Иеромонах Матфей (Самохин) 7383
Приведем основные монастырские уставы, рассмотренные нами, в виде систематизированных таблиц. Такая форма подачи материала позволяет наиболее наглядно продемонстрировать особенности правил разных авторов и их сходство в главных темах. Пользующийся таблицами уставов имеет возможность сравнить их по интересующим его темам и таким образом выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения вопроса. Так, желающий составить правила жизни для своей обители или соотнести разные вопросы с решениями преподобных отцов, может сделать это на одном экране (к интерактивной форме электронных таблиц можно перейти здесь)[1].
Устав преподобного Пахомия
Устройство монастыря
Состав |
Каждый монастырь – 30–40 домов по 12–13 келий, в каждой по три монаха. Всего в одном монастыре 1300–1400 монахов |
Послушания |
|
Настоятель |
Один свой монастырь (у преподобного Пахомия– Тавенисиотский монастырь, потом – Пабо) |
Обязан обходить все монастыри, наблюдая за порядком; сам устроять и держать его |
|
Два раза в год собрание всех у аввы (Пасха, праздники). 13 августа – собрание всех экономов и глав монастырей |
|
Отвечает и решает все дела в своем монастыре |
|
Руководство духовной жизнью складывается из соблюдения внешнего порядка, «потому что, блюдя порядок, он вел всех к созиданию в духе» |
|
Второй по настоятеле |
Второй после аввы, часто – эконом |
Благочинный |
В монастыре 30–40 домов; в каждом доме один смотритель и один вторствующий |
Принимают новичков и смотрят за ними |
|
Принимают и раздают вещи и материалы для работы |
|
Все вопросы в доме решаются через него |
|
Один раз в неделю беседы с братией |
|
Судит его авва или совет старцев. Виновен за всякий грех, если не донес о том авве. Сам несет за то положенную епитимию |
|
Эконом |
Один на монастырь. Ведает хозяйством монастыря |
Келарь |
Один на монастырь. Ведает хозяйством вне монастыря (закупка, продажа) |
У главного эконома и расходчика с аввой два судна для отправления товаров морем |
|
Больничник |
В больнице ни в чем не отказывали (даже в мясе). Но больной сам ничего не делал – все доверял больничным |
Странноприимник |
Находится вне монастыря. Принимает всех (любого пола и веры) |
Особое внимание приходящим клирикам и инокам. Дозволялось им входить в молитвенное собрание, но трапеза всегда отдельно – в гостинице |
|
Чреда послушаний |
Недельные: каждую неделю на все послушания определялся один дом. В начале недели берет все материалы, в конце сдает смотрителю дома. Неделя начинается с понедельника (преподобный Кассиан) |
Специально назначались на монастырские службы: |
|
в трапезную – смотритель, эконом |
|
в больницу – больничник |
|
в гостиницу – гостиничник |
|
в пекарню – пекарь |
|
садовый (возможно, отдельно назначался) |
|
Виды работ |
Плетение рогож (из пальмовых листьев); не больше и не меньше определенного количества в день |
Плетение вервий (25 локтей в день) |
|
Вне монастыря |
Общие: всем монастырем или всем домом. Молитвенное правило не опускалось |
Правила на послушаниях |
Работа в молчании |
Раздает и собирает инструменты — вторствующий дома |
|
Если брат ропщет на работу – вразумляли до пяти раз. Если не исправляется – в больницу, там ухаживали, без занятий, пока не вразумится |
Правила. Режим
Прием в обитель |
Длительный |
Пришедший несколько дней стоит за стенами монастыря |
|
После приема – в гостинице (несколько недель/месяцев): учит псалмы, узнают о его расположении |
|
Вратарь облачает пришедшего в монастырские одежды, вводит в собрание братии, определяет принадлежность к дому. Смотритель дома отводит ему последнее место |
|
Поступающим ничего не вносить в монастырь. Одежду мирскую отбирают и хранят на случай, если не пройдет искус |
|
Поступивший обязан выучиться грамоте (если не обучен, то в определенное время ходит к старцу и берет уроки), знать наизусть (со временем) Псалтирь, Новый Завет, правила монастыря |
|
От ангела правило: «Прежде трех лет к высшим подвигам не допускать» |
|
Пища |
Одна для всех (кроме больных): хлеб, соль, варево, овощи, травы с уксусом, иногда с маслом |
По трапезе: раздавались фрукты в келью |
|
Больным: + вино, уха (если попросят – и мясо) |
|
Сон |
После шести вечерних молитв всем домом – сон в келье до полуночи |
В полночь – общая молитва в храме. После: бдение в келье + рукоделие; не давать себе спать |
|
От ангела: нельзя спать лежа, но на седалищах с отлогими спинками |
|
Одежда |
Левитон – нижняя одежда без рукавов, до колен (мешок с дырками для рук и головы). Кол-во: 2 (+ 1 рабочий) |
Пояс холщевый (не кожаный). Кол-во: 1 |
|
Нарамник – лента из холстины (параман). Кол-во: 1 |
|
Кукулий – шапочка заостренная, до плеч. При причащении не снималась. Кол-во: 2 |
|
Милоть – козья кожа – с плеч до колен (ряса). И ели, и спали в ней. Кол-во: 1 |
|
Мантийца – плащ с шеи ниже плеч (необязательно) |
|
Сандалии – подошва на ремнях (дополнительно – только в дорогу) |
|
Посох – только в дорогу |
|
Уход за одеждой |
Стирать всем вместе в реке, по знаку смотрителя |
Смена одежды – один раз в неделю (суббота) |
|
Поучения: |
Нет поста: три раза в неделю (утром); авва или начальник дома. Потом обсуждение |
В пост: два раза в день (утром и вечером) |
|
