216
Встреча теоретика и историка литературы и культуры Древней Руси, доктора филологических наук, кандидата культурологии и профессора Сретенской духовной академии Александра Николаевича Ужанкова с учащимися школ Дзержинска, которая прошла 13 мая 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Добрый день! Тема нашей сегодняшней встречи: «Духовные основы русской литературы». Почему нужно изучать русскую литературу? Нужно заметить, что есть два предмета в школе, которые формируют личность – история и литература, поскольку история учит патриотизму, а литература учит нравственности. И, если вы досконально будете знать нашу отечественную историю и нашу отечественную литературу, то вы будете русским человеком.
А почему важно говорить о духовных основах русской литературы?
Хотелось бы обратить внимание на то, кем были первые русские святые:«Первые русские писатели – святые. Ни одна литература мира не имеет такого духовного основания»![]()
![]()
— митрополит Киевский Иларион. Он же – автор «Слова о Законе и Благодати», одного из первых древнерусских творений, в котором он фактически вписал в контекст общемировой христианской истории Русь, и, стало быть, Россию;
— Нестор, который, наверное, известен вам как автор «Повести временных лет», но он и агиограф (биограф): автор жития первых русских святых – благоверных князей Бориса и Глеба, и он тоже канонизирован, прославлен в лике преподобных;
— князь Владимир Мономах, известный как автор «Поучения», тоже канонизирован как благоверный князь;
— Феодосий Печерский, игумен Киево-Печерского монастыря, автор слов и поучений также канонизирован как святой преподобный;
— епископ Туровский Кирилл – автор «слов» и «поучений» прославлен Церковью в лике святителя.
Получается, что первые русские писатели – святые. Ни одна литература мира не имеет такого духовного основания: ни одна европейская, да и вообще никакая мировая литература. Если мы говорим о литературе римской или греческой, она вообще начинается с античности, то есть с язычества. А русская литература основана святыми.
При этом русская литература имеет тысячелетнюю историю. И как вы думаете, о чем будут писать святые? Что самое главное в жизни человека: карьера? Но когда-нибудь каждый выходит на пенсию, и о карьере приходит время забыть. Что важнее: плоть или дух? Так о чем будут говорить святые?
![]()
«Святые будут говорить о душе, потому что это самое главное, смысл человеческого бытия – спасение души»
![]()

Второй аспект. Если мы говорим о русской литературе, то нужно сразу же сказать, что она появляется с принятием христианства, потому что христианство – письменная религия. Язычество нет, а христианство – письменная религия. И сразу было переведено на славянский язык Священное Писание. Не полностью, правда, но книги Священного Писания Нового Завета, прежде всего, Евангелия, были переведены. Собственно, Евангелие становится той направляющей для любого человека-христианина, которая указывает, как нужно себя вести в этой жизни и исполнять девятнадцать заповедей, то есть, фактически, говорит о том, как стать святым.![]()
«Евангелие становится той направляющей для любого человека-христианина, которая указывает, как нужно себя вести в этой жизни»
![]()
Я иногда студентов, в том числе и Сретенской духовной академии, спрашиваю: «Как стать святым?», сначала они как-то теряются, а потом мы с ними разбираем, что в принципе есть девятнадцать заповедей. Есть десять ветхозаветных заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Не лжесвидетельствуй», «Не пожелай ничего чужого»… Для вас пятая заповедь очень важна: «Почитай отца твоего и мать…», и, кстати сказать, это единственная заповедь, имеющая нравственную окраску. Потому что продолжительность нашей жизни, святые отцы об этом говорят, зависит от нашего поведения. Непочитание родительское, то есть непочитание родителей сокращает человеческую жизнь, и, наоборот, почитание – удлиняет человеческую жизнь, по слову Священного Писания, …да будешь благословен на земле и долголетен (Исх. 20:12). Подобных примеров, подтверждающих эту заповедь, могу привести сотни и тысячи, это очень важная заповедь. В ней сразу дается оценка: за почитание – награда: длительность человеческой жизни.
![]()
«Русская литература христоцентрична, то есть в центре мировоззрения и в центре древнерусских произведений пребывает Сам Спаситель, Который пришел в этот мир для того, чтобы спасти человечество»
![]()

Кто первым исполнил все девятнадцать заповедей? Сам Христос. Если мы посмотрим, как преподобный Нестор пишет житие Бориса и Глеба, получается так, что он показывает, что Борис и Глеб исполняют все девятнадцать заповедей, а Святополк Окаянный, по приказу которого убивают его братьев Бориса и Глеба, нарушает все девятнадцать заповедей. То есть сразу же в русской литературе, причем в древнерусский ее период, появляется такое произведение, которое показывает смысл человеческого бытия.
Если мы посмотрим на произведение древнерусской литературы более позднего времени – «Повесть о Петре и Февронии», мы увидим, что она показывает пример жертвенной любви. При этом в этой повести ни разу не употреблено слово «любовь». Тем не менее, мы, опираясь на слова апостола Павла, который говорит, что любовь <…> не ищет своего (1 Кор. 13:4-5) (а если говорить о русских писателях XIX века, романтического периода, можно вспомнить строки В.А. Жуковского: «Любовь – себя забвенье!»), видим, что это действительно так. Феврония собственно и исцеляет свою будущую «вторую половинку», своего будущего супруга князя Петра. Мы с вами знаем, что сейчас есть такой праздник – День семьи, любви и верности, его в России ежегодно отмечают 8 июля, в день церковной памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Также память этих святых, покровителей русской православной семьи, празднуется во второе воскресение сентября, что приурочено к дате перенесения их мощей. Это что касается древнерусского периода.
