять, чтобы не согрешали
|
|
|
|
Не изысканная, но потребная и в холод и в жару, и днем и ночью
|
|
|
Причащение
|
Четыре раза в неделю (воскресение, среда, пятница, суббота)
|
Хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать святое тело и кровь Христову… Впрочем, и мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, и пяток, и субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого
|
|
|
Практика самопричащения: «монахов в пустынях» и «во время гонений»
|
Причастие собственною своею рукою, без иерея, нимало не опасно
|
|
Причащение преждеосвященными дарами
|
В Александрии и Египте каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя дома и сам собою причащается, когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал жертву, принявший ее как всецелую… справедливо должен веровать, что причащается как от самого преподавшего
|
|
|
Епитимии
|
|
|
|
Меры
|
Ни одного поступка не считать маловажным
|
|
|
|
Отлучение – от общения с братией в столе, труде, молитве и причащении
|
|
|
|
Вне общения – отлучение от причастия или без обеда
|
|
|
|
Без благословения – без утешения, получаемого или в Церкви, или за обедом
|
|
|
|
Без пищи
|
|
|
Действия
|
|
|
|
|
Нерадивых на молитве – отлучать или на неделю поститься
|
|
|
|
Поклявшихся – отлучение на две недели
|
|
|
|
Ропотливых – отлучение на неделю
|
|
|
|
Празднословящих – отлучение на неделю
|
А также клятвопреступников, укоряющих, ругающихся напрасно, обижающихся, осуждающих
|
|
|
Вышедшим из монастыря без благословения – без общения
|
А также стяжателей собственности, соглашающимися с другими на грех
|
|
|
Если кто лишен благословения, но возьмет его – отлучение
|
|
|
|
Кто заговорит с пришедшим без приказания настоятеля – без благословения
|
|
|
|
Кто ест без благословения – отлучение
|
|
|
|
Дарить что-либо или меняться без ведома настоятеля – без благословения
|
|
|
|
Кто заводит шутки за трапезой – поставить на молитву и без пищи
|
|
|
|
Кто не прейдет на трапезу без причины – без пищи
|
|
|
|
Кто без ведома настоятеля напишет или получит письмо – отлучение
|
|