Встреча-беседа «Закон и справедливость. Что важнее?». Часть 3

Московская Сретенская  Духовная Академия

Встреча-беседа «Закон и справедливость. Что важнее?». Часть 3

835



Встреча доктора юридических наук, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова со школьниками из Луганской Народной Республики, которая прошла 24 сентября 2025 г. в рамках совместного проекта Сретенской духовной академии и Финансового университета: «Наследие: ориентиры будущего». 

Часть 1, Часть 2.


Не раз к этой теме обращался в своих произведениях А.С. Пушкин, неслучайно он считается гениальным, великим русским поэтом.

Интересно, что Александр Сергеевич Пушкин ни разу не выезжал за границу (если не считать его «Путешествие в Арзрум», то есть на Кавказ, в Армению). На то были и объективные причины: например, наш поэт являлся сотрудником Министерства иностранных дел, но без права выезда за границу, но и сам Александр Сергеевич, хотя и любил путешествовать, черпал свое вдохновение, прежде всего, в России, на своей родной земле, достаточно вспомнить «Болдинскую осень», подарившую нам и «Повести Белкина», и «Маленькие трагедии». И как раз в одной из них – «Скупой рыцарь» – можно найти такое художественное определение совести: «когтистый зверь, скребущий сердце». Иногда совесть такой и бывает: начинает скрести внутри и не дает нам покоя, все время сообщает нам, что что-то неправильно мы сделали.

Еще одно известное произведение, которое изучается в школе: «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина.

Его герой – Владимир Дубровский, который становится на путь мщения, он мстит за обиду, которую причинил Кирилла Петрович Троекуров его отцу, разорив его, отобрав незаконно имение, после чего отец, не выдержав удара, скончался. И, кстати, формально вопрос был решен по закону, через суд, который постановил, что, поскольку подтверждающих совершенную некогда покупку семьей Дубровских имения Кистеневки у предков Троекурова нет (они сгорели при пожаре), то старший Дубровский лишался статуса законного владельца. Впрочем, чтобы обеспечить именно такое решение суда Кирилла Петрович Троекуров фактически подкупил судебных чиновников, сообщив, что «у него все бумаги сгорели во время пожара», при этом он говорит такие слова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Отсутствием бумаг и решено было воспользоваться одним из судебных заседателей: «Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! чего ж вам лучше? – в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие». Такой жестокий и бесчестный поступок, хотя всё сделано так, что как будто по закону.

После смерти отца Владимир Дубровский начинает мстить. Хорошее ли чувство месть и оправдано ли оно тем, что молодой герой посредством нее пытается восстановить справедливость?

В Кистенёвке происходит пожар, Владимир и некоторые из тех, кто когда-то служил его отцу, пропадают, но, как пишет далее А.С. Пушкин, «в ** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в селы, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием».

То есть, Владимир Дубровский понимает, что месть – далеко не самое лучшее решение, здесь вспоминаются слова немецкого писателя и поэта Карла Теодора Тернера: «Месть – это слабых душ наследство. / В груди достойного ему не место». Мы помним, что, решаясь на поджог Кистенёвки, Владимир не желал гибели судебных приставов, то есть Владимир Дубровский – «благородный мститель», он человек совестливый, понимающий, что совершаемый разбой не послужит делу восстановления справедливости, напротив, это ведет к умножению зла, к превращению мирных крестьян в настоящих разбойников. Он все время мучается, потому что он не может понять, как это может быть по закону (Кистенёвка была передана Троекурову по решению суда), но не по совести? Как это может быть по справедливости (он изначально именно пытается восстановить справедливость), но не по закону: он мстит по справедливости, но это незаконно.

И мы приходим здесь к пониманию той основной мысли, которую хотел донести до нас А.С. Пушкин: решение суда, который был принят, и сам суд, ставший на сторону Троекурова, будучи лишены справедливости, превращаются в пустую форму, теряют свою ценность, если они не защищают человека. И, слава Богу, в современном мире все-таки законы в основном принимаются исходя из этого понятия справедливости.

Вот те самые весы, «весы Фемиды» символ правосудия, связанный с образом богини Фемиды из греческой мифологии. Весы эти как раз и говорят о том, что должен быть баланс: справедливость не может быть выше закона, и закон должен быть справедлив. Тогда только он становится законом.

Есть такая фраза «Dura lex sed lex» – «Закон суров, но это закон». Вот и учит нас Александр Сергеевич Пушкин поступать и по закону, и по справедливости. Потому что если закон не соответствует моральным принципам и здравомыслию, то люди начинают искать другие пути для восстановления правды. И приводит это к мести, к разорению, к поджогу, одним словом, к разрушению!

ХХ век в истории нашей страны и нашей Церкви ознаменован подвигом многих новомучеников и исповедников. Одним из них был святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - замечательный святой, которого верующие знают как святителя Луку Крымского, а учёные и медики – как выдающегося хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, о котором мы сняли большой трехсерийный фильм. Это действительно удивительный человек, он был несколько трижды сослан (почти одиннадцать лет своей жизни провел в тюрьмах и ссылках), гоним за свою веру, за то, что не отказывался от нее, свое решение стать священником он принял в очень тяжелое для Церкви время, при этом продолжал оперировать. Впоследствии он принял монашество и стал архиереем Русской Церкви.

Его святые мощи находятся в Симферополе, в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря, каждый может поклониться им. А мы, сняв фильм, устанавливаем ему памятники. Недавно, 19 сентября, на территории городской больницы № 2 города Горловка ему был открыт памятник. Следующий памятник будет открыт в городе Антраците Луганской Народной Республики, где силами местного священника и прихожан строится храм святителя Луки Крымского. Луганский государственный медицинский университет носит имя Святителя Луки.

Святитель Лука сказал замечательные слова: «Совесть дана от Бога всем, но от человека зависит, слышать голос совести и следовать ему или заглушать этот голос». Так и есть. Мы либо его слушаем, либо заглушаем.

Интересное высказывание мы находим у ещё оного самобытного детского писателя, автора серии повестей «Хроники Нарнии» – Клайва Стейплса Льюиса. Это рассказ о ребятах, которые путешествуют в страну Нарнию. Но вообще считается, что это произведение имеет евангельский подтекст, потому что в нем через образы сказки говорится о борьбе добра и зла. Там есть колдунья, которая пытается этих ребят погубить, и есть лев Аслан – такой аллегорический образ Христа. Этот лев приносится в жертву ради детей, но затем воскресает на том алтаре, где его принесли в жертву. Это очень интересно. Кто по каким-то причинам не может или не хочет читать, можете посмотреть фильм, есть три фильма, прекрасно снятых. 

И вот автор этих книг, англичанин Клайв Стейплс Льюис сказал, что Бог обращается к каждому человеку шепотом любви, а если человек не услышал этого шепота любви (иногда мы его не слышим), то Он уже голосом совести к нему обращается, а если мы не услышали и голоса совести, то Бог обращается через рупор страданий. Так мы устроены: к сожалению, часто мы любви не слышим, совести не внимаем, приходится страдать. 

Продолжение следует...