ГлавнаяНовости Естественные основания греховных страст...
Естественные основания греховных страстей. Часть 1
949
Все святые отцы, обсуждая эту тему, говорят, что у каждой греховной страсти есть естественное основание. И всегда, когда мы приступаем к борьбе с той или иной страстью, нужно четко различать, где заканчивается естество и начинается грех, чтобы в своей борьбе мы не повредили свое собственное естество. Это очень важная и тонкая грань.
Вот как на эту тему рассуждает авва Дорофей: «…по естеству Бог дал нам добродетели. Страсти же не принадлежат нам по естеству, ибо они даже не имеют никакой сущности или состава, но как тьма по существу своему не имеет состава, а есть состояние воздуха (как говорит святой Василий), бывающее от оскудения света, так и страсти (не естественны нам), но душа, по сластолюбию уклонившись от добродетелей, водворяет в себе страсти и укрепляет их против себя». То есть добродетели для нас естественны, а страсти противоестественны, поэтому от них можно и нужно избавляться.
Об этом же пишет и преподобный Исаак Сирин: «Душа по природе бесстрастна. <…> Страсти суть нечто придаточное, и в них виновна сама душа. <…> Если добродетель есть естественным образом здравие души, то недугом души будут уже страсти — нечто случайное, прившедшее в естество души и выводящее ее из собственного здравия. А из сего явствует, что здравие предшествует недугу. <…> Посему никто да не хулит Бога, будто бы Он в естество наше вложил страсти и грех».
Давайте рассмотрим конкретно естественные основания всех восьми страстей, а на следующих лекциях вам объяснят, как следует бороться с той или иной страстью, как преодолевать искушения и насаждать добродетели.
1. Чревоугодие (греч. γαστριμαργία) — это извращение естественной потребности человека в питании. К этому понятию относятся различные гастрономические удовольствия. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что человек согрешает этой страстью когда стремится к наслаждению гортани, получает наслаждение от переполненного желудка или склонен к «безвременному вкушению» (не может соблюдать временной режим питания и поста). Но так или иначе, смысл один: страсть чревоугодия возникает не тогда, когда мы едим, чтобы восполнить потребности своего организма, а когда употребляем пищу, прежде всего чтобы получить наслаждение. Как только подобная жизненная позиция становится для нас доминирующей, главной при потреблении пищи, то уже в той или иной степени мы развиваем страсть чревоугодия.
2. Блуд (греч. πορνεία) — это использование естественной богоугодной способности человека к деторождению исключительно для получения чувственного удовольствия. Еще до грехопадения людей Бог сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1:28), поэтому в деторождении самом по себе нет ничего греховного, оно благословлено Богом. Однако если главной целью отношений мужчины и женщины является получение наслаждения, но при этом игнорируется деторождение, то это уже страсть блуда в той или иной форме. В этом случае естественная способность к деторождению используется не в соответствии с замыслом Божиим.
Протоиерей Вадим Леонов
Фрагмент из книги "Где начинается святость? Греховные страсти в человеке и борьба с ними"
под авторством епископа Пантелеимона (Шатова), протоиерея Вадима Леонова,
протоиерея Андрея Овчинникова, протоиерея Андрея Рахновского