Конечно, мы упомянули совершенно малое количество памятников древнерусской словесности, когда читаю лекции, даже не называю ее литературой. Это для вас я говорю, что это древнерусская литература, на самом деле это словесность, потому литература уже основывается на типизации, обобщении и вымысле, а вот в древнерусской словесности вымысла не было, о чем бы ни писал автор, для него все это – истина, это все реально, даже когда описываются чудеса: это тоже реальность, потому что чудо – то, что человек не может объяснить никакими законами физики, даже и сейчас происходит, и довольно часто происходит.![]()
«Литература уже основывается на типизации, обобщении и вымысле, а вот в древнерусской словесности вымысла не было, о чем бы ни писал автор, для него все это – истина, это все реально, даже когда описываются чудеса»
![]()
Если мы посмотрим на литературный процесс уже позднего периода, обратимся к литературе XIX века, что мы здесь с вами можем наблюдать? Что в центре внимания писателя по-прежнему остается человек, но писатель показывает, как его одолевают страсти. Если в древнерусской литературе есть идеал – это святой, то в русской литературе идеального образа уже нет, ибо любой человек грешен.
Давайте взглянем на творчество Александра Сергеевича Пушкина. Будущий поэт рос в такой семье, где отмечали Пасху, даже могли разговеться, но при этом же отец поэта мог отпускать всякие остроты и против Церкви. Нельзя сказать, что в этой семье было благочестие. При этом интересно, что когда Пушкин был отправлен как молодой специалист в Кишинев, а потом в Одессу (этот период часто называют «Южной ссылкой» А.С. Пушкина), в Одессе он познакомился с каким-то англичанином и в письме к своему приятелю в Петербург писал: «Здесь я познакомился с одним англичанином, с которым поговоришь полчаса и сразу разуверишься в Боге». Поскольку Александр Сергеевич Пушкин находился под надзором полиции, происходила перлюстрация писем, за это он поплатился, потому что из Одессы его выслали теперь уже действительно в ссылку в их родовое имение Михайловское.
Здесь он уже попадает под двойной надзор: и полиции, и духовенства. Рядом с Михайловским находится Святогорский Свято-Успенский монастырь, его настоятель – отец Иона – сразу почувствовал в Пушкине недюжинный талант. И, действительно, это была не просто талантливая личность, а личность гениальная, у которой, однако, в достаточной степени еще не сформировалось мировоззрение.![]()
«Именно в Михайловском, происходит преображение Пушкина, он совершенно меняется»
![]()
И именно в Михайловском происходит преображение атеиста Пушкина в глубоко православного человека. И его трагедия «Борис Годунов» – это как раз первое такое удивительное по своему духовному содержанию произведение, которое свидетельствует о том, что Пушкин очень сильно изменился.
![]()
«Пушкин уже теперь воспринимает свой талант как Богом данный. И если это Богом данный талант, то кому нужно служить этим талантом? Тому, Кто его дал»
![]()
В Михайловское он был сослан в августе 1824 года, спустя год, летом 1825 года он пишет: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Посмотрите, какое слово он употребляет – «творить». А что он до этого делал? Сочинял. Он так и подписывался: «Сочинитель Пушкин». А теперь он осмысливает свой талант как Богом данный. Если вы бывали на службе, то можете помнить, что в конце Литургии священник выходит из царских врат, спускается с амвона, поворачивается лицом к алтарю и произносит молитву, которая называется заамвонной, в которой есть такие слова: «Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть». Что значит «дар совершен свыше есть»? Это талант, который «свыше есть». И вот Пушкин уже теперь воспринимает свой талант как Богом данный. И если это Богом данный талант, то кому нужно служить этим талантом? Тому, Кто его дал. И поэтому все дальнейшее творчество Пушкина будет как раз с христианской основой. Да, возможно, мы не увидим таких прямо указующих на это мест в его творчестве, в прозе или в поэзии, Пушкина, но, тем не менее, и его поэзия, и его проза пропитаны именно этим духовным содержанием.
И уже через год в 1826 году А.С. Пушкин встречается с императором Николаем Павловичем здесь, в Москве, в ночь с 8 на 9 сентября у них была очень длительная беседа. Она была пересказана и самим Пушкиным, и Николаем Павловичем, зафиксирована несколькими знакомыми императора и Пушкина, так что мы можем судить действительно об этом судьбоносном для поэта разговоре с императором. Император сказал поэту, что у него гениальный дар, и призвал его служить этим даром русскому народу и нашему Отечеству. Удивительно, что это император говорит поэту.
Потом, немножко позднее, когда Пушкин захочет служить, Николай I спросит, где он хотел бы применить свои силы, а Пушкин в то время, как мы уже говорили, увлекается историей и пишет «Историю Пугачевского бунта», то император дает ему освободившуюся после смерти Н.М. Карамзина должность историографа при императоре. Это дает возможность Александру Сергеевичу работать во всех архивах как светских, так и в монастырских, читать рукописи. И, занимаясь историей Пугачевского бунта, посещая Оренбургскую губернию, Пушкин услышал там один рассказ о молодом офицере, который якобы перешел на службу Пугачеву, а потом вернулся служить на свое прежнее место. Этот случай заинтересовал Пушкина как писателя, и, как можно догадаться, именно эта история послужила основой для повести «Капитанская дочка».
Продолжение следует...