К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «В ХРАМЕ СТОЯЩЕ СЛАВЫ ТВОЕЯ, НА НЕБЕСИ СТОЯТИ МНИМ», ИЛИ СЕМИНАРСКИЕ УРОКИ

Московская Сретенская  Духовная Академия

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «В ХРАМЕ СТОЯЩЕ СЛАВЫ ТВОЕЯ, НА НЕБЕСИ СТОЯТИ МНИМ», ИЛИ СЕМИНАРСКИЕ УРОКИ

Петр Украинцев 7773



Я родился в верующей семье. С самого раннего возраста мои родители прививали мне понятия о вере и Боге. Сквозь годы несу я детское чувство трепета и благоговения перед всем тем, что связано с храмом.

Значимым этапом моего духовного взросления явилось обучение в православной Свято-Владимирской гимназии. Здесь по милости Божией я обрел духовника, а также дорогих друзей. С большой радостью я стал нести послушание алтарника в храме св. равноап. князя Владимира в Старых Садех. Более всего меня поражало самоотверженное служение приходского духовенства. Все это и повлияло на мой дальнейший жизненный выбор.

В Сретенскую духовную семинарию мы с другом поступали в так называемом втором потоке, поскольку из-за своей нерасторопности слишком поздно подали документы. Результаты традиционного вступительного собеседования оставляли желать лучшего, но ректор – архимандрит Тихон (Шевкунов), был милостив к нам и даже подбодрил нас, сказав: «Помните, как сказано в Евангелии: «И последние станут первыми».

Итак, в 2000 году мы поступили в семинарию и стали в ней вторым набором. Первый же на три четверти состоял из монастырской братии. Жили мы в одном корпусе с насельниками монастыря. Точно так же, как и они, участвовали в богослужениях в качестве алтарников и чтецов, пели на клиросе, читали неусыпаемую Псалтирь, молились на братских молебнах, ежедневных утренних и вечерних правилах, участвовали в послушаниях, еженедельно исповедывались у духовника монастыря.

Иными словами наша учеба была очень тесно связана с жизнью обители, что позволило нам прикоснуться к ее особенному укладу.

Будучи участниками богослужебной монастырской жизни обители, мы подкрепляли свои теоретические знания, полученные за партой живой практикой. Мы неплохо разбирались в том, что и когда читается, как составляются службы. Но все же еще более важным было именно воспитание благоговения и страха Божия при совершении Литургии. Этому нас учили в первую очередь. И здесь следует высоко оценить личный пример о. Тихона и насельников монастыря. Монастырские службы во многом стали для меня тем образцом, к которому я стремлюсь, совершая свое служение на приходе. «В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним». Этот стих очень часто приходит мне на память, когда я вспоминаю о Литургиях и всенощных в Сретенской обители.

Как я уже писал, учащиеся семинарии, вместе с насельниками Сретенской обители, участвовали в разнообразных послушаниях: убирали монастырскую территорию, мыли полы в братском корпусе, разгружали тиражи книг монастырского издательства, чистили картошку на кухне и проч.

Кроме того, мы каждое лето выезжали на практику в монастырский скит, находящийся в Рязанской области, и участвовали в заготовке сена, прополке огорода, сборе земляники. Этот общий труд очень сильно сплотил нас. Меня он приучал к труду, дисциплине, послушанию, помогал переступить через свою лень и эгоизм. И, безусловно, он дал мне многие навыки, столь необходимые в повседневной жизни.

В первые три года нашего обучения все было рассчитано исключительно на нашу сознательность, и она действительно в нас присутствовала. Мы хорошо понимали, каких сил и средств стоило наше образование Сретенскому монастырю, и искренне не хотели никого подводить и разочаровывать. И потом: учиться было так интересно! И нередко за книжками мы засиживались далеко за полночь.

Я очень признателен всем своим преподавателям – специалистам самого высокого уровня, представляющим лучшие вузы и научно-исследовательские организации Москвы. Прежде всего, это, конечно, МДА, а также МГУ, Институт славяноведения РАН и др.

Больше всего мое внимание привлекали церковно-исторические предметы. Благо, в нашем учебном плане их было немало. До сих пор помню, с каким интересом я слушал лекции по истории Русской Церкви А.К. Светозарского, О.Ю. Васильевой, погружался в мир философии с Г.Г. Майоровым… Но, пожалуй, самими важными для меня были занятия по Пастырскому богословию, которые проводил отец Тихон. Батюшка не только рассказывал нам материал, диктуемый программой, но щедро делился с нами своим духовным и жизненным опытом. Не раз в сложных ситуациях я обращался к этим трезвым наставлениям, пользовался мудрыми советами. Немыслимо образование будущего священнослужителя и без курса практического руководства для пастырей, который был преподан нам протоиерей Дамианом Кругликом. Не раз я обращался к конспектам его занятий перед совершением приходских треб.

Годы, проведенные в стенах семинарии, навсегда останутся в моем сердце. И, конечно, я с чувством самой искренней благодарности буду вспоминать моих наставников и учителей.



Священник Петр Украинцев
31 марта 2009 года