Причащение |
Суббота, воскресение. После дневной молитвы все причащаются |
Подходя к причастию снимать пояс, милоть, сандалии. Но в куколе (от ангела) |
|
Епитимии |
За любое отступление от заповедей |
Виды |
Стоять, когда другие сидят (отрешив пояс, опустив руки стоять в церкви у жертвенника или в трапезной) |
Оставлять голодным |
|
Терять место (понижение по чину) |
|
Иногда применялись телесные наказания (юным, грубо нарушающим) |
|
За нравственные грехи: увещевать до трех-десяти раз, потом – епитимия, на последнее место |
|
Ропотливых, ленивых – в больницу; кормить вдоволь, ничем не утруждать |
|
Злых, раздражительных: после трех увещеваний – за стенами монастыря телесные наказания и на хлеб и воду |
|
За воровство – 39 ударов; на хлеб и воду |
|
Причины |
Во время молитвы: опоздания, разговоры, безвременный выход |
Во время поучений: кто опаздывает, задремлет – стоит |
|
В трапезной: опоздания, разговоры – стоять, уходить голодным |
|
Кто грешит по неведению – извинить |
Богослужение
Молитва общая |
|
От ангела |
Три раза по 12 молитв-псалмов: днем (в 12 часов), вечером (перед заходом солнца), ночью (в полночь). Три молитвы в 9-м часу (в 15 часов) |
Другие по уставу |
Шесть вечерних молитв |
Утром (при рассвете) |
|
Состав |
12 псалмов. Поются, разделенные на несколько человек (два-четыре) |
Во время пения все сидят на низких сидениях, по псалме – встают на умную молитву; вместе падают на колени и опять встают – 12 раз |
|
Последний псалом с Аллилуией по каждом стихе |
|
После псалмов – два чтения: Ветхий и Новый Завет. В воскресенье – Апостол, Евангелие |
|
Суточный круг |
Полуночная молитва. После: в келье частная молитва + рукоделие, чтобы отгонять сон |
Утренняя молитва всем домом (+ 3 раза в неделю – поучение). После: в келье урочная работа вместе с чтением Псалтири |
|
Полдень – общая молитва в храме (если нет поста); трапеза; работа + богомыслие |
|
9-й час – молитва в храме (если пост); трапеза; работа + богомыслие |
|
Перед заходом солнца – молитва в храме + поучение аввы |
|
После – молитва дома: шесть молитв. Молитва в келье |
|
Всенощное бдение |
На субботу с вечера до четвертого пения петухов |
Позже: в воскресенье и в праздники |
Наставления
Устав от ангела |
Устав дан ангелом, «чтобы и слабые удобно, без отягощения могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе» |
Устав дан тем, у которых ум еще незрел, чтобы они, хотя как непокорные рабы по страху к господину, выполняя общее правило жизни, достигали свободы духа |
|
От ангела правила: «Прежде трех лет к высшим подвигам не допускать» |
|
Для управляющего |
Имея тяжелый характер, скорее совладает с ним кротостью, нежели строгостью монастырских правил |
Будь первым в соблюдении правил, чтобы, смотря на твой пример, верны были бы им все братия, тебе вверяемые |
|
Не оставляй без попечения нерадивых, неослабно уговаривая их |
|
Преподобный Пахомий смотрел на себя не как на высшего перед другими, но держал то убеждение, что назначен Богом послужить другим |
|
Против гордости. Преподобный Пахомий поставил еще не достигшего 20 лет святого Феодора поучать старцев о слове Божием. Когда те удалились, преподобный учил их: «Гордость есть источник всех зол… Оставляя собрание, вы оказали презрение слову Божию и тем изгнали Духа Святого из душ ваших» |
|
Два оружия против искушений: страх Божий и открывать смущающие помыслы опытным старцам |
|
Видение преподобному Пахомию о причине нестроения его монастырей по его отшествии: «от недостатка хороших настоятелей, места которых будут занимаемы лицами честолюбивыми» |
|
Будем разжигать себя памятью о смерти |
|
«Братиям каждый день ставь на трапезу все, чтобы не лишить случая тех, кто стремится к воздержанию, получить венцы самоумервщления». И, с другой стороны, не лишать утешения больных и юных |
|
О преподобном Феодоре |
К заботам о монастыре он поощрял себя тем убеждением, что если оставит труд по причине тяготы, то Бог потребует с него отчета в погибели душ нерадивых и тех, которые будут увлечены их примером |
Духовная жизнь |
Постоянное богомыслие – разбор мест из Священного Писания |
Были монастырские библиотеки, но книги выдавали, кому определено |
|
Безмолвие |
Постоянное молчание. Только изредка обсуждение поучений |
Любовь: не обременять брата |
|
Целомудрие, смирение: ходить и стоять на расстоянии локтя друг от друга. Не видеть женщин |
(Продолжение следует.)
14 августа 2009 года
[1] Внимание! Для корректной работы базы данных необходимо при открытии программы в Excel выбрать параметр «Не отключать макросы» либо отменить отключение макросов в меню «Параметры» приложения Excel. При работе из базы данных можно легко копировать интересующие места, или добавлять свои примечания. При выходе из программы лучше выбрать «Не сохранять файл» в предложенном сообщении, чтобы возможные ошибки не повлияли на нарушение правильной работы базы данных.
База данных монастырских уставов тестировалась в версиях программы Microsoft Excel под Windows XP, 2000, Vista. Также работа с базой данных возможна под операционной системой Mac OS X, но с потерей некоторых автоматизированных возможностей.
Все ваши предложения и замечания будут с признательностью приняты на e-mail: im@pravoslavie.ru